Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Проблемы финансирования дошкольного образования в Российской Федерации




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проанализируем состояние системы дошкольного образования в Российской Федерации.

Начиная с 1991г. (и по 2001г.) численность детей в дошкольных образовательных учреждениях сильно сократилась (с 8433 тыс. воспитанников в 1991г. до 4246 тыс. в 2001г.). Это было вызвано снижением рождаемости в стране и уменьшением количества детей дошкольного возраста (с 12593 тыс. в 1991г. до 7975 тыс. в 2001г.). Кроме того, количество детей дошкольных учреждений сократилось и в связи с уменьшением в них количества детей раннего и дошкольного возраста (от1 года до 4 лет) вследствие существовавшей в указанное десятилетие тенденции – родители предпочитали отдавать детей в детские сады не раньше чем им исполнялось 3 года.

В связи с уменьшением количества воспитанников значительно сократилось количество дошкольных учреждений – с 87,6 тыс. в 1991г. до 50 тыс. в 2001г. При этом динамика уменьшения количества воспитанников всегда опережала сокращение количества дошкольных учреждений. Начиная с 2002г. вследствие повышения рождаемости увеличивается количество воспитанников ДОУ: в 2002г. их было 4267 тыс., в 2003г.-4321 тыс., в 2004г.-4423 тыс воспитанников. По данным Рособрнадзора, к началу 2006-2007 учебного года в РФ функционирует 45245 ДОУ шести видов, в них числится около 4800 тыс. воспитанников. Начиная с 1998 г., дошкольные учреждения посещали 53,9% детей в возрасте от 1 года до 6 лет, то в 2003г.-58,3%, в 2005г.-59%. По данным Рособрнадзора на 1 сентября 2006 г. охват детей услугами дошкольного образования составляет 61,3% от общего количества детей дошкольного возраста и приближается по значению к показателям 1991г. (63,9%). Наибольший процент охвата детей услугами дошкольного образования на начало 2006-2007 учебного года зафиксирован в Республике Саха (Якутия) – 81, 2%, в Республике Коми – 79,4%, в Чукотском автономном округе – 92,0%., в Новгородской области – 88,1%, в Саратовской области 78,0%, в Челябинской области – 74,9%.



Наименьший охват детей услугами дошкольного образования зафиксирован в Республике Дагестан – 23%, Чеченской республике – 7,6%, Курской области - 39,9%

При этом на 100 мест в ДОУ в настоящее время в среднем приходится 97 детей дошкольного возраста, причем в городах – 104 ребенка на 100 мест в дошкольных учреждениях, в сельской местности – 90 детей на 100 мест в дошкольных учреждениях.

Таким образом, наблюдается определенный структурный дефицит мест в ДОУ: в городах, особенно крупных, мест недостаточно в детских учреждениях, в сельской местности наблюдается их избыток.

По данным Росстата, показатели очередности в ДОУ составляют на сегодня около 1млн. детей.

Для решения проблемы общедоступности дошкольного образования ведется строительство новых дошкольных учреждений. К началу 2006-2007 учебного года введено в строй 182 дошкольных образовательных учреждения (из них 64 – в Центральном федеральном округе, 56 – в Южном федеральном округе).

Вместе с тем проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан РФ решается сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

С 1999 г. активно внедряются в практику работы ДОУ группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных ДОУ полного дня, а вместе с ними.

Наряду с традиционными режимами функционирования ДОУ (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000г., используются также 10- часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

В связи с тем, что развиваются разные формы и модели дошкольного образования, для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Для обеспечения качества дошкольного образования также важен профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. . Повышение квалификации педагогических кадров – актуальная задача образования. Современная Образовательная политика требует новых знаний, умений и отношений. Не случайно в федеральных программах развития образования подчеркнуто, что для успешной профессиональной деятельности работников в новых условиях требуется обеспечить повышение квалификации около 10 миллионов педагогов и руководителей образования.

В настоящее время более 50% педагогов дошкольных образовательных учреждений нуждаются в улучшении качества педагогических знаний, и в Управлении образования понимают, что эффективность такой работы зависит от развития методической службы, освоения и распространения современных технологий в образовании.

