Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Природоведческие музеи



2019-12-29 272 Обсуждений (0)
Природоведческие музеи 0.00 из 5.00 0 оценок




С середины XIX в. происходит процесс специализации природоведческих наук — ботаники, зоологии, минералогии и антропологии. Этот процесс, а также открытие сущности жизненных процессов при помощи экспериментальных исследований и учения Чарльза Дарвина непосредственно повлияли на музейную деятельность. После выхода в свет дарвинского "Происхождения видов" (1859) в качестве главной в биологии стала рассматриваться задача не систематизации живых организмов, а построения филогенетической (отражающей эволюционные связи и близость происхождения) системы животных и растений, изучения среды обитания животных и их взаимодействия с внешними условиями. На этой основе сформировалась идея музея собственно биологического или общебиологического, иллюстрирующего "те общие законы и явления, что раскрываются при изучении животных форм, и те теории, которые направлены к истолкованию последних" (А.Ф. Котс).

Раньше общие природоведческие музейные собрания по своему составу удовлетворяли требованиям проведения всех типов исследований в области природы. В XIX веке стали развиваться специализированные собрания. Для новых, специфических исследований в области различных природоведческих дисциплин понадобились иные научно-исследовательские учреждения, которые не зависели от музейных коллекций. Только таксономические (систематические) исследования по-прежнему имели потребность в более специализированных собраниях природных объектов, которые не могли быть использованы в просветительских целях в полном объеме. В конце XIX в. началось отделение части природоведческих музейных фондов, предназначенных для экспозиционных целей, от основных исследовательских фондов, значительно больших по своим масштабам, чем экспозиционные.

Начиная с последней трети XIX в. проводилась большая работа по описанию видов предметов природы в мировом масштабе. Гигантское увеличение собраний этих предметов в музеях Европы обусловило новые подходы к их изучению. Это в свою очередь в число первостепенных задач поставило задачу совершенствования ботанической, зоологической, антропологической и палеонтологической систематики.

В соответствии с этим развивались новые собирательские методы и номенклатурные упорядочения, уточнялся принцип составления сопроводительной и собирательской документации. За международным упорядочением в ботанике (с 1863 г.) началось подобное урегулирование в зоологии (с 1904 г.), анатомии и других науках. Это означало введение в практику объективных методов определения типов предметов в таксономии. Последняя устанавливает названия видов предметов, в том числе и предметов музейных собраний.

Углубление специализации привело как к международному сотрудничеству хранителей крупных природоведческих музеев, так и к преобразованию последних в международные центры, которые позволяли с максимальной полнотой проводить сравнительные исследования. Возникали новые способы консервации музейных предметов, их интерпретации в экспозициях.

Научное описание коллекций природоведческих музеев стало главной задачей для их сотрудников. Новые открытия и находки останков не известных до этого времени видов животных ставили перед ними новые задачи. Дальнейшее развитие природоведческой исследовательской и собирательской работы на исходе XIX в. обусловило появление новых музеев.

В России в 1901 г. был открыт новый природоведческий музей в Петербурге. Его экспозиция, расположенная в здании таможенного пакгауза на Васильевском острове, привлекала внимание посетителей интересными биогруппами. Пополнялись коллекции растений, семян, гербариев Петербургского ботанического сада, который в рассматриваемый период стал ведущим центром развития ботаники в России.

Ботанический музей основан в Томске в 1885 году при Томском университете ботаников П.Н. Крыловыми. основные его функции – учебные и научные исследования, в музее имелась небольшая экспозиция, проводились экскурсии.

Осуществлялись целенаправленные закупки зоологических коллекций: для музея в Петербурге – у Филиппи (Неаполь, 1851), Лагоды А.И. (1871), Э.А. Эверсмана (Казань, 1877), С.М. Сокольского (1879) и др. Значительную часть поступлений составляли экспедиционные сборы научных обществ (Московского общества испытателей природы, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Русского географического общества), Комиссии по исследованию фауны Московской губернии, Академии Наук и университетов. Центрально место занимали научные коллекции; в музее Московского университета были выделены экспозиционный фонд и учебные коллекции; экспозиции были систематическими. Во второй половине XIX века животных в них показывали в естественной обстановке, использовали биогруппы и диорамы. Высокого уровня достигло искусство таксидермии (А.М. Быков, И. и П. Ивановы, К. Приходько, П. и Ф. Девятовы и др.).

