Возрастные особенности развития психомоторных способностей
Психомоторные способности детей претерпевают весьма значительные изменения под влиянием естественного развития, физического воспитания и спортивной тренировки. Чтобы понять характер и качество этих изменений, необходимо уточнить в эксперименте особенности психофизиологического развития детей и подростков. Исходя из монистического воззрения на индивидуальное развитие человека следует полагать, что психическое и физическое (моторное) развитие взаимосвязаны. Однако нельзя полагать, что эти показатели имеют одинаковую связь во всех возрастных периодах. С возрастом связано не только развитие функциональных возможностей всех систем организма, но и нарушение их соответствия и связанная с этим взаимокомпенсация отдельных функций. Анализ большинства профессий сегодняшнего дня показывает, что все большую роль в трудовых действиях приобретают сенсорные и интеллектуальные процессы. Иными словами, «возрастает» и усиливается психическая регуляция трудовых действий» (Б.Г. Ананьев, 1965). Следовательно, необходимо уже в детском возрасте заботиться о полноценном развитии психомоторики ребенка, которая совершенствуется как в ходе естественного развития, так и под влиянием педагогических средств (Л.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская и др.). Как показано в ряде исследований, специальными средствами физического воспитания можно значительно улучшить психомоторные способности школьника (П.Ф. Лесгафт, С.Г. Геллерштейн, В.С. Фарфель, М.М. Боген и др.). Успешность формирования психомоторных способностей зависит от эффективности средств и методов целенаправленного их развития в оптимальные возрастные периоды. Так, по данным времени пробега 30 м, по времени сенсомоторной реакции и теппинг-тесту, быстрота движений в среднем повышается от 10 до 15 лет, однако наибольшее улучшение быстроты движений (особенно по лабораторным методикам) наблюдается до 12-13 лет. После 14-15 лет сдвиги в приросте быстроты несущественны (335, 345). Силовые показатели интенсивно развиваются с 10 до 12 и с 14 до 15 лет. С 12 до 14 лет наблюдается незначительный прирост силы как у мальчиков, так и у девочек. Точность движений у детей значительно улучшается до 12 лет. С 13 лет темпы прироста точности движений, как по точности воспроизведения, так и по уровню различительной чувствительности, незначительны. Отмечены особенности в развитии точности движений у мальчиков и девочек. У школьниц точность движений с 13 до 15 лет даже несколько ухудшается, в то время как у мальчиков спад проприоцептивной чувствительности отмечен только с 12 до 13 лет. Следует отметить, что различительная чувствительность к движениям по разным переменным не однозначна. Если в детском возрасте наблюдается известное соответствие между уровнем развития чувствительности по временным, пространственным и динамическим характеристикам, то в подростковом возрасте школьники испытывают наибольшие трудности при контроле своих движений по динамической и временной переменным. Другие исследуемые психические функции с возрастом также претерпевают ряд изменений. Психическая устойчивость у детей с возрастом совершенствуется как по показателям устойчивости внимания, так и по показателям устойчивости самооценок времени своих реакций. Однако, это развитие не прямолинейно и зависит не только от возраста, но и от пола испытуемых. У девочек 13-14 лет наблюдается даже ухудшение психической устойчивости по показателям внимания, у мальчиков спад в развитии этой функции наблюдается несколько раньше (с 12 до 13 лет), хотя и был менее выражен. Изучение возрастных особенностей памяти показало, что память школьников на цифровой материал улучшается с 10 до 15 лет незначительно. Двигательная память у школьников этого же возраста улучшается особенно интенсивно до двенадцатилетнего возраста, затем наблюдается некоторый застой в развитии этой психической функции. Следует отметить, что наилучшую двигательную память дети демонстрируют по пространственной переменной, наихудшую – по динамической переменной, что согласуется с данными Б.М. Мейксона (1964). Психическая оперативность (быстрота) у школьников развивается волнообразно. Первое большое ускорение кривой оперативности мышления наблюдается до 12-13-летнего возраста, второе улучшение оперативности отмечается после 14 лет. Корреляционный анализ измеряемых функций позволил ученым установить ряд положений. Корреляция между психическими и моторными функциями наибольшая в 10-11 лет. Наименьшая связь функций наблюдается в 12-14 лет. У девочек эти закономерности проявляются примерно на год раньше. У школьников 8-11 классов выявлялось влияние педагогических средств урока физкультуры на развитие таких психомоторных функций, как точность движений, память, внимание, оперативность мышления. В заключение несколько общих выводов: - психомоторное развитие у юношей и девушек 15-17 лет происходит неравномерно и зависит как от половых, так и индивидуально-возрастных особенностей; - у мальчиков наиболее высокие темпы развития памяти, внимания, чувствительности наблюдаются до 11 лет. В 13-14 лет отмечен некоторый застой в развитии психических (оперативность мышления, двигательная память) и моторных функций (скорость, темп движений) к 15-17 годам психомоторные функции увеличиваются; - корреляционные связи между показателями психических и моторных функций различны в разные возрастные периоды. Наибольшая связь показателей наблюдается в 10, 12 и 15 лет; - доказана эффективность применения специально разработанных упражнений для развития у детей психомоторики. Наибольшую потребность в развитии психомоторики испытывают школьники 5-7 классов и подростки 12-14 лет. В возрастных особенностях формирования психомоторных способностей также ведущую роль играет координация движений и координационные способности. Итак, координационные способности (КС) – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Существуют специальные КС, относящиеся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные КС: - во всевозможных циклических (ходьба, бег, ползание, лазание, перелезание, плавание; локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и др.); - ациклических двигательных действиях (прыжки); - в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения); - в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п.); - в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей); - в баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота); - в метательных движениях на меткость (метания или броски различных предметов в цель; теннис, городки, жонглирование); в движениях прицеливания; - в подражательных и копирующих движениях; - в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование, восточные единоборства); - в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.). В приведенную систематизацию не вошел еще ряд групп КС, которые относятся к трудовым действиям и бытовым операциям. Это так называемая вертикальная классификация КС. К наиболее важным из специфических, или частных, КС (горизонтальная классификация КС) относятся: способность к ориентированию в пространстве, равновесие, ритм, способности к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений, способности к реагированию, быстроте перестроения двигательной деятельности, способности к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость. Дадим краткие определения этих способностей. Под способностью к ориентированию понимают возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении. Способность к дифференцированию параметров движений обусловливает высокую точность и экономичность пространственных (позиций углов в суставах), силовых (состояние напряжения в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство микроинтервалов времени) параметров движений. Способность к реагированию позволяет быстро и точно выполнить целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью (рукой, ногой, туловищем). Способность к перестроению двигательных действий – это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям. Способность к согласованию – соединение (соподчинение) отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации. Способность к равновесию – сохранение устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения акробатических упражнений, в борьбе с партнером). Способность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменяющимися условиями. Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость – способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражителей (кувырков, бросков, поворотов и др.). Произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент. Каждая из вышеназванных КС не является однородной, а имеет сложную структуру. Например, в способности к равновесию выделяют статическое, динамическое равновесие и уравновешивание предметов. До 15 и более элементарных способностей различают в способности к дифференцированию (воспроизведение, дифференцирование, оценка и отмеривание пространственных, временных и силовых параметров движений). Сложной структурой отличаются способность к реагированию (выбора, предвидения, переключения), способность к ритму (воспроизведения, изменения ритма) и другие способности. Следует иметь в виду, что названные КС специфически проявляются в зависимости от спортивной дисциплины и видов предметно-практической деятельности. Поэтому, например, способность к дифференцированию параметров движений своеобразно проявляется как чувство дистанции в боксе.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |