Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инвестиционная политика предприятия



2019-12-29 170 Обсуждений (0)
Инвестиционная политика предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Инвестиционная деятельность на предприятии реализуется в ходе осуществления инвестиционной политики. Особенности инвестиционной политики зависят от комплекса факторов, среди которых главенствуют технические, экономические, а также социальные и экологические. В зависимости от технического состояния основных фондов предприятия и его финансово-экономического положения приоритет отдается либо капиталообразующим, либо портфельным инвестициям. В условиях слабо развитого рынка предпочтение отдается капиталообразующим инвестициям.

Для того чтобы инвестиционная политика, проводимая предприятием, осуществлялась эффективно, соответствовала его стратегическим и тактическим целям, необходимо иметь четкое представление о ее содержании и порядке разработки, а также о принципах инвестиционной деятельности.

Принципы инвестиционной деятельности предприятия

Для достижения более высокой эффективности вложений необходимо учитывать базовые принципы инвестирования. Рассмотрим их более подробно.

Принцип предельной эффективности инвестирования. Любое предприятие стремится к получению максимальной прибыли, организовывая производство таким образом, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. Предприятие будет продолжить свою деятельность, если при достигнутом уровне производства его доход будет превышать издержки производства. И оно прекратит производство, если полученный суммарный доход от продажи товара не превысит издержки производства.

Рассмотрим взаимосвязь между процессом вложения капитала и соответствующими показателями эффективности (прибыльности) этих последовательных порций инвестирования капитала (рис. 1.3.).

 

Рис. 1.3. Определение оптимального объема инвестирования

 

Как видно из графика, эффективность (прибыльность) каждого последующего вложения снижается. Практический смысл графика в том, что на предприятии с его помощью могут найти (опытно определить) предельный размер инвестирования. Как видно из графика, оптимальный объем инвестирования — 4 млн. ед. Вложения 6 млн. ед. уже будут невыгодны. Крутизна графика предельной эффективности инвестирования зависит по меньшей от двух главных факторов:

Ø темпа роста издержек производства (в немалой степени задается самой технологией);

Ø степени монополизации производства.

Принцип "замазки".Этот принцип позволяет определить новый подход к оценке эффективности инвестирования. В чем его суть? Представим себе кусок замазки. Перед тем, как к нему прикоснуться, мы имеем максимальную свободу выбора: как касаться, в каком месте, с какой целью, насколько глубоко погружать пальцы в замазку и т.д. Но как только мы вошли в контакт с замазкой, то произошло увязание. Свобода действий уже не та, что до прикосновения: вы связаны, увязли.

Инвестирование подобно работе с замазкой: свобода принятия решений сменяется все большей несвободой в ходе их реализации.

Предприятие свободно принимать решение о том, какой станок покупать, арендовать его или производить самому, какую сумму кредита брать под эту операцию, на какой срок и под какие проценты. Но когда вы совершили все эти операции, то назад вернуться уже сложно. Надо эксплуатировать этот станок в течение ряда лет (чтобы он окупился), выплачивать проценты по кредиту и г.п. Налицо процесс увязания в "замазке", так как свобода действий после вступления инвестиционного проекта в силу существенно ограничена.

Поэтому необходимо заблаговременно просчитать эффективность инвестиционного проекта до начала его реализации.

Принцип сочетания материальных и денежных оценок эффективности капиталовложений.

Существует три варианта оценки эффективности:

Ø через сравнение относительных цен затрат и выпуска, т.е. исключительно стоимостный, денежный анализ;

Ø через сочетание денежных и технических критериев эффективности. Дело в том, что многое зависит от самой технологии, заложенной в инвестиционный проект. Технология задает специфический рисунок введения производственных мощностей и, следовательно, влияет на порядок осуществления инвестиционных целей;

Ø чисто технический подход оценки эффективности, который не учитывает рыночной (стоимостной) оценки бизнеса и поэтому будет все менее применим для России.

Принцип адаптационных издержек.

Адаптационные издержки — это все издержки, связанные с адаптацией к новой и инвестиционной среде. Они измеряются как выпуск, потерянный от реорганизации производства и переподготовки кадров, когда новое оборудование установлено, но его надо переналадить под изменившуюся конъюнктуру. Потеря времени рассматривается как потеря дохода. Практически всегда существует временное отставание (лаг) между решением о новом инвестировании и началом его практической реализации и окупаемости. Адаптироваться мгновенно нельзя. Любая адаптация имеет свои издержки: нужны новая информация, новая технология, средства на переподготовку кадров и т.п. В противном случае надо платить за скорость.

Опыт показывает, что чем больше и, главное, дольше цена спроса превышает цену предложения, тем эффективнее будет инвестирование, даже несмотря на адаптационные издержки.

Принцип мультипликатора (множителя).Принцип мультипликатора опирается на взаимосвязь отраслей. Это означает, что рост спроса, скажем, на автомобили автоматически вызывает рост на технологически сопутствующие товары: металл, пластмассу, резину и т.д. Знание технологии производства позволяет вычислить коэффициент корреляции. Мультипликатор, следовательно, выражает реально существующую зависимость между отраслями, характеризует эти связи количественно.

Эффект мультипликатора слабеет, затухает по мере удаления отрасли-генератора спроса и доходности. Более того, эффект мультипликатора затухает и во времени. А вскоре генерирующей может стать другая отрасль, что означает необходимость снова корректировать стратегию инвестирования.

Q -принцип.Q-принцип - это определение зависимости между оценкой актива на фондовой бирже и его реальной восстановительной стоимостью. Показатель этой зависимости – Q-отношение:


Если дробь больше единицы, то инвестирование выгодно. Причем чем больше, тем выгоднее. Так, рост рыночной (биржевой) оценки домов по отношению к текущей стоимости их строительства стимулирует жилищное строительство, поскольку рыночная цена больше чем текущие издержки замещения данного дома на новый.

Таким образом, выгодность инвестирования привязывается к соотношению между ценой спроса и ценой предложения. Так, в случае инвестирования в покупку целого предприятия (фирмы), определяем:

В целом отметим, что данный принцип тем меньше применим, чем больше степень государственного регулирования. Для России, следовательно, значение такого подхода оценки эффективности должно возрастать по мере снижения государственного контроля над промышленностью, роста значения товарно-сырьевых и фондовых бирж как форм оценки и переоценки стоимости основного и оборотного капитала предприятий.

Содержание инвестиционной политики

При административном управлении инвестиционная политика предприятий являлась составной частью общей инвестиционной политики государства и не рассматривалась обособленно. Решения об инвестициях в форме капитальных вложений в основные фонды принимались централизованно в зависимости от плановых заданий по объему и структуре выпуска продукции. На этапе перехода отечественного производства к рынку, который совпал с бурным постиндустриальным развитием мировой экономики, предприятия столкнулись с проблемой выживания в условиях риска и неопределенности. Руководство предприятий вынуждено согласиться с тем, что усилия по улучшению организации производства, направленные на снижение издержек и повышение качества продукции, недостаточны для эффективного развития в современных условиях. Темпы научно-технического прогресса, изменения в социальной сфере, другие факторы внешнего характера часто сводят на нет мероприятия по совершенствованию производства. Это требует разработки новых подходов к управлению производством, необходимости формирования и использования технологий стратегического управления, способного обеспечить гибкую приспособляемость хозяйствующих субъектов к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Реализация стратегического управления осуществляется путем выработки механизма деятельности, ведущего к достижению поставленной цели наиболее эффективным способом в условиях неопределенности внешней среды. Это означает, что основой стратегического управления является правильный выбор цели развития предприятия на перспективу. Кроме того, стратегическое управление предполагает тщательную разработку инструментария достижения поставленной цели. А это требует комплексного охвата всех сторон деятельности предприятия, начиная от маркетинговых исследований и снабжения, заканчивая доставкой продукции потребителям и сервисным обслуживанием. Одно из центральных мест в данном механизме занимает инвестиционная деятельность, поскольку в постиндустриальную эпоху одной из важнейших групп факторов внешнего воздействия на предприятие является инновационная. При этом вне зависимости от вида инноваций они, как правило, требуют значительных финансовых вложений. В этих условиях необходима комплексная разработка инвестиционной политики, обеспечивающей решение инновационных и других стратегических задач.

Уровень развития инвестиционной политики предприятия, несмотря на вид собственности и организационно-правовую форму, зависит от особенностей инвестиционной политики государства и, соответственно, на ее формирование оказывают влияние факторы, сдерживающие инвестиционную активность российской экономики. К ним можно причислить:

Ø относительно высокий уровень инфляции;

Ø достаточно высокий уровень налогов;

Ø неполное финансирование государственных инвестиционных программ;

Ø низкая эффективность инвестиционных вложений;

Ø недостаток собственных средств у предприятий для обновления основного капитала и трудности в получении коммерческих кредитов из-за неустойчивого их финансового положения и высоких процентных ставок коммерческого кредита;

Ø высокий инвестиционный риск.

Содержание инвестиционной политики предприятия состоит в определении объема, структуры и направлений использования инвестиций для достижения полезного эффекта.

Таким образом, для разработки и осуществления инвестиционной политики предприятием необходимы постоянный анализ внутренней и внешней его среды для формирования потребности в инвестициях; поиск их источников; разработка и реализация инвестиционных предложений.

Основные моменты, которые следует учитывать при разработке инвестиционной политики, изложены в Методических рекомендациях.

В частности, к ним относятся:

Ø соответствие инвестиционных предложений законодательству Российской Федерации;

Ø эффективность инвестиционных предложений, включая не только экономический, но и другие виды эффектов (социальный, экологический, информационный и т.д.);

Ø возможность использования государственной поддержки;

Ø вероятность привлечения иностранных инвестиций;

Ø особенности, текущее и перспективное состояние рынка продукции и услуг, производимых предприятием;

Ø текущее финансово-экономическое состояние предприятия;

Ø технико-технологический и организационный уровень предприятия;

Ø условия инвестирования на рынке капиталов;

Ø возможность и условия лизинга имущества;

Ø условия страхования инвестиционных рисков.

Основной целью инвестиционной политики предприятия является наиболее эффективное вложение капитала. В зависимости от условий деятельности предприятия оно может производиться по двум направлениям:

1) осуществление капиталообразующих инвестиций;

2) вложение средств в портфельные инвестиции.

Рассмотрим факторы, влияющие на выбор направлений вложения инвестиций.

Разработка инвестиционной политики индивидуальна для каждого предприятия и определяется рядом факторов. К основополагающим относятся:

Ø динамика спроса и предложения на рынке продукции, производимой предприятием, качество и цена данной продукции и продуктов-заменителей (при наличии);

Ø особенности общей стратегии предприятия;

Ø финансово-экономическое положение предприятия, в частности соотношение собственных и заемных средств;

Ø технический уровень производства на предприятии;

Ø финансовые условия инвестирования на рынке капиталов;

Ø возможность получения имущества по лизингу;

Ø возможность получения государственной поддержки;

Ø норма прибыли от реализации инвестиционных проектов с участием предприятия;

Ø условия страхования и получение гарантий от некоммерческих рисков;

Ø состояние фондового рынка.

Состояние и особенности развития отечественной промышленности, а также недостаточное развитие фондового рынка определяют приоритет капиталообразующих инвестиций в инвестиционной политике предприятия. Тем не менее это не означает отказа от портфельных инвестиций. Поэтому процесс разработки инвестиционной политики предприятия сводится к формированию совокупного инвестиционного портфеля, включающего как капиталообразующие инвестиции, так и портфельные (рис. 1.4.).

Оба направления инвестиционной политики предприятия имеют свои особенности реализации. Исходной базой в процессе выработки общей производственной стратегии предприятия, а также направлений инвестирования является анализ рынка.

Анализ рынка продукции служит исходной базой в процессе выработки общей и инвестиционной стратегии предприятия. Проведение анализа рынка осуществляется по следующим позициям:

Ø выявляются предприятия-конкуренты;

Ø определяются географические границы реализации продукции предприятия совместно с другими предприятиями-конкурентами, а также регионы исключительного положения предприятия и конкурентов;

Ø выявляется территориальная структура продаж предприятия и конкурентов;

Ø проводятся такие же исследования относительно продуктов-аналогов и заменителей;

Ø оценивается общий объем реализации продукции предприятием, в том числе аналогичной продукции и товаров-заменителей, производимых предприятиями- конкурентами в течение трех предшествующих лет;


Рис. 1.4. Процесс разработки инвестиционной политики предприятием и его место в формировании стратегии

 

Ø прогнозируется динамика потребительского спроса на период выработки, уточнения и корректировки стратегий и инвестиционной политики предприятия;

Ø определяются перспективы роста предприятия;

Ø оценивается конкурентоспособность продукции предприятия на различных рынках;

Ø выявляются возможности повышения конкурентоспособности продукции предприятия и расширение ее рынка сбыта в процессе реализации инвестиционной политики.

Результаты анализа рынка позволяют выбрать направление как капиталообразующих, так и портфельных инвестиций.

Общность используемой информации для корректировки и переориентации стратегии предприятия и формирования его инвестиционной политики дает возможность оценить их взаимосвязь.

Роль инвестиционной политики в стратегии предприятия

Как отмечалось ранее, капиталообразующие направления инвестирования прямо определяются производственной стратегией предприятия, процесс выработки которой складывается из следующих этапов.

1. Определение вида деятельности и концепции долгосрочного развития предприятия (в зависимости от размера и вида деятельности предприятия на 3—10 лет вперед). Этот этап связан с исследованием рынка и выбором места на нем, определением круга потребителей, нужды и потребности которых предприятие решило удовлетворять. Одновременно выявляется и способ удовлетворения этих потребностей.

2. Определение конкретных целей и задач для их достижения. Это этап конкретизации деятельности предприятия в планируемые промежутки времени. Они могут быть как долгосрочными (три года и более), так и краткосрочными (один-два года). Именно только тот этап, при осуществлении которого задействуются не только центральное руководство, но и подразделения предприятия для получения общей картины перспективного его развития, обосновывает необходимость инвестиций и определяет их виды и направления. Таким образом, раз работка инвестиционной политики является фактором, определяющим эффективность достижения поставленных стратегических целей перед предприятием.

3. Непосредственная разработка стратегии. Данный этап включает как аналитическую часть, так и проектную. Анализ внешней и внутренней среды, оценка рынка и конкурентных преимуществ предприятия позволяют сформировать так называемый "портфель стратегий", включающий стратегии: маркетинга; инноваций; инвестирования; ассортиментную и внешнеэкономическую и т.д. Данный перечень может изменяться в зависимости от вида деятельности. Неизменной составляющей является инвестиционная стратегия и формирование портфеля инвестиций, от эффективности которого зависит доходность предприятия. Таким образом, третий этап разработки стратегии является центральным в определении инвестиционной политики предприятия.

4. Реализация выработанной стратегии представляет собой как разработку, так и задействование механизмов, обеспечивающих достижение поставленных целей. К ним относятся организационные и экономические механизмы, формирующие внутреннюю политику предприятия. Она охватывает все подразделения предприятия и направлена на выполнение разработанных мероприятий.

5. Контроль, анализ хода реализации стратегии и корректировка мероприятий в случае отклонения от текущих критериев достижения конечной цели.

Как видно из содержания этапов выработки стратегии предприятия, инвестиционная стратегия является одной из функциональных его стратегий и вырабатывается на третьем этапе. Место инвестиционной стратегии (инвестиционной политики) предприятия в составе его функциональных стратегий показано на рис. 1.5.


Рис. 1.5. Взаимосвязь стратегий по уровням управления предприятием

 

Вместе с тем потребность в инвестициях выявляется уже на втором этапе определения конкретных целей и задач для их достижения (см. рис. 1.4.). Установление конкретных целей и задач, на основе которых выявляется инвестиционная проблема, базируется на производственных возможностях предприятия. При этом следует различать производственные возможности (потенциал) предприятия и возможные факторы достижения стратегического успеха.

Производственные возможности (потенциал) предприятия определяются наличием, состоянием и использованием его внутренних ресурсов. К ним относятся:

Ø наличие и состояние производственных основных фондов, в том числе законсервированных и резервных;

Ø текущая и прогнозная величина производственной мощности по производимым и перспективным видам продукции;

Ø используемые технологии на всех стадиях производственного процесса;

Ø состав, структура, квалификация персонала по отдельным группам;

Ø научно-технический потенциал предприятия:

а) динамика затрат на продукт и процесс-инновации;

б) кадровый потенциал научно-технических подразделений;

в) состояние материально-технической базы научных, проектных и технологических подразделений;

г)  состояние информационной научно-технической базы;

д) эффективность результатов использования научно-технического потенциала;

Ø операционные затраты;

Ø соотношение постоянных и переменных затрат;

Ø платежеспособность;

Ø финансовая устойчивость;

Ø деловая активность;

Ø прибыльность (рентабельность).

К факторам достижения стратегического успеха могут относиться:

Ø количество продукт-инноваций и их новизна;

Ø качество продукт-инноваций, обеспечивающих их конкурентоспособность;

Ø степень разветвленности товаропроводящей сети;

Ø уровень издержек, цен, обеспечивающих рентабельность инноваций выше, чем у конкурентов;

Ø широта (глубина) ассортимента;

Ø авторитетность предприятия среди поставщиков и потребителей;

Ø наличие сервисного обслуживания.

Определение направлений капиталообразующего инвестирования зависит от выбора предприятием конкретной стратегии на основе анализа его потенциала и факторов достижения стратегического успеха.

Как известно, к основным конкурентным стратегиям относятся следующие.

1. Лидерство в низких издержках. Минимизация издержек достигается различными путями, не всегда требующими значительных инвестиций. Предпочтение в части капиталообразующих инвестиций отдается вложениям:

Ø в совершенствование отраслевых технологий;

Ø модернизацию оборудования;

Ø модернизацию продукции согласно предпочтениям потребителей;

Ø техническое перевооружение производства;

Ø обеспечение максимальной загрузки производственных мощностей.

2. Стратегия дифференциации. Она ориентируется на широкий охват потребителей за счет горизонтальной или вертикальной дифференциации товаров одного функционального назначения. При этом горизонтальная дифференциация, когда производятся товары различной модификации в рамках определенного уровня цен, имеет те же приоритеты, что и стратегия лидерства в низких издержках, и, соответственно, те же направления инвестирования. Вертикальная дифференциация предполагает широкий ценовой разброс товаров одного функционального назначения и, соответственно, требует достаточно серьезных вложений в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по кардинальному усовершенствованию продукции и приданию ей новых свойств, отличных от конкурентных в дополнение к вышеприведенным вложениям.

3. Стратегия фокусирования (на низких издержках или дифференциации).Предприятия, выбравшие данную стратегию, ориентируются на узкий сегмент потребителей, имеющих особые потребности. Поскольку стратегия фокусирования применяется в основном малыми и средними предприятиями, не располагающими как крупными собственными финансовыми ресурсами, так и свободной возможностью их привлечения, инвестиции осуществляются локально, а именно: в совершенствование продукции для придания ей специфических свойств и совершенствование технологии в тех же целях.

4. Инновационная стратегияоснована на приобретении конкурентных преимуществ за счет освоения производства новой продукции, использования перспективных материалов, прорывных технологий, способствующих созданию ранее не существовавших или удовлетворению имеющихся потребностей новыми методами. Это наиболее капиталоемкий тип стратегий, требующий объемных инвестиций практически во все сферы — производственную, экологическую, социальную, информационную.

Более детально инвестиционные приоритеты для выбранной стратегии определяются в результате анализа особенностей предприятия, его положения на рынке, уровня специализации, структуры производственного портфеля. С последней позиции все предприятия и их объединения можно разделить на занимающиеся одним видом деятельности (специализированные) и несколькими видами деятельности (диверсифицированные). Для крупных предприятий, имеющих слабую позицию на быстрорастущем либо медленнорастущем рынке, рекомендуется вертикальная интеграция, либо диверсификация в другие отрасли. В данном случае возникает проблема выбора приоритетов инвестирования различных хозяйственных подразделений (видов бизнеса). Одним из наиболее часто используемых инструментов для этого является матрица "привлекательность отрасли / позиция бизнеса (хозяйственного подразделения) в конкуренции" (портфельная модель "Мак-Кинси"). Данная матрица состоит из девяти квадратов в двумерной системе координат: привлекательность отрасли (по вертикали) и позиция бизнеса (хозяйственного подразделения) в конкуренции (по горизонтали). Для построения матрицы необходимо определить критерии данных величин по каждому хозяйственному подразделению. При этом перечень и детализация критериев, с одной стороны, определяются особенностями хозяйственного подразделения, с другой, для обеспечения объективного сравнения требуется их единообразие. Перечень критериев может быть следующим (табл. 1.2).


Таблица 1.2 Критерии привлекательности отрасли и позиции бизнеса в конкуренции

Привлекательность отрасли Позиция бизнеса в конкуренции

Отраслевые (рыночные) конкурентные критерии

Емкость рынка Относительная доля рынка, занимаемая бизнесом
Сезонность и цикличность рынка Взаимоотношения с поставщиками и потребителями
Уровень конкуренции, основные конкуренты на сегментах рынка Способность выдерживать ценовую и неценовую конкуренцию в различных сегментах рынка
Возможности и угрозы со стороны рынка Сильные, слабые стороны предприятия

Социально-экономические критерии

Требуемый предельный объем капитальных вложений в отрасли Возможности предприятия в части капитальных вложений
Барьеры входа и выхода из отрасли Трудности преодоления барьеров входа и выхода из отрасли
Требуемый технический уровень производства в отрасли Имеющийся на предприятиях технический уровень производства
Экологические и социальные критерии отрасли Возможность соблюдения экологических и социальных критериев

 

Количественное определение привлекательности отрасли для соответствующего хозяйственного подразделения и позиции его в конкурентных условиях осуществляются путем взвешенной оценки по трем уровням. Для привлекательности отрасли это низкий, средний и высокий уровень; для хозяйственного подразделения в конкуренции это сильная, средняя, слабая позиции. Оценка привлекательности отрасли и позиции конкретного хозяйственного подразделения в конкуренции осуществляется, как уже отмечалось, формированием 9-клеточной матрицы (рис. 1.6).

Представленная на рис. 1.6 модель позволяет распределить инвестиции по хозяйственным подразделениям (видам бизнеса) диверсифицированного предприятия (объединения предприятий). Виды бизнеса, попавшие в левые верхние три квадрата, требуют максимальных инвестиций, в правые нижние три — минимальных, либо отказа от дальнейшего инвестирования. Средние три квадрата, расположенные по диагонали слева вверх, характеризуют виды бизнеса, требующие инвестиций, стоящих по приоритетности на втором месте.

 

Рис. 1.6. Портфельная модель "Мак-Кинси" (модель "Привлекательность отрасли / позиция бизнеса в конкуренции")

 

Портфельная модель "Мак-Кинси" решает две тесно связанные друг с другом задачи: разработка долгосрочной стратегии диверсифицированного предприятия и распределение в соответствии с нею инвестиционных ресурсов.

Необходимость выработки стратегии увеличивается при усложнении воздействия внешней среды на предприятие в современных условиях, определяемых нестабильностью экономической обстановки, темпами научно-технического прогресса. Вместе с тем отечественная практика не имеет достаточно опыта выработки стратегии деятельности предприятия в условиях риска и неопределенности.

Отсутствие практического опыта стратегического управления усложняет и повышает неопределенность в процессе принятия решений по отдельным инвестиционным проектам, разрабатываемым в ходе инвестиционной политики предприятия.

Как отмечалось ранее, несмотря на приоритет капиталообразующих инвестиций, предприятия осуществляют и финансовое инвестирование, причем основным финансовым инструментом в данном случае являются ценные бумаги. В этих условиях речь идет о формировании совокупного портфеля инвестиций, включающего и капиталообразующие, и финансовые инвестиции. При этом можно допустить, что правила формирования каждого из разделов портфеля соответствуют своеобразию инвестиций.

 



2019-12-29 170 Обсуждений (0)
Инвестиционная политика предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инвестиционная политика предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)