Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности ценообразования на рынке интеллектуальной собственности



2019-12-29 267 Обсуждений (0)
Особенности ценообразования на рынке интеллектуальной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В результате развития обменных операций (коммерциализации) в отношении ОИС формируется рынок интеллектуальной собственности (далее также – рынок ИС) как особый институт, опосредующий процесс коммерциализации интеллектуальной собственности. Рынок ИС представляет собой именно тот набор механизмов, посредством которого осуществляется передача прав на ОИС, и тем самым реализуются интересы участвующих в сделке сторон, устанавливаются цены, а также эффективно распределяются ресурсы между конкурирующими вариантами их использования.

Предпосылками возникновения рынка интеллектуальной собственности является разделение труда (в данном случае на физический и интеллектуальный, хотя в некоторых случаях их трудно разделить: например, создание некоторых видов ноу-хау происходит именно в процессе производственного освоения новых технических идей), специализация «производителей» интеллектуального продукта (выделение научно-технической сферы в виде конструкторских бюро, лабораторий и т.п.), развитие товарно-денежных отношений.

Рынок как форма организации совместной экономической деятельности людей основан на трех обязательных признаках: частная собственность, добровольное экономическое взаимодействие самостоятельных и независимых друг от друга субъектов и конкуренция. Как и на любом другом рынке, на рынке интеллектуальной собственности должны соблюдаться перечисленные условия, необходимые для его нормального функционирования. Проанализируем сферу коммерциализации интеллектуальной собственности с точки зрения соблюдения основных рыночных условий.

Во-первых, на рынке необходимо наличие экономических агентов, заинтересованных в купле-продаже данного вида товаров – «интеллектуальной собственности». Такими агентами (или субъектами) на рынке ИС являются, с одной стороны, продавцы товара «интеллектуальная собственность» (как, правило, научно-производственные организации, институты, лаборатории, реже – производственные предприятия или физические лица), с другой стороны – покупатели (предприятия различных сфер экономической деятельности). Кроме того, к числу агентов рынка ИС могут быть отнесены лица (или организации), обеспечивающие рыночную инфраструктуру, а именно посредников, различного рода консультантов (в том числе оценщиков), юристов и т.д. Субъектом данного рынка является также государство, которое может выступать как в роли продавца или покупателя, так и выполнять особую функцию на рынке - задавать «правила игры», которым должны следовать остальные агенты рынка.

Во-вторых, товары, обращающиеся на отдельном сегменте рынка (в данном случае рынок ИС – сегмент рынка факторов производства), должны обладать относительной однородностью (имеется в виду не отнесение к одному виду товаров, товаров-субститутов, а наличие единого признака (одного или нескольких) как основания для отнесения к одному рыночному сегменту). На первый взгляд, ОИС слишком индивидуальный товар, чтобы быть рыночным. И действительно, объектом сделок на рынке ИС являются РИД: изобретения, промышленные образцы, ноу-хау и т.д., которые, по определению, являются уникальными, поскольку должны иметь творческий характер, то есть обладать определенной степенью новизны. К тому же ОИС, обращающиеся на рынке ИС, относятся к разным сферам применения и отраслям промышленности.

Вместе с тем, очевидно, что общим признаком для ОИС является их нематериальная природа. Кроме того, полезность ОИС определяется их особой ролью в производстве: обеспечение роста производительности и получение дополнительной прибыли. Эта характеристика является общей для всех ОИС и подтверждает их «функциональную однородность». Функциональная однородность, принадлежность к категории прогрессивных технологий являются также основой для восприятия покупателем (инвестором) рынка ОИС как специфического сегмента рынка - совокупности альтернативных вариантов инвестирования средств в инновации (будь то новое программное обеспечение или прогрессивный лекарственный препарат).

