Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие тенденции развития музейного дела



2019-12-29 265 Обсуждений (0)
Общие тенденции развития музейного дела 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Особенностью развития музейного дела и коллекционирования во второй половине XIX — начале XX вв. являлась их дальнейшая демократизация. Это проявлялось, с одной стороны, в укреплении ведущей роли передовых слоев общества — ученых, разночинной интеллигенции, купечества — в создании столичных и провинциальных музеев, с другой — в организации музеев нового типа — публичных или общественных, направленных на просвещение народных масс, распространение среди них научных знаний. В описываемый период продолжали пополнять свои фонды прежде всего существовавшие музеи, однако создавались и новые.

Необходимо затронуть вопрос управления музеями во 2-й половине XIX – начале XX века. Система управления музеями в дореволюционной России не предусматривает специального органа для руководства музейным делом. Музеи принадлежали различным ведомствам, органам самоуправления, земствам, частным лицам, занимавшимся их управлением и финансированием. Первые отечественные музеи находились в ведении Петербургской Академии Наук и дворцового ведомства. В начале XIX века с реформами центрального правительственного аппарата и образованием министерств академические музеи были переданы в министерство народного просвещения, музеи дворцового ведомства – в министерство Императорского дворца. Управление значительной сетью местных музеев, получивших распространение в российской провинции со 2-й половины XIX века, осуществлялось попечительскими советами, комитетами тех учреждений, которые их создавали. Потребность создания специального органа, ведающего музеями, была осознана в России в начале XX века и зафиксирована в решениях Предварительного съезда музейных деятелей 1912. Стихийность формирования музейной сети, параллелизм, отсутствие учета музеев рассматривались как последствия разобщенности управления, но мер по устранению перечисленных недостатков на рассматриваемом историческом отрезке времени принято не было.

Реформы 1860-70-х гг. стимулировали развитие экономики страны, пробуждали общественную активность россиян, способствовали демократизации культуры. Особенность развития музейного дела по во второй половине XIX - начале XX века состояла в усилении роли общественности и личной инициативы ученых, разночинной интеллигенции, купечества – в создании столичных и провинциальных музеев, в развитии нового типа общедоступных (публичных музеев, специально направленных на просвещение народа. В начале 1860-х гг. первым опытом такого рода был перевод из Петербурга в Москву по просьбе москвичей Румянцевского музея, ставшего наряду с библиотекой просветительским центром, опекаемым городскими властями и общественностью. Научным обществам и инициативе отдельных деятелей культуры обязаны своим возникновением крупнейшие музеи страны – Политехнический музей (1872), Исторический музей (1872), Антропологический музей в Москве (1879), Русский музей в Петербурге (1895), Музей изящных искусств (1912).

Существенным фактором музейного дела в России на этом этапе стало частное коллекционирование. Частные коллекции сохраняли культурные ценности от расхищения, служили важным источником пополнения музейных собраний. Характерным явлением стала безвозмездная передача владельцами своих собраний в общественное пользование. На основе крупнейших коллекций возникли Музей русской старины П.И. Щукина в составе Исторического музея, Третьяковская галерея и Цветковская галерея, Театральный музей им. А.А. Бахрушина, Музей прикладного искусства М.К. Тенишевой в Смоленске и др. Особенностью развития музейного дела в России во второй половине XIX века стало создание местным музеев, игравших заметную роль в культурной роли провинции. Во многих городах Европейской России, Урала, Сибири, Дальнего Востока по инициативе местной общественности возникали комплексные (в дальнейшем краеведческие) музеи, объектом показа в которых стала окружающая жизнь – история, природа, экономика края, а также естественно-исторические, исторические, художественные и другие музеи.

Одновременно с ростом количества музеев формировались их профильные группы. Успехи славянской археологии, русской исторической науки, отмеченной именами С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, И.Е. Забелина, осознание общественностью необходимости сохранения историко-культурного наследия и пропаганды исторических знаний способствовали развитию исторических музеев. Наряду с созданием общенационального исторического музея в Москве были преобразованы старейшие военно-исторические музеи в Петербурге – Морской музей, Артиллерийский музей. Обновленные музеи, а также вновь созданные полковые музеи (около 300) использовались для пропаганды военно-исторических знаний. Продолжала развиваться группа историко-археологических музеев.

На национальных окраинах России окрылись Кавказский музей в Тифлисе (1864), Туркестанский музей древностей в Самарканде (1874), Городской музей древностей и искусства в Киеве (1899), Музей украинских древностей В.В. Тарновского в Чернигове (1902) и др. на положение музеев национальных регионов оказывала влияние русификаторская политика правительства: не поощрялось развитие национальных культур, допускался вывоз в центр национальных реликвий, исторических и художественных ценностей.

Сложилась группа церковно-археологических музеев (около 40), возникавших при духовных академиях, церковно-археологических комитетах и православных братствах с просветительскими и миссионерскими целями и экспонировавших предметы церковного обихода. Возникновение Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (1879) на базе Анатомического и Этнографического музеев связано с интенсивным развитием этнографической науки. Уникальные коллекции сделали его одним из популярнейших музеев страны.

С целью пропаганды новейших технических и сельскохозяйственных знаний, рациональных способов ведения хозяйства в пореформенной России при поощрении и финансировании правительства наряду с Политехническим музеем в Москве и Музеем прикладных знаний в Петербурге возникли естественно-исторические, в том числе почвенные, музеи в провинции; сельскохозяйственные музеи, специализированные промышленные технические музеи, в том числе Почтово-телеграфный (1913), Железнодорожный (1910), Музей изобретений и усовершенствований (1910) в Петербурге; художественно-промышленные и кустарные музеи в Петербурге, Москве, Харькове, провинциальных городах, создававшиеся для поощрения развития художественных промыслов и профессионального обучения мастеров. Многие музеи возникали на базе всероссийских и местных выставок, а также русских отделов международных выставок, широко распространенных в середине XIX века.

Организация педагогических музеев, начало которым в 1860-е гг. положил К.Д. Ушинский и Н.Ф. Бунаков, получила особое распространение на рубеже XIX – XX веков в связи с интенсивным ростом сети начальных и специальных учебных заведений. Педагогические музеи (стационарные и подвижные) были созданы в большинстве учебных округов. Их цель – ознакомление с передовым опытом учебно-воспитательного дела в семье и школе, как в России, так и за границей.

Причина создания детских музеев, разумеется, была образовательно-воспитательная. Они возникают и получают развитие главным образом в период кризиса традиционной системы образования как альтернативные центры, пропагандирующие идеи визуализации образования, средового воспитания и активных форм обучения. Родиной детских музеев являются США, где в конце XIX – начале XX века развернулось движение за реформы образования на основе психолого-педагогических идей (Д. Дьюи, И.Г. Песталоцци, М. Монтессори и др.). Первым в мире музеем для детей считается Бруклинский детский музей, возникший в 1899 году на основе коллекции, пожертвованной ему Бруклинским музеем искусства и естествознания. Вслед за ним в США был открыт целый ряд музеев, взявших на себя функцию образования детей. Их деятельность стимулировала распространение детских музеев по всему миру.

В России создание детских музеев в основном совпадает с периодами обновления традиционной системы образования в русле концепции развивающего обучения. 1-й этап (1890-1910-е гг.) относится ко времени, когда получила распространение идея о необходимости преодоления традиций догматичной, книжной педагогики путем использования принципа наглядности. К.Д. Ушинский, его коллеги и последователи считали, что развитие личности должно осуществляться через знакомство с окружающим миром, через собственную практическую деятельность. Такой подход стимулировал появление музеев, созданных преимущественно руками самих детей (музей-мастерская). Актуальной формой подобных детских музеев стали школьные музеи наглядных пособий, организованные по принципу кунсткамеры. Даже если музей-мастерская возникал вне стен школы, он всё равно был ориентирован на изготовление учебных пособий (Музей детского труда, учрежденный при Семёновской публичной библиотеке в Курске). Прикладной характер подобных музеев не заслонял высокую цель, ради которой они создавались, - труд и творчество детей.

Также под влиянием взглядов К.Д. Ушинского и его последователей, сторонников активных методов обучения с 1880-90-х гг. начинается развитие экскурсионного дела. В программу отделений школ, гимназий, коммерческих училищ стали включаться сначала естественно-научные, а затем культурно-исторические, литературные и другие экскурсии. Появились и первые внеучебные экскурсии и путешествия, организуемые гимназиями и училищами на Волгу, Кавказ, в Крым, за границу. Постепенно осуществляется переход к системе использования экскурсий как метода образования. По мере развития культурно-просветительской деятельности музеев частью экскурсионного дела становятся музейные экскурсии, хотя их организация ещё носит стихийный характер.

В 1900-10-е годы появились первые организационные структуры, стимулирующие развитие экскурсионного дела. В 1907 году при Российском обществе туристов (РОТ) была создана комиссия "Образовательные экскурсии по России", занимающаяся организациями экскурсий для различных групп населения. Создаются экскурсионные комиссии в ряде учебных округов – Московском, Петербургском, Казанском, Одесском, Киевском и др. большую роль в организации экскурсионного дела сыграли общества любителей естествознания, "Русское горное общество" (1900), "Кавказское горное общество" (Пятигорск, 1902-1905). Стимулировало развитие экскурсионного дела открытие новых музеев, художественных выставок и промышленных выставок. В 1910-е гг. экскурсионное дело приобретает всё большие масштабы.

С 1914 года в Москве при участии членов Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе, специалистов, профессоров и преподавателей издавался иллюстрированный культурно-исторический журнал для семьи и школы. Редактировали журнал С.И. Гинтовт и И.Н. Бороздин. выходил книжками 4 раза в год, объем номера 120-140 страниц, с картами на вкладных листах. Издание предпринятое с целью удовлетворения запросов экскурсантов, просвещения учащихся средней школы, разработки теории и практики экскурсионного дела, являлось составной частью экскурсионного движения. В журнале публиковались статьи по методике и теории научно-образовательных экскурсий, описания и планы путешествий, отчеты об экскурсиях и их маршруты. Экскурсии рассматривались как необходимый элемент преподавания, как способ углубления и повторения учебного курса, эстетического воспитания учащихся; подчеркивалось, что их тематика должна быть согласована с учебной программой. Особое место в журнале отводилось описанию культурных центров: музеев (Оружейная палата, Исторический музей, Музей изящных искусств им. Императора Александра III и др.), городов (Прага, Константинополь, Белград, Любляна, Загреб, Москва, Ростов Великий и др.), монастырей, усадеб. Имелись рубрики: "Хождение по Руси и за рубеж", "Культурные ценности", "Хроника", "Теория и практика экскурсий", "Библиография". Редакция выпускала дешевые иллюстрированные путеводители. Издание прекращено в 1916 году в связи с обстоятельствами военного времени.

Во второй половине XIX - начале XX века получает развитие тенденция увековечения с помощью музеев памяти выдающихся деятелей России. Первые мемориальные музеи, библиотека-музей А.С. Пушкина в Александровском лицее (1879) и музей М.Ю. Лермонтова в Николаевском кавалерийском училище (1884), были организованы силами преподавателей учебных заведений, где воспитывались будущие поэты. К числу первых мемориальных музеев относятся также Дом-музей Петра I в Вологде (1885), музеи Л.Н. Толстого в Петербурге и Москве (1911).

