Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация экономической поддержки природопользования



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Организация экономической поддержки природопользования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наряду с организационным, информационным, медицинским и научным обеспечением рационального механизма природопользования на загрязненных радионуклидами территориях Республики Беларусь осуществляется экономическая поддержка природопользования.

Экономическая поддержка природопользования на загрязненных радионуклидами территориях осуществляется преимущественно в следующих направлениях:

- приобретение за счет средств бюджета и передача в пользование основных средств (сельхозтехника, сельскохозяйственное и другое оборудование, животные);

- субсидирование приобретения за счет средств бюджета оборотных средств (семена, удобрения, топливо).

В 2007 г. выполнены работы по известкованию кислых почв на площади 29,1 тыс.га, поставлено удобрений: фосфорных – 27,1 и калийных – 88,3 тыс.т. действующего вещества. В населенных пунктах, где регистрируется повышенное содержание цезия-137 и стронция-90 в молоке, в 2007 г. выполнены работы по созданию культурных кормовых угодий для выпаса скота населения на площади 2,9 тыс.га, для обеспечения качества травостоя проведены уходные работы за пастбищами (подкормка азотными удобрениями) на площади 9,7 тыс.га, в проблемные населенные пункты поставлено 657,4 тонны комбикорма с цезийсвязывающим сорбентом.

Положительно зарекомендовало себя направление защитных мероприятий, реализация которого началась в 2002 г. – научно обоснованная переспециализация наиболее критических по производству продукции со сверхнормативным содержанием радионуклидов сельскохозяйственных организаций Гомельской и Могилевской областей. Она направлена на решение радиологических задач путем внедрения агротехнологий, обеспечивающих необходимое качество продукции с одновременным повышением экономической эффективности ее производства. Программами переспециализации охвачено 57 сельскохозяйственных организаций республики, проблемных по производству нормативно чистой продукции.

Результатом проведения комплекса защитных мероприятий в сельскохозяйственном производстве является гарантированное поступление в торговую сеть и систему общественного питания только нормативно чистых пищевых продуктов.

На загрязненных радионуклидами территориях лесного фонда организована особая форма ведения лесного хозяйства, обеспечивающая в течение длительного времени эффективное проведение лесохозяйственных мероприятий, безопасные условия труда и получение нормативно чистой продукции. Реализуются дополнительные меры по обеспечению охраны лесов от пожаров [20].

С целью снижения доз внешнего облучения населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях, продолжаются работы по дезактивации объектов различного назначения, промышленного оборудования. Деятельность по захоронению подворий и других объектов в полностью или частично отселенных населенных пунктах согласуется с программами наведения порядка на земле и благоустройства населенных пунктов, возрождения и развития села. За 2007 – первый квартал 2008 г. разобрано и захоронено 577 подворий, 66 капитальных строений.

В Республике Беларусь создана и успешно функционирует система радиационного мониторинга, вошедшая составной частью в национальную систему мониторинга окружающей среды Республики Беларусь. В ее состав входит широкая сеть пунктов наблюдений и аккредитованных лабораторий.

Выполнение поручений Главы государства является приоритетным в деятельности республиканских органов госуправления. В частности, Комитетом по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров (Комчернобыль) в рамках таких поручений за последние пять лет для хозяйств, расположенных в зоне последующего отселения, приобретено 390 единиц сельхозтехники на сумму 2 млрд. 949 млн. руб.

В 19 хозяйств, расположенных в Гомельской и Могилевской областях, которые работают по программам переспециализации, поставлено 17 зерноуборочных комбайнов, 23 трактора, значительное количество другой техники и оборудования. Туда же поступили элитные семена зерновых и картофеля, ветпрепараты, средства защиты растений, свыше полутора тысяч голов породистого мясного и молочного скота, 200 племенных свиней, 62 лошади.

Во все населенные пункты, где на личных подворьях еще получают молоко с превышением допустимых уровней содержания радионуклидов, в 2005 г. поставлено 1,4 тыс.т. комбикорма с цезийсвязывающей добавкой. Для обеспечения производства нормативно чистого молока в личных хозяйствах созданы культурные кормовые угодья на площади 5,3 тыс.га для скота населения на сумму почти 3 млрд.руб., а также осуществлена подкормка азотными удобрениями ранее созданных культурных пастбищ на площади 13,3 тыс.га [11].

На минимизацию последствий чернобыльской катастрофы в Гомельской области за 1995-2005 гг. из республиканского бюджета было направлено более 1 трлн.руб. На проведение защитных мер в лесном хозяйстве в минувшем году в Гомельской области выделено 82,9 млн.руб., в Могилевской – 55,5 млн.руб.