Ввиду специфики ОИС (в первую очередь, их нематериальной природы) сделки на рынке интеллектуальной собственности принимают особую институциональную форму. Операции с объектами интеллектуальной собственности сопровождаются обязательным оформлением лицензионного соглашения на передачу права на использование ОИС или договора на полную переуступку патентных прав. В связи с этим ОИС приобретают еще один родовой признак, заключающийся в особой форме реализации. Сказанное позволяет выделить сферу коммерциализации ОИС в самостоятельный сегмент рынка факторов производства – рынок интеллектуальной собственности. При этом необходимо отметить, что в зависимости от видов ОИС (объекты авторского права или промышленной собственности, программы ЭВМ или товарные знаки) формируются отдельные сегменты рынка ИС.

В-третьих, реализация экономических интересов субъектов рынка возможна лишь при наличии права собственности на объект сделки. То есть, должны существовать гарантии в том, что, купив товар, его можно использовать по собственному усмотрению в личных интересах. На рынке интеллектуальной собственности таким условием является необходимость правовой защиты и охраны прав интеллектуальной собственности, определяющей основные потребительские свойства ОИС как товара.

В-четвертых, в процессе взаимодействия субъектов рынка по поводу купли-продажи экономических благ возникает экономическое соперничество за наилучшие условия и максимальное удовлетворение частных потребностей, то есть конкуренция. Конкуренция является необходимым условием, двигателем рыночного механизма. Конкуренция на рынке интеллектуальной собственности имеет свои особенности. Поскольку товар ОИС обладает достаточной степенью специфичности, дифференцированности, и право интеллектуальной собственности предоставляет субъекту легальную монополию на использование определенной технологии, фактически, на отдельный вид бизнеса, конкуренция на рынке ОИС носит несовершенный характер.

Обеспечивая своему обладателю монопольные позиции в использовании прогрессивных технологий или «раскрученного» товарного знака (дающих преимущества перед конкурентами), интеллектуальная собственность, тем самым, создает условия для формирования рынка монополистической конкуренции и в отношении продукции, при производстве которой используется данный ОИС. Таким образом, при использовании ОИС одним лицом – патентообладателем или обладателем полной лицензии – на отдельном сегменте рынка возникает монополия, обусловленная действием исключительного права. В случае если патентообладатель решит поделиться свой властью на рынке и выдать лицензию (или лицензии), конкуренция на данном сегменте примет другой характер – дуополии (при наличии одного лицензиата, по сути, конкурента), олигополии или монополистической конкуренции (при наличии двух и более лицензиатов). Другими словами, конкуренция на рынке технологий (ОИС) становится своего рода проекцией конкуренции на рынке конечной продукции в соответствующей области предпринимательской деятельности. Причем связь между характером и последствиями конкуренции на рынке традиционных товаров и рынке ОИС взаимообусловленная – конкуренция на рынке товаров толкает производителей к разработке новых технологий, соответственно, усиливается конкуренция между разработчиками ОИС, что, в свою очередь, отражается на первичном товарном рынке.

Несовершенный характер конкуренции на рынке ОИС в силу того, что цены перестают быть орудием влияния на состояние равновесия на рынке, приводит к возрастанию роли факторов неценового характера. В первую очередь, к таким факторам относятся специфичность продукции (принадлежность к перспективным направлениям НТП) и качество (уровень научно-технической значимости). Несовершенный (в той или иной степени монополистический) характер конкуренции свидетельствует также о получении продавцами в краткосрочном периоде сверхприбыли, обусловленной монопольными позициями продавцов наиболее перспективных технологий.

Вместе с тем на некоторых сегментах рынка ОИС наблюдаются признаки конкуренции, близкой к совершенной. В числе таких сегментов можно выделить рынки программных продуктов, специализирующиеся на программах управленческого и консультационного характера (например, бухгалтерские –1С, Галактика и др.; юридические – Консультант+, Ваше право, Гарант и др.)

Важной особенностью рынка интеллектуальной собственности является также то, что это рынок факторов производства, то есть вторичный (производный) рынок. В связи с этим неотъемлемым элементом анализа рынка интеллектуальной собственности является анализ рынка продуктов конечного потребления, произведенных с использованием данных ОИС. Причем в первую очередь эта особенность рынка интеллектуальной собственности отражается на формировании спроса на ОИС. Приведенные выше особенности рынка интеллектуальной собственности находят свое отражение в факторах рыночного ценообразования, и в первую очередь они влияют на формирование спроса и предложения на данном рынке.

Анализ процесса формирования цен на ОИС, по нашему мнению, следует предварить определением понятия «стоимости ОИС». Современные теории ценообразования в большинстве случаев опускают данное понятие, оперируя более конкретными понятиями: «издержки», «прибыль», «доход», «цена». Вместе с тем, категория стоимости товара, как представляется, не утратила своей значимости, поскольку является базовой категорией экономического анализа, подводя объективную основу под, по сути, субъективный процесс рыночного ценообразования. «При этом под стоимостью обычно понимается своего рода основа текущих цен, вокруг которой под влиянием складывающихся уровней спроса и предложения цены совершают свои колебания»[58].

В классической политической экономии стоимость определялась затратами различных производственных факторов, в частности затратами труда (А. Смит, Д. Рикардо) – согласно трудовой теории стоимости. Марксизм развил данную теорию, определив стоимость как овеществленный в товаре общественный труд. При этом величина стоимости конкретного товара равна количеству общественно необходимых (абстрактных, усредненных) затрат труда (ОНЗТ) на производство данного товара. В дальнейшем трудовая теория стоимости переросла в теорию издержек производства Сэя-Мальтуса, в соответствии с которой в основе стоимости лежит не только труд (издержки на оплату труда работников), но и другие факторы производства: капитал (издержки на привлечение средств производства) и земля (рента).

Основным недостатком названных теорий явилось «однобокое» представление о ценности товара, определяемой исключительно затратной стороной. Говоря современным языком, в данном случае рассматриваются лишь факторы со стороны предложения – издержки производства. Классической политэкономией признавалась двойственная природа товара: синтез потребительной стоимости и стоимости. При этом считалось, что сравниваться (соизмеряться) между собой товары могут только на основе стоимости, тогда как потребительная стоимость (полезность) является уникальной характеристикой каждого конкретного товара и не в состоянии быть приравненной к другому товару. Ценой считалось денежное выражение стоимости. Причем признавалось, что цена может отклоняться от стоимости под воздействием рыночных условий. Последнее, по нашему мнению, как раз и объяснялось «пробелами» данной теории, игнорированием влияния второй стороны товара (полезности) на формирование его стоимости.

Решением проблемы одностороннего анализа формирования стоимости явилось появление теории предельной полезности и осознание необходимости учета одновременно и факторов спроса, и факторов предложения. Так сформировалась современная теория ценообразования (в противовес классической теории стоимости, понимаемой как эквивалент затрат или издержек), в соответствии с которой цена товара определяется в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке в определенный момент времени (момент сделки). То есть, цена представляет собой, по сути, исторический факт – зафиксированную в определенный момент времени (в конкретных рыночных условиях, при асимметричности информации и других внешних воздействиях) сумму денежных средств, уплачиваемых за товар, на которую согласны и покупатель, и продавец. Таким образом, цена предстает как субъективная оценка ценности рыночного блага. При других обстоятельствах, при наличии другой рыночной, информационной ситуации цена на тот же товар (без изменения его потребительских качеств и суммы затрат, понесенных на его производство), скорее всего, будет другой.

Очевидно, что должен быть показатель, отражающий более или менее объективную ценность товара. Таким показателем может быть стоимость, но не в значении затрат или издержек производства, а в значении общественно признаваемой ценности блага, учитывающей и затраты, и полезность данного блага. Такой подход к определению стоимости принят в методологии оценки при установлениитак называемой «стоимости в обмене» [59]. Обычной формой стоимости в обмене является «рыночная стоимость». Под рыночной стоимостью понимается «расчетная величина, равная денежной сумме, за которую предполагается переход имущества из рук в руки на дату оценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом после адекватного маркетинга; при этом полагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения. Применительно к конкретному товару это определение делает акцент на стоимости, которой данный актив обладает сам по себе, принимая во внимание его наиболее эффективное использование и денежную сумму, которая может быть выручена за его использование»[60].

Тем самым под стоимостью понимается наивысшая цена продажи товара на конкурентном и открытом рынке. Моделируя условия, максимально приближенные к идеальному рынку (полная прозрачность, полнота и симметричность информации, абсолютная рациональность сторон сделки и др.), мы получаем рыночную стоимость (наивысшую рыночную цену) товара. Очевидно, что описанные условия являются идеальной моделью и в реальной жизни практически не осуществимы. Поэтому на практике под рыночной стоимостью обычно понимается наиболее вероятная цена товара, рассчитанная с учетом всевозможных факторов для определенных рыночных условий. То есть, стоимость представляет собой определенный ориентир, наиболее приближенный к «объективной» стоимости. При этом реальная (фактическая) цена сделки, скорее всего, будет несколько отклоняться от расчетной величины в силу того, что учесть абсолютно все рыночные и нерыночные (личные) факторы и их колебания невозможно. При этом амплитуда колебаний цены вокруг стоимости напрямую зависит от качества и полноты проведенного анализа рыночной информации.

Рыночная стоимость или наиболее вероятная цена сделки представляет собой, как уже было сказано, стоимость в обмене, «объективную» стоимость, уравновешивающую интересы и покупателя, и продавца. То есть, главной целью определения стоимости в данном случае является обмен, передача собственности от одного субъекта другому. При этом понятие стоимости в обмене является более широким, чем рыночная стоимость, включая и другие формы стоимости в зависимости от условий обменной операции.

Вместе с тем определение стоимости может потребоваться собственнику (владельцу, пользователю) объекта для того, что бы оценить эффективность использования данного объекта, адекватность его балансовой стоимости и т.п., то есть установить так называемую «стоимость в пользовании». Очевидно, что данная категория стоимости не претендует на объективность, поскольку круг ценообразующих факторов ограничивается безальтернативным набором условий конкретного производства, бизнеса или инвестиционного проекта. То есть, стоимость определяется потребностями не типичного покупателя или инвестора, а вполне конкретного. Таким образом, стоимость в пользовании предстает как субъективная стоимость блага при наиболее эффективном его использовании в рамках определенного бизнеса (проекта). Обычно предстает в форме инвестиционной стоимости.

Поскольку предметом исследования в настоящей работе является именно коммерческая (подразумевающая обмен), а не производственная реализация ОИС, то мы сосредоточимся на первой из названных категорий стоимости, а именно - стоимости в обмене. Причем проанализированы будут не только рыночная, но и другие, наиболее существенные формы стоимости в обмене.

Вышесказанное подчеркивает, что определение цены ОИС – процесс весьма трудоемкий, требующий специальных знаний и умений в области техники, экономики, права. Именно это послужило причиной для выделения особой области знания – оценки интеллектуальной собственности, приобретающей в настоящее время огромное значение. Оценка представляет собой процесс определения стоимости, в ходе которого анализируется информация, имеющая непосредственное отношение к объекту оценки. Тем самым как бы моделируется рыночное ценообразование с учетом всех ценовых и неценовых факторов. Наличие института оценки сокращает большую часть трансакционных издержек (издержек поиска и обработки информации) и делает процесс ценообразования более оптимальным, а стоимость оцениваемого объекта – наиболее приближенной к рыночной. Косвенным образом о необходимости института оценки в свое время говорил Р. Коуз: «Очевиднейшая из издержек «организации» производства с помощью ценового механизма состоит в выяснении того, каковы же соответствующие цены. Издержки на это могут быть сокращены благодаря появлению специалистов, которые станут продавать эту информацию, но их нельзя устранить вовсе»[61].

