Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Стимулирование инвестиционной деятельности как важнейшее направление совершенствования экономического механизма природопользования на загрязненных радионуклидами территориях




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Усиление интеграции экономических и экологических процессов в мире привело к более широкому пониманию устойчивого развития, к расширению его социально-экономической составляющей. В соответствии с данным подходом достижение устойчивого социально-экономического развития требует согласования стратегий, нацеленных на ускорение экономического роста и охрану окружающей среды. Важнейшая роль при совершенствования экономического механизма природопользования на загрязненных радионуклидами территориях должна, по мнению автора, должна принадлежать инвестиционной деятельности.

В Республике Беларусь основные направления и принципы экологической политики определены Конституцией. Главным государственным органом Республики Беларусь, осуществляющим координацию природоохранной деятельности, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

В условиях развития национальной экономики при постоянном росте объемов производства увеличивается нагрузка на окружающую среду. Поэтому преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС на загрязненных территориях Республики Беларусь невозможно без использования стимулирующих мер, направленных на защиту окружающей среды путем внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, модернизации производства, воспроизводства природных ресурсов, увеличение доли использования вторичных ресурсов и утилизации отходов. Все эти мероприятия невозможны без осуществления инвестиционной деятельности, направленной на реализацию природоохранных мероприятий.



В Республике Беларусь государство является активным участником инвестиционного процесса в области природоохранных мероприятий, приоритетным направлением при этом является ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которая нанесла огромный экологический урон. Так, субвенции на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 2007 г. были запланированы в размере 521212 млн.руб., в том числе капиталовложения – 69006 млн.руб., что составляет 13,2 % [12]. В 2008 г. на ликвидацию последствий государством выделено 490 367 млн.руб., в том числе капиталовложения должны составить 92 996 млн.руб. или 18,9 % [13].

В этих условиях поиск дополнительных источников финансирования мероприятий в ресурсно-экологической сфере хозяйствования, которая всегда занимала второстепенное место в иерархии распределения финансов, требует дополнительных усилий со стороны субъектов, заинтересованных в реализации соответствующих инвестиционных проектов.

Понятие «экологоориентированный инвестиционный процесс» традиционно связывается с обоснованием и реализацией реальных инвестиций, т.е. осуществлением реальных проектов. Можно выделить следующие стадии экологоориентированного инвестиционного процесса в современных условиях хозяйствования:

1. Мотивация экологически ориентированной инвестиционной деятельности на загрязненных радионуклидами территориях. Она предполагает развитие экологической политики государства в целом, выработку международного престижа, разработку программ в области обеспечения ресурсно-экологической безопасности;

2. Прогнозирование и программирование природоохранных инвестиций на загрязненных радионуклидами территориях;

3. Обоснование целесообразности экологических инвестиций на загрязненных радионуклидами территориях. Данная стадия включает в себя экологическую экспертизу, аудит и экономико-экологическую аттестацию инвестиций, оценку природоохранных инвестиционных рисков, расчеты жизненного цикла инвестиций, расчет экологической и экономической эффективности инвестиционных проектов;

4. Страхование природоохранных инвестиций на загрязненных радионуклидами территориях. Реализация данной стадии инвестиционного процесса предполагает наличие развитой системы рыночной инфраструктуры, важнейшими элементами которой являются: государственная и частная система экологического страхования и перестрахования инвестиций.

5. Государственное регулирование экологически ориентированного инвестиционного процесса;

6. Планирование - оно предполагает обозначение государственных приоритетов, реализацию индикативного планирования с учетом ресурсно-экологической емкости на загрязненных радионуклидами территориях.

7 Финансирование - в сфере экологически ориентированной инвестиционной деятельности на загрязненных радионуклидами территориях необходима существенная трансформация источников её финансирования с привлечением внебюджетных и негосударственных форм собственности;

8. Проектирование на загрязненных радионуклидами территориях;

9. Обеспечение объекта материально-техническими ресурсами;

10. Освоение инвестиций на загрязненных радионуклидами территориях.

Отметим, что, несмотря на важность и сложность осмысления категории экологически ориентированного инвестирования в научной литературе и международной практике до сих пор не существует устоявшихся категориальных понятий в этой области [2, с.66].

Природоохранные инвестиции, исходя из финансовых особенностей их реализации, можно разделить на три общие категории:

- инвестиции, являющиеся жизнеспособными в финансовом от- ношении, то есть при осуществлении которых обеспечиваются достаточные поступления для покрытия всех расходов, а финансовый риск представляется приемлемым;

- инвестиции, которые обеспечивают достижение существенных результатов в сфере охраны окружающей среды, однако не обладают финансовой жизнеспособностью; для финансирования, по меньшей мере, части таких проектов, как правило, необходимы средства из государственного бюджета;

- инвестиции, которые не являются в полной мере жизнеспособными в финансовом отношении и нуждаются в льготном финансировании.

