Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В связи с вышеизложенным представляется необходимым реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения. Задача минимум при этом - передать органам Государственной налоговой службы функции сбора страховых платежей во внебюджетные фонды и фискального контроля, а исполнение бюджетов фондов осуществлять через органы Федерального казначейства. Это позволит, с одной стороны, сократить административную составляющую в бюджетах фондов, а с другой - повысить эффективность исполнения их бюджетов. Кроме того, было бы целесообразно сократить число внебюджетных фондов посредством ликвидации или слияния некоторых из них (конкретные предложения изложены ниже). Одновременно с процессом реорганизации внебюджетных фондов было бы полезно снизить уровень налоговых изъятий на нужды социального обеспечения в целях повышения налоговой дисциплины и устранения стимулов для уклонения от налогообложения.

Ниже представлены краткие описания структуры, целей и задач каждого из четырех внебюджетных фондов и даны предложения о возможных направлениях их реорганизации.

В случае принятия решения о более постепенном усовершенствовании пенсионной системы неотложными шагами является последовательное освобождение Фонда от несвойственных ему функций. В первую очередь следует рассмотреть вопрос о целесообразности снятия с пенсионного фонда обязанности по финансированию пенсий на возвратной основе, так как это негативно сказывается на его финансовой стабильности. По крайней мере, нужно ввести раздельный учет средств, предназначенных для выплаты трудовых и социальных пенсий, норму о безусловной компенсации из бюджета убытков, понесенных Фондом в результате выплаты социальных пенсий (например, платы за пользование банковскими кредитами для покрытия кассовых разрывов, штрафных санкций, выставленных Фонду по соответствующим кредитным договорам). Во-вторых, следует снять с Фонда обязанность финансирования всех пенсионных льгот, установленных законодательством для отдельных контингентов пенсионеров (например, снижение пенсионного возраста и повышение размера пенсий для лиц, занятых на работе с опасными или вредными условиями труда, для жителей Крайнего Севера; включение в трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии, периода обучения, ухода матери за ребенком и пр.). Затраты Фонда по оплате пенсионных льгот социального характера должны компенсироваться из бюджета, а финансирование льгот для работников отдельных отраслей в перспективе следует возложить на профессиональные пенсионные системы.

Действующая система социального страхования сложилась в советский период, когда заниженный уровень оплаты труда компенсировался предоставлением работникам различного рода социальных льгот. В тех исторических условиях пособия по временной нетрудоспособности зачастую выполняли роль дополнительного оплачиваемого отпуска, централизованно распределяемые санаторные путевки были весьма привлекательны при дефиците туристических услуг. С переходом к рынку прежние масштабы этих видов социального обеспечения сохранились главным образом в государственном секторе экономики и на крупных приватизированных предприятиях. Работники новых частных предприятий пользуются пособиями по временной нетрудоспособности значительно реже. Санаторным обслуживанием работники частного сектора (кроме приватизированных предприятий) практически не пользуются. Таким образом, большинство частных предприятий платят в ФСС заметно больше средств, чем они фактически используют на нужды социального обеспечения. Страховые взносы в ФСС ложатся ощутимым бременем на фонд оплаты труда, при том, что не все виды социального обеспечения через ФСС могут быть признаны необходимыми. Так, представляется нецелесообразным сохранение обязательного страхования в целях санаторно-курортного обслуживания, оплаты путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, содержания детско-юношеских спортивных школ; оплаты проезда к месту лечения.

Теоретически представляется также нецелесообразным обязательное социальное страхование для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, что, конечно, не означает непризнания обязанности работодателей выплачивать такие пособия. Но, учитывая, что максимальный срок выплаты пособия по временной нетрудоспособности по законодательству составляет 4 месяца, работодатель вполне в состоянии обеспечить выплату таких пособий за счет собственных средств.

Что касается многочисленных пособий на детей, то их выплату, на наш взгляд, осуществлять через Фонд социального страхования (то есть фактически через работодателей) нецелесообразно по нескольким причинам. Во-первых, родители, имеющие право на получение большинства из этих пособий, в период их выплаты утрачивают связь с предприятием, находясь в отпуске. Во-вторых, размер пособий (за исключением пособия по беременности и родам) устанавливается в кратном отношении от минимального размера заработной платы и не зависит от уровня заработной платы конкретного работника. Между тем, использование механизмов страхования оправдано главным образом в случаях, когда необходимо обеспечить зависимость между уровнем социальных выплат и страховых взносов. В-третьих, уже создан прецедент финансирования пособий на детей не из средств ФСС. Так, ежемесячное пособие на ребенка, право на получение которого установлено ст.ст.16-17 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ, выплачивается одному из родителей (в том числе неработающему) до достижения ребенком возраста 16, а в отдельных случаях - 18 лет, в размере 70% от минимального размера оплаты труда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Соответственно, выплаты производятся органами социальной защиты населения по месту жительства родителей. В этой связи, с нашей точки зрения, следует рассмотреть вопрос о целесообразности передачи органам социальной защиты функций по выплате остальных пособий гражданам, имеющим детей (пособия на период отпуска по беременности и родам; пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет). Это касается также и пособия на погребение. Средства на выплату этих пособий могут аккумулироваться в виде социального налога в федеральном бюджете. Этот вопрос следует рассматривать параллельно с проблемой рационализации существующей системы пособий гражданам, имеющим детей, так как в настоящее время право на их получение предоставляется всем родителям независимо от уровня дохода. Из-за такого распыления средств размер пособий для действительно нуждающихся граждан явно недостаточен.

Более всего целям ФСС, на наш взгляд, соответствует страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пожизненный характер выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также дифференциация их размера в зависимости от заработка пострадавшего, делает в данном случае целесообразным применение механизмов обязательного страхования. Однако Закон, устанавливающий этот вид обязательного страхования, еще не вступил в силу. Кроме того, при отказе от обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности, санаторно-курортного обслуживания, а также передаче органам социальной защиты функций по выплате пособий гражданам, имеющим детей, и пособий на погребение, сохранение ФСС исключительно ради страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний видимо нецелесообразно. Функции сбора взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и выплаты компенсаций в счет возмещения вреда здоровью можно передать Пенсионному фонду. Учитывая близость правовой природы пенсий и выплат в счет возмещения вреда здоровью, понесенного в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, это решение представляется достаточно разумным.

Таким образом, считаем, что для дальнейшего развития социального страхования необходимо использовать современные методы улучшения финансового состояния, а именно в существующую систему включать элементы добровольного коммерческого страхования. Построение системы социального страхования на независимой от государства и иных структур основе, выстраивание взаимоотношений субъектов с учетом заинтересованности, взаимоуважения интересов сделают ее эффективной, а ее функционирование и развитие - согласованным с общественными условиями.

Так же считаем, что необходимо провести реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения. На первом этапе передать органам Государственной налоговой службы функции сбора страховых платежей во внебюджетные фонды и фискального контроля, а исполнение бюджетов фондов осуществлять через органы Федерального казначейства. Это позволит, с одной стороны, сократить административную составляющую в бюджетах фондов, а с другой - повысить эффективность исполнения их бюджетов. Соответственно это позволит сократить число внебюджетных фондов посредством ликвидации или слияния некоторых из них. Средства, которые направлялись на содержание аппарата управление этих фондов можно будет использовать на молодежную политику, доля которой в настоящее время незначительна в общей сумме расходов ФСС.

 


Заключение

 

Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения.

Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

Приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям (“сборщиков взносов” и “распределителей средств”). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

В результате проведенного анализа расходов Жигулевского филиала ФСС можно сделать следующие выводы. Расходы филиала ежегодно увеличиваются. Основные расходы филиала – расходы, связанные с социальной политикой государства, которая выражается в поддержании работников, которые по причине болезни не могут выполнять свои производственные функции, а также поддержка женщин, которые рожают детей.