Говоря об оценке, прежде всего необходимо прояснить один из ее базовых вопросов: что является предметом оценки. Существует две концепции определения существа оценки. С одной стороны - экономическая концепция оценки имущества, объективно основанная на способности этого имущества быть проданным и купленным на свободном рынке, предполагающая, что объектом оценки является имущество (материальное или нематериальное). С другой стороны - правовая концепция, основанная на приоритете четкой спецификации прав на объекты хозяйственного оборота, предполагающая, что объектом оценки является не само имущество (материальное или нематериальное), а права собственности (интеллектуальной собственности) на это имущество. По сути, обе концепции справедливы, но учитывают лишь одну из существенных сторон объекта оценки. Положения обеих концепций будут в полной мере учтены, если под объектом оценки понимать объект права собственности (или ОИС), а не просто имущество или право. Использование в оценке данного термина позволяет избежать искусственного разграничения на «имущество» и «права», и воспринимать объект в целом как имущество, используемое в определенном правовом режиме. При этом в процессе определения стоимости учитываются как характеристики самого объекта (имущества), так и характеристики того правового режима, в котором данный объект используется в экономическом обороте.

В основе оценки лежит ряд общих принципов, являющихся теоретическим фундаментом, на базе которого формируются подходы и методы определения стоимости. Принципы оценки можно охарактеризовать как общие теоретические положения, описывающие экономическое поведение людей в процессе ценообразования, то есть те или иные экономические закономерности. В свою очередь, данные закономерности непосредственно связаны с факторами рыночного ценообразования. В связи с этим в целях последующего анализа влияния форм коммерциализации на процесс ценообразования было бы целесообразно рассматривать факторы ценообразования во взаимосвязи с основными принципами оценки.

Спрос на рынке интеллектуальной собственности представляет собой потребность покупателей (производителей продукции конечного или производственного потребления) в новых научно-технических разработках, обеспечивающих рост производственно-экономических показателей. Величина спроса определяется максимальным количеством товара (ОИС), который может приобрести определенный покупатель по определенной цене в определенный период времени.

С точки зрения покупателя, его индивидуальный спрос определяется теми преимуществами, которые ему сулит использование определенного ОИС. Выгоды от приобретения права на использование ОИС варьируются в зависимости от вида ОИС. Так, например, приобретение возможности использования изобретения или ноу-хау позволяет предприятию-покупателю повысить технический уровень выпускаемой им продукции, улучшить ее качество и другие потребительские характеристики, снизить издержки производства и т.д. Несколько другие преимущества появляются у приобретателя права на средство индивидуализации (товарный знак и др.). В данном случае выгоды предприятия определяются реакцией потребителей на тот или иной товарный знак, их стойкой ассоциацией определенного брэнда с определенным уровнем качества обозначенной им продукции (или услуги).

Цена покупателя в данном случае будет обусловлена той прибылью, которую он планирует получить в результате монопольного использования ОИС. Именно в этой дополнительной прибыли, ожидаемой покупателем, и заключается ценность приобретаемого ОИС для покупателя или так называемая субъективная полезность товара-ОИС. Таким образом, основным фактором, формирующим стоимость ОИС со стороны спроса (покупателя), является потенциальный доход, который может быть получен от использования приобретаемого товара-ОИС.