Педагогическая практика показала, что созданная методическая служба в форме творческих и экспериментальных площадок, школ повышения квалификации, проведение различного рода конференций обеспечивает возможность расширения и совершенствования творческого потенциала педагогов. Особое место в развитии методической службы отводится формированию единого информационного пространства, созданию банка данных о достижениях науки и передовой практики (создание информационных сайтов, подключение к Интернету, сотрудничество с передовыми изданиями….). Поэтому информатизация методической службы сегодня – одно из главных условий обеспечения подготовки педагогических кадров.

Низкий уровень заработной платы педагогов (в среднем по России он в 1,5 раз ниже, чем у учителей) ведет к текучести кадров ДОУ, не позволяет в должной мере обеспечить указанные учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами, что, в свою очередь, ведет к понижению качества дошкольного образования.

Следует отметить, что важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в ДОУ.

Анализ информации, поступающей из субъектов РФ, показывает, что средний размер родительской платы в субъектах РФ колеблется от 176 руб. в месяц в Орловской области до 2129 руб. в месяц в Ямало-Ненецком автономном округе. Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов ДОУ на содержание ребенка: от 7% в Орловской области до 31,9% в Тюменской области.

При этом постановлением Конституционного Суда РФ от 15.05.06 №5-П установлены ограничения по размеру родительской платы, а именно: родительская плата должна составлять не более 20% от расходов на содержание ребенка в ДОУ. Для отдельных категорий граждан (в частности, для родителей, имеющих 3 и более детей) размер родительской платы не должен превышать 10% от расходов на содержание ребенка в ДОУ.

Родительская плата за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении в среднем по стране за один день посещения ребенком государственного учреждения составляла, согласно официальной отчетности за 2003г., 16,39 руб. При этом она различалась по регионам более чем в 23 раза: минимальная плата в 2003г. была в г.Санкт-Петербурге-3,18 руб., максимальная – в Таймырском округе – 73,87 руб.

Оплата родителями услуг ДОУ до 1 января 2005г. не могла превышать 20% от суммы расходов на содержание ребенка. Эти средства должны были расходоваться в основном на питание детей, хозяйственные нужды, реже – на приобретение игрушек, материалов для рисования и лепки, наглядных пособий.

С 1 января 2005г. в соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Аналогичные нормы содержатся и в Федеральном законе от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Тем самым установление размеров платы за содержание детей, в том числе какие-либо ограничения этого размера, стали компетенцией каждого муниципалитета.

В результате размеры родительской платы, порядок ее определения, а также устанавливаемые льготы значительно различаются даже в соседних муниципальных образованиях в пределах одного региона.

Приведем примеры нормативных актов муниципалитетов, касающихся установления и размеров родительской платы.

Положение о порядке оплаты родителями содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г.Коломны определяет, что уровень родительской платы за содержание детей в ДОУ устанавливается в размере 25% от стоимости содержания одного ребенка в ДОУ на текущий год, считанной по экономически обоснованным показателям.

Плата за содержание детей в ДОУ Коломны не взимается с родителей детей, посещающих специализированные учреждения для умственно отсталых детей и детей с задержкой психологического развития. Основанием для освобождения от оплаты в данном случае является заключение городской медико-педагогической комиссии.

В Белгородской области размер родительской платы не превышает 20% от стоимости содержания ребенка. В Белгороде ежемесячная родительская плата составляет 300-440 руб. (зависит от вида детского сада). При этом предоставляются следующие льготы по оплате (на основании постановления главы администрации г.Белгорода от 15.05.92 №682): малообеспеченные семьи – 50%; многодетные, одинокие родители – 50%; опекуны, дети-инвалиды, родители-инвалиды 1 и 2 групп – 100%, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, участники военные действий в Афганистане, для детей, один из родителей, которых погиб при исполнении служебных обязанностей – 50%; родители – народные судьи -100%. А вот, например, в Старооскольском районе и г.Старый Оскол Белгородской области размер родительской платы значительно меньше – 180 руб. в месяц, но и льготных категорий также установлено меньше: малообеспеченные семьи, многодетные, опекуны – 50%; одинокие родители – 70%.

В республике Татарстан доля родительской платы определена постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 15.11.04 №490 «Об утверждении нормативов затрат на содержание воспитанников в дошкольных учреждениях республики Татарстан» в размере 17% норматива затрат на содержание детей. Главам администрации городов и районов республики предложено руководствоваться данным постановлением, что они и делают.