Также следует отметить, что в 2007 и 2008 годах расходы Жигулевского филиала превышаю его доходы. Во многом сложившаяся ситуация связана с крайне низким уровнем заработной платы примерно 30-35% застрахованных работников, значительной доли занятых в "сером" и "теневом" секторе экономики, которые фактически не уплачивают страховых взносов – что приводит к резкому дисбалансу между отчислениями работодателей и выплачиваемыми пособиями за счет средств фонда социального страхования. Существуют организации, которые имеют значительные задолженности по уплате единого социального налога и других видов взносов. К ним применяются такие меры контроля как начисление пений и штрафа, но, как правило, задолженность продолжает расти, а предприниматели не торопятся их оплачивать.

Многие расходы осуществляются благодаря отчислениям региональным фондом. Так, например, оплата путевок в санаторно-курорные учреждения и ремонт лагерей. Так же частичное финансирование социальных мероприятий и оплаты курсов по повышению квалификации кадров. Сроки и порядок уплаты страховых взносов в ФСС определяется законодательством РФ.

Тариф страховых взносов установлен по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. В настоящий момент тариф составляет 2,9% от суммы всех доходов физического лица. Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются ежемесячно одновременно с получением (перечислением) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы работникам за истекший месяц. Указанные средства перечисляются на единый текущий счет Фонда и его исполнительных органов.

Законодательство РФ предусматривает применение к работодателям и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов в ФСС РФ неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов, в том числе при сдаче расчетных ведомостей. Пени начисляются на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на начало финансового года.

Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования - дело непростое. Такая система органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.

Именно поэтому необходимо разработать среднесрочную программу мер (например, на 3 - 5 лет) с целью завершения в ближайшие 5 - 8 лет формирования системы социального страхования в России в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств, сообщества субъектов социального страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков).

Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, и прежде всего Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права – трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними. Высокая эффективность социального страхования объясняется его способностью решать крупные социально-экономические задачи национального масштаба: обеспечивать для работников, попавших в трудную жизненную ситуацию и лишившихся при этом источника дохода, компенсационные выплаты в виде пособий и пенсий, размеры которых, как правило, соизмеримы с заработной платой, а также предоставлять им качественную и всестороннюю медицинскую помощь. К сожалению, по ряду причин, указанных в данной работе, в настоящее время выплаты и пособия, которые предоставляет государство гражданам не соизмеримы с реальными потребностями.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации. - Российская газета, N237(853), 25 декабря 1993; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996.,

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М: Юридич. Издат., 1995.

3. Налоговой кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

4. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об Основах обязательного социального страхования»

5. Закон 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

6. Закон 122-ФЗ «Обеспечения граждан – получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение»

7. Закон 771-ФЗ "Об утверждении Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета"

8. Закон №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"

9. Закон № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"

10. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» 1998 г.

11. Федеральный закон РФ от 22.12. 2007 № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год».

12. Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года № 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации;»

13. Указ президента РФ от 7 августа 1992 года №822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»

14. Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»

15. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации

16. Положение Фонда социального страхования Российской Федерации

17. Концепция совершенствования системы социального страхования в Российской Федерации (проект) / Аналитический вестник. - 2005г. - №13(265)

18. Роль социальных внебюджетных фондов в реформировании России (Страховой взнос или единый социальный налог?) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2000. - № 11 (123) . - стр. 38

19. Артеменко, В.Г., Беллендир, М.В. Финансовый анализ : Учебное пособие. – 2-е издание, переработано и дополнено.- М.: Издательство «Дело и сервис», Новосибирск: Издательский дом «Сибирское соглашение», 2003. – 160 с.

20. Ахвледиани, Ю.Т. Страхование. : – М.: Финансы и статистика, 2008. – 240с.

21. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 2004г. – 184с.

22. Базанов, А.Н. Страхование. : Учебное пособие.- М.: - Проспект, 2007.- 256с.

23. Ветрова Н.С. Система социального страхования и государственной помощи // Ветрова Н.С. Социальные программы в странах Запада. - М., 2003. – 201с.

24.Грачев, А. В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. : - М.: Финпресс, 2002. – 265с.

25. Ермасов, С.В.Страхование. : - Москва: "Дело и Сервис", 2007. - 304 с.

26. Ефимова, О.В. Финансовый анализ. : – М.: Бухгалтерский учет, 2002.- 230с.

27. Ковалев, В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. : – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560с.: ил.

28. Ковалев, В. В., Ковалев, Вит. В.Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения). : учеб. пособие./- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 432с.

29. Никулина Н. Страхование. : - М.: Финансы и статистика, 2007. – 308с.

30. Политика доходов и заработной платы: Учебник / А.Н. Ананьев, Л.Н. Лыкова, И.В. Ильин и др.; Под ред. П.В. Савченко, Ю.П. Кокина. : – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. 306с.

31. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. А.Н. Горелова. – СПб.: Питер, 2003. – 653 с.: ил.

32. Учаева Е.И Методика развития социальной политики. Часть первая. : -М., 2005г.

33. Федорова, Т.А.Страхование. : – М.: ИНФРА – М, 2006. – 415с.

34. Шахова, В.В. Страхование. : – М.: ИНФРА – М, 2008. – 237с.

35. Шеремет, А. Д., Сайфулин, Р. С., Негашев, Е. В. Методика финансового анализа. : – М.: ИНФРА – М, 2002. – 272с

36. Четыркин, М.С. Финансовая математика. : учебное пособие. - М.:КНОРУС, 2005. – 272с.

37. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 736 с.

38. Роик В. Социальное страхование в России: проблемы и пути их решения // Страховое дело.-2008.-N1.-С.3-11.

39. Роик В. Социальное страхование-составляющая социальной политики // Человек и труд.-2007.-N12.-С.55-58.

40. Сверина К.П Социальное страхование и социальная политикаР.Ф.-2007.

41. Аналитик К.П История становления социального страхование в России

- 2001. - № 11 (123) . - стр. 27

42. Бугаев Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России. //Финансы. 2000. № 3.

43. Парамонова О.Ю. Социальное страхование в системе социальной защиты населения /О.Ю. Парамонова // Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы 1-й международной научной конференции. Т.I/ Под ред. д.э.н, проф. В.Е. Леонтьева. - Спб.: СпбГУЭФ, 2006. -С.343-347.

44. Социальная политика: реформа социального страхования. //Общество и экономика. 2000. № 10-11.

45. Социальное страхование. Тугой узел проблем. Человек и труд., 2000, №1.

46. Среднесрочная перспектива финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов/ Аналитический вестник. Комитет Совета Федерации по социальной политике. Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации.М., 2005, С. 20-23. - №5 (257)

47. Официальный сайт Фонда Социального Страхования - http://www.fss.ru

48. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://www.economy.gov.ru

49. Бюджетная система Российской Федерации www.budgetrf.ru

50.Официальный сайт Министерства Финансов - www. minfin. ru

 

 

Приложение 1

 