Зоологические музеи играли важную роль в подготовке специалистов-естественников, являлись основной базой научных исследований. Вокруг них группировались выдающиеся ученые: Г.И. Фишер, А.Л. Ловецкий, К.Ф. Рулье, А.П. Богданов, В.М. Шимкевич, Н.М. Кулагин, Н.Ю. Зограф, Г.А. Кожевников, Ф.Ф. Брандт, В.В. Заленский и др. В конце XIX – начале XX века для зоологических музеев в Москве и Петербурге были построены специально оборудованные здания.

 

Музеи науки и техники

 

Очевидная нехватка общедоступных музеев науки и техники (в сопоставлении с масштабами страны и ускорением социально-экономического развития) начала восприниматься с середины XIX века путем создания частных, главным образом коммерческих музеев искусств и знаний: М.А. Шульце-Беньковской в Москве, К. Гаснера в Петербурге и др. Наряду с этим Русское техническое общество во всех провинциальных отделениях организовало музеи, а при Постоянной комиссии по техническому образованию – Подвижной музей наглядных пособий в Петербурге. Главным в их деятельности было обучение и просвещение, пропаганда передового опыта. Те же функции выполняли музеи учебных заведений, отраслевые промышленные музеи и фабрично-заводские музеи (так называемые заводские магазины).

Толчком к созданию технических музеев послужила Большая Лондонская выставка 1851 г. Она способствовала развитию европейской промышленности и торговли, также послужила примером для последующих всемирных выставок.

Одной из особенностей промышленных выставок являлся показ всех этапов производства предметов массового потребления, начиная с исходного материала и заканчивая действующими перерабатывающими машинами, которые производили конечную продукцию в присутствии публики. Это был только первый шаг к участию посетителей в управлении механизмами.

Толчок же к созданию первого промышленного музея в России дала 14-я Всероссийская мануфактурная выставка 1870 г. в Санкт-Петербурге, которую организовало Министерство финансов. Организаторы стремились к тому, чтобы выставка стала международной по своему значению — по образцу Парижской выставки 1867 г., которая широко отражала жизнь колоний. В ней впервые приняли участие почти все территории империи, в том числе Кавказ и Туркестан. Количество экспонатов втрое превышало их количество на предшествующей выставке 1861 г.

Экспонаты выставки отражали промышленное развитие России в первое послереформенное десятилетие. Было широко представлено железнодорожное строительство, судостроение, показана замена древесного угля каменным в тяжелой промышленности.

С деятельностью Русского технического общества и Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии связана организация в 1872 Музея прикладных знаний в Петербурге и Политехнического музея в Москве. После закрытия выставки в здании было решено разместить коллекцию Русского технического общества, Военно-педагогического музея и музея Общества популярных художников под названием "Общий музей прикладных знаний". В 1880 г. из этого музея выделился Художественный промышленный музей с большим техническим отделом, который существовал до 1917 г.

В 1872 г. по инициативе профессоров Московского университета А.А. Богданова и Г.Я. Щуровского в Москве была организована Всероссийская политехническая выставка. Вокруг них объединилась группа инженеров, изобретателей, владельцев крупных предприятий. Финансировали организацию выставки предприниматели, и уже 11 декабря 1872 г. она преобразовалась в Политехнический музей.

Согласно замыслу Г.Я. Щуровского, первого секретаря комитета по организации Политехнического музея, он создавался как научное учреждение с широкой программой распространения знаний через экспозицию и лекторий. В лектории музея читали лекции известнейшие деятели науки. Многие из них принимали участие и в его практической деятельности: А.А. Богданов являлся заведующим отделом прикладной зоологии, Г.Я. Щуровский — минералогического. А.А. Богданов и Д.Н. Анучин организовали в 1878 г. Антропологическую выставку и на ее основе Антропологический музей Московского университета.

