Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика анализа финансовых результатов



2019-12-29 245 Обсуждений (0)
Методика анализа финансовых результатов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Под методикой анализа понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.

Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности т. е. «горизонтальный» - позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом и «вертикальный» анализ результатов – позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом [4, с.433].

Помимо вертикального и горизонтального анализа исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов, т.е. трендовый анализ.

Информационной базой для выполнения такого анализа служат отчеты о прибылях и убытках.

Проведение трендового анализа финансовых результатов на российских предприятиях затруднительно. За последние годы неоднократно менялись формы и состав показателей отчетности, интерпретация тех или иных хозяйственных операций, порядок их отражения. Поэтому обеспечение сопоставимости данных по периодам возможно только при перерасчетах на основе первичных документов. При выборе перечня факторов и методики оценки их количественного влияния на прибыль от реализации конкретный алгоритм расчетов определяется на основе изучения характера производимой продукции, объема и качества исходной информации, возможности получения дополнительных данных, а также в зависимости от требуемой точности данных [30, с.110].

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия основан на анализе прибыли, так как она характеризует абсолютную эффективность его работы. Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов: анализируется прибыль по составу в динамике; проводится факторный анализ прибыли от продажи; изучаются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как операционные, внереализационных доходы и расходы; оценивается формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль.

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта из формы №2. Информация, содержащаяся в финансовом плане и форме №2, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности хозяйствующего субъекта [28, с.85].

Прибыль от реализации продукции характеризует абсолютную эффективность хозяйствования коммерческой организации, ее производственной, сбытовой, управленческой деятельности. Рост прибыли от реализации создает основу для расширенного воспроизводства, выполнения обязательств организацией перед бюджетом, банками и другими кредиторами.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может быть рассчитана по следующей формуле:

 

П=N-СРП (1.2)

 

где N- выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации), тыс. руб.

СРП - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

Изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) зависит от ряда факторов, на которые, в свою очередь, влияют объем проданной продукции и ее себестоимость:

К факторам первой группы относятся:

-изменение объема реализации продукции;

-изменение объема продукции (в оценке по плановой себестоимости);

- изменение объема продукции, обусловленной изменениями в структуре продукции.

Факторы второй группы включают:

- экономию от снижения себестоимости продукции;

- экономию от снижения себестоимости за счет структурных сдвигов;

- изменение издержек из-за динамики цен на материалы и тарифов на услуги;

-изменение цен на один рубль продукции.

Изменение объемов выпуска и реализации продукции оказывает непосредственной влияние на динамику прибыли. В процессе анализа необходимо дать качественную и количественную оценку влияния этих факторов и рассмотреть последствия этого влияния исходя из следующих положений.

Поскольку объемы выпуска и реализации продукции могут быть исчислены как в натуральном (по видам продукции), так и денежном выражении (сводные показатели), и на изменение этих показателей оказывают влияние (причем, неоднозначное) достаточно большое количество факторов, в процессе анализа необходимо детально рассмотреть и оценить влияние каждого фактора.

Общее изменение прибыли в результате совокупного влияния всех факторов исчисляется по формуле:

 

∆П = П1 – П0,  (1.3)

 

где П1 – прибыль отчетного периода;

П0 – прибыль базисного периода.

На изменение прибыли влияют следующие факторы:

а) изменение объема продукции (при неизменной себестоимости). Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (ΔП2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости) имеет вид:

 

ΔП2 = П0 К1 - П0 = П0 (К1– 1), (1.4)

 

где К1 – коэффициент роста объема реализации продукции.

, (1.5)

где - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;

 - себестоимость базисного года (периода);

б) изменение цен на реализованную продукцию. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (ΔР1) рассчитывается как:

 

, (1.6)

 

где - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р - цена изделия; q – количество изделий);

 - реализация в отчетном году в ценах базисного года;

в) изменение в объеме продукции, обусловленные изменениями в структуре продукции (ΔР3). Их влияние рассчитывается по формуле:

 

 (1.7)

 

где К3 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;

 

 (1.8)

 

где  - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

 - реализация в базисном периоде;

г) экономия и снижение себестоимости продукции (ΔР2). Ее влияние на прибыль находят как:


 (1.9)

 

где - себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и условиях базисного периода;

- фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

д) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔР3). Расчет влияния этого фактора имеет вид:

 

. (1.10)

 

Отдельным расчетом определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и прочие ресурсы, а также причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины. В первом случае расчет проводится по данным бухгалтерского учета себестоимости продукции. Оценка влияния на прибыль нарушений хозяйственной дисциплины проводится с помощью анализа отклонений, образовавшихся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда технике безопасности и т.п.