Субъективная полезность товара (в данном случае оценка потенциального дохода) формируется под воздействием стремления каждого участника обмена к максимальному удовлетворению своих потребностей. Такое поведение экономических агентов имеет свои закономерности, которые в общем виде могут быть описаны тремя правилами экономического прагматизма Бем-Баверка:

1) благо, получаемое субъектом в обмене, должно обладать для него большей полезностью, чем благо отдаваемое, то есть обмен должен приносить выгоду субъекту;

2) субъект стремится получить в обмене наибольшую из возможных полезностей, то есть совершить сделку с максимальной выгодой для себя;

3) субъект предпочтет совершить сделку с меньшей для себя выгодой, чем вообще отказаться от обмена и потерять таким образом даже небольшое приращение полезности[62].

Учитывая данные правила экономического поведения, можно выделить дополнительные факторы ценообразования и, вместе с тем, сформулировать некоторые общие принципы определения стоимости ОИС. Причем данные принципы, отражающие действие факторов ценообразования, подразделяются на четыре основных группы, в зависимости от соответствующих групп факторов: принципы оценки, обусловленные представлениями покупателя о ценности приобретаемого блага, принципы, обусловленные представлениями продавца; принципы, обусловленные спецификой самого объекта оценки и принципы внешней среды. Хотелось бы отметить, что поскольку основными факторами ценообразования являются спрос и предложение (в конечном итоге все-таки именно покупатель и продавец решают исход сделки – устанавливают цену), то две другие группы факторов (обусловленных спецификой товара и институциональной средой) воздействуют на цену опосредованно, через влияние на формирование спроса и предложения[63].

Основополагающий признак товара – полезность – лег в основу так называемого принципа полезности: приобретаемый товар (ОИС) должен обладать субъективной полезностью, то есть соответствовать конкретным потребностям данного покупателя. Субъективная полезность ОИС определяется его способностью приносить дополнительную прибыль. Причем эта прибыль зависит не от непосредственной продажи ОИС, а от продажи конечных продуктов, произведенных с использованием ОИС. В связи с этим факторы ценообразования на рынке интеллектуальной собственности приобретают производный характер, то есть факторы спроса на сам ОИС определяются спросом на продукцию, произведенную с его использованием. То есть, спрос на конечную продукцию является значительным фактором спроса на ОИС. В свою очередь, к факторам первичного спроса можно отнести:

¨ уровень доходов покупателей данного товара конечного потребления (покупательная способность);

¨ вкусы и предпочтения конечного потребителя, формируемые под воздействием моды, рекламы и т.д.;

¨ цены на сопряженные товары (товары-субституты);

¨ объективные, естественные условия потребления: природные условия, исторические, национальные традиции и т.д.;

¨ ожидания экономических агентов относительно будущих цен и доходов.

Приобретаемый в настоящий момент ОИС оценивается величиной будущихдоходов, приведение которых к текущей (настоящей) стоимости требует построения прогнозов, имеющих вероятностный характер. Отсюда возникает необходимость учета фактора риска – риска получения данного дохода. С оценкой данного фактора связан принцип ожидания, отражающий отдаленность получения дохода от приобретаемого ОИС во времени и вытекающие из этого последствия. На выбор и стоимостную оценку полезности ОИС покупателем существенное влияние оказывает также информация об имеющихся на рынке аналогичных товарах. Естественно, что рациональный покупатель никогда не заплатит за товар больше, чем стоит его аналог. То есть немаловажным фактором ценообразования является наличие товаров-аналогов и цены на них. На описанной закономерности построен принципзамещения: покупатель приобретет товар лишь в том случае, если его цена не превышает цену другого товара с аналогичной полезностью.

Поскольку полезность приобретаемого покупателем ОИС определяется эффектом от его использования в производстве, покупатель оценивает ОИС с точки зрения вклада данного фактора производства в создание добавочной стоимости, его производительности. В связи с этим существует так называемый принцип вклада, подразумевающий оценку ОИС как фактора производства, эффективность использования которого должна быть не меньше затрат на его создание или приобретение. Данный принцип тесно связан с принципом убывающей предельной производительности факторов производства, основанном на следующей закономерности: по мере использования фактора производства его отдача в течение определенного периода растет быстрее затрат на него, а затем замедляется, начинает убывать и, в конечном счете, данный фактор прекращает приносить доход. Это связано с цикличностью любого производственного процесса (подъем, пик, спад и т.д.) и ограниченностью эффективного срока использования фактора производства (в данном случае ОИС). 