В Политехническом музее были созданы отделения прикладной зоологии, лесного и сельского хозяйства, прикладной физики, механическое, техническое, мануфактурное, минералогическое и горнозаводское, архитектурное, морского и речного судостроения, почтовое, промышленное, этнологическое, учебно-образовательной деятельности, позже появился отдел новостей промышленности. На базе музея появились Высшие женские курсы, курсы для учителей, университет имени Шанявского (для лиц, не имевших гимназического образования). При музее существовали образцовая исследовательская пасека, передвижная выставка, которая плавала по рекам Москва и Ока, гидробиологическая станция в Косино под Москвой, Тифлисская научно-исследовательская станция.

Важную роль в жизни такой аграрной страны, как Российская империя, играли сельскохозяйственные музеи. В 1858 г. в Санкт-Петербурге был открыт Сельскохозяйственный музей Министерства государственных имуществ. Опыт деятельности этого музея во многом определили содержание инструкции министерства, согласно которой музеи создавались при палатах государственных имуществ в губернских городах империи.

Инструкция не предусматривала ассигнований каких-либо дополнительных средств на организацию музея, как и введения штатных должностей хранителей (консерваторов). В этих условиях трудно было ожидать развития музейного строительства при палатах государственных имуществ, однако в ряде губерний оно все же имело место.

Преемниками музеев палат государственных имуществ стали музеи губернских статистических комитетов, которые существовали в большинстве губернских центров Российской империи. В них накапливались материалы, которые должны были характеризовать экономику губерний, сельское хозяйство и промыслы, культуру и быт, а также природу и историю края. Однако в этих комплексных музеях часто получали преимущественное значение то одни, то другие отделы.

Деятельность музеев статистических комитетов была обусловлена потребностью в изучении прежде всего экономики края. Собранные коллекции образцов сельскохозяйственной продукции и минералов, этнографических и археологических предметов проходили атрибуцию, первичную классификацию, а также каталогизировались. Это позволяло в ряде случаев использовать их как в просветительской, так и в научно-исследовательской работе.

Вместе с тем уровень музеев, создание которых не входило в круг обязательных работ статистических комитетов, во многом определялся случайными факторами: научными интересами членов комитета, отношением со стороны местной власти и т.д. Эти обстоятельства приводили к неравномерному характеру их развития, смене периодов подъема и упадка.

Наконец, нельзя обойти молчанием появление на территории Российской империи первых частных технических коллекций. Одной из них владел витебский инженер Г.М. Юрченко, собравший в начале столетия предметы, имевшие отношение к строительству железных дорог (костыли, гонты и т.д.), коллекцию чертежей железнодорожных строений, открыток с видами вокзалов и каталогов технических производств. Немалую ценность имела профилированная библиотека, которая насчитывала свыше 1,5 тыс. томов.

К музеям науки и техники примыкали учебные музеи, количество которых в Российской империи в конце рассматриваемого периода достигло внушительных размеров.

Одно из важнейших требований, предъявляемых к школе во второй половине XIX в. самой жизнью, заключалось в развитии принципа наглядности обучения. Благодаря наглядности учащиеся получали конкретные представления об окружающей действительности, законах природы и общества, изучаемых предметах. Использование данного принципа содействовало живому восприятию и укреплению знаний, повышало интерес к занятиям.

В соответствии с общеевропейской тенденцией в учебных заведениях Российской империи в начале ХХ в. возникло большое количество учебных кабинетов и коллекций. Прежде всего, это касается средних учебных заведений, количество которых значительно увеличилось. Разные по качественному и количественному составу кабинеты физики, природоведения, механики и рисования имели мужские и женские гимназии, реальные и коммерческие училища, духовные и учительские семинарии.

Положительным в деятельности музеев этой группы нужно считать целенаправленное комплектование специфических по составу коллекций, хороший учет и хранение, реализацию образовательно-воспитательной функции. В результате была заложена основа самостоятельной области музейного дела, которой является работа с детьми.