Общее изменение затрат на 1 рубль продукции выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом перечисленных выше факторов [4, с.256].

На основе выполненных расчетов определяется общее изменение прибыли от реализации за анализируемый период, которое представляет собой сумму отклонений по отдельным факторам.

Важное значение для оценки эффективности хозяйственной деятельности каждого предприятия имеют показатели рентабельности. Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Рентабельность более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

- показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

-показатели, характеризующие рентабельность продаж;

-показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Чистая прибыль – это прибыль которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и экономических санкций.

Величина балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависят от многочисленных факторов и от применяемой учетной политики.

Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования:

- Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП), что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам (ОС) и по МБП;

- Изменение метода начисления износа по МБП;

- Использование метода ускоренной амортизации;

- Применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним;

- Выбор метода оценки потребления производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO);

- Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда);

- Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода;

- Изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или по моменту ее оплаты).

- Учетная политика, формируемая органами управления предприятием, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.

В процессе анализа финансовых результатов необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным документам по ведению бухгалтерского учета.

Кроме того, следует определить влияние изменений в учетной политике на балансовую, налогооблагаемую и чистую прибыли, а также на размер налогов, сумму отчислений в фонды предприятия и сумму выплаченных дивидендов акционерам.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции (работ, услуг).

При анализе финансовых результатов изучается динамика реализации продукции (работ, услуг) и определяются факторы изменения ее суммы.

Факторы:

- объем реализации – Vрп;

- структура – УДi;

- себестоимость – Сi;

- уровень среднереализационных цен – Цi. [35, с.204].

Характеристика влияния указанных факторов приведена в таблице 1.

 

Таблица 1.1 – Влияние различных факторов на динамику реализации      

Наименование фактора Характеристика влияния
Объем реализации продукции (работ, услуг) Оказывает положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции (работ, услуг) Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость Себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Уровень среднереализационных цен Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

 

- Методика анализа внереализационных и иных финансовых результатов. Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности предприятия, его дивидендной политикой, уровнем процентной ставки за кредит, налоговой и амортизационной политикой и т.п. В процессе анализа определяется динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, векселей) зависит от их количества, стоимости и уровня процентных ставок.

- Доходы от сдачи в аренду основных средств зависят от количества сданных объектов в аренду или от размера земельной площади и уровня арендной платы [19, с.27].

Убытки от выплат штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных нарушений.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении них.

- Убытки от списания невостребованной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне, а также по причине банкротства клиентов [19, с.319].

В состав прочих финансовых результатов можно включить:

- некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, потери от остановки производства и прочее), включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий, за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива и других материалов;

- некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями. При этом необходимо учитывать, что компенсации потерь помимо выплаты страхового возмещения следует относить использование резервного фонда, образуемого организациями в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, предоставление государственных и других субсидий т.п.;

- затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшие продукции (за исключением потерь, возмещаемых заказчиками), за вычетом стоимости используемых материальных ценностей;

- затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;

- судебные издержки и арбитражные сборы;

- убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены;

- налоговые платежи, относимые в соответствии с законодательством на финансовые результаты деятельности организации [9, с.32].

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) осуществляется путем отношения балансовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И) по формуле 1.11.

 

 или .(1.11)

 

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов, полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (Пид) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ):

 

. (1.12)

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

 

 или . (1.13)

Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (К L).

 

. (1.14)

Рентабельность (доходность) опреационного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к среднегодовой сумме операционного капитала (ОК). Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционной процессе:

 

. (1.15)

 

В процессе анализа проводится динамика перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и проводится межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Таким образом, анализ показателей рентабельности позволяет оценить текущую хозяйственную деятельность, вскрыть резервы повышения ее эффективности и разработать систему мер по использованию данных резервов. Исходя из этого, данный показатель является обязательным элементом сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия [37, с.27].

Таким образом, прежде чем провести анализ влияния отдельных элементов изменение выручки от реализации продукции, необходимо предварительно уяснить способы формирования финансовых результатов, обосновать тот или иной метод анализа.

 

 




2019-12-29 245 Обсуждений (0)
Методика анализа финансовых результатов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика анализа финансовых результатов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)