Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Моделирование трансформации давальческих операций в стратегическое партнерство на основе договора совместной деятельности



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Моделирование трансформации давальческих операций в стратегическое партнерство на основе договора совместной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Сегодня мировая цивилизация идет по пути информационно-экономической интеграции, что проявляется во всех сферах развития общества. Экономическая интеграция происходит не только на уровне мирового содружества, но и на уровне институциональных единиц. Причинами сложившейся ситуации является отставание скорости осуществления хозяйственных операций от скорости распространения информации о сложившемся уровне рынка. В таких условиях для устранения рисковых ситуаций возможно только несколько выходов: интеграция, диверсификация, мониторинг.

Проведенное нами исследование эволюции операций по переработке давальческиого сырья показало, что в отличии от устоявшейся практики организации давальческих операций на основе договора подряда, которая в дальнейшем развитии не эффективна, существуют новые формы организации деятельности в рамках стратегического партнерства, позволяющие получить больший эффект от совместной деятельности как по финансовым, так и нефинансовым показателям.

В связи с этим возникает задача трансформации давальческих операций в рамках стратегического партнерства, возможного на основе договора совместной деятельности и разработки оригинальной методики их учёта.

В дальнейшем операции по переработке сырья будут нами рассматриваться не в понимании «давальческих операций», а как их трансформированная форма в структуру стратегического партнерства, где бывшие «переработчик» и «давалец» приобретут новый статус.

При осуществлении своей деятельности любое предприятие может найти такого экономического партнера (будь то поставщик или покупатель, давалец или переработчик), с которым оно будет сотрудничать долгое время по причине полного соответствия его запросам по качеству оказываемых услуг. Осуществляя давальческие операции, давалец и переработчик также могут сотрудничать друг с другом длительный период, подстраиваясь под запросы и потребности партнера.

Имея неразрывную связь друг с другом, схожую со связью внутри единой организации (поставка сырья, производство готовой продукции из этого сырья и последующая ее реализация), но, не имея необходимости объединяться в одно юридическое лицо, организации-партнеры имеют возможность объединиться в своеобразный тандем в рамках договора совместной деятельности.

Такой тандем, использующий принципы вертикальной координации, вправе называться стратегическим партнерством на основе совместной деятельности.

В современной экономической литературе, исследованиях молодых ученых появляются новые определения организационно-оформленных объединений, построенных на долговременных взаимовыгодных отношениях с ключевыми рыночными партнерами:

1. Стратегический альянс – временный договор между независимыми или частично зависимыми корпоративными промышленными структурами о совместной выработке индикативных (рекомендательных) или обязательных для выполнения сторонами решений, существенно изменяющих реальные и потенциальные возможности партнеров на рынке корпоративного контроля [84].

2. Стратегическое партнерство – организационное объединение вертикально интегрированных компаний договорного типа (вертикально-координированных), … способствующее установлению тесных экономических, технических и социальных связей между партнерами, взаимному снижению издержек и экономии времени [79, с. 13].

Понятия «партнерство» и «альянс» синонимичны, но, по нашему мнению, этимология слова «партнерство» подразумевает более тесные дружественные отношения институциональных единиц, способствующие достижению единой цели, что в стратегическом свете предстает наиболее актуальным.

Моделирование содержания учётно-экономических процедур трансформированных давальческих операций в стратегическое партнерство позволит охарактеризовать сущность операций, производимых между структурными подразделениями координированной бизнес-группы, оценить их качество и преимущества по отношению к классической схеме.

Профессор О.И. Кольвах отмечает, что при создании модели необходимо определить цель моделирования – не просто создание образа, адекватного своему прообразу, а такого его изображения, благодаря которому проявляются и становятся понятными его изученные свойства и связи:

– внутренние – связи между элементами его структуры;

– внешние – связи с другими объектами, а точнее с моделями внешних объектов.

Структуру и функционирование стратегического партнерства можно описать при помощи модели (рис. 3.1, 3.2).

 


Рис. 3.1. Модель организации стратегического партнерства

 

Сама вертикально-координированная компания (рис. 3.1) (будем ее называть «стратегическое партнерство») состоит из трех основных блоков-центров.

Первый блок, центр дохода, представляет собой своеобразную модификацию давальца в давальческих операциях.

Второй центр – центр затрат – модификация переработчика.

Третий блок – новый для давальческих отношений. Координационно-контрольный центр и есть сердце интеграции, объединяющий воедино две институциональные единицы. Он состоит из представителей центра дохода («давальца») и центра затрат («переработчика»). В зависимости от вида интеграции (ресурсная интеграция либо интеграция стадии конечного продукта) определяется главенствующая роль того центра, который будет определять политику координации и контроля.

Но на рисунке 3.1 представлена лишь информационная схема отражения модели организации ветикально-координированной компании, на которой не виден поток ресурсов во внешней и внутренней среде координированной бизнес-группы.

Для большей наглядности функционирования вертикально-координированных компаний, нами разработана модель функционирования координированной бизнес-группы (рис. 3.2).

 

Рис. 3.2. Модель функционирования стратегического партнерства

 

Разработанная модель отражает процесс взаимодействия координированной бизнес-группы внутри нее и с открытым рынком по следующим направлениям:

– центр дохода, выполняя снабженческие функции, поставляет сырьё, приобретенное группой, центру затрат;

– центр затрат перерабатывает сырьё в готовую продукцию и передает центру прибыли для последующей реализации;

– центр дохода, выполняя сбытовые функции, продает продукцию на открытом рынке;

– координационно-контрольный центр, служа связующим звеном, контролирует процессы снабжения, производства и реализации, а также берет на себя функции казначея группы, отвечая за финансовые потоки и перераспределяя прибыль между компаниями группы.

Между тем важнейшая задача развития хозяйствования и управления в стратегическом партнерстве — не только и не столько стимулирование локальной эффективности хозяйственной деятельности структурных подразделений (предполагающее адекватную оценку ее результатов), сколько сохранение в рамках корпорации единого экономического пространства, обеспечивающего «синергетический эффект» взаимодействия, внутрифирменной кооперации.

По всем показателям компании, объединенные на основе вертикальной координации, намного эффективнее, чем компании, сотрудничающие на основе традиционной давальческой схемы по договору подряда. Объединение коммерческих организаций обеспечивает эффект объединения или синергетический эффект, основанный на реальных преимуществах предпринимательских объединений в рыночной экономике по сравнению с неинтегрированными коммерческими организациями.

Таким образом, на основе проведенного анализа организационно-правовых схем нами предлагается осуществлять давальческие операции с долгосрочными партнерами на основе вертикальной координации в рамках договора совместной деятельности, что неизменно приведет к снижению трансакционных издержек и появлению синергетического эффекта.

Отечественный ученый Ю.Б. Винслав отмечает, что ключевой вопрос эффективного функционирования подобных объединений — достижение синергетического эффекта интеграционного взаимодействия [25, с. 17]. Так, И.Н. Богатая определяет синергетизм через дополнительную стоимость, появляющуюся в результате объединения фирм. «Синергия – реакция на комбинированное воздействие двух или нескольких организмов, характеризующаяся тем, что действие превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности» [16, с. 153].

По Роберту Н. Холту, наибольшим проявлением синергетизма обладают вертикально интегрированные компании: более низкие производственные издержки, эффективное распределение, положительное воздействие на доходы и денежные потоки. Совместная деятельность в рамках стратегического партнерства, направленная на переработку сырья, представляет собой вертикально координированную структуру, имеющую отличие с интегрированной в отсутствии объединения собственности, но обладающая теми же преимуществами.

Использование новой схемы переработки давальческого сырья кроме явного синергетического эффекта может иметь эффект от оптимизации налогообложения. Мы согласны со следующим высказыванием к.э.н. И.С. Шиткиной: «Несмотря на отсутствие системного правового регулирования холдингов налоговым законодательством и возникающие в связи с этим неудобства, специалисты холдинговых компаний должны творчески подходить к задачам финансового планирования и оптимизации налогообложения в объединении. Успешное решение этих задач — основа для возникновения синергетического эффекта от осуществления бизнеса в холдинговой форме» [111, с. 46].

В своем интервью директор Консультационного центра В. Резанов отмечает: «Существуют определенные схемы, позволяющие очистить предприятие от задолженности и реанимировать его, вернуть к нормальной жизни. Многие предприятия не могут управлять своими активами, правильно оценить имущество, правильно его распределить между несколькими предприятиями – эта задача стоит перед многими. Если это производственное предприятие, то, во-первых, нужно разделить производство и сбыт. Сейчас строятся холдинги, в которых есть управляющая компания, производство, торговый дом и компания, владеющая активами. Это снижает риск. Надо правильно выстроить схему управления имуществом – это основное» [20, с. 56].

В случае организации совместной деятельности компаний, осуществлявших давальческие операции, не надо выискивать новые схемы распределения активов, помогающих снизить налоговое бремя.

Общеизвестно, что общий объем уплачиваемых налогов при применении схемы работы на давальческом сырьё увеличивается. Объяснений тому может быть несколько.

Причина первая – увеличение происходит за счёт рентабельности, закладываемой переработчиком, с которой необходимо уплатить оборотные налоги. Однако при собственном производстве производитель уплачивает при тех же затратах большую сумму налога на прибыль (при условии равенства себестоимости работ переработчика и производителя), т.к. происходит экономия на закладываемой рентабельности переработчиком, а цены реализации остаются прежними.

Другая причина увеличения налоговых выплат – дополнительные платежи в бюджет за счёт появления общей доли в объеме реализации конечной продукции. Без внедрения схемы переработки сырья на давальческой основе производитель уплачивал налоги, базой которых является стоимость реализации продукции. При внедрении такой схемы объем реализации сокращается на стоимость сырья и долю прибыли, отбираемую заказчиком. С этого уменьшенного объема реализации переработчик и платит налоги. Но этот объем реализации заказчик включает (в качестве стоимости услуг изготовления продукции) в свой объем реализации. Когда заказчик реализует готовую продукцию, происходит налогообложение всего объема реализации, следовательно, и той его части, с которой переработчик уже заплатил налоги. Поэтому после такого двойного налогообложения в размере налогообложения стоимостного объема услуг изготовления готовой продукции, остающиеся в распоряжении средства в целом по отрасли уменьшаются.

В рамках совместной деятельности налогообложения стоимости услуг по переработке сырья не происходит, а налогами облагается стоимость производства и реализации готовой продукции произведенной объединением. Таким образом, при переходе предприятий со схемы осуществления операций по переработке давальческого сырья на основе договора подряда на организацию по договору совместной деятельности происходит устранение двойного налогообложения по НДС, налогу на пользователей автотранспортных средств и других налогов, входящих в себестоимость продукции и по ее реализации.

Давальческая переработка как форма организации бизнеса давно укоренилась в российской экономике и потому возможно провести исследование ее влияния на экономическое благосостояние общества. Результаты такого исследования, осуществленного Институтом анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ, предоставила С.Б. Авдашева [2, с. 65]. По ее мнению давальческие контракты приносят колоссальный доход за счёт теневого оборота.

Для перерабатывающих предприятий возможность искажения возникает из-за специфики учёта расходов на перерабатываемые сырьё и материалы. У давальцев же появляется возможность неучтенной продукции в результате давальческих контрактов благодаря существующей системе учёта и отчётности. Традиционно давальцы являются диверсифицированными фирмами и отчитываются только по так называемому «основному виду деятельности». Таким образом, проследить у них движение продукции, произведенной в рамках давальчества, крайне трудно.

Согласно своему исследованию д.э.н. С.Б. Авдашевой резюмирует: «Проведенный анализ затрат в сочетании с результатами теоретического исследования приводит к следующему выводу. Давальческие контракты позволяют получить дополнительную прибыль. Но одновременно прибыль переводится в теневой сектор. Так что ее использование для повышения эффективности производства в целом невозможно. Таким образом, задачей государственной политики в целом является, в первую очередь, создание условий для перевода этой дополнительной прибыли в легальный сектор».

По нашему мнению, одним из условий перевода дополнительной прибыли от давальчества в легальный сектор может быть оптимизация налогообложения при осуществлении той же деятельности в рамках договора совместной деятельности.

Таким образом, предложен вариант трансформации давальческих операций в структуру стратегического партнерства на основе договора совместной деятельности. Разработаны модели организации и функционирования стратегического партнерства, в рамках которого давалец и переработчик получают новые «статусы»: центр затрат и центр дохода; соответственно определены их функции в совместной деятельности.

Применение моделей стратегического партнерства как перспективной формы организации давальческих операций имеет ряд неоспоримых преимуществ, как-то: снижение трансакционных издержек и получение синергетического эффекта в виде оптимизации налогообложения, а следовательно, устранения теневого оборота капитала.




2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Моделирование трансформации давальческих операций в стратегическое партнерство на основе договора совместной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Моделирование трансформации давальческих операций в стратегическое партнерство на основе договора совместной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)