Первую категорию инвестиционных проектов на загрязненных радионуклидами территориях можно считать «беспроигрышной», поскольку экологические выгоды появятся в результате финансово обеспеченных инвестиций. Осуществлению таких инвестиционных проектов будет способствовать решение следующих проблем: изменение неадекватной ценовой политики (например, субсидирование водоканалов, предприятий по переработке отходов и др.); совершенствование мер, обеспечивающих промышленным предприятиям стимулы для инвестиций в целях сохранения ресурсов и улучшения состояния окружающей среды; обеспечение механизмов для финансирования малых по масштабу инвестиций.

Оценивая экономическую эффективность инвестированных средств на загрязненных радионуклидами территориях следует помнить, что она будет являться неполной характеристикой инвестиционного процесса, так как кроме экономической эффективности актуальной остается проблема реабилитации загрязненных территорий и вовлечения их в полноценный хозяйственный оборот. В качестве примера можно привести снижение выброса высокотоксичных и радиоактивных материалов. Эти результаты проявляются на следующих уровнях: экологические - заключается в снижении антропогенной, техногенной нагрузок на окружающую среду, в повышении качества ресурсопотребления; социально-экономический - в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства и увеличении национального богатства страны.

Экономические результаты от реализации природоохранных инвестиционных мероприятий на загрязненных радионуклидами территориях должны заключаться в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда в производственной и непроизводственной сферах народного хозяйства, а также в сфере личного потребления.

Поэтому специфической особенностью экологически природоохранных инвестиций на загрязненных радионуклидами территориях является тот аспект, что данные инвестиции в большинстве случаев не приносят положительных прямых экономических эффектов.

Современное производство характеризуется постоянно изменяющимися параметрами внешней и внутренней среды, острой необходимостью оперативно применять прогрессивные технологии изготовления продукции, организации и управления предприятием, в короткие сроки внедрять эффективные технологические процессы, направленные на значительное снижение затрат ресурсов, повышение качества продукции и услуг, безопасности выполнения работ и улучшение экологической ситуации.

Основными критериями выживания и успешной деятельности на рынке сегодня являются выпуск конкурентоспособной продукции и получение прибыли предприятиями. Именно финансовый результат является основным критерием оценки конечных финансовых результатов финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому с целью стимулирования инвестиционной активности на загрязненных радионуклидами территориях необходимо совершенствование действующего налогового законодательства в направлении разработки системы налоговых льгот для предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность на данных территориях.

В качестве дополнительных экономических инструментов стимулирования инвестиционной деятельности на загрязненных территориях можно предложить разработку системы льготного кредитования инвестиционной деятельности. При этом в определенных ситуациях государство может выступать гарантом возврата полученных кредитов. Однако для использования подобного механизма необходимо осуществление ряда законодательных изменений.

В качестве приоритетных направлений инвестиционной деятельности на загрязненных территориях можно предложить развитие энергетической отрасли, что обусловлено следующими факторами.

Энергетика является центральной отраслью экономики, от состояния которой зависит устойчивое развитие как отдельных стран, так и целых регионов. В подавляющем большинстве стран мира энергетика и транспорт в значительной мере ориентированы на использование ископаемого топлива. При этом мир делится на производителей топлива и его потребителей, что является постоянным источником конфликтов, политической и социальной нестабильности. Например, около 60% опубликованных запасов нефти приходится на пять ближневосточных стран: Саудовскую Аравию, Иран, Ирак, Кувейт и Абу Даби.

Ситуация осложняется тем, что, согласно результатам многочисленных исследований, ископаемое топливо уже к середине текущего века не сможет удовлетворить запросы мировой экономики. К тому времени основная часть энергопотребления должна быть обеспечена за счет других источников энергии - нетрадиционных и возобновляемых.

Возобновляемые источники энергии - это энергетические ресурсы на основе постоянно существующих или периодически возникающих в окружающей среде потоков энергии. Возобновляемая энергия не является следствием целенаправленной деятельности человека, что отличает ее от энергии невозобновляемых источников, которые находятся в природе в связанном состоянии и высвобождаются в результате целенаправленных действий человека. В Беларуси, где запасы минеральных и органических ресурсов и без того ограничены, а общество уже утилизировало их более чем наполовину, экономика не может оставаться в стороне от тенденций мировых технологических программ, все более опирающихся на возобновляемые и нетрадиционные источники энергии.

В соответствии с резолюцией № 33/148 Генеральной Ассамблеи ООН (1978 г.) к нетрадиционным и возобновляемым источникам энергии (НВИЭ) относятся: солнечная, ветровая, геотермальная, энергия морских волн, приливов и океана, энергия биомассы, древесины, древесного угля, торфа, тяглового скота, сланцев, битуминозных песчаников и гидроэнергия больших и малых водотоков [10, с.73].

Разработка, организация производства и внедрение новых энергосберегающих технологий и техники на загрязненных территориях, а также механизмов их реализации обеспечат как снижение энергоемкости народного хозяйства республики, так и улучшение экологической обстановки. Непрерывно уменьшающиеся запасы ископаемых энергоносителей, возрастающая опасность глобального потепления и желание многих стран освободить энергетические источники от политической ситуации - все это стимулирует повышение интереса к возобновляемым источникам энергии. В частности, возобновляемые источники биомассы позволяют перейти от использования запаса энергии к ее непрерывному потоку. Такая диверсификация на загрязненных территориях представляется перспективной и в экологическом отношении, а также ликвидирует существенное различие между промышленной и сельскохозяйственной сферами производства.

