Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Начало организации охраны памятников истории и культуры



2019-12-29 278 Обсуждений (0)
Начало организации охраны памятников истории и культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Что касается идеи охраны памятников, как социального действия, то она в 1-й половине XIX века находилась на стадии осмысления. Ей проводниками были Петербургская Академия Наук, просвещенные представители дворянства, правящей бюрократии, духовенства и мещан, обретшие вкус к научно-исследовательскому собиранию древностей, предметов искусства и естественно-исторических образцов. Начало XIX века отмечено формированием исторических, художественных и естественно-научных собраний, изданием первых путеводителей по городам с перечислением их достопримечательностей, попытками организации музеев, созданием обществ любителей древностей. В начале XIX века особый интерес был проявлен к археологическим и археографическим изысканиям, приведшим к появлению в Причерноморье первых музеев, общества истории и исторических кружков. Все эти действия, включая публицистические выступления сторонников сохранения древностей (Н.И. Новикова, Е.А. Болховитинова, затем Ф.П. Аделунга, П.И. Кеппена, П.М. Строева, К.И. Аша, П.П. Свиньина и др.), способствовали формированию в обществе интереса к движимым и недвижимым памятникам. Интерес этот, однако, на протяжении весьма длительного времени был присущ лишь тонкому просвещенному слою общества, что определило особенности становления дела охраны памятников в стране.

История собственно охраны памятников в России начинается в конце 1826 года, когда был опубликован циркуляр Министерства внутренних дел о сборе сведений "о находящихся в пределах империи древностях и в каком положении они находятся". При этом предписывалось не только описать имеющиеся памятники, но и сделать планы и фасады их. Документ этот, составленный по приказу Николая I, был инициирован поступавшими к нему донесениями с мест и прошениями ученых о сохранении древнейших сооружений. Спустя год он был дополнен новым циркуляром, касавшимся вопросов реставрации архитектурных и исторических памятников. Эти акты легли в основу регулирования охраны недвижимых памятников, к которым стали относиться наиболее представительные городские общественные здания, а также храмы. Возводившиеся в честь памятных событий. В 1830-х гг. постепенно развертываются ремонтные и реставрационные работы на древних памятниках. В Киеве раскрываются остатки Золотых ворот (1832), проводятся ремонтные и реставрационные работы в Московском Кремле (1836), в 1837-39 реставрируется Дмитриевский собор во Владимире, в 1848 ремонтируются стены кремля в Коломне. В целом, однако, успехи в области охраны памятников были невелики. Организация охраны древних сооружений на местах наталкивалась на равнодушие и непонимание важности этой работы; отсутствие денежных средств препятствовало созданию условий для наблюдения за памятниками, повсеместно ощущалась нехватка людей, способных заняться охраной памятников. Но главное, что сдерживало развитие охраны памятников, заключалось в равнодушии большинства жителей империи к памятникам и их проблемам, что в конечном счете нейтрализовало попытки центральных властей, предпринятые в 1830-50-х г.г. Фактически созданные в этот период органы управления охраной памятников (подразделения Министерства внутренних дел, Министерства Императорского двора, Синода) бездействовали, чем вызывали постоянные упреки со стороны сравнительно немногочисленных любителей древностей.

 

В 1-й половине XIX века идет зарождение экскурсионного дела, объединяющего теорию, практику, методику, содержание, управление и организацию экскурсионной работы. Первые экскурсии в России появились уже в конце XVIII века под влиянием идей Я.А. Коменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения за ним. В "Уставе народным училищам" (1786) и "Школьном уставе" (1804) рекомендовались "прогулки" (экскурсии) в природу, на мануфактуру, в мастерские ремесленников.

К этому же периоду относится зарождение экспозиционной работы (но внимание к подобной работе было пока ещё на очень слабом уровне), так как именно в 1-й половине XIX века в музейных собраниях появились многочисленные предметы, произведенные другим этносом. Такие предметы в большом количестве привозились путешественниками и исследователями античности, средневековья, эпохи Великих географических открытий.

Отбор и презентация музейных предметов находились пока на низком уровне. Посетитель должен был хорошо разбираться в представленной в музее тематике, чтобы пополнить свои знания или получить стимул к дальнейшим размышлениям. Попытка организовать процесс коммуникации, сделанная в ряде экспозиций, уничтожалась визуальным "шумом", который создавали щиты или витрины, где располагались несовместимые предметы.

Мотивация посещения музеев представителями низших сословий коренным образом отличалась от того, что приводило туда монархов, знать, ученых и др. В своем большинстве люди работали до изнеможения, чтобы заработать на самое необходимое. У них не было ни времени, ни сил посещать музеи для получения знаний либо эстетического удовлетворения. Мотивация массового посетителя принципиально не изменилась с того времени, когда толпы древних греков и римлян приходили в храмы, хотя вера в рог единорога, волшебные камни или мумию потеряла свою силу.

Стремление к искусству и наукам приглушалось более прагматическими заботами, за исключением талантливых и высоко образованных личностей.

Правила, ограничивавшие доступ посетителей в музеи, не всегда были главной причиной их небольшой популярности. Мысли многих посетителей оставались за стенами музея даже во время осмотра экспозиционных залов. Большинство людей не воспринимало каноны, полученные в наследство от кабинетов и галерей частных коллекционеров прошлых столетий, которые не только автоматически сохранялись, но и часто перерождались в невероятные гибриды, сочетавшие функции кладовой, дворца и мастерской художника. То, что люди могли увидеть в большинстве крупных музеев, мало касалось их жизни, эффект от осмотра чудесных и редких предметов был не более, чем кратковременная вспышка восхищения.

Вместе с тем в первой половине XIX века в музейной работе произошли определенные перемены. Увеличилось количество публичных музеев, расширилась география их размещения, начался процесс дробления некоторых комплексных крупных музеев на меньшие специализированные учреждения, уделялось больше внимания их воспитательной функции. Все чаще устраивались промышленные и сельскохозяйственные выставки, на базе которых создавались музеи. Тенденции, наметившиеся в музейном деле в первой половине XIX века, получили развитие в последующий период.

 


ГЛАВА 3. "ЗОЛОТОЙ ВЕК" МУЗЕЕВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА В РОССИИ

 

Становление музейного дела стран Европы в два больших этапа. Первый этап — от французской революции 1789 г. до Большой промышленной выставки 1851 г., второй — с 1851 г. до начала первой мировой войны.

Из всех веков мировой истории, предшествовавших ХХ веку, XIX столетие занимает исключительное место. Именно в XIX в. развитие экономики и техники, точных наук и художественной литературы, музыкальных и изобразительных искусств шло особо бурными темпами. Революции и войны изменили облик всей государственной жизни, международных отношений, а подчас и контуры границ.

Происходит окончательное оформление музея как социального института со своими функциями. Колоссальный рост числа музеев во всем мире происходил двумя путями: открытием для публики собраний, сложившихся в предшествующие столетия, в том числе дворцовых, повсеместно по Европе ставших доступными после изгнания Наполеона, и основанием новых музеев, подчиненных цели служения общественной пользе и тесно связанных с наукой и образованием, что отличало их от предшественников, формировавшихся сообразно с прихотью и вкусом коллекционера. Многочисленные музеи учебных заведений и научных обществ служили учебными классами и источниковой базой для археологии, этнографии, естествознания, истории и др. В соответствие с этим изменилась сама идея музея: из "модели мира", "храма", где каждый музейный предмет включен в символическую систему "миропорядка" ко второй половине XIX века многие музеи, поставленные на службу науке, превратились в систематизированные "каталоги" соответствующих областей знания. Формирование систематических музеев вместо университетских привело к складыванию профильных групп и музейной сети. Важное место в ней к началу XX века заняли музеи местного края, что связано с развитием "родиноведения".

Развитие музейного дела определялось происходившим в XIX веке осознанием обществом ценности своего культурного наследия и растущей потребностью его сохранения. Сдвиги в общественном сознании нашли отражение в теоретических изысканиях, в России – начиная с проектов Ф.П. Аделунга и П.П. Свинина, на многие десятилетия предваривших музейную практику, до фантастических построений Н.Ф. Федорова, провозгласившего идеи (присущие музеям уже в XX веке) воспитания через музей, образности построения экспозиций, музеефикации целых пластов уходящей жизни.

Для того чтобы осмыслить роль, которую музеи выполняли в обществе необходимо провести анализ не только количественных перемен в их деятельности, но и качественных. Во второй половине XIX — начале XX века в развитии музеев выделяются следующие направления: специализация их содержания, совершенствование учетной работы, повышение внимания к форме представления предметов в интересах публики, наконец, количественный рост.

 



2019-12-29 278 Обсуждений (0)
Начало организации охраны памятников истории и культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Начало организации охраны памятников истории и культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)