С 2002 г. в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь ведется переспециализация 13 наиболее загрязненных хозяйств Гомельской области. В 2002-2005 гг. на эти цели было выделено 24,9 млрд.руб. В том числе на реализацию программ переспециализации хозяйств Брагинского района за этот же период вложено 10,5 млрд.руб., Хойникского – 7,1 млрд.руб. За счет этих средств в сельхозорганизациях, которые успешно осваивают новые безопасные технологии мясного скотоводства, молочной специализации, разведения лошадей, выращивания технических культур, развития семеноводческой отрасли, проведена реконструкция сельхозобъектов, перезалужение сенокосов и пастбищ, приобретены и поставлены средства защиты растений и техника, ветпрепараты, племенной скот, семена. В частности, в хозяйства Гомельской области за 2003-2005 гг. в рамках программ переспециализации поставлено 275 единиц сельхозтехники, 1330 голов крупного рогатого скота молочных и мясных пород, 200 свиней.

На реализацию программ переспециализации 6 хозяйств Могилевской области в 2003-2005 гг. выделено 9,4 млрд.руб., в том числе в Краснопольском районе – полтора миллиарда и в Чериковском – 838,2 млн. руб. В связи с этим в хозяйства Могилевской области за этот период поставлено 124 единицы сельхозтехники, 242 головы крупного рогатого скота и 62 лошади [11].

Комчернобылем по поручениям Главы государства ежегодно, начиная с 1998 г., для наиболее пострадавших хозяйств, расположенных в Гомельской области в зоне последующего отселения, приобреталась сельскохозяйственная техника.

Всего за этот период было закуплено 483 единицы сельскохозяйственной и сеноуборочной техники на сумму 2,1 млрд.руб.. Для Могилевской области за семь последних лет закуплено 196 единиц сельскохозяйственной и сеноуборочной техники на сумму 835,3 млн. руб., из которых 44 единицы для Краснопольского района и 28 – для Чериковского.

Для достижения цели и решения поставленных в Государственной программе задач разработан комплекс мероприятий в области стимулирования экономической поддержки природопользования по следующим направлениям:

- дезактивация, утилизация и захоронение радиоактивных отходов;

- защитные мероприятия в сельскохозяйственном производстве;

- защитные меры в лесном хозяйстве;

- комплекс работ по реабилитации загрязненных территорий и содержанию зон отчуждения и отселения;

- Радиоэкологический мониторинг окружающей среды и радиационный контроль.

Важным направлением работ является дезактивация вентиляционного оборудования промышленных организаций. Эти работы планируется завершить до 2009 г.

В связи с сокращением работ по дезактивации социально значимых объектов и промышленного оборудования будут активизироваться работы по дезактивации территорий производственных объектов.

Другой важной составляющей данного раздела Государственной программы являются работы по разборке и захоронению объектов на отселенных территориях. При этом предусматривается использование пригодных по радиационному фактору строительных материалов и конструкций. Целью указанных работ является предотвращение несанкционированного вывоза загрязненных строений, снижение пожарной опасности загрязненной территории, исключение проживания людей в покинутых зданиях, повышение эффективности охраны зон, снижение психологического воздействия на население. До 2010 г. планируется произвести захоронение 1422 подворий, производственных зданий и сооружений. Всего предстоит захоронить более 6 тыс. объектов.

Одной из главных задач Государственной программы является реализация защитных мероприятий в сельскохозяйственном производстве (табл.2.1., 2.2.).

 


Таблица 2.1.

Задание по проведению защитных мероприятий в сельскохозяйственном производстве в 2006-2010 гг. в разрезе регионов, млн.руб.

Области Объемы финансирования Основные исполнители Ожидаемые результаты
Брестская 55 190,9

облисполкомы, областные агросервисные организации

получение продуктов питания и сырья для и производства, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам по содержанию радионуклидов, обеспечение радиационной безопасности сельскохозяйственных работ

Витебская 336,3
Гомельская 311 948,9
Гродненская 12 048,8
Минская 28 781,4
Могилевская 112 256,0
Всего: 520 562,3    

Примечание. Источник: [26].

 

Площадь загрязненных цезием-137 сельскохозяйственных угодий составляет 1103,5 тыс.га, из которых 375,4 тыс.га одновременно загрязнены и стронцием-90. По состоянию на 1 января 2005 г. загрязненные угодья имеются в 633 сельскохозяйственных организациях.