Во многих странах мира энергетика на растительной и древесной биомассе становится эффективной самоокупаемой отраслью, конкурентоспособной по отношению к энергетике на ископаемом топливе. Загрязненные территории Беларуси хорошо подходят для развития биоэнергетики благодаря наличию больших массивов промышленного леса, равнинному ландшафту, хорошо развитой инфраструктуре распределения энергии и тепла, современным предприятиям энергетического и общего машиностроения, а также высокому уровню технического образования населения.

В заключение вопроса следует сказать, что преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС на загрязненных территориях Республики Беларусь невозможно без использования стимулирующих мер, направленных на защиту окружающей среды путем внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, модернизации производства, воспроизводства природных ресурсов, увеличение доли использования вторичных ресурсов и утилизации отходов. Все эти мероприятия невозможны без осуществления инвестиционной деятельности, направленной на реализацию природоохранных мероприятий. Одним из наиболее перспективных направлений инвестиционной деятельности может стать развитие энергетической отрасли, основанной на возобновляемых источниках энергии.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.

1. Экономический механизм природопользования – это совокупность плановых, финансовых, товарно-рыночных, организационно-административных и иных мер, воздействующих на поведение людей в сфере производства товарной продукции и способных создать материальную заинтересованность товаропроизводителей и иных участников процесса материального производства в соблюдении экологических требований.

Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях. Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).

2. В классическом виде ни планово-регулируемая, ни тем более рыночная экономика не создают у товаропроизводителей материального интереса к тому, чтобы строго соблюдать в производственно-хозяйственной деятельности экологические требования, т.е. требования по рациональному природопользованию и природоохране. Каждый товаропроизводитель заинтересован в том, чтобы произвести как можно больше товарной продукции, реализуемой по высокой цене, при наименьших издержках производства. Мероприятия по рационализации природопользования и охране природы, стоимость которых достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию, входят в издержки производства, но, как правило, не увеличивают производимой продукции, а поэтому товаропроизводителю невыгодны.

3. Недостатки рынка в охране среды означают необходимость реализации экологической политики государства, направленной на существенную коррекцию отмеченных рыночных сбоев. Однако и проведение самого мудрого государственного управления не гарантирует от неэффективности экологических решений. Об этом свидетельствует мировая практика государственного регулирования, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой.

Социально-экономическая трансформация, происходящая в настоящее время в Республике Беларусь, требует принципиально новых подходов к процессам организации, управления и регулирования природопользования. Наметившиеся изменения в современном государственном регулировании, связанные с переходом от преимущественного использования административных рычагов управления (правовых норм, стандартов, лимитов, разрешений, запретов, ограничений и т.п.) к расширению сферы применения экономических методов, как свидетельствует мировая практика, будут нарастать по мере усиления экономической стабилизации страны.

4. Регулирование природопользования, или экологическое регулирование, представляет собой систему способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочетания механизмов административного управления (нормативно-правовых и организационно-хозяйственных) и экономического стимулирования. Только такое сочетание экономических и административных методов управления позволит создать действенный хозяйственный механизм природопользования.

5. Финансирование экологических программ по преодолению последствий загрязнения радионуклидами в Республике Беларусь осуществляется главным образом за счет средств республиканского и местного бюджетов. Содержание самих программ направлено непосредственно на преодоление последствий загрязнения радионуклидами и включает в себя оздоровление окружающей среды и переспециальзацию субъектов хозяйствования на производство продукции, удовлетворяющей требованиям стандартов в области радиационной безопасности.

6. Накопленный зарубежный опыт в области хозяйственного механизма природопользования заключается в обеспечении безопасной эксплуатации сводится в основном к обеспечению безопасности функционирования ядерных объектов и недопущению радиоактивных выбросов в окружающую среду. Также интересным представляется использование механизма микрокредитования населения по линии международных организаций как одного из факторов стимулирования природопользования на загрязненных радионуклидами территориях.

7. Разработка научных основ экономической, финансовой и технологической политики в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в условиях перехода к рыночным отношения» имеет актуальное значение для создания концепции устойчивого и безопасного природопользования на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЗС. Отсутствие необходимого бюджетного финансирования для потребностей экологии обуславливает необходимость формирования рыночных путей поступления инвестиций для этих целей, через создание эффективного эколого-экономического механизма.

8. Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС на загрязненных территориях Республики Беларусь невозможно без использования стимулирующих мер, направленных на защиту окружающей среды путем внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, модернизации производства, воспроизводства природных ресурсов, увеличение доли использования вторичных ресурсов и утилизации отходов. Все эти мероприятия невозможны без осуществления инвестиционной деятельности, направленной на реализацию природоохранных мероприятий. Одним из наиболее перспективных направлений инвестиционной деятельности может стать развитие энергетической отрасли, основанной на возобновляемых источниках энергии.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (118)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7