В конце XIX – начале XX века, по мере возрастания социальной роли науки и техники, всё большее значение приобретало осмысление исторического пути, пройденного человечеством в процессе накопления рациональных знаний и навыков. Происходившие в это время и в России, и на Западе выделение истории науки и техники в самостоятельную область знания не могло не повлиять на музеи науки и техники: они задумывались и создавались именно как исторические, а не как выставки новейших научно-технических достижений. Исследования по истории науки и техники и курсы лекций проводились в Москве, Киеве, Харькове и др. городах. Академией Наук по инициативе А.С. Лаппо-Данилевского в 1915 году организовано первое специальное подразделение по истории науки. Проекты создания в России музея истории науки и техники с использованием новейших достижений мировой музейной теории и практики разрабатывали Н.А. Умов, П.П. Лазарев, В.И. Вернадский и др.

 

Исторические музеи

С середины XIX века создается ряд новых музеев исторического профиля, что свидетельствовало в первую очередь о росте национального самосознания. Одновременно наблюдаются попытки правящих кругов государства использовать исторические музеи в своих политических интересах.

В 60—70-е гг. особенно активно создаются общества – центры по сбору и изучению исторических материалов в России. Особенно подробно хочется рассказать об Императорской Археологической комиссии в Петербурге, работавшей с 1859 по 1917 гг. Это правительственное учреждение, осуществляло надзор на археологическими работами и охраной памятников древности, являлось практически научным центром отечественной археологии в второй половине XIX – начале XX века. Подчинялась Министерству Императорского двора, имела ежегодную правительственную субсидию предназначенную для проведения раскопок. Инициатором создания и первым председателем был граф С.Г. Строганов, с 1886 г. работу возглавлял граф А.А. Бобринский. В состав комиссии входили председатель и его товарищ, три штатных члена, штатные чиновники, почетные члены. Комиссия имела свой музей, руководила Керченским музеем древностей и Римской комиссией археологических разысканий. По указу 1889 г. Археологическая комиссия получила исключительное право производства и разрешения на археологические раскопки на государственных крестьянских землях. На неё была возложена задача реставрации монументальных памятников искусства и старины и хранение всех документальных материалов, связанных с проведением реставрации. Комиссия привлекала к работе научные общества, музеи, статистические комитеты.

Вслед за Археологической комиссией возникают Московское археологическое общество (1866), Историческое общество Нестора-летописца в Киеве (1872), Археологический институт (1877) и др.

В пореформенное время появилась целая плеяда блестящих историков — С.М. Соловьев, Д.И. Иловайский, В.О. Ключевский, И.Е. Забелин, труды по истории которых имеют непреходящее значение. Археология и этнография становятся самостоятельными историческими дисциплинами. В 1840—1850 гг. начинается интенсивное изучение славянских курганов. Русские древности занимают главное место в трудах членов Московского археологического общества. На I Археологическом съезде, состоявшемся в Москве в 1869 г., поднимается вопрос о необходимости сохранения памятников старины от разрушения, на II съезде (Петербург, 1871 г.) — о состоянии и устройстве архивов, что свидетельствовало о заинтересованности научной общественности в сохранении культурного наследия нации.

Быстрый экономический подъем, рост национального самосознания, а также развитие исторических знаний привели к необходимости создания национального музея в центре русской государственности — Москве. В середине XIX в. несколько подобных проектов было отклонено высшими властями государства. Между тем потребность в таком учреждении после отмены крепостного права с каждым годом делалась все острее. В процессе создания Политехнической выставки возникала идея создания музея отечественной истории на основании материалов исторических отделов выставки. В начале 1872 г. последовало разрешение на его устройство. Будущему музею присваивалось имя наследника престола, великого князя Александра Александровича (Александра III), который принял покровительство над музеем и стал его почетным председателем. В этом решении выразилась определенная политика официальных властей: интерпретировать историю народа и государства надо было в духе идеологии самодержавия, православия и народности. Составление программы музея было поручено А.С. Уварову. В совещательный орган вошли С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский.

Открытие музея было приурочено к коронации Александра III в начале 1883 г. Первые посетители увидели 11 залов, представивших историю Руси с древнейших времен до конца XII в. В последующие дореволюционные годы к ним прибавились еще пять залов, экспозиция которых была доведена до XVI в. В 1889 г. в музее начала действовать аудитория на 700 человек, где читались публичные лекции по русской истории, а также проводили свои заседания научные общества и др.

Значительную роль в расширении музейной работы сыграло открытие Румянцевского музея во дворце на Английской набережной Санкт-Петербурга. 9 мая 1862 г. он открыл свои двери в Москве, в помещении дома Пашкова, под названием Московского публичного и Румянцевского музея, перевезенного по инициативе московской общественности из Петербурга в древнюю российскую столицу. В Московский публичный и Румянцевский музей как центральное научно-просветительское учреждение России передавались коллекции и предметы, которые относились не только к истории и культуре, но и к природе.

В археологических отделениях музеев продолжали собираться и изучаться материалы по истории первобытного общества. Французский археолог Г. Мортилье, опираясь на классификацию К. Томсена, разработал хронологическую систему, которая отражала этапы развития палеолитических культур. Эта система основывалась на разных способах обработки и формах орудий труда. Она была использована ученым при классификации большой археологической коллекции, представленной на Парижской международной выставке 1867 г.

Следующим этапом систематизации археологических музейных предметов был типологический метод шведского специалиста О. Монтелиуса. Все древние предметы он распределил по принципу однородности (1900). Предметы внутри типа распределялись по типологическим рядам в порядке их последовательного изменения. Метод О. Монтелиуса связывал отдельные "типологические ряды" путем группировки предметов, обнаруженных в одних захоронениях и кладах. Им была также разработана хронологическая классификация неолита, эпохи бронзы и раннего железного века Европы. Эволюционные ряды разных типов были связаны между собой хронологически. Использование результатов исследований О. Монтелиуса позволило музейным работникам, в том числе российским, установить относительную и абсолютную хронологию археологических музейных предметов.

Если в первой половине XIX века в археологическом изучении Российской империи ведущую роль занимали исследования античных древностей, то со второй половины века все больше места начали занимать первобытная и славянская археология. Археологи постепенно освобождались от высокомерия по отношению к обыденному археологическому материалу, что было характерно для периода становления этой дисциплины.

Во второй половине XIX века объектом изучения русской археологии, как уже было замечено ранее, становятся славянские, урартийские и первобытные древности. В ходе раскопок был выявлен богатый материал, который лег в основу ценных археологических собраний многих музеев, в том числе в Рязани, Твери, Тбилиси, Минусинска, Екатеринодара, Владимира. Сеть археологических музеев расширялась: Музей Московского археологического общества (1864), Ростовский музей церковных древностей (1883), Рязанский музей древностей (1896), Херсонский археологический музей (1898), Анапский музей древностей (1904). В начале XX века созданы первые учебные музеи: Томского университета, Археологического института в Москве (1911), Высших женских курсов в Киеве (1912). В организации и деятельности археологических музеев принимали участие И.А. Стемпковский, Н.Н. Мурзакевич, Д.Я. Самоквасов, И.Е. Забелин, Д.Н. Анучин, А.С. Уваров, А.А. Спицын, Б.В. Фармаковский, В.А. Городцов. в течении XIX века археологические музеи России прошли путь от собирания и показа случайных находок до организации собственных исследований и построения экспозиций в соответствии с принципами археологической типологии и систематики.

В конце 70-х гг. XIX века к Этнографическому музею в Санкт-Петербурге были присоединены Музей антропологии и Анатомический кабинет, а в 1910 г. — и Галерея Петра Великого. В 1867 г. на основе экспонатов Всероссийской этнографической выставки по инициативе В.А. Дашкова и А.П. Богданова был создан специальный Этнографический (Дашковский) музей, ставший составной структурной частью Московского публичного и Румянцевского музеев. В Петербурге проводились работы по пополнению отдела этнографии созданного в 1895 г. Русского музея Александра III, который возглавил Д.А. Клеменц. К 1900 г. относится основание Этнографического музея Харьковского историко-филологического общества. Этнографические отделы были открыты в музеях Архангельска, Ростова-на-Дону, Тбилиси, во всех местных отделениях Русского географического общества.

В конце XIX – началу XX века экспозиции этнографических музеев строились по географическому или лингвистическому принципу; функциональный показ вещей позволял выявить их назначение, влияние эволюционного метода сказалось на в показе эволюции человека начиная с доисторических времен. Интерес к зарубежным народам и "диковинкам2 сменился плановым изучением "диковинных" народов и отечественных "инородцев", русских и других славянских народов. Крупные этнографические коллекции содержали: музеи при отделениях Русского географического общества – в Тбилиси (1852), Иркутске (1872), Ташкенте (1876), Минусинске (1877), Тюмени (1879), Владивостоке (1890), Якутске (1891), Хабаровске (1894), Чите (1895) и др.; музеи и отделы этнографии научных обществ – Казанского общества археологии, истории и этнографии, Уральского общества любителей естествознания и др.; музеи (кабинеты) университетов – Московского, Петербургского, Дерптского, Гельсингфорсского, Варшавского, Музей древностей Киевского университета (1834); Музей отечествоведения Казанского университета (1857), губернские и городские музеи – в Рязани (1884), Архангельске (1895), Ростове-на-Дону (1898), Львове (1895), Вильнюсе (1856), Риге (1896), Тарту (1909); частные музеи – в Смоленске (княгини М.К. Тянишевой), Саратове (Радищевский музей), Лобнах (Скаржинской), Москве (А.П. Богданова).

Немного подробнее об Уральском обществе любителей естествознания (УОЛЕ), которое являлось одним из ведущих ествественно-научных обществ в России. Создано в Екатеринбурге в 1870 году по инициативе историка и географа Урала Н.К. Чуприна. Объединяло научные силы для изучения природы, истории, населения и хозяйства Урала, пропаганды естественно-научных знаний. Вслед за Чупиным общество возглавляли главврач Верх-Исетского госпиталя А.А. Мстиславский и краевед О.Е. Клер. почетными членами УОЛЕ были выдающиеся отечественные и зарубежные ученые: А.П. Карпинский, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Д.Н. Анучин, Д.И. Менделеев, Н.М. Пржевальский, Ф. Нансен и др. В структуре УОЛЕ выделялись несколько комиссий: метеорологическая (1872), по распространению естественно-исторических знаний (1872), археологическая (1890) и др. В 1914 при УОЛЕ открыто справочное бюро по ураловедению и прикладному естествознанию, создана библиотека, насчитывающая к 1916 году 56 тысяч томов. Сибирско-Уральская промышленная выставка, открывшаяся в Екатеринбурге в 1887 году, положила начало основанию естественно-исторического музея УОЛЕ, куда поступали экспонаты выставки. Музей обладал богатыми геологическими, минератогическими, палеонтологическими, археологическими коллекциями.

Большинство историческим музеев России возникло именно в рассматриваемый в этой главе период во второй половине XIX – начале XX века, преимущественно в исторических центрах России. Видную роль в их организации сыграли научные общества, статистические кабинеты, ученые архивные комиссии, учебные заведения (Собрание древностей при Тюменском реальном училище, 1872; Музейное собрание при Самарском реальном училище, 1880; Древлехранилище при Московской духовной академии, 1880, Древлехранилище при Нижегородской духовной семинарии, 1886). Наибольшей известностью пользовались Тверской историко-археологический музей (1866), Севастопольский музей (1869), исторический уголок города Вологды (1872), Черниговский исторический музей (1876), Тамбовский исторический музей (1879), Харьковский исторический музей (1866), Смоленский историко-археологически музей (1888), Калужский исторический музей (1893), Череповецкий историко-археологический музей (1895), Львовский исторический музей (1898), Бородинский исторический музей (1903), Пензенский историко-археологический музей (1905).

Основными источниками пополнения фондов исторических музеев во второй половине XIX – начале XX века являлись экспозиции. Проведенные силами местных и столичных ученых, покупка коллекций, дарения. На формирование музейных собраний благотворно повлияли: развитие историко-бытового направления в исторической науке, труды в области экономической истории, археологии и этнографии, сопровождавшиеся поиском и изучением вещественных, письменных и изобразительных источников; значительную роль сыграли археологические съезды. Фонды большинства исторических музеев содержали археологические коллекции, в том числе церковно-археологические древности, коллекции рукописных и старопечатных книг, нумизматические коллекции, коллекции документов и др. результаты собирательской и научно-исследовательской деятельности исторических музеев находили отражение в каталогах музеев.

Демонстрация памятников истории в экспозициях исторических музеев определялось уровнем развития исторических знаний и эволюционировала от хаотического показа древностей и раритетов (1-я половина XIX века) до построения системы хронологически упорядоченных тематических разделов (конец XIX – начало XX века). Большое внимание уделялось экспозиции в периферийных исторических музеях, создававшихся с просветительными целями. В 1880-90-е гг. в практику экспонирования внедряются этикетаж (текстовые пояснения) и устное разъяснение содержания экспозиции. На рубеже XIX – XX веков аудитория исторических музеев заметно расширилась и включала учащихся начальных, средних, специальных и высших учебных заведений, лиц вольных профессий, служащих, рабочих и крестьян. Исторические музеи в своей деятельности опирались на помощь общественности, бескорыстную работу энтузиастов-исследователей: А.К. Жизневского (Тверь), А.В. Селиванова (Рязань), Х.И. Попова (Новочеркасск) и др. В канун 1917 г. в России насчитывалось около 60 исторических музеев, но единого центра по их организации и осуществления научно-методического руководства не было.

В середине XIX века в связи с военной реформой получили достаточно широкое распространение военно-исторические музеи. Они рассматривались правительством как средство пропаганды военно-исторических знаний среди населения. Прежде всего были преобразованы ранее существовавшие музеи, восстановлен на новых началах Морской музей. Его первым начальником был капитан-лейтенант Н.М. Баранов, при котором, а затем и при его приемниках это учреждение быстро стало пополняться различными коллекциями; систематически устраивались публичные ознакомления с ним. В 1868 Достопамятный зал (литейный двор для производства артиллерийского оружия, на территории которого с 1756 г. по распоряжению генерала-фельдцейхмейстера П.И. Шувалова стали концентрироваться образцы артиллерийской техники) был реорганизован в Артиллерийский музей (с 1872 г. Артиллерийский исторический музей). В организации музея и пополнении его коллекций активное участие принимали А.С. Афанасьев-Чужбинский, Н.Е. Бранденбург, Д.П. Струков. В 1872 году в музей из Главного артиллерийского управления был передан архив XVII-XVIII вв. (100 тысяч документов), в 1879 – основная научная библиотека.

Наряду с крупнейшими военно-историческими музеями в Петербурге при Главном военно-инженерном училище, а позднее при Военно-инженерной академии (с 1855 года) существовало собрание памятников по истории военно-инженерного дела; основу коллекции составляли модели и макеты русских крепостей. Окончательное законодательное оформление Военно-инженерного музея относится к 1860-м гг., когда происходили коренные преобразования ряда военных музеев. Музей, вплоть до послереволюционного времени размещался в здании Инженерного замка, представлял собой учреждение закрытого типа, коллекции которого использовались для научных и учебных целей и были доступны лишь избранному кругу специалистов.

В послереформенное время появились также отдельные военные музеи широкого исторического профиля вне столицы. Морские музеи существовали в Николаеве, Севастополе (1869), Кронштадте. Последний был открыт как филиал Морского музея, откуда в него поступила значительная часть коллекций. Наиболее значительным из провинциальных военно-исторических музеев был Кавказский военно-исторический музей в Тифлисе (1888). Музей собирал и экспонировал памятники, свидетельствующие об исторических событиях, связанных с русско-турецкой и русско-персидской войнами. Мысль о создании военно-исторического музея в Киеве возникла в момент основания Киевского отделения Русского военно-исторического общества в начале XX века, однако к его организации так и не законченной к началу 1-й мировой войны, приступили лишь в 1910 г., положив основу фонда коллекции графа Бобринского, в которой имелось 58 предметов скифского оружия из раскопок.

В 1907 было создано Императорское Русское военно-историческое общество (ИРВИО), в уставе которого было записано, что целью общества является изучение военно-исторического прошлого русского народа во всех его проявлениях. Цель эта достигалась объединением лиц, работавших в области военной истории, организацией музеев, работами по сохранению, восстановлению, сооружению военных памятников и др. В 1912 г. Московский отдел ИРВИО издал 1-й том "Обозрения военных музеев".