Основным направлением музейного дела в России во второй половине XIX - начале XX века по-прежнему оставалась работа с собраниями – определение, систематизация, описание коллекций. Специфическим для музеев итогом изучения собраний стали каталоги конкретных коллекций. Благодаря особому вниманию к научной обработке собраний деятельность столичных и ряда местных музеев, как правило, находилась на уровне развития науки и культуры своего времени. Экспозиционная работа, как музейная специальность только начала формироваться. Музеи не имели запасников, собрания экспонировались в научной системе, которая была принята в той или иной области знания. Только в конце XIX - начале XX века в связи с популярностью музеев и ростом их посещаемости возникла потребность в поисках средств экспонирования, доступных широкому посетителю. Систематические коллекции стали дополнять так называемыми "образовательными", "выставочными", "показательными" и т.д. Музеи второй половины XIX - начала XX века, как правило, не имели программы распространения конкретных знаний, поэтому одним из новых направлений музейного дела в России стала организация при музеях специальных лекториев, чтение общедоступных, "народных" лекций. Таким образом, в начале XX века наметились основные направления музейного дела в России, получившие дальнейшее развитие в послереволюционный период.

Возникновение музееведения, произошло ещё в XVIII веке и было обусловлено потребностью в осмыслении и рациональной организации процессов формирования коллекций и музейных собраний, их систематизации, изучения и использования в системе культуры, науки, образования, просвещения, воспитания. Но о серьезной постановке проблем теории, истории и особенно методики музейного дела свидетельствуют разработанные лишь во второй половине XIX века программы (концепции) ведущих музеев России (Исторического музея, Морского музея, Румянцевского музея, Музея прикладных знаний и некоторых других). В конце XIX - начале XX века разрабатывались некоторые из основных понятий и методов музееведения (музей, факторы развития музейного дела и др.), формировались представления о профильных группых музеев и основных направлениях развития музейной деятельности (публикации В.С. Иконникова, Д.А. Ровинского и др.; монографии А.И. Смирнова "Земский исторический музей. Опыт организации", в которой дан анализ деятельности большой группы музеев и показаны научные основы формирования коллекций). Для этого времени характерное осмысление музея, как элемента в системе науки, привлечение в музейную практику широкого спектра научных методик.

В становлении музееведения в России заметную роль сыграли Московское археологическое общество и проводившиеся им археологические съезды, а также периодические издания, освещавшие вопросы теории и истории музейного дела. В России появление изданий, освещавших наряду с другими отдельные вопросы теории и практики музейного дела относится к 1900-10-м гг. Они адресовались разной читательской аудитории: художественной интеллигенции ("Апполон"), коллекционерам и всем, интересующимся искусством ("Художественные сокровища России", "Старые годы", "София"), великосветской ("Столица и усадьба") и "более простой" ("Музей для всех", "Экскурсионный вестник") публике. Практически все музейные периодические издания имели музеографический характер, большинство основное влияние уделяли описанию собраний художественных музеев и художественных частных собраний, коллекционированию, серьезно разрабатывали проблемы собирания, сохранения, изучения и охраны русской художественной старины как неотъемлемой части культурного наследия, предлагали критерии для определения эстетической ценности произведений искусства, его атрибуции и интерпретации. В "Живой старине" была опубликована одна из первых научно обоснованных программ для описания этнографических коллекций. В прямой связи с развитием экскурсионного дела стояло издательство журналов "Экскурсионный вестник" и "Русский экскурсант" (1914-1917, Ярославль, редактор-издатель С.И. Вахромеев), представлявших музеи, как культурные центры. Музееведческие периодические издания того времени – ценный источник по истории музееведческой мысли и музейного дела в России.

В высших учебных заведениях были разработаны специальные курсы, первый опыт преподавания – курс С.К.Кузнецова "Введение в музееведение" в Московском археологическом институте в 1900-х г.г. Вопросы о сущности музея, о необходимости разработки классификации музеев и музейной терминологии, о научном обосновании государственной музейной политики были поставлены на Предварительном съезде музейных деятелей в Москве в 1912 г. Съезд показал, что дальнейшее развитие музейного дела невозможно без теоретического осмысления и что это осознавалось большинством музейных работников.