Российские парламентарии убеждены, что стране необходима целевая финансовая программа для решения проблемы нехватки детских садов, которая должна стать отдельным нацпроектом или войти в него составной частью. Кроме того, считают политики, необходим закон о дошкольном образовании, который должен быть включен в Образовательный кодекс. В качестве экстренных мер парламентарии предлагают возвращать здания старых детских садов, сданных в аренду, а также выделять помещения для групп дошкольного образования при школах, где есть вся необходимая детям инфраструктура. Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев выступил за принятие закона о дошкольных учреждениях. «Можно было бы подумать о поддержке этой сферы с помощью законодательного акта», - заявил он. Медведев напомнил, что с этого года предусмотрена компенсация расходов родителей на содержание ребенка в детском саду за счет федерального бюджета: 30% за первого ребенка, 50% - за второго и 70% - за третьего ребенка. Однако, по словам первого вице-премьера, этих средств недостаточно для решения проблем с детскими садами. Он напомнил, что проблемы возникли в середине 1990-х гг., когда «сеть дошкольных учреждений деградировала, была развалена или разбазарена». «Необходимо выправлять эту ситуацию», - сказал первый вице-премьер. По данным Рособрнадзора, сейчас в России около 50 тыс. детских садов и яслей. Этого явно недостаточно: по данным Института социальной и гендерной политики, более 40% детей дошкольного возраста не имеют возможности попасть туда. Всего в очереди в детские сады стоят 913 тыс. детей. Те, чья очередь дошла, тоже не получают дошкольного воспитания на должном уровне: почти половина детских садов переполнена, в некоторых из них наполняемость групп доходит до 138%. Вскоре будет еще хуже, предупреждают эксперты - начался рост рождаемости. Невозможность отдать ребенка в детский сад не только нарушает конституционное право на доступное бесплатное дошкольное образование. До 40% матерей, отметила исполнительный директор института Наталья Бердникова, «оказываются перед дилеммой - ребенок или карьера, и лишаются возможности трудоустроиться». «А матери-одиночки, особенно несовершеннолетние, в массовом порядке бросают своих детей, превращая их в социальных сирот» - , сообщила Бердникова. По данным столичного департамента образования, за последние 5 лет рождаемость в Москве возросла на 37%. Ежегодно здесь рождается на 3-5 тыс. детей больше, чем в предыдущем году. Но и сравнительно благополучную столицу тоже не обошла стороной проблема детских садов. Как только здесь начали строить детские сады «нового поколения» - с бассейнами и игротеками, в очередь на них сразу встали тысячи семей, раньше не планировавших отдавать своих детей в детсад. Строить теперь придется еще больше, а средства на эти цели у столицы тоже ограничены. Официальных данных по экономике дошкольного образования нет: никакой статистики по этой проблеме не ведется, а официальные показатели бюджетных расходов на одно место в детском саду изъяты из бюджета и существуют только в отчетах казначейства. «Экономика дошкольного образования - зона, где не ступала нога человека. Родители ничего об этом не знают, а государство делает все, чтобы они и впредь оставались в неведении», - убеждена главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына. По закону о разграничении полномочий с регионами детские сады отлучили от федерального бюджета и передали на муниципальный уровень, не имеющий средств для строительства новых детских садов и едва покрывающий расходы по «латанию дыр» в старых. В итоге на одного садовского ребенка консолидированный бюджет (всех уровней) выделяет по 25 тыс. рублей в год или 2 тыс. рублей в месяц. Сюда входит абсолютно все - капстроительство, питание, лечение и воспитание с образованием. Это означает, что детские сады по-прежнему финансируются по остаточному принципу и выживают они за счет «поборов» с родителей. При этом, по последним опросам Института экономики РАН, 60% семей готовы доплачивать за «видимое улучшение качества дошкольного образования», отметила Ржаницына.