Как известно, вторым главным ценообразующим фактором является предложение. Предложение на рынке интеллектуальной собственности представляет собой желание и возможность конкретного продавца ОИС продать свой товар. Величина предложения ОИС, соответственно, определяется максимальным объемом (стоимостью) ОИС, приготовленных для продажи в определенное время в определенных рыночных условиях. Предложение на рынке интеллектуальной собственности характеризует динамику научно-технического прогресса в тех или иных отраслях производства. Принципы оценки, обусловленные действием факторов предложения, отражают представления продавца о ценности продаваемого им блага. Прежде всего, стоит отметить стремление продавца «не остаться в убытке», то есть возместить свои затраты на создание ОИС. При этом должны учитываться в равной степени как трансформационные, так и трансакционные издержки. То есть, основным фактором со стороны предложения выступают затраты (издержки) продавца, включая прибыль разработчика (инвестора), на разработку ОИС. Причем в данном случае речь идет не о бухгалтерских, а об экономических (альтернативных) издержках. Как было отмечено ранее, процесс определения стоимости, подразумевает оценку объекта при условии его наилучшего и наиболее эффективного использования. В свою очередь, затраты при наиболее выгодном (эффективном) использовании имеющихся ресурсов являются альтернативными издержками. Тем самым, для определения стоимости ОИС в нашем случае требуется определение именно альтернативных издержек. Описанная закономерность поведения продавца может быть определена как принцип возмещения (замещения или окупаемости вложений): продавец заинтересован, как минимум, в полном возмещении своих затрат. Как видно, поведение продавца также вполне соответствует ранее упомянутым правилам экономического прагматизма.

В оценке продавцом ценности своего товара также присутствует фактор ожидания и, соответственно, риска. Например, будучи уверенным в прогрессивности своей разработки (ОИС), и решив, что спрос на нее еще «не созрел», продавец может предпочесть немного подождать в расчете на то, что в будущем он получит больший доход от продажи. Но, как и при любом ожидании, при этом возникает риск, вызванный вероятностным характером любых прогнозов: к примеру, разработка может оказаться тупиковой ветвью вполне перспективной научно-технической отрасли, и ожидания продавца обернутся дополнительными убытками, равными упущенным за это время возможностям.

Кроме вышеперечисленных факторов спроса и предложения, существует ряд факторов, обусловленных действием рыночной среды и законодательной инфраструктуры. С точки зрения оценки, в данном случае речь идет о существовании принципа зависимости цены ОИС от внешней среды, связанного с зависимостью спроса и предложения на рынке интеллектуальной собственности от рыночной и политической конъюнктуры.

К факторам внешней среды в первую очередь можно отнести налоговую политику государства, имеющую значительные возможности как в стимулировании создания новых научно-технических достижений и активизации их коммерциализации, так и в снижении активности в данной области. Нормы налогового законодательства, регулирование внешнеэкономической деятельности, нормы бухгалтерского учета и т.д.

Поскольку ОИС - товар, имеющий специфическую правовую форму реализации, как спрос, так и предложение на рынке интеллектуальной собственности в достаточной мере зависимы от политики государства в области интеллектуальной собственности; от возможности и степени правовой защиты и от других институциональных факторов.

Помимо этого, нельзя забывать и о таком факторе, как риск в целом по рынку или по отрасли: риск общеполитической и экономической нестабильности, риск роста конкуренции на данном сегменте рынка, риск изменения рыночной конъюнктуры на определенном сегменте и т.п.