 

Таблица 2.2.

Задание по проведению защитных мероприятий в сельскохозяйственном производстве в 2006-2010 гг. в разрезе видов работ

Наименование видов работ Ед. изм. Сумма, млн.руб. Ожидаемые результаты
Известкование почв млн.руб. 55 109,8 снижение поступления радионуклидов в растениеводческую продукцию
Дополнительные и основные дозы минеральных удобрений млн.руб. 364 082,8 снижение поступления радионуклидов в растениеводческую продукцию
Фосфорные удобрения – всего млн.руб. 194 714,5  
Калийные удобрения – всего млн.руб. 169 368,3  
Средства химической защиты растений га 21 359,0 получение продуктов питания и сырья для их производства, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам по содержанию радионуклидов, обеспечение радиационной безопасности сельскохозяйственных работ
Создание культурно-кормовых угодий га 28 412,4 получение продуктов питания и сырья для их производства, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам по содержанию радионуклидов
Уходные работы на ранее созданных кормовых угодьях частного сектора млн.руб. 3 127,9 получение продуктов питания и сырья для их производства, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам по содержанию радионуклидов
Применение комбикорма с цезийсвязывающей добавкой (частный сектор) млн.руб. 5 420,1 получение продуктов питания и сырья для их производства, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам по содержанию радионуклидов
Обеспечение работников дополнительными комплектами спецодежды и средствами индивидуальной защиты млн.руб. 2 379,0 обеспечение радиационной безопасности людей при выполнении сельскохозяйственных работ на загрязненных территориях
Радиологическое обследование угодий млн.руб. 4 453,8 уточнение радиационной обстановки на сельскохозяйственных угодиях и принятие решений о проведении защитных мероприятий
Радиологический контроль продукции, ремонт и проверка приборов радиационного контроля млн.руб. 8 142,3 контроль качества продукции, предотвращения реализации загрязненной продукции. Обеспечение функционирования в соответствии с требованиями нормативно правовых документов службы радиационного контроля
Ремонтно-эксплуатационные работы на внутрихозяйственных мелиоративных сетях млн.руб. 8 964,9 снижение поступления радионуклидов в растительность и регулирование водного режима почв на территориях радиоактивного загрязнения

Примечание. Источник: [26].

 

Учитывая положительный опыт предыдущего периода, основной комплекс защитных мероприятий сохраняется и на предстоящий период.

В 2007 г. предусматривается завершить проведение научно обоснованной переспециализации наиболее критических по производству продукции со сверхнормативным содержанием радионуклидов хозяйств Гомельской и Могилевской областей.

Предусматривается финансирование полной потребности основной и дополнительной дозы фосфорных и калийных удобрений, что позволит получать нормативно чистую продукцию в общественном секторе производства.

Физические объемы планируемых мероприятий определены исходя из реально обоснованной потребности, изменяющейся в ходе процесса самоочищения почв в результате радиоактивного распада цезия-137 и стронция-90 [26].

Необходимые объемы фосфорных и калийных удобрений определяются проектной документацией, составленной областными проектно-изыскательскими станциями химизации сельского хозяйства с учетом данных совмещенного радиологического и агрохимического обследования загрязненных сельскохозяйственных угодий, проводимого с периодичностью, установленной соответствующей методикой. В настоящее время необходимый ежегодный объем фосфорных удобрений составляет около 30 тыс.т. действующего вещества, калийных – около 100 тыс.т. действующего вещества.

В целях сокращения затрат ручного труда, снижения внешнего облучения планируется применение химических средств защиты посевов культур. Их поставка осуществляется при размещении посевов на землях с плотностью загрязнения цезием-137 от 5 Ки/кв. км или стронцием-90 от 0,5 Ки/кв. км.

Будет продолжено финансирование работ по созданию культурных кормовых угодий из расчета 0,5 га пастбищ и 0,5 га сенокоса на одну корову. Для общественного сектора возмещается половина затрат на создание кормовых угодий с периодичностью один раз в 5 лет.

Для повышения продуктивности пастбищ для скота, принадлежащего населению, предусматривается их подкормка азотными удобрениями из расчета 60 кг действующего вещества на 1 га. В целях снижения содержания радиоцезия в молоке продолжится обеспечение молочного скота населения комбикормом с цезийсвязывающим сорбентом.

Актуальным направлением остается обеспечение отдельных категорий работников сельского хозяйства дополнительным комплектом спецодежды и средствами индивидуальной защиты.