Таблица 1- Формы социальной защиты

Характеристики организационно-правовых форм

Основные формы социальной защиты

личная материальная самозащита Общественная благотворительность Общественная профессиональная солидарность Государственное социальное обеспечение и помощь Фирменные (предприятий) системы социальной защиты
Принципы организации Самоотверженность граждан за своё материальное благополучие Солидарное участие и помощь обездоленным слоям общества Социальное сотрудничество по организации солидарной самозащиты Ответственность государства за государственных служащих и за уязвимые слои населения Социальное сотрудничество работодателей и работников за социальную защиту работников предприятия
Формы организации Личные доход и сбережения, включая приобретение недвижимости, личное страхование Благотворительные организации, Церковь Обязательное и добровольное социальное (коллективно-массовое) страхование Государственные формы для военнослужащих, госслужащих, для социально уязвимых категорий Фирменные формы для персонала предприятий
Виды выплат и услуг Оплата жилья, медицинской помощи, ежедневных потребностей в еде и услугах Бесплатные обеды, уход за престарелыми Пособия по временной нетрудоспособности, пенсии, медицинская помощь Пособия, пенсии, медицинское лечение Оплата проезда на работу, отдельных видов лечения, реабилитационных услуг
Финансовые источники Заработная плата, личные сбережения, доходы от предпринимательской деятельности, ценных бумаг и недвижимости Пожертвования частных и юридических лиц, благотворительная деятельность граждан, Церкви Обязательные страховые взносы в фонды социального страхования Бюджетные (включая муниципальные) источники Прибыль предприятий и организаций
Правовое обеспечение Гражданско-правовое законодательство Гражданско-правовое законодательство Федеральные законы и законы субъектов федерации блока социального права Федеральные законы и законы субъектов федерации блока социального права Отраслевые (рамочные) и коллективные соглашения

 


Приложение 2

 

Таблица 2- Сопоставительные характеристики основных институтов социальной защиты

Характеристики и механизмы институтов социальной защиты

Основные институты пенсионных систем

Социальная помощь Государственное социальное обеспечение Обязательное социальное страхование Добровольное дополнительное социальное страхование Добровольное личное страхование
Методы регулирования основания возникновения социальных гарантий и прав По закону: социально-алиментарные притязания нетрудоспособных и нуждающихся граждан в случаях признания их нуждающимися По закону: лицам, занятым на государственной службе при наличии определённого трудового стажа По закону: наличии определённого страхового стажа, либо инвалидности, либо утраты кормильца На основе договорных отношений: при наличии определённого страхового стажа и коллективного (отраслевого) договора На основе индивидуального договора страхования и уплаты страховых сумм
Принципы организации Солидарная ответственность всего общества за нетрудоспособных и нуждающихся граждан в минимальном уровне дохода Ответственность государства – как работодателя за пенсионное обеспечение своих наёмных работников Социальное сотрудничество, ответственность, солидарная взаимопомощь работодателей и работников, самоответственность работников Солидарная взаимопомощь профессиональных групп работодателей по защите работников от рисков профессионального труда Самоответственность граждан, соблюдение в полном объёме принципа эквивалентности взносов и выплат
Механизмы функционирования Оценка нуждаемости – размеры доходов и собственности всех членов семьи, а также финансовых возможностей государства Оценка финансовых средств федерального и региональных бюджетов, численности пенсионеров, размеров пенсий Оценка социальных (массовых) видов риска утраты заработков в связи с утратой трудоспособности, старости, из-за болезни или несчастных случаев или утраты кормильца и периодов дожития пенсионеров Оценка профессиональных (по группам профессий) рисков утраты заработков из-за утраты (постоянной) трудоспособности и периодов дожития пенсионеров Оценка индивидуальных рисков болезни, утраты трудоспособности и дожития
Финансовые источники Бюджетные источники, формируемые с помощью налогов Бюджетные источники, формируемые с помощью налогов Обязательные страховые взносы работодателей и работников Добровольные страховые взносы работодателей (работников) Добровольные страховые взносы граждан
Порядок исчисления размеров пособий и пенсий Размеры социальных пенсий сопоставимы с прожиточным минимумом (около 20% от средней заработной платы) Размер пособий и пенсий зависит от продолжительности трудового стажа на государственной службе и составляет 50-70% Размер пособий и пенсий зависит от продолжительности страхового стажа, размера заработной платы, возраста выхода на пенсию и составляет 40-60% Размер пособий и пенсий зависит от продолжительности трудового стажа на предприятии (в отрасли) и составляет 20-30% Размер страховых выплат зависит от объёма страховых взносов и продолжительности сроков выплат
Необходимые условия функционирования Значительные объёмы средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов Значительные объёмы средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов Наличие правовых, финансовых и организационных механизмов обязательного социального страхования Стабильная и эффективная деятельность предприятий Наличие средств у населения для резервирования и стабильная экономическая ситуация в стране, правовое государство, развитые институты личного страхования
Формы управления Государственное управление Государственное управление Самоуправление представителей работников и работодателей Самоуправление представителей работников и работодателей Частные страховые компании
Сильные стороны институтов социальной защиты Социальные гарантии защиты в старости нетрудоспособного и нуждающегося населения Высокий и стабильный уровень пенсий Социальная справедливость, солидарная взаимопомощь, дифференцированный подход при определении уровней пенсий с учётом продолжительности страхового стажа и размеров заработной платы (накопленных объёмов страховых взносов) Дополнительный механизм защиты в старости и инвалидности с учётом специфики трудовой деятельности и состояния трудоспособности работников Возможность дополнительного материального обеспечения с учётом индивидуальных финансовых возможностей и жизненных приоритетов
Слабые стороны институтов социальной защиты Низкий уровень пенсии, высокий удельный вес административных расходов Бюджетный источник финансирования, стремление к расширению Не охватывает лиц, не имеющих необходимого страхового стажа Ограниченность финансовыми возможностями отдельных предприятий Распространение ограниченно финансовыми возможностями граждан, используется средне- и высокодоходными слоями населения

