Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2. МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В РОССИИ



2019-12-29 340 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На рубеже XVIII—XIX вв. место музея в жизни европейского общества изменилось. Расширение промышленного производства потребовало более высокой специальной квалификации и общего образования рабочих, что способствовало расширению потенциальной музейной аудитории.

Все большее количество частных коллекций превращается в публичные музеи, открываются новые общедоступные музейные учреждения, что означало признание обществом прав человека на пользование культурным наследием. С просветительскими идеями выступали как представители власти, стремившиеся улучшить существующее общественное устройство, так и радикально настроенная интеллигенция, требовавшая установления новых социальных отношений. Развитие этих идей было медленным и постепенным, часто оно приостанавливалось. Однако прогресс все же, был ощутим, и с течением времени он ускорялся.

Французская буржуазная революция 1789—1794 гг. привела к образованию первых общедоступных музеев во Франции и ускорила этот процесс в других странах.

XIX век часто называют золотым веком музеев. Почти во всех странах Европы возникают музеи с богатейшими коллекциями от античности до современности. Часто (хотя и не всегда) ядром такого музея становилась королевская (царская) коллекция.

В 1-ой половине XIX века в России музеи стали разнообразнее, возросло их число. Сенсационные археологические открытия античной культуры, скифского золота на Юге России (Пантикопей, Херсонес, Фанагория, Ольвия) привели к созданию музеев древности в Феодосии (1811), Одессе (1825) и Керчи (1826); в национальных регионах России открываются Курземский музей в Елгаве (1818), музеи древностей в Екатеринославе (1856) и др. Патриотический подъем после победоносного завершения войны 1812 года, рост национального самосознания, публикуемые Н.М. Карамзиным "Истории государства российского" стимулировали сбор, изучение и сохранение памятников истории и культуры России.

Особое значение имела деятельность графа Н.П. Румянцева, собравшего вокруг себя крупных ученых, сыгравших важную роль в сборе и изучении исторических источников. Собрание древностей графа Румянцева, Румянцевский музей, было одним из первых частных собраний, открытых для широкого круга посетителей. Членам Рямянцевского кружка принадлежат первые музеологические работы – проекты национального музея Ф.П. Аделунга (1817) и Б.Г. Вихмана (1821). Позднее появились проекты Свиньина (1829) и Тамаша Зана (1830). Последний предусматривал создание общероссийского национального музея, опирающегося в своей деятельности на многочисленные региональные музеи.

В связи с развитием художественного образования в 1-ой половине XIX века предпринимались попытки создания публичного художественного музея – разрабатывались проекты Эстетического музея при Московском художественном классе (А.С. Добровольский, 1836), картинной галереи при Московском университете (Е.Д. Тюрин, 1855). Все названные проекты не были реализованы из-за невнимания правительства к общественным инициативам и слабости самих общественных сил.

XVII – 1-я половина XIX века – этап накопления и систематизации музейных собраний. Основными направлениями музейного дела в России стали комплектование и описание коллекций, большинство из которых (кроме художественных) складывались в результате экспедиционного изучения отечественной природы, истории, культуры. Музеи при научных учреждениях и обществах являлись своеобразными лабораториями. Так, материалы, привезенные из академических экспедиций сосредотачивались в Кунсткамере и описывались крупными учеными (М.В. Ломоносовым, С.П. Крашенинниковым, П.И. Рычковым, И.И. Лепёхиным, С.К. Котельниковым, П.С. Палласом и др.). К началу XIX века в Кунсткамере сложился конгломерат коллекций разного профиля, позволивший выделить из неё ряд специализированных академических музеев – Зоологический, Ботанический, Минералогический, Азиатский, Этнографический.

В обществе постепенно осознавалась образовательно-просветительное и идеологическое значение деятельности музеев. Появляются новые открытые для посещения музеи в Петербурге – Морской (1806), Румянцевский (1831); был открыт ограниченный доступ в музеи дворцового ведомства – Эрмитаж и Оружейную палату. Управление российскими музеями первоначально осуществлялось дворцовым ведомством либо Академией Наук (Кунсткамера). В 1-й половине XIX века музеи дворцового ведомства были переданы Министерству Императорского двора, остальные – Министерству народного просвещения. Для управления музеями вводились штаты, "правила" либо уставы, определявшие их финансирование за счёт соответствующих ведомств.

Так как в XIX веке музеи начинают становиться доступными для посещения, служить целям эстетического воспитания и образования, эта прогрессивная тенденция отражается и на музейной архитектуре. Музейные помещения выделяются из дворцовых, здания музеев формируются как самостоятельный архитектурный тип. Идеи просвещения, преобразования личности и общества средствами искусства формировали концепцию музея как алтаря просвещения, как храма науки и искусства. Прямая ассоциация "храм – музей" отразилась на архитектурном облике музейных зданий, которые приобрели ордерную систему античных храмов. Проектируются системы различных по величине помещений с расчетом на размещение конкретных экспозиций (Старый музей в Берлине, 1823-30, архитектор К.Ф. Шинкель; Глиптотека в Мюнхене, 1830; Пинакотека в Мюнхене, 1830; Новый Эрмитаж в Петербурге, 1840-1852, архитектор Л.фон Кленце).

В начале XIX века продолжает развитие российское краеведение. В привлечении интереса к местной истории и источникам её познания значительна роль трудов Н.М. Карамзина: "История государства Российского", "Записки о московских достопримечательностях", которые можно признать образцом путеводителя. С 1830-х гг. начинается работа статистических кабинетов, а в приложении к "Губернским ведомостям" публикуются материалы по истории края и об исторических памятниках.

 

Художественные музеи

В столице Российской империи первой четверти XIX в. произошло преобразование собраний Зимнего дворца в дворцовый музей. Со вступлением на трон Александра I была увеличена сумма расходов на содержание и обслуживание Эрмитажа, увеличен штат служащих.

Наиболее значительно эрмитажное собрание пополнилось после заграничного похода русской армии 1813—1815 гг., в том числе за счет приобретения картин императрицы Франции Жозефины. После перепланировки залов музея под руководством Дж. Кваренги изменилось расположение картин. Появились залы французской, испанской, нидерландской живописи, залы Рембрандта, П.П. Рубенса, А.Ван Дейка. Расположение картин постепенно приобретало систематический характер. В 1825 году впервые появилась галерея русской живописи.

Предусматривалось расширение круга посетителей Эрмитажа. Были определены часы посещения музея летом и зимой.

Пристальное внимание музеям уделял и Николай I. При нем возник Новый Эрмитаж (архитектор Л. фон Кленце). Тогда же по приказу императора были сожжены некоторые портреты, картины и другие предметы, вывезенные из Варшавы после подавления восстания 1830—1831 гг.

Во второй четверти XIX века в музее увеличилось количество произведений современной русской живописи, что отражало академические вкусы двора. Эти произведения легли в основу коллекций будущего Русского музея императора Александра III.

В этот период в Эрмитаж поступило много античных памятников из Италии, Египта, из собрания графини Лаваль, а также российского Причерноморья. Здесь хранилась одна из лучших в мире коллекций самоцветов.

Несмотря на ограничение доступа в Эрмитаж (например, Николай I в 1832 г. запретил военным, гражданским чиновникам и иностранцам посещать музей в сюртуках), музей сыграл большую роль в художественном образовании русских художников и общественности в целом.

Получила развитие Оружейная палата, для которой архитектор И.В. Егоров в 1806 г. начал сооружение нового здания. Начальник ведомства Кремлевской экспедиции П.С. Валуев добился запрета передачи вещей из Оружейной комнаты в другие ведомства. Со времени утверждения составленных им правил (1806) Оружейную палату можно считать музеем. В 1810 г. возведение нового здания для нее было завершено. Однако открыть экспозицию музея удалось только в 1814г. Ее описал в своем "Указателе самых главных примечательностей, которые хранятся в "Оружейной палате" (1826) П.П. Свиньин, известный коллекционер того времени. Еще раньше, в 1807 г., историк А.Ф. Малиновский выпустил в свет первую часть "Исторического описания древнего российского музеума под названием Мастерской и Оружейной палаты".

Фонды Оружейной палаты систематически не пополнялись. К середине XIX в. в ней насчитывалось 10 тыс. предметов. Экспонаты группировались по следующим отделениям: икон, царского сана, регалий, оружия, царской посуды, портретов, экипажей. Представленные в музее военные трофеи демонстрировали идею всепобеждающего самодержавия.

К 1851 г. было возведено новое здание Оружейной палаты по проекту архитектора К.А. Тона.

Российские художественные музеи по содержанию своих собраний являлись в своей массе типично дворцовыми. В экспозициях на первый план выдвигались личности монархов с целью подъема их авторитета.

В рассматриваемый период в России продолжало развиваться частное художественное собирательство. Это происходило на волне общего интереса к отечественной истории и древностям и вовлечения в орбиту собирательства, помимо аристократии, купечества и интеллигенции. Первым из частных коллекционеров галерею русской школы собрал П.П. Свиньин в Москве (произведения О.А. Кипренского, Д.Г. Левицкого, С.Ф. Щедрина, А.Е. Егорова, А.Г. Венецианова, мозаичный портрет Петра Первого работы М.В. Ломоносова), а в Петербурге Ф.И. Прянишников, собравший свыше 170 произведений 84 русских художников, в том числе Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, Кипренского, И.К. Айвазовского, П.А. Федотова и др. Выдающиеся коллекции скульптуры, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства имели граф П.А. Строганов, князь Д.Л. Нарышкин в Санкт-Петербурге, В.А. Борисов в Шуе. Продолжается формирование частных собраний западно-европейской живописи (коллекции Н.С. Мосолова, А.А. Тучкова, Е.Д. Тюрина, Н.А. Кушелева-Безбородко и др.).

Большинство этих коллекций пополнили ряд общедоступных российских музеев или легли в их основу. Всё чаще в 1-й половине XIX века владельцы частных коллекций стремятся сделать свои сокровища доступными для общества: в 1826 году открылся Русский "музеум" Павла Свиньина. Появляются первые значительные собрания живописи в провинции: в Астрахани А.П. Сапожников собрал коллекцию, насчитывающую к 1827 году свыше 80 полотен фламандских, голландских, немецких, французских, итальянских мастеров (среди них знаменитая "Мадонна с цветком" Леонардо да Винчи, ныне – в Эрмитаже) и 11 русских полотен.

В 1844 г. был открыт один из первых российских музеев прикладного искусства — музей фарфоровых изделий при Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге.

В Москве проекты публичного российского художественного музея разрабатывали историк М.П. Погодин (1831), художник А.С. Добровольский (1836), коллекционер Е.Д. Тюрин (1849). Однако они не были поддержаны московскими властями.

 



2019-12-29 340 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2. МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В РОССИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)