Учитывая большое влияние водного режима на поступление радионуклидов в растениеводческую продукцию, предусматривается проведение ремонтно-эксплуатационных работ на внутрихозяйственных мелиоративных системах.

Защитные меры в лесном хозяйстве. Проведение защитных мер в лесном хозяйстве обусловлено необходимостью усиления экологической роли леса как биогеохимического барьера, препятствующего выносу радионуклидов за пределы загрязненной территории. Кроме того, низкая скорость миграции радионуклидов из лесной подстилки в почву является причиной аномально высоких уровней загрязнения пищевой продукции леса.

Площадь загрязненного лесного фонда Министерства лесного хозяйства составляет 1752,2 тыс.га. Из них 1262,9 тыс.га (72 %) имеют плотность загрязнения цезием-137 1–5 Ки/кв.км, 312,6 тыс.га (18 %) – 5–15 Ки/кв. км, 176,7 тыс.га (10 %) – более 15 Ки/кв. км. По сравнению с 2001 г. такая площадь увеличилась на 106,9 тыс.га вследствие принятия в последние годы лесных угодий сельскохозяйственных организаций. Загрязненные леса имеются в 53 лесхозах [26].

На загрязненных территориях лесного фонда осуществляется специальная система ведения лесного хозяйства. В ее основе – реализация мер, направленных на получение нормативно чистой лесной продукции и обеспечение радиационной безопасности населения.

В целях предотвращения распространения радионуклидов на прилегающие территории в результате водной и ветровой эрозии предусматривается облесение эрозионно опасных земель с плотностью загрязнения цезием-137 5 Ки/кв. км и более, а также неперспективных для сельскохозяйственного производства земель с плотностью загрязнения более 15 Ки/кв. км общей площадью 3737 га. Для механизации указанных работ, снижения доз облучения работников, повышения производительности труда планируется приобретение лесопосадочных машин-автоматов.

В рамках профилактических противопожарных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения в 2006–2010 гг. в лесхозах, на территории которых имеются леса с плотностью загрязнения цезием-137 более 15 Ки/кв. км, предусматривается установить и поддерживать в надлежащем состоянии необходимое количество шлагбаумов, создавать противопожарные разрывы и просеки [26].

Для оснащения лесных пожарных станций в зоне 15 Ки/кв. км и более планируется приобретение необходимой техники и оборудования: тракторов, автомобилей для вахтовых групп и маршрутного патрулирования, ранцевых опрыскивателей и т.д.

В целях обеспечения радиационной безопасности работников лесного хозяйства, работающих в зонах радиоактивного загрязнения более 15 Ки/кв. км, предусматривается поставка для них дополнительных комплектов спецодежды и средств индивидуальной защиты.

Государственной программой запланированы радиационное обследование объектов лесопользования и радиационный контроль произрастающей и производимой продукции. Для обеспечения эффективной работы службы радиационного контроля предусматриваются средства на поддержание в работоспособном состоянии радиометрического оборудования, аккредитацию подразделений радиационного контроля, а также приобретение передвижных лабораторий радиационного контроля.

В целях информирования о радиационной обстановке в лесах, об уровнях содержания радионуклидов в пищевой продукции леса предусматриваются ежегодное изготовление и установка 2980 предупреждающих знаков, 490 информационных стендов, 510 плакатов, издание специальной литературы для работников лесного хозяйства и населения.

Комплекс работ по реабилитации загрязненных территорий и содержанию зон отчуждения и отселения. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» в зонах эвакуации (отчуждения) и отселения предусматривается проведение комплекса работ, направленных на обеспечение радиационной безопасности, снижение негативного воздействия указанных зон на другие территории, который включает:

- обеспечение пожарной безопасности отселенных территорий, в том числе устройство и поддержание противопожарных минерализованных полос вдоль дорог общего пользования, вокруг отселенных населенных пунктов, кладбищ, в местах примыкания торфополей к лесным массивам;

- благоустройство кладбищ на отселенных территориях;

- сохранение и содержание памятников воинской славы, захоронений воинов, погибших во время Великой Отечественной войны;

- информирование граждан и субъектов хозяйствования о границах радиационно-опасных земель, установка знаков радиационной опасности.

В заключение вопроса следует сказать, что экономическая поддержка природопользования на загрязненных радионуклидами территориях Республики Беларусь осуществляется системно как на основании утвержденной Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 гг., так и в соответствии с поручениями Президента Республики Беларусь. При этом используется системный подход, направленный на преодоление всех выявленных негативных последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

 



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Организация экономической поддержки природопользования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация экономической поддержки природопользования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)