Ещё в 1860-е гг. русской общественностью поднимался вопрос о создании центрального военно-исторического музея, в котором должны храниться материалы по военной истории России после Петровской эпохи. Для разработки его проекта, программы и ознакомления с историческими материалами для будущего музея была создана специальная комиссия под председательством генерала-адъютанта Н.Н. Обручева (1902). Работа комиссии была прервана из-за смерти председателя и начавшейся русско-японской войны (1904). Вернулись к идее лишь в 1907 г., когда был создан комитет по устройству русского военно-исторического музея при ИРВИО (Н.Н. Сухотин, А.З. Мышлаевский, В.С. Веденятин, А.К. Байов, А.Г. Сафронов, Струков, К.Г. Скипетров, М.Д. Строганов, архитектор – К.Г. Гоген). Однако начатая работа так и не была завершена.

В 1907 году полковник Генштаба В.А. Афанасьев выступил в печати с предложением об образовании Музея войны 1812 года. В Московском археологическом институте на заседании ИРВИО, в штабе Московского военного округа им были сделаны доклады на эту тему. Предложение Афанасьева встретило горячую поддержку. Московская городская дума постановила ходатайствовать о том, чтобы музей Отечественной войны 1812 года находился в Москве, был создан комитет по его организации. После нескольких лет работы комитет постепенно свернул свою деятельность, а его фонды влились в фонды Исторического музея.

Выставка Отечественной войны 1812 года была открыта в 1903 г. на станции Бородино. Была открыта для посетителей и Кутузовская изба в Филях.

Крупнейшее собрание военно-исторического профиля принадлежало помещику И.Х. Колодееву, проживавшему в Новоборисове, в непосредственной близости от места переправы отступавшей французской армии через р. Березина. В результате 30-летних поисков в России и за границей ему удалось собрать значительную библиотеку (около 15 000 томов на 11 европейских языках). Накануне 100-летия Отечественной войны 1812 г., когда начались подготовительные работы по созданию музея 1812 г. в Москве, И.Х. Колодеев принял решение о передаче его организаторам своей библиотеки. Позже его вдова пожертвовала туда же весь рукописный и изобразительный материал.

Таким образом, в послереформенное время развиваются и преобразуются старые военно-исторические музеи, возникают новые. Музеи должны были оказать содействие в развитии военно-исторической науки, служить целям военного образования и пропаганды. Эти задачи осуществлялись, в основном, в пределах армии, поэтому большинство военно-исторических музеев продолжали оставаться в дореволюционный период или полузакрытыми или закрытыми для рядового посетителя учреждениями. Расширение сети военно-исторических музеев сопровождалось окончательным формированием нескольких типов музеев. Были созданы музеи широкого исторического профиля; собранные в них памятники относящиеся к различным периодам, отражали историю отдельных родов войск, отдельные военно-исторические события. В этих музеях нашли место самые разнообразные виды памятников – вещественные, документальные, изобразительные материалы. Развивались музеи более узкой специализации, основным объектом сбора и изучения в них являлись отдельные виды вещественных памятников: обмундирование, снаряжение, оружие. Начала действовать мемориальные музеи, посвященные отдельным крупным событиям военной истории или выдающимся военным деятелям. Создавались войсковые музеи полков, бригад, корпусов.

Кроме перечисленных профилей музеев в конце XIX в. создавались и другие, в частности мемориальные музеи, увековечивавшие память выдающихся лиц.

Первые опыты мемориализации российских исторических деятелей относятся к 70-м гг. XIX века, когда отмечался 200-летний юбилей Петра Великого. Тогда жителями Вологды был выкуплен из частного владения сохранившийся домик голландского консула Гаутмана, в котором Петр не раз останавливался. После длительной реставрации в нем открылся мемориальный музей Петра I, ставший любимым местом жителей города.

В 1879 г. в Петербурге в Александр



2019-12-29 272 Обсуждений (0)
Природоведческие музеи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Природоведческие музеи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)