Добровольно-принудительные взносы существенно улучшают положение действующих детских садов, но новый детский сад на них не построить - строительство типового детского садика в регионе стоит порядка 75 млн. рублей. Чтобы увеличить количество мест, регионы начали перекройку существующих детсадов - массовое перепрофилирование физкультурных кабинетов в группы и реконструкция детсадов за счет «пристроя» или «надстроя». В некоторых регионах, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге, городские власти начали досрочно расторгать долгосрочные аренды детсадовских зданий и вступили в полосу судебных процессов. Однако, кроме капстроительства, системе дошкольного образования необходимы средства на выполнение своей основной задачи - на развитие детей, а значит, на повышение воспитательских зарплат. Решить проблему в комплексе, считают эксперты, можно лишь, переложив ответственность за детские сады с муниципалитетов на все три уровня власти федеральный, региональный и местный. В связи с этой проблемой правозащитник Борис Альтшулер предложил создать мощное общероссийское общественное движение «Сердитые матери», чтобы заставить государство, забывшее про систему дошкольного воспитания, считаться со своими требованиями. При этом развитие системы дошкольного образования должно быть включено самостоятельным направлением в нацпроект «Образование» - и тому есть все предпосылки, убеждены участники обсуждения. В некоторых регионах уже создают кооперативы, когда договариваются родители 20-30 детей и приглашают преподавателей для занятий с детьми, некоторые многодетные матери устраивают у себя домашние детские сады, но это неправильно, так как государство должно заниматься дошкольным образованием детей. Основная проблема состоит в том, что произошло разделение федерального и региональных бюджетов, и финансирование детских садов перешло к муниципалитетам, а должно быть софинансирование, все бюджеты должны выделять деньги на детские сады. Кроме того, если что-то и нуждается в реформе, так это в первую очередь сама социальная система, которая работает неэффективно и не позволяет быстро и легко получить людям те деньги и субсидии, которые им полагаются. Для того, что родители смогли получить те компенсации за детский сад, которые согласно изменениям о дополнительных мерах господдержки, внесенным в закон, предусмотрены с 1 января 2007 года, им придется потерять массу времени, собрать множество справок. Необходимо продумать, как упростить механизм получения этих субсидий.

Закон о дошкольном образовании очень нужен, и лучше всего, если он будет включен в Образовательный кодекс. Сейчас стратегия направлена на кодификацию всех законов, поэтому необходимо ускорить работу над Образовательным кодексом и в него включить законы о дошкольном образовании. Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых, видов дошкольных образовательных учреждений, разнообразием педагогических услуг. Обновление педагогического сознания - процесс длительный, сложный, болезненный. Осознание педагогами смысла происходящих процессов в немалой степени связано с принятием ими вариативности образования, стремлением к обновлению его содержания и технологий, пониманием тех позиций, которые препятствуют существенному реформированию системы.

Появились документы, сделавшие возможной творческую работу педагогов дошкольных учреждений:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1991);

«Концепция дошкольного воспитания» (В.Давыдов, В.Петровский, 1989);

«Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» (Н.Михайленко, Н.Короткова, 1993);

«Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» (В.Петровский, Л.Кларина, М.Смывина, Л.Стрелкова, 1993).

Концепция непрерывного образования (2000г.) определила основные направления деятельности:

· охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

· эмоциональное благополучие каждого ребенка;

· познавательное развитие;

· создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

· приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

 Однако анализ ситуации в дошкольных учреждениях края позволяет обозначить следующие проблемы:

· неумение педагогов интегрировать разные виды деятельности детей в едином образовательном процессе детского образовательного учреждения села и города;

· декларирование преемственно-перспективных связей учреждений образования и культуры, а не выстраивание единого образовательного пространства;

· слабое использование педагогами разных форм организации детей, не посещающих дошкольное учреждение, для адекватного их вхождения в социум.

Экономический механизм деятельности дошкольных образовательных учреждений вследствие изменений законодательства об образовании в РФ от 22.08.04 №122-ФЗ изменился принципиально.

С 01.01.05 г. Признан утратившим силу п.2 ст.18 Закона РФ «Об образовании», в соответствии с которым государство гарантировало финансовую и материальную поддержку в воспитании детей.

В то же время п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» приведен в соответствие со ст. 43 Конституции РФ и теперь в нем говорится, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования, а ст. 31 к полномочиям органов в области образования отнесено – организация предоставления общедоступного, бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Что является общедоступным и бесплатным дошкольным образованием?

