Международное исследование образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) как измеритель качества математической подготовки школьников
Компетентностно-ориентированные задачи в процессе обучения математике учащихся основной школы
Выполнила студентка V курса физико-математического факультета (специальность 050201.65 Математика) Русских Анна Витальевна Научный руководитель: кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дидактики физики и математики Малых Елена Владимировна Рецензент: кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дидактики физики и математики Горев Павел Михайлович Работа допущена к защите в ГАК «___» _________2008 г. Зам. зав. кафедрой ________ М. В. Крутихина «___» _________2008 г. Декан факультета ___________ Е. В. Кантор
Киров 2008 Оглавление Введение 1. Международное исследование образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) как измеритель качества математической подготовки школьников 1.1.Цели и задачи исследования PISA 1.2. Понятие математической грамотности в исследованиях PISA 1.3.Основные результаты изучения математической грамотности в исследованиях PISA Выводы по первому параграфу 2. Компетентностный подход как средство повышения качества математической грамотности учащихся основной школы 2.1. Понятие компетентностного подхода и сравнение его с традиционным 2.2. Ключевые компетентности 2.3. Формирование ключевых компетентностей через учебные математические задачи Выводы по второму параграфу 3. Компетентностно-ориентированные математические задачи 3.1. Содержание компетентностно-ориентированных математических задач 3.2. Три уровня компетентностно-ориентированных задач Выводы по третьему параграфу 4. Методические рекомендации использования компетентностно-ориентированных математических задач 4.1. Содержание учебника математики как среда для составления компетентностно-ориентированных задач 4.2. Место компетентностно-ориентированных математических задач в процессе изучения математики. 4.2.1. Компетентностно-ориентированные задачи на уроках изучения нового материала 4.2.2. Компетентностно-ориентированные задачи на уроках комплексного применения знаний 4.2.3. Компетентностно-ориентированные задачи в качестве домашнего задания Выводы по четвертому параграфу 5. Опытное преподавание в 9 классе Заключение Список библиографии Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5
Введение
Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В международных исследованиях PISA (Programme for International Student Assessment) математическая грамотность определяется как «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». В исследованиях проверяется способность 15-летних учащихся использовать математические знания в ситуациях близких к реальным, связанных с разнообразными аспектами окружающей действительности: жизни школы, общества, личной жизни учащихся и т.д. Невысокие результаты наших школьников во всех трех циклах исследования (2000 г., 2003 г., 2006 г.) вызвали широкую дискуссию в обществе о качестве российского образования, приоритетах в содержании математического образования. Многие ученые и школьные учителя видят выход из создавшейся ситуации в реализации компетентностного подхода при обучении математике учащихся основной школы. Данный подход не отрицает значения знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания в жизни. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личного потенциала. Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач. Поэтому целесообразно формировать ключевые компетентности через специальные компетентностно-ориентированные задачи, аналогичные задачам для проверки математической грамотности в исследованиях PISA. Вместе с тем, таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление же компетентностно-ориентированных задач достаточно трудоемко. Поэтому учителя математики редко используют их на занятиях. Таким образом, имеем противоречие между необходимостью обучения решению компетентностно-ориентированных задач учащихся основной школы и неразработанностью методики их использования в процессе обучения математике. Разрешение противоречия определяет актуальность выпускной квалификационной работы. Объектом исследования является процесс обучения математике учащихся основной школы. Предметом исследования служат компетентностно-ориентированные задачи в этом процессе. Цель работы состоит в выявлении роли компетентностного подхода в процессе обучения математике учащихся основной школы и разработке методических рекомендаций по использованию компетентностно- ориентированных задач. В основу работы положена гипотеза: если на уроках математики и внеклассных занятиях в основной школе систематически использовать компетентностно-ориентированные задачи в соответствии с разработанными методическими рекомендациями, то повысится математическая грамотность учащихся. Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие математической грамотности с точки зрения разработчиков международных исследований PISA. 2. Рассмотреть понятие компетентностного подхода в научной и научно-методической литературе, выявить его роль в процессе обучения математике учащихся основной школы. 3. Рассмотреть содержательный аспект и определить уровни компетентностно-ориентированных задач. 4. Разработать методические рекомендации по использованию компетентностно-ориентированных задач. 5. Изучить опыт работы учителей математики по использованию компетентностно-ориентированных задач на уроках. 6. Проверить эффективность методических рекомендаций путем опытного преподавания. Для решения задач использованы следующие методы: 1. Изучение методической литературы по данной теме; 2. Изучение опыта работы преподавателей; 3. Анализ упражнений из школьных учебников по математике; 4. Анализ международных исследований в области математической грамотности; 5. Опытное преподавание. Теоретическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций для составления и использования компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в основной школе. Практическая значимость работы состоит в возможности использования студентами и преподавателями разработанных материалов при подготовке к урокам и факультативным занятиям по математике. Работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, библиографического списка и 5 приложений. Международное исследование образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) как измеритель качества математической подготовки школьников
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |