Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В XVIII ВЕКЕ В РОССИИ



2019-12-29 367 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В XVIII ВЕКЕ В РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Развитие музейного дела в XVIII веке в России

§ 1. Коллекции живописи, музеи изобразительного и прикладного искусства

§ 2. Естественно-научные (природоведческие) коллекции и музеи

§ 3. Научно-технические коллекции и музеи

§ 4. Исторические коллекции и музеи

Глава 2. Музейное дело в первой половине XIX века в России

§ 1. Художественные музеи

§ 2. Природоведческие музеи

§ 3. Музеи науки и техники

§ 4. Исторические музеи

§ 5. Начало организации охраны памятников истории и культуры

Глава 3. "Золотой век" музеев во второй половине XIX – начале XX века в России

§ 1. Общие тенденции развития музейного дела

§ 2. Художественные музеи

§ 3. Природоведческие музеи

§ 4. Музеи науки и техники

§ 5. Исторические музеи

Заключение

Список использованных источников

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Музей (греч. muséion - место, посвященное музам, храм муз, от músa - муза) – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом, как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, - музейных предметов.

В настоящее время сложился ряд определений понятия "Музей", что объясняется как неустоявшимся состоянием языка музееведения, так и сложностью феномена музея. Большинство исследователей определяют музей как социальный институт через выполняемые им социальные функции. В сфере международного общения часто используется определение, данное в Уставе международного совета музеев (ИНКОМ) (1974): "Музей – постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей.

Другие исследователи определяют музей через музейный предмет. Важнейшим для понимания сущности музея в этом случае становятся понятия "музейная потребность" (стремление человека сохранить предметы, имеющие не связанную с текущими утилитарными функциями духовную, эстетическую, научную, мемориальную и т.п. ценность) и "музейность" (музеальность, свойство предмета, обладающего такой ценностью и поэтому подлежащему помещению в специальные условия хранения, изучения и репрезентации).

Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в музеях хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).

История возникновения музеев как своеобразных общественных институтов, удовлетворяющих потребности политического, научного, культурного, экономического характера, уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и общественной жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйственных целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетической ценности.

Музеи сегодня являются общедоступными научно-просветительными учреждениями и пользуются популярностью среди различных слоев общества. Нетрудно заметить, что музей как специфический социокультурный институт, формирование которого началось уже на ранних этапах цивилизации, у большинства народов характеризуется относительно ровным поступательным движением. Это объясняется стабильной объективной потребностью человечества в сохранении и трансляции культур прошлого.

Обзор исторического пути, пройденного музеями мира может включать большой период, охватывающий несколько тысяч лет. Начальная граница периода просматривается очень слабо, если она вообще может быть точно определена.

Истоки искусства народов Восточной Европы теряются в истории восточного славянского народа "антов", который еще в VI веке образовывал первые большие союзы в Поднепровье и совершал набеги на Византию. Со второй половине XI века Восточная Европа вступает в период феодальной раздробленности. И так же, как и на Западе, средневековое славянское искусство обрело свое самостоятельное неповторимое лицо уже тогда, когда была нарушена неустойчивая централизация государственной власти. До этого культура Восточной Европы была высокой, но еще не вполне самобытной. Приняв в конце Х веке христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян. Славяне знали литье и чеканку, керамику и вышивку, владели тонким мастерством эмалей. Они производили искусные ювелирные изделия — бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья), усыпанные "зернью", увитые сканью.

Киевское, Полоцкое, Новгородское княжества быстро выдвинулись в ряд передовых стран средневекового мира. Время княжения Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Всеслава Брячиславовича осталось как время процветания и славы этих земель. Князь Ярослав был выдающимся государственным деятелем, который "книгам прилепса... и собра писце многы и перекладаше от грек на словеньское письмо, и списана книг многы...". Киев, Полоцк и Новгород, помимо Византии и Скандинавии, сообщались со славянскими странами, с Францией, Германией, Англией, что оказывало влияние на торговые отношения и развитие их культур. В XI веке широко и богато обустраивались города, были заложены храмы Софии, начали составляться летописные своды.

Как на Западе, так и на Востоке церкви богато украшались, были своего рода культурными центрами. Софии Киевская, Полоцкая и Новгородская были украшены мозаиками и фресками работы выдающихся мастеров. Эти мозаики достойны стоять в ряду лучших творений византийского искусства, но в них есть и нечто новое: печать характера молодых мужественных народов, для которых культура Византии была отправной точкой, а не предметом слепого подражания.

Древнее восточнославянское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно, так же, как и современное ему искусство Западной Европы, оставалось преимущественно церковным, преломляло впечатления жизни через призму христианской мифологии и соблюдало установленную иконографию. Оно также было и делом рук ремесленников, делом коллективным, артельным, его художественные принципы складывались как приемы искусного, "хитрого" ремесла, поэтому оно естественно входило в окружение и быт человека и составляло основу будущих собраний восточнославянских князей и царских династий.

В Средневековье подобные сокровищницы расценивались как необходимый атрибут власти. Их имели многие восточнославянские князья в своих резиденциях. Здесь проводили собрания, приносили жертвы богам, сюда привозили дань, торговали. Они становились местом хранения княжеских сокровищ, подробные сведения о которых, к сожалению, до нас не дошли.

Если начало собирательства, а точнее, процесс накопления предметов, на киевских, новгородских и полоцких землях прослеживается фрагментарно, то факт существования сокровищницы Великого княжества Литовского в историографии бесспорен. В ней находились архив Великого княжества Литовского, канцелярские книги, важнейшие государственные документы, военные трофеи, дары, другие вещи. Одновременно она выполняла функции главного арсенала. До середины XVI в. сокровищница, тесно связанная с великокняжеской канцелярией, была подчинена непосредственно канцлеру, затем подскарбию земскому (министру финансов).

С богатством светских правителей по красоте содержащихся в них сокровищ могли соперничать некоторые средневековые церкви. Коллекции церквей имели как экономический, так и идеологический характер. В их составе были многие реликвии, которые пользовались уважением верующих и связывались с именами Христа, Матери Божьей, апостолов, святых и мучеников. Большинство реликвий были украшены золотом, серебром и драгоценными камнями. В храмах хранились также рукописи в роскошных обложках, дорогие восточные ткани.

Так, известная белорусская просветительница Ефросинья Полоцкая вместе с составлением церковных акафистов и переписыванием книг заботилась о пополнении художественными реликвиями основанных ею храмов. Она решила украсить Богородицкий мужской монастырь иконой Матери Божьей Эфесской — одной из трех икон, которые, согласно христианской традиции, евангелист Лука написал с девы Марии. Намерения Ефросиньи помогли осуществить император византийский Эммануил Комнин и патриарх Лука Хрисоверг, и вскоре икона Матери Божьей была доставлена из Эфеса в Полоцк. Ефросинья же "внесше в церковь богородицы и постави ю... и украси ю златом и камением многоценным".

Построенная по приказу Ефросиньи Полоцкой Спасо-Преображенская церковь также хранила в своей ризнице весьма ценные дары. Принявшая монашество сестра Ефросиньи, Звенислава пожертвовала монастырю свое приданое, "принеся всю утварь златую и порты многоценные".

Наконец, нельзя обойти молчанием такой шедевр белорусского декоративно-прикладного искусства, как крест, сделанный в 1161 г. полоцким мастером Лазарем Богшей для Спасского монастыря. Крест выполнял роль ковчега: в нем хранились полученные Ефросиньей из Иерусалима и Константинополя христианские святыни — капли крови Иисуса Христа, части креста Господня, камень гроба Богородицы, мощи св.Пантелеймона, св.Стефания и т.д.

Первое летописное упоминание об Оружейной палате относится к 1547 г. (здание построено в 1844—1851 гг. архитектором Константином Тоном).

Во времена Ивана III, когда Кремль был заново построен, на Соборной площади появился Казенный дом, каменное здание, куда поступали самые ценные изделия и драгоценности. Были среди них вещи заморские, привезенные из далеких стран, были и сделанные в Москве, в мастерских, располагавшихся в каменных палатах Кремля. Одна называлась Золотой, другая — Серебряной, самая большая мастерская называлась Оружейной. Оружейники делали сабли, ножи, пики, кольчуги, пистолеты, шлемы, одним словом, оружие и доспехи для царя и его приближенных. В Золотой и Серебряной палатах делались царские венцы, кольца, серьги и другие украшения, драгоценная посуда... Оружейная палата, объединенная с другими палатами и Конюшенным приказом, стала хранилищем старого оружия, одежд, посольских даров, конского убранства.

Таким образом, анализ исторических фактов свидетельствует о том, что основы музейной деятельности начали формироваться уже в Древней Руси, а корни её уходят ещё дальше. Происходило собирание, хранение и демонстрация публике музейных предметов, в которых наряду с экономическими и эстетическими аспектами видели объекты изучения.

Первые домузейные собрания несли на себе отпечаток общественных отношений, отражали духовные, культурные и идеологические интересы правящей верхушки и нередко служили средством укрепления ее власти.

Тема музейного дела давно привлекала внимание исследователей, но несколько лет назад в 2001 году, после многолетних исследований в области истории и теории музейного дела, вышла в свет "Российская музейная энциклопедия", которая стала, пожалуй, самым значимым источником, использованным для раскрытия темы при работе над дипломной работой.

Это первое не только в России, но и в мире издание, дающее полную картину формирования и современного состояния музейного дела целой страны. Российская музейная энциклопедия РМЭ представляет собой 2-томник общим объемом 140 печатных листов. В работе над ним участвовали более 1000 авторов из научных центров и музеев России и стран ближнего зарубежья.

Разработка концепции и подготовка рукописи осуществлены сектором музейной энциклопедии Российского института культурологии МК РФ. Сектор - научно-исследовательское подразделение, созданное в 1986 г. для разработки концепции и подготовки к изданию первой отечественной музейной энциклопедии. Сектор занимается разработкой фундаментальных проблем теории и истории музейного дела, а также исследовательских и прикладных проектов в данной области.

Основным методом этого исследования стал историзм. Даже в кратких терминологических статьях авторы попытались не просто сформулировать то или иное понятие, но и выяснить, когда оно появилось и как трансформировалось в дальнейшем. Важным инструментом стал также системный подход к анализу и интерпретации фактов. Любая энциклопедия представляет собой информационную систему. Российская музейная энциклопедия – первое в мире издание, где объединены пять крупных блоков информации: исторический, теоретический, музеографический, биографический, прикладного музееведения.

1495 статей энциклопедии посвящены вопросам теории музейного дела, истории формирования музейных собраний, биографиям музейных деятелей, коллекционеров, реставраторов.

1700 цветных и черно-белых репродукций и фотографий превращают издание в каталог шедевров, хранящихся в российских музеях.

Музейный мир каждого из 89 регионов России представлен в энциклопедии картами и кратким очерком истории изучения и музеефикации культурного наследия, формирования музейной сети. Наиболее значимым музеям региона посвящены отдельные статьи.

Даже в кратких терминологических статьях виден системный подход к анализу и интерпретации фактов. А вообще здесь пять крупных блоков информации: исторический, теоретический, музеографический, биографический, прикладное музееведение. Это дает возможность воспроизвести картину музейного мира России во всей ее полноте.

Другим важным источником при разработке темы дипломной работы послужила книга "Музейное дело в России".Книга вышла в свет в 2003 году, написана авторскими коллективами специалистов Кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и Сектора музейной энциклопедии Российского института культурологии. Книга адресована в первую очередь музейным работникам и представляет цельную картину истории и современного состояния музейного мира России и основных направлений музейной деятельности.

Работа представляет собой фундаментальное, оригинальное, в своем роде уникальное междисциплинарное исследование, имеющее, несомненно, более чем значительную, теоретическую и практическую ценность.

В книге ясно и последовательно прослеживается принцип историзма. Само изложение материала и его анализ на протяжении всей монографии выстраивается в стройную и ясную картину, где настоящее, сопр... далее ""икасаясь с прошлым, позволяет наметить контуры будущего.

Авторы вполне справились с задачей, о которой они сказали в Заключении - осмыслить генерацию культуры будущего как "миссию музея в современном обществе".

В книге подкупает то, что она создана на базе обширной литературы и на основе личной деятельности и опыта ее авторов, т.е. это не взгляд со стороны, а результат труда заинтересованных в развитии своей науки специалистов. Именно это делает труд интересным монографическим исследованием, которое полезно не только для профессионалов в области музейного дела, но и добротным учебным пособием.

Анализ источников позволяет сделать вывод о довольно хорошей изученности темы отечественными исследователями.

Данная дипломная работа посвящена истории музейного дела в дореволюционной России XVIII – начала XX веков, в работе музей будет показан хранителем великой истории некогда великой культурной державы, хранителем памяти наших славных предков, лучшего их того, что было создано предыдущими поколениями и бережно сохранено нашими предшественниками. Хранителем, имеющим свою историю. Причем именно в XVIII – начале XX веках музейное дело переживало период бурного развития и становления, что в полной мере отражало динамику культурного развития России.

Следовательно, целью данной дипломной работы является исследование истории развития музейного дела на фоне культурного развития России XVIII – начала XX веков, поскольку именно тогда была заложена прочная культурная основа развития государства. И именно в тот период музеи взяли на себя миссию хранителей культурных сокровищ, хранителей бесценного духовного наследия России.

В сегодняшний период кризиса российской духовности обращение к истории музейного дела чрезвычайно актуально, ведь именно в руках российских музеев находится мощный инструмент, отпора, огромной скрытой силы действия орудие - культурное достояние нации: овеществленная память минувшей славной истории, наследие российских гениев и героев, самые убедительные свидетельства прошлых побед и завоеваний, лучшие, заповедные земли России, архитектурные жемчужины, художественные сокровища, археологические реликвии, святые образа и знамена, поднимавшие некогда на подвиг.

Изучение исторического развития музейного дела особенно актуально на постсоветском пространстве в силу возрастающего интереса к истокам национальных культур, переосмысления их содержания и форм. Знание истории становления и развития музейного дела, особенностей каждого из ее этапов имеет и чисто практическое значение, так как формирование политики в сфере музейного дела, прогнозирование его дальнейшего развития возможно лишь в историческом контексте. Всякий реалистический взгляд в будущее требует исторической ретроспективы, использования положительного опыта прошлого и, наконец, осознания допущенных ошибок.

Следовательно задачами дипломной работы будут являться:

- рассказать об истории музейного дела, этапах развития в период XVIII – начала XX веков в России;

- привести историю возникновения наиболее значительных музеев России, а также рассказать о людях – важных участниках развития и становления музейного дела в выбранный период времени;

- параллельно проследить историю возникновения различных методов музейного дела в России в XVIII, XIX, начале XX века;

- показать историческое значение музейного дела для культурного развития страны XVIII – начала XX веков.

Структура дипломной работы будет строиться соответственно. Во введении кратко характеризуется выбранная тема дипломной работы, в общем виде обозначаются цели и задачи всей работы, проводится анализ историографии по теме.

Первая глава дипломной работы посвящена началу развития российского музейного дела в XVIII веке.

Во второй главе дипломной работы будет дана историческая характеристика дальнейшего развития и становления музейного дела в 1-й половине XIX века.

Истории музейного дела во 2-й половине XIX - начале XX века в нашей стране, как отражению культурного, научного, а также политического и экономического состояния России того времени будет посвящена третья глава работы.

В заключении подводятся итоги всей дипломной работы, делаются выводы.

 


ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В XVIII ВЕКЕ В РОССИИ

музейный экспонат коллекция искусство культура

Важнейшее значение для понимания музея имеет изучение причин и механизмов его появления и развития. Возникновение музеев нередко связывают с изначально присущей человеку потребностью собирательства. Крайнее выражение этой точки зрения – "биологическая" теория коллекционирования, выводящая собирательство из инстинкта, близкого инстинктам животных. Действительно, большинство музеев в прошлом возникали из коллекций, однако эта теория не дает ответа на вопрос, в какой момент и почему коллекция превращается в музей.

"Физиологическая" теория, выводящая музей из античных "мусейонов" - храмов муз, более подходит для объяснения происхождения современных многофункциональных музеев, являющихся культурными и исследовательскими центрами, чем традиционным коллекциям. Согласно ещё одной теории, в древности складывались лишь предпосылки возникновения музеев, а о собственно музеях можно говорить начиная с эпохи Нового времени (не ранее XV века), когда со становлением исторического мировоззрения и новой, "нетрадиционной" культуры общество оказалось заинтересованным в учреждении, собирающем, интерпретирующем и хранящем культурный опыт .

В становлении музея выделяют две фазы, первая из которых связана с формированием общественной музейной потребности, а вторая с генезисом музея как социального института.

Развитие музейного дела в Европе XVII—XVIII веках связано с Реформацией западной христианской церкви и Просвещением — идейным течением антифеодальной направленности, эрой преодоления идеологического догматизма и победы науки над схоластикой. В XVIII веке стало массовым образование, появились научные общества и академии, которые изучали литературу, искусство, науки.

Перемены, произошедшие в собирательстве и музейном деле Западной Европы, нашли свой отзвук на восточной части континента.

Как уже было сказано, появлению музеев в России предшествовало хранение отдельных исторических памятников и целых собраний в монастырях, церквах, резиденциях князей, известных по древне русским источникам. Вершиной протомузейного коллекционирования явилась собирательская деятельность Оружейной палаты в Москве (формирование музейного ядра в XVII веке). Первым русским музеем стала петербургская кунсткамера (1714), открытие которой по распоряжению и при содействии Петра I положило начало музейному строительству в России.

В последние десятилетия царствования Петра I Россия выходит на европейскую арену как держава, поддерживающая не только прочные торговые, дипломатические, экономические, но и культурные связи с ведущими странами Европы. Отличительными особенностями новой культуры, пришедшей на смену средневековой России в начале XVIII века, были ее светский характер, открытость, т. е. стремление к общению с другими культурами. Новая культура не мыслилась вне светского образования, развития науки, издания книг, газет, журналов. Типичным представителем новой культуры был Петр I, которого отличали жажда знаний, чувство современности, стремление поднять Россию до просвещенного уровня, поднять на новую ступень экономического и культурного прогресса.

Преобразования Петра I затронули фактически все сферы общественной жизни, определив на длительную перспективу пути развития страны. Это касается и развития музейного дела в России, заложенного Петром I в самом начале XVIII века.

Из наиболее ранних "музейных идей" царя, можно привести издание в 1701 году указа о строительстве цейхгауза в Московском Кремле, где Петр I предполагал устроить музей военных трофеев. Старое оружие представляло интерес с точки зрения, как его конструкции, так и возможного использования для вооружения регулярных войск в экстренных ситуациях.

В 1702 году Петр I приказал князю Одоевскому проверить все тайники Кремля и "взять прежние описи и описанные книги, осмотреть и описать, все ли это в целости. А, осмотрев и описав все, поставить под хорошую охрану". Указ царя узаконил основную функцию Оружейной палаты как древлехранилища фамилии Романовых. Оружейная палата была доступна узкому кругу лиц. Предметы в ней выставлялись в то время бессистемно с учетом их декоративности.

Петром I было создано три музея. В 1709 г. - музей мореплавания (ныне Военно-морской музей в Петербурге). По велению Петра собирались боевые реликвии, военная одежда, оружие и знамена времен Северной войны, которые послужили основой создания военно-исторического музея артиллерии.

В начале XVIII века в России появились первые частные коллекции исторических памятников (Годунова, Ф.С. Милославского, Ф.А. Головина, Я.В. Брюса, А.Н. Демидова, Петра I, Д.М. Голицына и др.). Эти собрания подготавливали появление первого русского публичного музея – Кунсткамеры.

Оказавшись в Европе в возрасте 25 лет, молодой царь впервые побывал в так называемых "кунсткамерах" — "кабинетах диковинок". Эти кабинеты напоминали лавки, где торговали всякой всячиной: старинные монеты соседствовали здесь со скелетами зверей и чучелами птиц, а древние книги на непонятных языках уютно располагались вокруг склянок с заспиртованными уродцами. Петра, увлеченного естественными и техническими науками, эти чудеса заинтересовали невероятно. Он, не жалея денег, скупает понравившиеся ему редкостные вещи и отправляет в Россию. Петровская коллекция включала книги, инструменты, оружие, природные диковинки. Они и стали экспонатами первого русского музея под названием "Кунсткамера", что в переводе с немецкого означает "кабинет диковинок".

Петровский "кабинет диковинок" был основан в 1714 г. как научный музей и библиотека, получил известность, как, знаменитая Кунсткамера, собравшая биологические, анатомические и этнографические достопримечательности в 1719 году, когда был открыт для посетителей. Петр всячески поощрял любознательных граждан: денег за посещение с них не брать, а напротив — "приучать и угощать". Сохранились документы, согласно которым посетителям в Кунсткамере предлагали "кофе и цукерброды", кормили закусками и поили венгерским вином — все за государев счет. Встречал публику так называемый "суббиблиотекарь", который сопровождал посетителей из комнаты в комнату, все показывал, объяснял и отвечал на вопросы. Свидетели того времени отмечали, что Кунсткамера никогда не пустовала: в ней всегда было "множество... разного звания народу". Впоследствии коллекции Кунсткамеры постоянно пополнялись вещами, собранными русскими путешественниками во время их экспедиций во все стороны света.

 



2019-12-29 367 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В XVIII ВЕКЕ В РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В XVIII ВЕКЕ В РОССИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)