Дидактические принципы в системе обучения двигательным действиям
Цели и задачи обучения становятся достигаемыми, если процесс осуществляется в соответствии с законами дидактики, «дидактические принципы» и определяющими ход обучения в целом и на всех этапах воспитания и образования. I. Принцип научности обучения В основе этого принципа лежат положения философии и познаваемости мира, объективности знаний и путях познания истины. Организованное обучение отличается от стихийного прежде всего научностью. Это значит, что изучаемый материал — результат научного познания, что преподавание построено на научно обоснованной методике и организация учения направляется учителем, знающем законы усвоения учебного материала. Реализация принципа научности обучения требует выполнения ряда условий: - Изучаемые двигательные действия должны восприниматься учащимися в их подлинном виде. - Обучаемый должен осознать и усвоить существенные признаки и свойства изучаемых двигательных действий, связи изучаемых действий с другими действиями и особенностями ситуаций деятельности. - Изучая двигательные действия, следует воспринимать их не как нечто раз и навсегда , а в их развитии и совершенствовании. - В процессе обучения следует знакомить обучаемых не только с закономерностями решения двигательных задач — результатом научного поиска, но и с доступными методами научного исследования. - В процессе обучения можно использовать только принятые в науке термины. Устаревшими и жаргонными терминами пользоваться нельзя.
Принцип наглядности
Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность в физическом воспитании осуществляется в формах — зрительной, звуковой, двигательной. Зрительная — демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных фильмов и т.д.). Она содействует уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности очень важна на начальных этапах обучения (овладение новыми двигательными действиями). Зрительная наглядность ценна и при совершенствовании спортивно-технического мастерства. Звуковая наглядность — в виде различных звуковых сигналов имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик движений. Она дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения. Восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях — ощущения, восприятия и представление; а через слуховую — только на уровне представления. От слова запоминает 15% информации, от зрительной — 25%. Если одновременно — 65% информации. Двигательная наглядность наиболее специфичная для физического воспитания. Ее значение исключительно важно, особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом является направляющая помощь и проведение по движению. Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.
«Общеметодические принципы в физическом воспитании» Принцип — в системе образования и воспитания понимают — руководящее положение, основное правило, установка. Общеметодические принципы — это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Принцип сознательности и активности Назначение этого принципа состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленные отношения, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности. Сознательность — это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности. В физическом воспитании прежде всего должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физической культурой в целом. Тогда у занимающихся будут созданы сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий и мобилизовать свою энергию. От учителя во многом зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих здоровый интерес его воспитанников к избранному виду деятельности. Для успеха физического воспитания важна также сознательная деятельность занимающихся в процессе решения каждой задачи, поставленной учителем. При постановке каждого конкретного требования надо доводить до сознания занимающихся его значение. Одна из существенных сторон педагогического мастерства преподавателя физкультуры заключается в умении возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания. Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от того, насколько ученики приучены анализировать свои действия и творчески искать путь их улучшения. Это достигается применением методов — словесный разбор, анализ и самоанализ выполняемых действий. Очень важна роль сознания занимающихся при овладении ими техники изучаемых движений. Необходимо побуждать детей осмысленно овладевать и управлять движениями. Это разновидность идеомоторных тренировок. Активность — это мера или величина проявляемой человеком деятельности, а также его включение в работу. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Активность зависит от сознания, при этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством знания, мотивация, потребности и цели. Из данного принципа вытекают следующие требования: XII. постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися, XIII. сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе, XIV. осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений, навыков в практике жизни, XV. воспитание инициативы, самостоятельности и творческого отношения к процессу физического совершенствования. Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем специальных методических приемов: контроль и оценка действий занимающихся, обучение самоконтролю за своими действиями, использование наглядных пособий, зрительных и слуховых ориентиров в обучении, беседы по разбору техники и др. Сознательное отношение учащихся к учебному процессу реализуется в их активной учебной работе. Учение предполагает единство сознательности и активности обучаемого, так как сознательность без активности есть созерцательность, а активность без сознательности — хаос, суета, «буза».
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |