Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Констатирующий эксперимент.



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
Констатирующий эксперимент. 0.00 из 5.00 0 оценок




№ п/п Фамилия, имя подростка Возраст, лет Диагностика «Мотивационная готовность склонности к риску» Методика «Как поступить» Общий уровень сформированности межличностных отношений
1 Вика Ш. 14 Низкий Низкий Низкий
2 Полина С. 14 Средний Средний Средний
3 Саша Ч. 14 Высокий Высокий Высокий
4 Эльдар А. 16 Низкий Средний Средний
5 Вика Л. 13 Низкий Низкий Низкий
6 Коля Н. 14 Низкий Низкий Низкий
7 Марина К. 13 Низкий Низкий Низкий
8 Вера Т. 15 Высокий Высокий Высокий
9 Андрей В. 14 Низкий Низкий Низкий
10 Артем С. 14 Средний Средний Средний

 


Приложение 5

Занятие по теме: Насилие и закон

Цель:

донести до подростков понятие о насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву.

Задачи:

Ø информировать учащихся о видах и циклах насилия

Ø научить распознавать насилие

Ø сформулировать понятия «насилие» и «уважение»

Ø выявить роль алкоголя и наркотиков в проявлении насилия

Ø дать понять, что существует ответственность за совершенное насилие, рассказать о Российском законодательстве, касаю­щемся вопросов насилия

Ход работы

1. Ведущий записывает тему занятия на доске. Говорит о том, что данная тема деликатная, для кого-то неприятная и, наверное, для всех новая. Проведение урока потребует от всех участников бережного отношения друг к другу. Ведущий приводит из своей милицейской практики случаи проявления насилия в семье или в отношениях подростков друг с другом. Отмечает, что количество случаев проявления насилия увеличивается. Привести статистичес­кие данные по своему городу, району или региону.

2. Работа в малых группах. В ходе обсуждения школьники отвечают на следующие вопросы:

Ø что такое насилие?

Ø какие виды насилия существуют и как они проявляются

Ø какова цель насилия?

3. Подводятся итоги работы. Один из школьников работает у доски, записывая ответы (вариант ответа см. в Приложении). Данные ответа дополняются участниками других групп. Необходимо указать формы насилия и привести примеры каждого вида:

Ø физического

Ø психического

Ø эмоционального

Ø экономического

Ø сексуального

Ø пренебрежения нуждами ребенка (моральная жестокость)

Ребята приводят примеры этих видов насилия. Ведущий ком­ментирует их ответы. Самое сложное для ребят — это привести при­меры проявления насилия, выражающие пренебрежение к нуждам ребенка. Объясните, что это отсутствие элементарной заботы о ре­бенке (в пище, одежде, жилье, медицинском уходе), в результате че­го нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Далее разбирается вопрос: как проявляется то или иное наси­ лие? Ответ на этот вопрос на доске записывает следующий ученик. Спросите, есть ли у некоторых школьников клички. Пусть ребята назовут, какие. Считают ли они, что эти клички оскорбительны для человека, унижают ли они его. Можно ли, на их взгляд, клички от­нести к одному из видов насилия. Если — да, то почему, если — нет, то почему. Ведущий комментирует их ответы. Следует обратить внимание на признаки проявления насилия: обидчик повышает го­лос, прерывает разговор, говорит обидные слова, угрожает, оскорб­ляет. Укажите ребятам, что существует 2 вида воздействия на человека: словесное (вербальное) и физическое (невербальное).

Попросите ребят привести примеры насилия в семье, по отно­шению к детям со стороны взрослых и в отношениях между собой.

Существует ли насилие в школе, между учителями и учениками? Если да, то в чем оно выражается.

Задайте вопрос школьникам, какие из перечисленных про­явлений насилия оказывают на них самое большое влияние. Под­черкните на доске эти проявления. Сделайте вывод, что никто не должен проявлять насилие по отношению к другому человеку. Подумайте, стоит ли вам поддерживать с таким человеком отноше­ния? Выслушайте ответы ребят.

Задайте ребятам вопрос: какова цель насилия? Выслушав их ответы, сделайте вывод: это желание власти и контроля над дру­гим человеком. Запишите это на доске: власть и контроль.

4. Виды насилия. Задайте наводящий вопрос: «Какие деструк­тивные виды насилия могут быть?». Ребята отвечают на заданный вопрос, а один из учеников записывает ответы на доске:

Ø убийство;

Ø суицид;

Ø изнасилование;

Ø тяжкие телесные повреждения.

Школьники анализируют, сразу ли происходят подобные виды насилия или нет. Ведущий делает выводы вместе с ребятами: чаще это­му предшествует определенное время, когда взаимоотношения ухудша­ются, угроза насилия нарастает. Нередко виды подобного насилия проявляют люди, находящиеся в состоянии алкогольного или нар­котического опьянения. Ведущий приводит случаи из своей практики. Расскажите о циклах насилия. Скажите, что порой разорвать эту цепочку насилия очень трудно, но это возможно сделать.

5. Кто может стать жертвой насилия. Учащиеся разбирают этот вопрос в малых группах. После обсуждения один из учеников записывает на доске ответы. Ребята из других групп дополняют. Все записывают в своих тетрадях.

Кто является жертвой насилия в семье

(один из вариантов ответа)

  Чаще всего  

 


Жертва

женщина

Свидетели

насилия

ребенок
престарелые члены семьи
инвалиды
  Очень редко  
Жертва - мужчина (3%- 5%)  

 

Вывод: жертвами насилия чаще всего становятся са­мые незащищенные члены семьи.

6.Почему возникает насилие? На этот вопрос ребята отвечают, работая в малых группах. Обратите внимание школьников на та­кие ответы, как неумение себя вести, контролировать свои чувства, нести ответственность за своего друга, товарища, желание мести, употребление алкоголя, наркотиков.

7.Ведущий подводит итоги первого занятия.

8.Второе занятие по теме насилия начать с анализа письма.

Письмо

Уважаемая Светлана Владимировна!

В прошлый раз Вы говорили о насилии. Я долго думала об этом, так как это касается меня, вернее, моей мамы. Мне стыдно говорить на эту тему. Я ни с кем еще ни разу не говорила. Решилась написать Вам, именно написать, а не сказать, так — легче.

Шесть лет тому назад умер мой папа. И мы с мамой остались одни. Я ведь тогда училась в 3 классе. Мама плакала каждый день, по­вторяя: «Вот мы и одни. Осиротели». Вначале я плакала вместе с мамой, потом перестала. Я никогда не забуду той мамы — опусто­шенной и плачущей. Но проходили дни, месяцы, годы. И боль утраты стала менее острой.

Три года тому назад моя мама вышла замуж. Я была очень ра­да. В доме появился мужчина. Как изменилась моя мама. Она стала такой красивой, доброй. Казалось, что все будет хорошо.

А потом я стала замечать: мама украдкой утирает слезы, хму­рится, сердится. Стала раздражительной.

Однажды я заметила, что отчим пришел домой пьяный. Ста­ла замечать, что от него пахнет спиртным. В эти дни мама переставала с ним разговаривать. Они ругались, но тихо, чтобы я не слышала.

А потом все стало хуже. Они уже ругались, не таясь, кричали, обзывали друг друга. Больше всего доставалось моей маме. Я решила по -говорить с ней, зачем ей нужен такой человек. На что она ответила: *Ты еще маленькая. Ничего не понимаешь. Он исправится».

А потом он поднял руку на маму. И это моя мама опять стер­пела. Он кричал, что содержит не только маму, но и ее «хвост» — это, оказывается, меня.

Мне не хочется идти домой. Я не узнаю своей мамы. Она так изменилась. Что делать? Кто может помочь моей маме? Разве это жизнь? Порой мне самой не хочется жить на этом свете.

Наташа.

Ведущему или учителю заранее к этому уроку подготовить необходимое количество экземпляров пись­ма. Ребята работают в малых группах над следующими вопросами:

Ø кто является жертвой насилия, а кто свидетелем?

Ø какие виды насилия произошли?

Ø какие виды и этапы насилия были реализованы?

Ø каков может быть исход данной ситуации для мамы, для девочки?

Ø что делать в данной ситуации, к кому обратиться за помощью?

Один из учеников записывает на доске варианты ответов на поставленные вопросы, ребята из других групп дополняют и ком­ментируют свои ответы. Ведущий помогает это сделать.

«Мозговой штурм» анализа предложенного письма предусмат­ривает: вспомнить пройденный на предыдущем занятии материал, выявить и определить виды насилия и формы поведения в данной ситуации.

9. Насилие и уважение. Переходя к этой теме, задайте наводящие вопросы школьникам: «Кто считает, что по отношению к нему было проявлено насилие?», «Как вы хотите, чтобы к вам относились?». Ребята вновь работают в малых группах. Учащиеся должны определить, что такое уважение, и составить список данных понятий. Составление перечня нужно сопоставить с видами насилия. Например:

Ø физическое насилие — не толкать, не бить, не хватать за ру­кава и волосы, не щипать и т. д.

Ø эмоциональное – …

Ø вербальное насилие - …

Ø сексуальное насилие - …

Виды насилия и как они проявляются

(один из вариантов ответа)

Физическое Психическое Эмоциональное Экономическое Сексуальное
Ударить Избить Толкнуть Таскать за волосы Оказывать давление Унижать Угрожать Порча принадлежащих вещей Грубые крики Оскорбления Унижение чувства собственного достоинства Постоянная критика Не давать денег Контролировать, сколько и на что тратишь Лишать собственных денег Ограничивать во всем (экономическое давление) Изнасилование Принуждение к сексуальным отношениям Пошлые домогательства Вульгарные выражения, высказывания, жесты и мимика

Этот список можно продолжить

10. Ответственность за насилие и закон. Эту часть занятия прово­дит ведущий. Он говорит о том, что существует ответственность за проявленное насилие по отно­шению к другому человеку. В Уголовном кодексе РФ существуют зако­ны, на основании которых можно возбудить уголовное дело в тех слу­чаях, когда действия обидчика соответствуют определению разных форм насилия (физического, психического, сексуального), и после того, как эти действия уже были совершены: побои, угроза убийства или при­чинение тяжкого вреда; оскорбление, унижающее честь и достоинство; клевета — распространение заведомо ложных фактов; причинение вре­да здоровью (ст. 116,119,130,129,111,112,115 уголовного кодекса РФ).

Человек может обратиться за помощью. Возникает вопрос, к кому, куда и когда. Помните, вы не одиноки. В критической си­туации звоните по телефону доверия, обращайтесь в милицию и вам подскажут, что делать, куда обратиться. Вы можете воспользоваться помощью человека, которому доверяете (родст­венники, друзья, учитель или психолог школы). Можно обратить­ся в специальные центры: социальной помощи семье и детям, со­циально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, пси­холого-медико-педагогический, в комиссию по делам несовершен­нолетних, в приют для детей. Телефоны этих учреждений вы мо­жете получить через справочную телефонной станции. Вам будет оказана помощь.

11. Подводятся итоги урока.

Ø Насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны ува­жительно относиться друг к другу. Если к вам проявляют насилие, помните, вы не одиноки и вам помогут

Уважительное отношение означает:

ü не оскорблять

ü не толкать

ü не бить

ü говорить уважительно 

ü пытаться понять другого 

ü быть милосердным

ü быть приятным в общении

ü уметь слушать

ü не перебивать при разговоре

ü заботиться о родных, друзьях

Этот список можно продолжить.

Насилие – уважение

Насилие Уважение  
Физическое Эмоциональное  Экономическое Не бить, не толкать и др. Не кричать, не оскорблять и др. Не следить за каждым истраченным рублем, давать хоть немного карманных денег и др. Не приставать с сексуальными домогательствами, быть вежливыми, добрыми, нежными и др.

Этот список можно продолжить.

12. Социальный педагог собирает у школьников домашнее задание «Почему я не буду употреблять наркотики».

 


Приложение 6

Тема: Наркотики, насилие и закон

Цель урока:

Дать информацию подросткам о государственных законах и правилах поведения в школе. Донести до учащихся, что зако­ны и правила служат обеспечению личной безопасности и безопасности общества в целом, что знания об ответственно­сти за совершенное помогут подросткам отказаться от вред­ных привычек, привьют чувство самосохранения, дадут воз­можность вести здоровый образ жизни во имя благополучно­го будущего.

Задачи:

Ø раскрыть состояние жертвы, испытывающей насилие дать понятие о необходимости принятия законов и их ис­полнения

Ø уметь распознавать преступление, правонарушение, проступок

Ø значение алкоголя и наркотиков в совершении правонару­шений и преступлений

Ø выполнение законов и правил поведения помогают сохране­нию здоровья и безопасности человека

Методический материал :

Ø ролевая игра

Ø карточки с вопросами к ролевой игре

Ø карточки с вопросами о законе

Ø задание на тему «Преступление, правонарушение, проступок»

Ø устав школы (поведение учащихся в школе) 

Ø домашнее задание «Посещение дискотеки»

Ход урока

1.Ведущий объяв­ляет тему занятия. Социальный педагог проводит обзор выполнения домашне­го задания на тему «Я не буду употреблять наркотики, потому что...». Подводит общий итог и зачитывает наиболее интересные и значимые ответы.

2.Ролевая игра. Ведущий выбирает учащегося, который по­может ему в ролевой игре. Руководитель программы играет роль школьника, который требует отдать часы, деньги и т.д. у выбранного ученика, при этом всячески угрожая ему. Спросите у класса, бы­ли ли у них такие ситуации, знают ли они о подобных случаях. За­тем спросите учащегося, который помогал вам в ролевой игре, как он себя чувствовал, когда ему угрожали, и что может чувствовать че­ловек в подобной ситуации. Узнайте у школьников, которые были в такой ситуации или слышали от своих товарищей, что они пере­жили, что чувствовали при этом. Вызовите одного ученика к доске и вместе с классом составьте список их ответов, например:

Ø напуган

Ø рассержен

Ø напряжен

Ø обижен

Ø беспомощен

Ø ощущал себя жертвой и др.

3. Напишите на классной доске термин «жертва» и вместе с учащимися дайте определение: человек, который страдает от нане­сенного ему ущерба или морального вреда. Понятие «жертва» уча­щиеся должны записать у себя в тетради. Затем на доске напиши­те термин «насилие»- и определите его разрушительный смысл. Обратите внимание, что насилие может включать как вербальные воздействия (дразнилки, оскорбительные клички, насмешки, угро­зы), так и невербальные (жесты, пристальный взгляд, применение физической силы).

4. Продолжайте ролевую игру. Далее школьники работают в малых группах. Группам раздаются карточки со следующими вопросами (ответы обсуждаются с классом):

Ø Как называется действие, когда кто-то требует деньги, угро­жая физическим насилием? (Разбой.)

Ø Был ли это акт насилия? Да.

Ø Какой ущерб нанесен личности учащегося (физический-психический, эмоциональный, материальный)? Объясните подробно.

Ø Было ли это преступление? (Да, это было серьезное наруше­ние закона. Нападавший может быть привлечен к уголовной ответственности. Если ему еще нет 14 лет, могут привлекать­ся к ответственности его родители. Определите преступление как действие, нарушающее закон, которое запрещено законом и за которое человек может понести наказание.) Учащиеся должны записать это в тетради.

Ø Часто ли подобное совершают подростки? Да, в подростко­вой среде такие действия встречаются. С наибольшей часто­той такие ситуации возникают под воздействием алкоголь­ного или наркотического опьянения. Наркотики и алкоголь способствуют совершению противоправных действий. Ве­дущий может привести примеры из своей практики.

5. Объясните, что цель этого урока — обсудить необходимость принятия законов и правил поведения. Их выполнение обеспечивает личную безопасность и общественную.

Напишите слово «закон» на доске и попросите учащихся в ма­лых группах дать ответы на следующие вопросы:

Ø что такое закон? (Законы — это правила поведения, уста­новленные законодательными органами и контролируемые санкционированными на это чиновниками)

Ø почему мы принимаем законы? (Без законов и правил в об­ществе будут царить анархия, беспорядок, под угрозой бу­дет личная и общественная безопасность)

Ø правила поведения — это то же, что и законы? (Правила принимаются в интересах человека и служат гарантом лич­ной и общественной безопасности, например, правила пове­дения на воде, в горах, в школе и др.)

Ø кто пишет законы? (Законодательные органы федерального, регионального, местного значения)

Ø что такое свод законов и правил? (Это любые законы и пра­вила, предполагающие их безусловное выполнение)

Определите закон как набор правил, которые устанавливаются, чтобы сохранить человеческое здоровье, безопасность, индиви­дуальные свободы и поддержать установленную государственную систему. Попросите учащихся записать это понятие в тетрадях.

6. Обратите внимание, что цель большинства законов и правил заключается в следующем:

Ø защищать человека и общество

Ø только потом следует наказание виновного в несоблюдении того или иного закона

Большинство законов основывается на традиционных идеалах справедливости, добра и зла (используйте понятия обмана, воровст­ва, вандализма, словесного оскорбления как примеры неправильно­го поведения). Спросите у школьников, до какого возраста человек считается подростком. (Подросток — это человек в возрасте до 18 лет.) Напишите это определение на доске и попросите учащихся сделать запись в тетради.

Обратите внимание, что отдельные законы и правила сущест­вуют только для подростков.

Прокомментируйте некоторые законы и степень ответствен­ности за их нарушения. Например:

Ø Обязательное посещение школы и соблюдение правил вну­треннего распорядка школы

Ø «Законы наказывают и защищают от актов насилия, краж, вымогательства, вандализма, порчи собственности, угрозы или попытки причинить физический вред

Ø Закон комендантского часа

Ø Законы защищают от последствий употребления алкоголя, наркотиков, никотина

Ведущий рассказывает школьникам об ответственности под­ростков за нарушения, предусмотренные уголовным кодексом РФ (см. информацию для сотрудников правоохранительных органов и учителей).

7. Преступление, правонарушение, проступок. Школьники опять работают в малых группах, выполняя задание на тему «Пре­ступление, правонарушение, проступок». Раздайте учащимся это задание. Помогите вместе с учителем выполнить его. Затем вызо­вите от каждой группы представителя для обсуждения ответов. После заслушивания ответов ведущий даст свои ответы, которые также должны обсуждаться вместе с социальным педагогом и классом.

8. Устав школы (правила поведения учащихся в школе). Об­судите вместе со школьниками правила поведения в школе.

9. Подводятся итоги урока: учащиеся должны знать об ос­новных существующих законах и правилах поведения, о правах и ответственности за нарушения законов и правил. Подростки долж­ны суметь правильно выбрать линию своего поведения, знать, че­го нельзя делать, чтобы не попасть в беду, не рисковать и не стать жертвой насилия. Помнить, что большинство правонарушений со­вершается подростками в состоянии алкогольного и наркотичес­кого воздействия.

10. Социальный педагог задает домашнее задание — текст «Посещение дискотеки» — и рассказывает, как его выполнить.

Роль социального педагога:

Ø Вместе с ведущим при­нять участие в ролевой игре;

Ø Помочь школьникам выполнить задания на уроке;

Ø Разъяснить ход выполнения домашнего задания «Посеще­ние дискотеки».

 

 

Ролевая игра:

Разыгрывается сцена — нападение на подростка с целью ограбления (отнимаются деньги и часы). Используются при этом угрозы и физическая расправа.

Карточка № 1

Как называется действие, когда кто-то требует деньги, угро­жает физическим насилием?

Был ли это акт насилия?

Какой ущерб нанесен личности учащегося? Объясните по­дробно

Было ли это преступление?

Часто ли подобное совершают подростки?

Карточка № 2

Что такое закон?

Почему мы принимаем законы?

Правила поведения — это то же, что и законы?

Кто пишет законы?

Что такое свод законов и правил?

Задание на тему «Преступление, правонарушение, проступок».

Законы представляют собой совокупность правил, которые предназначены защищать права, здоровье и безопасность людей. За­коны, как и свод правил поведения в школе, требуют выполнения их и детьми и взрослыми.

• В случае обвинения подростка в нарушении правил в школе решение о мерах наказания к нему принимает школьная ад­министрация

• Нарушения закона рассматриваются как преступления, если подросток достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность

• Статус проступка присваивается таким нарушениям, кото­рые не могут рассматриваться как преступления или право­нарушения. Примером могут служить побеги из дома, появ­ления на улице в позднее время и т.д.

Инструкция: обдумайте каждую из приведенных ситуаций и решите, насколько каждое из положений может расцениваться как:

1.Преступление: серьезное нарушение закона взрослыми людьми и несовершеннолетними, достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

2.Правонарушение: нарушение закона, за которое наступает административная ответственность для взрослых людей или подро­стков с 16-летнего возраста.

3.Проступок: нарушение правил поведения в школе, вызыва­ющее поведение и др.

Поставьте соответствующие цифры против каждой из следую­щих ситуаций:

Ø Толя, учащийся средней школы, был замечен в спор­тивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.

Ø Полина и Федор, ученики девятого класса, возвращаясь с дискотеки, разбили стекло в троллейбусе.

Ø Света, ученица девятого класса, убежала из дома, но продолжает ходить в школу. Родители сообщили об этом директору школы.

Ø Эдик, ученик седьмого класса, был замечен в школе с газовым пистолетом.

Ø Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики.

Ø На вечеринке друзья Наташи, ученицы десятого класса, курили марихуану, но сама Наташа наркотик не употребляла.

Ø Коля, учащийся одиннадцатого класса, принес в школу немного марихуаны для того, чтобы отдать ее своим друзьям.

ØОт Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по школьному коридору.

ØСупруги Ивановы преднамеренно подожгли принадлежащий им гараж для того, чтобы получить страховку.

Ø Несколько учеников средней школы слонялись без дела около ресторана поздно вечером.

Ø Даша с подругой не посещали школу в течение недели, скрыв это от своих родителей.

Ø Учащиеся совершили кражу. Продавец магазина само­обслуживания позвонил в милицию и сообщил об их задер­жании.

Ø Один учащийся школы угрожал другому тем, что изо-
бьет его.

Ø Мальчик принес в школу нож.

Ø Женя была задержана за то, что переходила улицу в неположенном месте. Когда она попыталась увернуться от близко проезжавшей автомашины, то у нее из кармана вы­пала сигарета с марихуаной.

Ø Ученик опаздывал в школу почти каждый день. Взрослый член семьи постоянно избивал ребенка, соседи сообщили об этом в милицию.

Ø Ученик угрожал учителю, если тот поставит ему неудовлетворительную оценку за четверть.

Дайте ответы на следующие вопросы:

Ø Определите, где баловство, а где злонамеренный поступок?

Ø Почему ребята так поступили?

Ø Какие чувства испытали ребята, на которых были направле­ны описанные действия?

Ситуация 1.

На школьной дискотеке несколько девочек сказали Виктору, что он нравится Алене. Одна из них, Светлана, попросила Виктора пригласить Алену на танец. Виктор почувствовал себя неловко, но Светлана настаивала. Уступая просьбе Светланы, Виктор пригласил Алену на танец, но девочка сказала, что не хочет с ним танцевать. Все рассмеялись, кроме Виктора.

Ситуация 2.

Один из учеников заботится об электронной игрушке Тамагочи и  чувствует себя ответственным за выполнение «игрушечных" просьб. Тамагочи он взял с собой на урок физкультуры и, пока переодевался, положил ее на скамейку. Один из одноклассников схватил игрушку и кинул другому с криком: «Лови! Поиграем в пас!». К сожалению, другой эту игрушку не поймал, и она разбилась.

Ситуация 3.

Один из учащихся пригласил нескольких одноклассников к себе домой посмотреть новый видеофильм. Выбрав момент, он по­шел на кухню, чтобы принести ребятам что-нибудь перекусить. В это время несколько ребят спрятались за дверью, и когда мальчик с подносом, на котором были чай и бутерброды, вошел в комнату, они кинулись на него сзади и забросали подушками. Они хотели пошутить и рассмешить мальчика. Но от неожиданности он уро­нил поднос, посуда разбилась. Чтобы не упасть, мальчик ухватил­ся за край стола, на котором стояла настольная лампа, она упала и разбилась.

Ситуация 4.

Лена с подругами решили пошутить над одноклассником Вик­тором и написали ему записку от имени девочки, которая ему нра­вилась. В записке было написано, что она приглашает его на дискотеку, и указывалось место встречи. На месте встречи Виктора поджидали Лена с подругами.

Ситуация 5.

Когда утром ученик 6 класса школы искусств пришел на урок, он увидел, что все его рисунки разорваны и разбросаны по всему классу (они еще накануне были приготовлены учеником для оценки учителем). На доске была надпись: "Рисунки учащихся 6 класса – ненужная мазня, а работы учащихся 7 класса – высший класс".

Домашнее задание. «Посещение дискотеки».

Прочитайте ситуацию, изложенную ниже, и ответьте на вопросы.

Валерия и Тамара решили вечером пойти на дискотеку. Своим родителям девочки сказали, что они идут в гости к своей подруге, поскольку родители запрещали им ходить на дискотеку. Дискотека находилась достаточно далеко от дома девочек и была местом сбора подростков со всего района. Девочки не искали приключений, они просто хотели потанцевать и повеселиться и планировали вернуть­ся домой в 9-10 часов вечера. На дискотеке было много подростков и молодежи. Несколько более взрослых ребят, стоявших поблизос­ти, попытались — в довольно грубой форме — познакомиться. Де­вочки почувствовали, что от ребят пахнет спиртным, и отказались знакомиться и танцевать. Ребята не отступали. Не желая неприят­ностей, девочки направились к выходу. Молодые люди последова­ли за ними, пытались задержать их, обзывали нецензурными слова­ми. Другие подростки, увидев это, решили защитить девочек, по­мочь им. Обстановка накалялась, началась драка. Милиционеры, находящиеся на дискотеке, вмешались в конфликт, пытаясь прекра­тить драку. Участники драки оказали сопротивление. Стали кидать в сотрудников правоохранительных органов пустые банки и бутыл­ки, оскорблять, угрожать.

Было вызвано подкрепление, всех участников драки задержа­ли и отвезли в отделение милиции, в том числе Валерию и Тамару. То, что начиналось как невинное развлечение, закончилось в отде­лении милиции. Родители девочек были вызваны в милицию для того, чтобы забрать своих дочерей.

Ответьте на следующие вопросы:

Ø Что послужило причиной подобного конфликта?

Ø Можно ли расценить данную ситуацию как насилие?

Ø Как должны были поступить девочки? Почему?

Ø Как расценить действия молодых людей, пристававших к девочкам и учинивших драку? Преступление? Правонарушение? Проступок?

Ø Понесут ли наказание молодые люди?

Ø Какова будет реакция родителей на случившееся?

 


Приложение 7

Тема: Разрешение конфликтов без насилия

Конфликты могут быть разрешены с помощью действий, не связанных с насилием.

Цель урока:

донести до учащихся сведения о способах разрешения кон­фликтов без насилия.

Задачи:

Ø научить школьников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении;

Ø научить адекватному поведению при разрешении конфликтов.

Ключевые слова: зависимость, последствия, незаконный оборот наркотиков

Методический материал:

Ø рабочий лист «Что может вас рассердить, разозлить?»;

Ø плакат «Контролируй себя»;

Ø плакат «Разрешение конфликтов».

Ход урока:

1. Социальный педагог проверяет домашнее задание, ребята рассказывают, как они закончили рассказ по теме «Просьба о помощи». Ответы комментируются и обсуждаются в месте с учащимися.

Социальный педагог обращается к предыдущему уроку, на котором уча­щиеся изучали, как конфликт между людьми, которые знают друг друга, может перейти от оскорблений и угроз к трагедии. На уроке исследуются пути решения различных конфликтов без применения насилия.

2. Руководитель программы объявляет тему урока. Спрашивает учащихся, что они подразумевают пол словом конфликт. Слушает и комментирует ответы учащихся. Затем обобщаются все ответы по определению конфликта как столкновения мнений, интересов, выборов, которые могут возникать как внутри конкретной личности, так и между индивидами или группами. Просит записать это определение в тетрадь.

Рассказывает случаи из своей милицейской практики о воз­никновении конфликтов, как они разрешались, к чему привели.

Указывает, что конфликты нередко возникают между людьми и школьникам придется в своей жизни встречаться с этим. Следует разобраться:

Ø в чем суть конфликта

Ø найти пути решения, чтобы выйти из него.

Правильное или неправильное решение этой проблемы влияет на взаимоотношения между людьми, а порой и на судьбу человека.

Задается вопрос учащимся: «Что мы испытываем, когда стал­киваемся с конфликтами?» Ответы могут быть следующими:

Ø гнев

Ø ощущение крушения надежд

Ø конфуз

Ø страх

Ø обида

Ø угнетенное состояние

Делается вывод, что, в основном, все эти чувства называются эмоциями. Эмоции — это ощущения, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Учащиеся записывают это понятие в тетрадях.

3. Проявление эмоций. Учащиеся должны назвать несколько хорошо известных примеров проявления чувств, эмоций. Эти оп деления записываются на доске под заголовком «Парад эмоций". Если учащиеся затрудняются ответить, необходимо составить перечень — «парад эмоций»:

Ø гнев

Ø ненависть

Ø страх

Ø счастье

Ø обида

Ø грусть

Ø ревность

Ø плохое настроение

Как проявляются эти эмоции? Приглашаются несколько чело­век к доске, с тем, чтобы показать, как могут проявляться эти эмо­ции. Например:

Ø изобразить испуг ребенка, к которому пристают подростки

Ø передать радость от покупки долгожданного подарка

Ø создать образ рассерженного учителя

Ведущий может предложить и другие ситуации.

Класс должен проанализировать их действия, изучая «язык те­ла», жесты, тон голоса, характерные для каждой эмоции. Руководи­тель объясняет, что некоторые чувства легче показать, а также рас­сказать о них. Например, мы с легкостью можем изобразить такую эмоцию, как счастье.

Какие эмоции труднее изобразить?

Каждый человек когда-нибудь испытал гнев — это нормаль­но, но умению контролировать его и управлять им — этому надо учиться. Если учащимся это удается, то они смогут разрешать конфликты.

4. Что заставляет меня испытывать раздражение, гнев, агрессию, я должен поступать в этом случае?

Ведущий обращается к ребятам с просьбой вспомнить ситуацию, когда они испытывали гнев и агрессию (хотелось спорить и драться). Просит ответить на этот вопрос в тетрадях под заголовком « Что заставляет их испытывать гнев, агрессию и как поступать в таких случаях?". Предалает нескольким учащимся поделиться своими ответами с остальными. Спрашивает учащихся, побывавших в одинаковых ситуациях, о том, как они справились с гневом. Класс обсуждает, насколько конструктивны были их действия.

Ведущий и социальный педагог рассказывают последние случаи, когда они сами испытывали эмоции гнева и как с этим справились.

5. Умение контролировать свое поведение и эмоции. Ведущий или социальный педагог объясняет учащимся, что для того, чтобы конструктивно вести себя в ситуациях, которые вызывают раздражение, гнев, агрессию, они должны, прежде всего, научиться тому, как коп­ировать свое поведение и эмоции. Успокоиться и не действовать  агрессивно.

Вопрос к классу: «Назовите несколько способов успокоения и контроля своего возможного агрессивного поведения». Используйте плакат: «Контролируй себя» для того, чтобы разобрать с учащимися следующие способы погасить гнев:

Ø сосчитай до десяти и обратно

Ø глубоко дыши

Ø мысленно поговори с собой

Ø поговори с другом (обращение к другу), позвони ему по те­лефону

Ø физические нагрузки (езда на велосипеде, спортивная ходь­ба и др.)

Ø послушай музыку или займись другим любимым делом

Ø прогуляйся с собакой

6. Способы разрешения конфликтов. Школьники работают малых группах. Раздайте им рабочие листы «Что может вас рассердить, разозлить?». Социальный педагог объясняет и помогает в выполнении задания. В специально отведенных графах запишите свои ответы на поставленные вопросы.

Затем необходимо указать, какими способами можно разрешить ваши конфликты, которые вы указали в рабочем листе.

А. Рекомендации:

Выберите ситуации, которые раздражают, злят. Затем ответьте на следующие вопросы:

1.Какую ситуацию вы выбрали? Почему именно эту ситуа­цию?

2.Что помогает вам сохранить хладнокровие, успокоиться, избе­жать агрессивной манеры поведения в конфликте?

3.Каким образом вы приходите к разрешению конфликта, не прибегая к силе и агрессии?

4.Выбранный способ п



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
Констатирующий эксперимент. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Констатирующий эксперимент.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)