Понятие музея было одним из ключевых, неразрывно связанных с идеей патрификации (воскрешения предков) и с понятием храма в философско-утопическом учении выдающегося русского философа Н.Ф. Федорова ("Музей, его смысл и назначение" и др.). К сожалению, философия музея, была и остается наименее разработанной областью музееведения.

Развитие музейного дело в просветительском направлении во второй половине XIX - начале XX века обусловило становление музейной социологии. Создание публичных (общедоступных) музеев повлекло за собой новые формы связи музея и общества, что и послужило основой включения в практику музейного дела социологических исследований. Первоначально изучались функции музея как одного из центров науки и просвещения и посетители ("потребители" музея), через которых реализуются эти функции.

В начале XX века появились исследования, анализирующие деятельность музеев за большие временные периоды (Кон Ф.Я., "Исторический очерк Минусинского местного музея за 25 лет (1877-1902)", Казань, 1902; Огородников С.Ф. "Модель-камера, впоследствии Морской музей имени Петра Великого. Исторический очерк", СПб., 1909; Ильин А.М. "Ростовский-на Дону городской музей. История возникновения, задачи учреждения и его деятельность", Ростов-на Дону, 1912, и др). Была создана база для осмысления в общеисторическом контексте пути, пройденного российскими музеями, их роли в системе научных и просветительских учреждений.

Что до административных вопросов, то в царской России не было специального органа по руководству музеями, музейного законодательства. Управление музеями осуществлялось на основе "Положений", утверждавшихся правительством. Отсутствовал единый источник финансирования, за счёт казны содержались только крупные государственные музеи. Большинство провинциальных музеев содержалось на небольшие отчисления от городских властей или средства создававших их научных обществ, земств, городских управлений, частных лиц. Это делало их положение неустойчивым. Существовали разобщенность музеев, дублирование коллекций музеев, расположенных в одном городе, неравномерность территориального размещения музеев. В среде музейной общественности возникла потребность обсуждения насущных проблем, в частности, состояния местных музеев, создания научной ассоциации для руководства музеями и т.п. В 1912 году, как уже было сказано ранее, в Москве собрался Предварительный съезд музейных деятелей, который стал своеобразным итогом 200-летнего развития музейного дела в России, обсудил ряд назревших организационных – практических и теоретических вопросов. Работы по подготовке Всероссийского съезда музейных деятелей, намеченного на 1915 год, были прерваны 1-й мировой войной. К началу войны общее количество музеев в России приближалось к 500. В Петрограде и Москве образовались частные музеи и собрания с коллекциями общенационального, а в ряде случаев и мирового значения. В провинции формировались музеи, характеризующие природу и историю края.

Российское законодательство о памятниках XIX – начала XX века не проводило четкой границы между движимым и недвижимыми объектами, поэтому многие акты касались как недвижимого наследия, так и музейных предметов. Основными актами законодательства в дореволюционный период были циркуляры Министерства внутренних дел, положения общих наказов Министерства внутренних дел, статьи Устава уголовного законодательства (1864), Строительного Устава (1857), Устава духовной консистории, а также Положение об Императорской Археологической комиссии (1859). В них содержались указания по обращению с древностями и историческими сооружениями, определялся порядок их выявления и регистрации, запрещались кладоискательство и разрытие древних могил, разрушение и постройка древних строений и т.д. Были определены учреждения, ответственные за надзор за памятниками и допущение к работе с ними. Общий надзор был возложен на Министерство внутренних дел.

Первые попытки выработки общегосударственного закона об охране памятников имели место на рубеже 1860-70-х гг. (Проекты Московского археологического общества, 1869, и 2-го археологического съезда, 1871). В 1877 комиссией князя А.Б. Лобанова-Ростовского были составлены "Правила о сохранении исторических памятников", в которых впервые была выдвинута идея защиты государственных памятников и создания комиссии по их сохранению с отделениями на местах. Проект был отвергнут из-за отсутствия денежных средств у правительства. В 1905 году были разработаны так называемые Основные положения, позднее конкретизированные в проекте Министерства внутренних дел "Положение об охране древностей" (1911), также не утвержденном Государственной Думой. Не была доведена до конца и последняя попытка доработки закона, предпринятая накануне Февральской революции. Русское законодательство о памятниках так и не получило до революции завершающего вида и складывалось из отдельных актов, положений, инструкций.

В годы 1-й мировой войны деятельность музеев прифронтовой полосы приостановилась. Сокровища Эрмитажа и других петербургских музеев частично удалось законсервировать. Неосуществленными оказались проекты Центрального военно-исторического музея в Петербурге, Музея Отечественной войны 1812 года в Москве, Музея Государственной Думы, Всероссийского национального музея памяти 300-летия дома Романовых.

Художественные музеи

Условия для создания публичных художественных музеев в России сложились только во второй половине XIX века.

В 1851 г. завершилась постройка специального музейного здания— Нового Эрмитажа — по проекту Л. Кленце архитекторами В.П. Стасовым и Н.Е. Ефимовым. 7 февраля 1852 г. там состоялось открытие публичного музея. Для того чтобы познакомиться с находившимися в нем коллекциями итальянского, фламандского и русского искусства, занимавшими 56 выставочных залов, необходимо было получить особое разрешение в конторе при министерстве императорского двора. Вначале разрешения выдавались избранному кругу людей (не более 300—500 в год).

Коллекции Эрмитажа продолжали пополняться преимущественно за счет античных памятников и археологических предметов. В 1860—1861 гг. проводится новая развеска картин, издается их каталог. В 1863г. доступ в Эрмитаж был расширен, а с 1865 г. он стал свободным. Были инвентаризированы коллекции картин, изданы три тома каталогов живописных коллекций музея.

В 1910 г. собрания музея обогатили коллекции нидерландской живописи П.П. Семенова-Тян-Шанского, а в 1913 г. — английской живописи А.З. Хитрово. Однако по-прежнему почти отсутствовали картины XIV—XVI веков, а также современная западноевропейская живопись.

В первой половине XIX в. были сделаны неоднократные попытки создания музея национальной живописи, закончившиеся безрезультатно. И только конец столетия ознаменовался появлением двух крупнейших художественных музеев русского искусства — Третьяковской галереи и Русского музея.

Начало новой буржуазной эпохи ознаменовалось открытием в Москве для публики в январе 1862 г. частной галереи купца В.А. Кокорева, в восьми залах которой были выставлены более 500 произведений русской и западноевропейской живописи, среди которых были полотна К. Брюллова, В. Тропинина, А. Боголюбова, И. Айвазовского и др. Однако галерея просуществовала недолго. В 1866 г. из-за финансовых затруднений Кокорев вынужден был предложить свои лучшие картины Академии художеств. Сделка не состоялась, и в 1869 г. галерея закрылась. Несколько картин были куплены П.М. Третьяковым, большая же часть коллекции поступила в Александровский дворец в Царском Селе для наследника престола, великого князя Александра Александровича, начавшего проявлять интерес к русской живописи. Позднее эти картины были переданы в Русский музей.

Почти одновременно с Кокоревской выставкой открывается публичный Румянцевский музей, переведенный в Москву, в состав которого входила и картинная галерея. Первым вкладом в нее было полотно А. Иванова "Явление Христа народу", приобретенное Александром II и подаренное им музею. Спустя 5 лет, в 1867 г., в него поступает приобретенная в государственную казну (около 150 картин русских художников второй половины XVIII — первой половины XIXв.) коллекция Ф.И. Прянишникова, а в 1901 г. — коллекция К.Т. Солдатенкова (230 картин).

Коллекция русской живописи П.М. Третьякова была весьма богата по своему составу. Интересна и ее судьба. 31 августа 1892 г., вскоре после смерти брата С.М. Третьякова, Павел Михайлович подал в Московскую городскую думу заявление о передаче собрания живописи в дар Москве. 15 сентября на заседании Думы дар был официально принят. Кэтому времени картинная галерея, открытая для публики еще в 1881г., насчитывала 1276 картин русских художников. В 1893 г. Дума ходатайствовала перед правительством о присвоении галерее наименования "Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых", на что последовало согласие императора. 15 августа 1893 г. после двухлетнего перерыва с целью переустройства галерея вновь открылась для бесплатного посещения. Патриотический подвиг П.М. Третьякова имел широкий общественный резонанс.

Создание музея русского искусства частным лицом задело самолюбие императорской фамилии и подтолкнуло к скорейшему решению вопроса об открытии аналогичного музея в Петербурге.

До организации Русского музея произведения отечественной живописи выставлялись в музее Академии искусств и Эрмитаже.

13 апреля 1895 г. Николай II подписал указ об учреждении Русского музея имени Александра III и о размещении его в приобретенном для этой цели в госказну Михайловском дворце. Основу художественного отдела должны были составить произведения русского искусства, переданные из Эрмитажа, императорских дворцов и Академии художеств. К моменту открытия экспозиции фонды музея насчитывали уже 1500 единиц. В стенах Русского музея можно было увидеть многие шедевры отечественной живописи. Тем не менее, по сравнению с Третьяковской галерей экспозиция Русского музея в то время не отражала общей картины развития русского искусства.

В организации Русского музея имени Александра III участвовали ученые, общественные деятели, художники (Д.А. Клеменс, В.В. Стасов, А.Н. Бенуа, М.П. Боткин, С.П. Дягилев и др.). Однако, следуя вкусам придворных кругов, Совет Академии художеств, которому было поручено комплектовать фонды музея, отдавал предпочтение академической живописи и обходил вниманием картины художников демократического направления.

В Санкт-Петербурге общественная инициатива усложнялась противодействием чиновничьих кругов. Деятельность петербургских художественных музеев не имела такого общественного резонанса, как в Москве. В Москву переместился и центр художественного коллекционирования.

Для 2-й половины XIX – начала XX века характерно дальнейшее расширение социальной базы коллекционирования живописи, более целеустремленный её характер, углубление знаний коллекционеров, стремление к научному, систематическому подходу к подбору произведений.

Примером дифференциации и специализации тематики объектов художественного коллекционирования могут служить художественная галерея П.М. Третьякова, созданная как музей истории русского искусства, а также специализированные коллекции: русской живописи И.В. Цветкова с подбором коллекций рисунков-набросков, копий, вариантов и т.п., которые отражали процесс творчества художников; художника И.С. Остроухова, собиравшего древнерусскую живопись; Д.А. Ровинского, оставившего богатую коллекцию портретов, гравюр, лубочных картин. Появляются тематически более узкие живописные коллекции, посвященные одному хронологическому периоду или творчеству одного художника: коллекция М.П. Боткина (произведения А.А. Иванова), А.А. Коровина, С.П. Крачковского, И.И. Трояновского, К.А. Сомова, А.Н. Бенуа (живопись конца XIX – начала XX века.

Произведения старого западноевропейского искусства в Санкт-Петербурге собирал П.П. Семенов-Тян-Шанский (причем составлялась коллекция с учетом пробелов в эрмитажном собрании и после передачи в Эрмитаж сделала его фламандский отдел наиболее значительным и полным в мире), в Москве — Д.И. Щукин (свыше 250 полотен французских импрессионистов). Собрания новой французской живописи сформировали В.И. Щукин и И.А. Морозов, которые приобретали картины импрессионистов непосредственно на выставках в Париже.

Систематическое собрание по истории русского театра создал русский театральный деятель А.А. Бахрушин. Появились коллекционеры, которые собирали конкретные предметы материальной культуры. Русский фарфор собирал А.В. Морозов, охотничье и любительское русское и западноевропейское оружие — А.А. Кутуар де Бианкур, народную резьбу и вышивку — И.Я. Билибин. Большинство этих собраний было передано владельцами в дар обществу, благодаря чему они получили мировую известность.

К числу последних следует отнести Музей изящных искусств, открытый в 1913 г. при Московском университете специалистом в области античной истории, этнографии и искусства И.В. Цветаевым. Из собрания, созданного для учебных целей, оно превратилось в один из крупнейших просветительских центров Москвы.

Положительную роль в передаче или льготной продаже частными коллекционерами произведений искусства сыграли регулярно устраиваемые выставки, а также популяризация частных собраний на страницах периодической печати. Начало выставочной работе в России положила деятельность Общества передвижных художественных выставок (70-е — конец 90-х гг. XIXв.), а также деятельность художественного объединения "Мир искусства" (конец 90-х гг. XIX в. — 1917), возглавляемое С.П. Дягилевым. Передвижные выставки начиная с 1871 г. организовывало Общество передвижных художественных выставок, а с 1886 г. — Академия художеств в Санкт-Петербурге. Искусствоведческие общества создавались в Одессе (60-е гг. XIXв.), Риге (70-е гг.), Киеве, Харькове, Севастополе (80-е гг.). В провинции также складываются значительные собрания живописи как у частных лиц (П.М. Догадина в Астрахани, Г.Семенова в Житомире, Н.Н. Дубовского в Новочеркасске, В.П. Сукачева в Иркутске), так и возникающих повсеместно художественных музеях. В конце XIX в. появляются первые художественные музеи в провинции. В октябре 1891 г. А.П. Боголюбов, известный своими идеями художественного просвещения народа, обратился к министру двора И.И. Воронцову-Дашкову с письмом, в котором изложил проект устройства художественных музеев во всех провинциальных городах, имевших университеты, и в некоторых губернских. Он ссылался на опыт Западной Европы, где "каждый малоизвестный городок имеет при ратуше музей, охотно посещаемый и обогащаемый обитателями". А.П. Боголюбов считал это государственным делом. Спустя четыре года, в 1885 г., его стараниями и стараниями друзей-передвижников в Саратове открылся один из первых художественных музеев в провинции. Это событие вызвало большой резонанс в обществе. Газета "Саратовский листок" писала: "Сегодня — день открытия Радищевского музея в Саратове, учреждения совершенно нового не только для местного саратовского, но и вообще провинциального русского общества. Доселе всякие музеи, тем более чисто художественные, концентрировались в столицах... Провинция теперь жаждет развития..."

Вскоре художественные музеи открылись в Риге, Дерпте (Тарту), Феодосии и других городах как учреждения просветительского и учебного характера. Профиль их не всегда был строго выражен, некоторые музеи имели археологические, этнографические, нумизматические и иные материалы. Последнее относится к церковно-археологическим музеям, основу которых составляли ценные коллекции церковной живописи и предметов декоративно-прикладного искусства. Во второй половине XIX — начале XX века церковно-археологические музеи при духовных академиях и семинариях, церковно-археологических комитетах и обществах были открыты почти во всех православных епархиях Российской империи. К наиболее значительным музеям данной группы необходимо отнести музеи Тверской (1866), Киевской (1872), Петербургской (1879), Ростовской (1883) духовных академий, а также Троице-Сергиевой лавры (1880).

 



2019-12-29 265 Обсуждений (0)
Общие тенденции развития музейного дела 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие тенденции развития музейного дела

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)