Специфика ОИС как товара проявляется также в том, что предложение ОИС в значительной мере определяется таким фактором, как научно-технический потенциал страны. Последний, в свою очередь, зависит от целого ряда факторов: инновационная политика государства, политика в области инвестиций и развития научной сферы, наконец, социальная политика государства.

Цена на ОИС в достаточной степени зависима также от стадии разработки и промышленного освоения ОИС. Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, результатом которых и являются ОИС, сопряжено с существенными затратами. Незавершенность данных работ предполагает необходимость осуществления дополнительных инвестиций, что естественно должно быть отражено в цене сделки.

Среди факторов, обусловленных спецификой ОИС, заметное место занимают условия конкретных лицензионных договоров: объем передаваемых прав (полная, исключительная, неисключительная лицензия), объем предаваемой документации (конструкторская, технологическая и т.д.), сроки действия лицензии, сроки освоения предмета лицензии; условия о взаимообмене усовершенствованиями предмета лицензии; ответственность сторон за нарушение конфиденциальности; издержки по возможным судебным искам третьих лиц за нарушение патентных прав и т.д.

Особенности ценообразования интеллектуальной собственности определяются также формами и способами коммерциализации, то есть конкретными операциями по передаче ОИС от субъекта субъекту: купля-продажа лицензий; внесение в уставный капитал, предоставление в качестве залога, и т.д. (см. Таблицу № 2.4). В зависимости от того, каким образом предполагается реализовывать права на ОИС, цена ОИС будет в значительной степени варьироваться.

Таблица № 2.4

Рынок услуг по оценке ИС*

№ п/п Цели оценки Доля в общем объеме услуг (%)
1. Вложения в уставный капитал 67
2. Оптимизация налогообложения 11
3. Переоценка нематериальных активов 7
4. Купля-продажа патентов, лицензий и т.п. 6
5. Определение доли ОИС в инвестиционных проектах 3
6. Другие 6

 

Факторы ценообразования интеллектуальной собственности, кроме прочих условий, определяются также видом ОИС, обладающим рядом специфических черт, выделяющих его из числа прочих ОИС. Ввиду этого на рынке интеллектуальной собственности в зависимости от вида ОИС, выделяют отдельные сегменты: рынок товарных знаков, рынок авторских прав, рынок программ ЭВМ и т.д. Естественно, что о рынке кого-либо отдельного ОИС можно говорить лишь в случае его «реального» существования, то есть при определенных объемах продаж и активности операций. В таком контексте в настоящее время можно говорить о растущем рынке товарных знаков и программ ЭВМ.

Так, например, к основным особенностям ценообразования на рынке товарных знаков можно отнести зависимость стоимости товарного знака от деловой репутации организации, то есть от стоимости гудвилла. Рынок программных продуктов, в свою очередь, отличается тем, что большинство программ (особенно, в области финансового анализа, бухгалтерского учета, развлекательных игр и т.п.) имеют аналоги. Как уже было указанно, данный сегмент рынка ИС наиболее близок к условиям совершенной конкуренции, следовательно, цены на аналогичные программные продукты находятся примерно на одинаковом уровне. Это позволяет при формировании цены ориентироваться на цены ОИС-аналогов. Поэтому в отличие от оценки других видов ОИС для оценки программ ЭВМ во многих случаях применим сравнительный подход (суть подхода будет изложена ниже).

Подводя итог сказанному, отметим основные ценообразующие факторы, отражающие специфику формирования цены на ОИС:

 

Факторы, обусловленные спецификой ОИС как товара

 

 

Принципы, обусловленные спецификой ОИС

       

ФАКТОРЫ СПРОСА

ЦЕНА

ОИС

ФАКТОРЫ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Принципы, обусловленные представлениями покупателя

Принципы, обусловленные представлениями продавца

   
         

 

 

Факторы институциональной среды (рыночная среда



2019-12-29 267 Обсуждений (0)
Особенности ценообразования на рынке интеллектуальной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности ценообразования на рынке интеллектуальной собственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)