 


Приложение 3

 

Таблица 3- Соотношение характеристик обязательного социального страхования и социальной помощи

Социальное страхование Социальная помощь
Финансирование обычно осуществляется за счёт страховых взносов работодателей и трудящихся с возможным участием государства Финансируется за счёт государственных и местных бюджетов. В соответствии с законодательством, выплаты производятся определённым категориям нуждающихся
Участие является обязательным. Выплаты производятся из специальных страховых фондов, формируемых на основе взносов. Зачастую не требуется дополнительных средств, поскольку часть фондов инвестируется с целью получения прибыли При оценке нуждаемости учитываются доходы и размеры собственности соответствующих лиц. Иногда, однако, некоторые составляющие не учитываются (например, личные накопления небольших размеров)
Право лица на пособие основывается на записях о получении взносов без учёта нуждаемости. Уровень взносов и выплат зачастую прямо связан с тем, что из себя представляет отдельное лицо (вдова, инвалид и т.д.), либо с его заработком Целью выдачи пособия является доведение уровня доходов лица до определённого минимума с учётом прочих факторов, таких как размер семьи, обязательные выплаты и т.д. Размер пособия не связан с предшествующими уровнями заработной платы или уровнями жизни
Схемы страхования от несчастных случаев на производстве обычно полностью финансируются работодателями с возможным участием государства Социальная помощь имеет общие черты с вопросами благосостояния и ориентирована на решение проблемы недопущения крайних форм бедности и социальной уязвимости

 


Приложение 4

 

Таблица 4- Структура доходов и расходов Фонда социального страхования

ДОХОДЫ РАСХОДЫ
1. Обязательные страховые взносы 1. Выплата социальных пособий
2. Добровольные страховые взносы 2. Санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей
3. Ассигнования из средств федерального бюджета на финансирование дополнительных расходов по предоставлению социальной защиты гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС 3. Оздоровление детей
4. Доходы от инвестирования временно свободных средств 4. Содержание аппарата Фонда социального страхования
5. Средства, полученные за санаторно-курортные путевки 5. Финансирование НИР
6. Средства, возмещаемые Фондом социального страхования в результате исполнения регрессных требований к страхователям 6. Капитальное строительство
7. Средства, получаемые от наложения финансовых санкций на страхователей, нарушающих порядок уплаты страховых взносов и расходование средств 7. Создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда

 



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)