Ответ на этот вопрос дают решения Верховного суда РФ вынесенные в 2003 г. Кассационная комиссия Верховного суда РФ пришла к выводу, что ни Федеральным законом, ни Конституцией РФ не предусмотрено бесплатное содержание детей в ДОУ. В качестве дополнительного аргумента в пользу законности установления платы за содержание детей в определении говорится, что в п. 9 ст.50 Закона РФ «Об образовании» содержится норма, согласно которой на основании полного государственного обеспечения осуществляет содержание в ДОУ только детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства. Тем самым высшим судебным органом однозначно разграничено дошкольное образование и содержание детей в дошкольных учреждениях, за реализацию дошкольной образовательной программы взимать плату с родителей нельзя, а вот за содержание и питание детей можно.

Поэтому родители, требующие отмены всех дополнительных платежей в муниципальных дошкольных учреждениях не правы, т.к. закон гарантирует гражданам только бесплатность образования, но не содержание детей в ДОУ.

Содержание детей может оплачиваться полностью или частично их родителями, а образование осуществляется на бесплатной основе. Если учредитель берет на себя все расходы, связанные с функционированием ДОУ, включая расходы на содержание детей, то с родителей плата не взимается.

Учредитель финансирует всю деятельность ДОУ при достаточности собственного бюджета. Вопрос в том имеются ли соответствующие финансовые средства, и пользуется ли Учредитель этим правом при их наличии.

В общем, это означает Родителям в настоящее время необходимо оплачивать содержание детей больше, чем 20% от общей стоимости содержания в ДОУ.

Финансирование системы образования.

Государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить на первом этапе опережающий рост расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.

Для реализации целей и задач, определяемых доктриной, обеспечивается достижение следующего уровня финансирования системы образования.

На первом этапе (до 2004г.) – темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста объема расходной части бюджета.

Начиная с 2004г. Будут предусматриваться целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений.

Будут расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.

На втором этапе (до 2010 г.) – следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.

На третьем этапе (до 2025 г.) – при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.

В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а также за счет иных источников, устанавливаемых законодательством, должны предусматриваться средства в объемах, необходимых для реализации положений действующего законодательства об образовании в РФ.

На практике дефицит не финансируемых статей составляет 26%; оплата за питание – 11,42%.

Вопросы реформирования.

Нормативное выделение средств на одного ребенка было провозглашено в законе РФ «Об образовании» в связи с отсутствием средств в бюджете на нормальное удовлетворение потребностей образовательных учреждений федеральные нормативы финансирования до сих пор не приняты.

В связи с расширением прав органов местного самоуправления необходимо самостоятельно провести работу по расчетам нормативов финансирования образовательного учреждения исходя из местных условий их финансирования, привлечь к работе экономистов и работников-практиков/

Пример: Существуют нормативы обеспечения мягким инвентарем и оборудованием по детским садам утверждены постановлением Совета Министров СССР от 18.05.49 «2004 и 1987г.:

· Перечень некоторых материалов устарел;

· Количество выпускаемой и приобретаемой продукции низкое.

Местный норматив финансирования должен определяться из суммы средств, которую бюджет в состоянии выделить на образование с учетом вида дошкольного учреждения и сметы детского учреждения.

При расчете нормативов учитывать:

· Рост инфляции;

· Ценообразование на товары и услуги;

· Платежеспособность родителей;

· Исключить «уравниловку»;

· Учесть все особенности конкретного учреждения;

· Дать возможность каждому образовательному учреждению самим распоряжаться внебюджетными деньгами, поступающими на счет;

· Сроки ввода в эксплуатацию ДОУ

Сохранить собственные расчетные счета МДОУ    

В стране принимается ряд документов и правовых мероприятий, направленных на развитие образования.

Национальная доктрина образования в РФ утверждена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751., в которой говорится о финансировании.

Итак, в первом разделе мы рассмотрели общее состояние дошкольного образования в Российской Федерации, изучили процесс управления, и его составные части и можем сделать некоторые выводы. Во первых дошкольное образование переживает перемены в своем нынешнем состоянии, и переносит их довольно болезненно. Мы выявили следующие факторы, затормаживающие развитие: нехватка финансирования, а именно отсутствие финансирования из федерального бюджета, так как дошкольное образование на данный момент является муниципальным; в связи с событиями 1991 года многие сады были закрыты, либо переведены в чью-то собственность и как следствие этого острая нехватка мест и дошкольных учреждений, которая чувствуется до сих пор; стареющие кадры – еще одно негативное влияние на общую структуру.

 


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МДОУ №75 ГОРОДА АНГАРСКА




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (122)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.033 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7