Занятие №8. Некоторые свойства сочетаний.
Этот вопрос можно предложить учащимся в качестве самостоятельной работы. I. а) Составьте всевозможные сочетания по 2 элемента без повторений из элементов множества М={а, б, в, г, д}. Для каждого из составленных подмножеств выпишите дополнения - трехэлементные подмножества оставшихся элементов - и сравните число тех и других. Какой вывод можно сделать о числах и ? б)Из n элементов некоторого множества составлены всевозможные k-элементные подмножества и соответствующие им дополнения — (n-k) – элементные подмножества оставшихся элементов. Какой вывод можно сделать о сравнительной величине чисел и ? в) Воспользуйтесь формулой подсчета числа сочетаний без повторений и докажите равенство = . Это равенство выражает одно из важных свойств сочетаний. Им удобно пользоваться для вычисления в случае k> n. г) Не производя вычислений, выберите равные из следующих чисел: , , , , , , , , , , , , , . д) Вычислите , , . е) Множество М={а, б, в, г, д, е} разбейте всеми возможными способами на два подмножества так, чтобы в одно из них входило 2 элемента, а в другое - 4. ж) Из 12 человек нужно составить 2 волейбольные команды по 6 человек в каждой. Сколькими способами это может быть сделано? II. Докажите следующее свойство сочетаний: + + +…+ =2n. а) Возьмите множество М={а, b, с} из трех элементов и составьте k-элементные подмножества М /k=0, 1, 2, 3/. Каждому подмножеству поставьте в соответствие последовательность из трех цифр – единиц и нулей – следующим образом: каждому из трех элементов а, b, с поставьте в соответствие 1, если он входит в подмножество, 0 – если он в подмножество не входит. Рассмотрите таблицу
Таблица 1.
Число всех подмножеств множества М равно + + + и равно числу всех последовательностей длины три из единиц и нулей. Число таких последовательностей нетрудно подсчитать: каждое из трех мест в последовательности может быть занято 1 или 0, то есть двумя способами, а все три места – по принципу умножения – 2×2×2=23 способами. Это число можно получить и по формуле подсчета числа размещений с повторением, таким образом, + + + =23. б) Проведите аналогичные рассуждения для множества из n элементов. Тогда какие изменения следует внести в таблицу? Сделайте вывод, результат запишите. Занятие №9. Свойство сочетаний = + и треугольник Паскаля. I. Для изучения следующего свойства сочетаний предварительно составим трехэлементные подмножества множества М={а, б, в, г, д}. Затем выберем из множества М любой элемент, например, «а» и разобьем все подмножества на два класса: не содержащие «а» и содержащие «а». I класс: {б, в, г}, {б, в, д}, {б, г, д}, {в, г, д} II класс: {а, б, в}, {а, б, г}, {а, б, д}, {а, в, г}, {а, в, д}, {а, г, д}. Первый класс состоит из всевозможных сочетаний без повторений по три элемента из следующих четырех: б, в, г, д. Таких сочетаний . Каждое подмножество второго класса состоит из элемента «а» и двух элементов, выбираемых из множества следующих элементов: б, в, г, д. Очевидно, число таких подмножеств равно . Подмножества I и II классов исчерпывают все трехэлементные подмножества множества М, что означает: = + . Аналогичными рассуждениями получите равенство: = + . Убедитесь в справедливости последнего равенства, воспользовавшись формулой подсчета числа сочетаний без повторений. II. Составим таблицу значений при различных значениях n и k. В таблицу 2 занесем значения =1, =1, =1, =1, =2, =1. Заполните остальные строки таблицы, используя свойство сочетаний. Займемся изучением таблицы 2. Первые и последние элементы любой строки равны 1, так как = =1. Это равенство будем считать верным и при n=0 (пустое множество своим единственным подмножеством имеет самое себя). Любой другой элемент таблицы 2 согласно свойству сочетаний, на основании которого составлена таблица, равен сумме двух элементов предшествующей строки: стоящего непосредственно над ним и стоящего над ним слева. Часто числа располагают в таблице иначе, так, что каждый элемент таблицы равен сумме двух чисел предшествующей строки, стоящих непосредственно над ним слева и справа. Тогда таблица принимает форму равнобедренного треугольника. Исследованием свойств такой треугольной таблицы и применениями ее занимался выдающийся ученый Франции Блез Паскаль (1623 —1662). Поэтому рассматриваемую таблицу часто называют треугольником Паскаля. Хотя задолго до Паскаля этот треугольник встречался в работах итальянских и арабских математиков. Отметим некоторые из свойств треугольника Паскаля. 1. Сумма чисел k-той строки равна 2k: ранее было доказано, что + + +…+ =2k. Таблица 2
2. Числа каждой строки треугольника, равноудаленные от ее концов, равны между собой. Обоснованием этого свойства служит равенство = . 2. Члены любой строки треугольника Паскаля до середины строки возрастают, а затем убывают. Задания: 1. Сколько различных подмножеств имеет множество всех цифр? 2. Сколько различных делителей, включая 1, имеет число а)2∙3∙5∙7∙11? б) 195? 3. Сколько различных произведений, кратных 10, можно составить из множителей 2, 7, 11, 9, 3, 5? 4. С помощью свойства сочетаний = + докажите равенство: + + +…+ = . 5. Пользуясь треугольником Паскаля, найдите числа , . 6. Напишите 11 строку треугольника Паскаля.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |