Понятие межличностных отношений и их развитие
Содержание и характер взаимодействия людей определяется не только их внутренними побуждениями и особенностей выполнения деятельностей (цели, мотивы, средства), но и их отношениями друг к другу. Проблема межличностных отношений рассматривалась многими психологами и педагогами Т. Шибутани, Дж. Морено, А.Маслоу, К.Роджерс и др. Основоположниками психологии отношений в России являются Александр Федорович Лазурский (1874-1917) и его ученик и последователь Владимир Николаевич Мясищев(1893-1973) По мнению А.Ф. Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Мясищев разработал одно из важнейших в отечественной психологии принципиальных положений теории личности. Согласно его точке зрения: «..система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности». По мнению Мясищева «дефектные отношения в, которые может оказаться включенным человек, ведут к отклонениям в формировании личности, а, следовательно, и в самооценке. И наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности». Одним из элементов в структуре личности является самооценка. Под межличностными отношениями в социальной психологии понимают субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения (Андреева Г.М.). Межличностные отношения - это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и объективно существующих связей индивида с другими людьми. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Естественно, «набор» этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы: 1) конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.: 2) дизъюнктивные— сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсивность того и другого родов чувств может быть различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп, а следовательно и каждого отдельного члена в этой группе. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждому члену группы не безразлично, какие чувства к нему испытывают одноклассники, именно они определяют благополучное или неблагополучное вхождение в коллектив одноклассников и собственное саморазвитие. В нашем исследовании будет обращено внимание на малую группу (школьный класс), на те отношения, которые будут складываться в группе подростков, поэтому необходимо знать методы, которые помогут измерить межличностные отношения. Американский психолог Джекоб Морено, разработал всемирно известную теорию социометрии. Социометрия - это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений. Морено полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Если человека окружают люди, испытывающие к нему симпатии, то ему будет легче преодолевать жизненные трудности. Более того, недостаток симпатий уже порождает жизненные трудности. Он считал также необходимым определить положение индивида в структуре неформальных отношений, чтобы понять его проблемы. Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту, а так же от того, какие отношения сложились в данной группе - положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задает статусную иерархию в группе. Самыми высокостатусными являются так называемые социометрические звезды - члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы. На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные - субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе - одна из наиболее неблагоприятных, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы совершенно равнодушны. Далее идут отверженные- такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои - члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных. Стоит заметить, что изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы, безусловно, входят в группу риска по критериям межличностных отношений. Однако, К.Левин доказал, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного является большим наказанием. Хорошо известен феномен влияния бойкота - прекращения отношений с человеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему. При бойкоте человек оказывается не в позиции пренебрегаемого, к которому направлены негативные чувства окружающих, а в позиции изолированного, к которому окружающие совершенно равнодушны, что сказывается не только на коллективе, но и на самой личности. Сущенко С.А. отмечает что, исследуя отношения можно понять познавательные, волевые, эмоциональные процессы, темперамент, способности, самооценку человека. Отношения человека определяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит. В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, к группе, самому себе. По мнению Ананьева Б.Г. , необходимо изучать отдельные стороны личности в системе социальных связей и отношений. Это обусловлено тем, что, исторические, социологические и социально-психологические исследования составляют единый и основной путь ее изучения, определяющий собственно психологическое исследование. Можно сделать вывод о том, что изучать и формировать самооценку подростков изолированно от коллектива, в который он непосредственно включен, будет неэффективно.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |