Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Природоведческие музеи



2019-12-29 439 Обсуждений (0)
Природоведческие музеи 0.00 из 5.00 0 оценок




В XIX веке происходило выделение из состава музеев комплексного профиля природоведческих музеев, что объяснялось становлением естественнонаучных дисциплин. В результате накопления и осмысления все большего количества новых научных фактов углубились научные знания. Происходило дробление широких отраслей знаний на более мелкие. Природоведческие музеи были призваны удовлетворять потребность человека в изучении природного мира, в котором он живет, служить научным и просветительским целям. В отличие от художественных музеев, экспонаты которых являлись результатом творчества человека, в природоведческих музеях широко представлялись произведения самой природы – чучела животных, анатомические препараты, отшлифованные образцы металла и минералов.

В XIX в. природоведческие музеи, а также ботанические сады и зоопарки стали ведущими исследовательскими центрами в области геологии, палеонтологии, ботаники, зоологии, почвоведения и других наук. Они завоевывали большую популярность у публики, которую охватил интерес к чудесному миру природы.

В России, как и в других странах, происходил процесс специализации музеев как результат развития науки от энциклопедичности в сторону узкой специализации. В 1823 году из Санкт-Петербургской кунсткамеры по ходатайству ботаника К.А. Триниуса выделился ботанический музей, в 1831 г. — зоологический музей, а в 1836 г. — анатомический кабинет. Под эти музеи, а также под выделенный позже из кунсткамеры минералогический музей было отведено новое здание вблизи старого. Значительный по содержанию минералогический кабинет находился тогда в другом санкт-петербургском музее — Румянцевском. В Московском университете в результате специализации кабинета натуральной истории (основан в 1791 году) постепенно сформировался Зоологический музей. В Казанском университете в 1838 году был организован Музей позвоночных животных, в 1845 – зоотомический кабинет беспозвоночных.

Комплектование фондов зоологических музеев и кабинетов происходило за счет дарений и приобретения частных собраний поступления образцов, полученных научными экспедициями. Московскому университету подарил свои собрания П.Г. Демидов (1804) и Н.Н. Демидов (сразу после войны 1812), Семятический кабинет – император Александр I, коллекцию, собранную во время кругосветного плавания – В.И. Исаев и др. Музей зоологии в Петербурге за 1832-1882 получил пожертвования от 306 человек. Осуществлялись целенаправленные закупки коллекций в России и за рубежом. Происходили изменения и в развитии ботанических садов России. Так, в 1801 г. Императорский ботанический сад был преобразован в "медицинский огород" в Санкт-Петербурге. С этого момента он приобрел характер научного, а не вспомогательного аптекарского учреждения. Через год здесь построили 25 оранжерей общей площадью 1500 кв.метров, где выращивались растения, привезенные из Бразилии, Персии и других южных стран. Основу фондов собственно ботанического музея составляют гербарии, коллекции специально собранных и засушенных растений, используемых в научных или учебных целях. Растения для них монтируются на листах плотной бумаги и указанием названия вида, места и даты сбора. В гербарии виды располагаются по алфавиту или систематическому признаку, семейства – по систематическому признаку. Гербарии бывают общими и специальными. Систематизация и хранение гербариев соответствует требованиям ботанической науки и целиком ориентированы на научно-исследовательскую деятельность. Экспозиция музейная подчинена иным требованиям, главное из которых наглядная и эффективная пропаганда ботанических зданий, включающая представления о разнообразии растений, об их строении, об их способах размножения, о физиологических и биохимических особенностях растений и об их роли в биосфере, о характерных растительных сообществах, об эволюции растительного покрова Земли и др. Создание экспозиции – сложная и трудоёмкая задача, не связанная напрямую с объемом и научной ценностью фондов, поэтому многие большие гербарии (Московского университета) функционируют исключительно как научно-исследовательские и учебные коллекции. Накопление растений в садах и гербариях не только давало прекрасный материал для описания разнообразия растений, но и стимулировало их изучение, вызвав бурное развитие систематики, морфологии и экологии растений, флористики и т.д. Ботанические сады и гербарии в XIX веке стали основными центрами ботанических исследований. В первой половине XIX века появились первые ботанические кабинеты в университетах (1808, Вильно; 1825 Харьков), университетский устав 1835 предусматривал их организацию наряду с другими кабинетами. Первый ботанический музей в России создан в 1824 году по инициативе академика К.А. Триниуса. Ботанические сады в 1-й половине XIX века также часто основывались при университетах: Юрьев, 1803; Харьков, 1804; Казань, 1806; Киев, 1835. Особое значение имело создание ботанических садов в южных районах России как центров интродукции субтропических растений (Никитский в Крыму, 1812; Сухумский, 1840; Тифлисский, 1845).

Музеи науки и техники

 

В ряде музеев России отделы науки и техники существовали уже в конце ХVIII века. Развитие некоторых областей производства в первой половине XIX века рождало инициативу создания специализированных научно-технических музеев в отдельных промышленных центрах, как, например, в Барнауле — центре рудного Алтая. В музее экспонировались минералогические, фаунистические, этнографические и археологические коллекции, но главными в экспозиции были модели рудников, заводов и машин, орудия труда и готовая продукция; модели паровой машины Ползунова, механиков К.Д. Фролова и т.п. сопровождались текстовыми пояснениями, рассказывающими, "кем и когда машина устроена, долго ли существовала и кем модель сделана". Основными посетителями музея были горные инженеры, ученые, чиновники и путешественники. Дальнейшая судьба Барнаульского музея достаточно типична – после отъезда его организатора, доктора Ф.В. Гублера, коллекция рассеялась по многим учреждениям разных городов.

К научно-техническим музеям можно отнести "кабинеты", где публике показывались автоматы действия (движения) людей и заводные музыкальные инструменты.

В России еще в феодальную эпоху начиная с 1829 г. под покровительством правительства начали регулярно устраиваться всероссийские мануфактурные выставки для поощрения отечественной промышленности и оживления торговли. Вначале они проводились в Петербурге и Москве, а затем и в губернских городах.

Первая Всероссийская промышленная выставка была открыта в 1829 г. в Санкт-Петербурге, а всего с 1829 по 1861 г. в стране состоялось 11 Всероссийских промышленных выставок в Санкт-Петербурге, Москве и столице Царства Польского Варшаве – трех наиболее важных экономических центрах Российской империи. Промышленные выставки имели торговые цели и способствовали улучшению промышленного производства.

Состав экспонатов на выставках свидетельствовал о техническом прогрессе российской промышленности. Увеличивалось количество экспонентов — крестьян, создавались ценные каталоги выставок, которые давали представление о промышленности по отдельным областям с оценкой предоставленной промышленной продукции.

После реформы 1861 г. подобные выставки организовывались на новых основах и значительно реже. Возникла потребность в научно-просветительских учреждениях, которые бы действовали на постоянной основе.

В России в XIX в. продолжали развиваться сельскохозяйственные музеи. В 1803 г. на базе коллекции Вольного экономического общества было решено создать "собрание музейных предметов", которое позже развивалось бы в "модельный музеум".

Вскоре пример Вольного экономического общества переняли в других местах: в Московском обществе сельского хозяйства (1818), в обществе сельского хозяйства южной России в Одессе (1828), а также в Ярославле, Казани, Пензе.

Сельскохозяйственные музеи создавались и при сельскохозяйственных учебных заведениях (при школе Московского общества сельского хозяйства (1828), школе сельских хозяев графини Строгановой (1825—1844), при земледельческом училище в Санкт-Петербурге (1834) и др. Определенное значение в развитии музейного дела в России имели сельскохозяйственные выставки, которые организовывались начиная с 40-х гг. XIX в.

В эти годы предпринимались активные попытки повысить доходность помещичьих хозяйств путем модернизации сельскохозяйственной техники. Именно музеи и были призваны выполнять эту задачу. Помимо научных и учебных музеев появились музеи, специально предназначенные для более широкого распространения сельскохозяйственных знаний среди помещиков и крестьян, пропаганды усовершенствованной техники, более урожайных культур и удобрений. Эти музеи находились в ведении казенных палат, позднее палат государственных имуществ.

Сельскохозяйственные музеи и выставки отражали общее состояние сельского хозяйства. Знакомя посетителей с достижениями передовых хозяйств, выставки широко распространяли полезные практические сведения. Однако приобретение лучших образцов сельскохозяйственных машин и инструментов, представленных на выставках и в музеях, было не по карману задушенным повинностями крестьянам, а помещик, который имел бесплатную крестьянскую силу и инструменты, не имел нужды тратиться на их приобретение. То есть экономическая европейская мотивация в России того времени не могла прижиться.

 

Исторические музеи

В начале XIX века музеи впервые начали выполнять определенную роль в пробуждении национального самосознания у этносов, которые находились под чужеземным гнетом или подвергались агрессии со стороны сильных соседей. Одновременно пришло признание того, что музей является наиболее удобной формой хранения материальных свидетельств исторического прошлого этноса.

В первой половине XIX века продолжали развиваться исторические музеи в России. В своей книге "Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей" (1817) русский коллекционер П.П. Свиньин перечисляет наиболее заметные предметы Достопамятного зала, в том числе "флаг стрелецкий, статую Екатерины II, медальон Григория Орлова, одноколку Петра I, пушки, модели крепостей, флаг свободы, поднятый во время восстания 1794 г. Т. Костюшко, кресло Стеньки Разина, пушки Отечественной войны 1812 г.". Доступ в Достопамятный зал был возможен только с разрешения высшего начальства.

В 1805 г. планировалось создание на базе Модель-камеры Морского музея в Санкт-Петербурге. Однако в связи с участием ее заведующего капитан-лейтенанта М.А. Бестужева в восстании декабристов Николай I распорядился ликвидировать это учреждение.

В 1-й половине XIX века, особенно в связи с подъемом национального самосознания, который пережила Россия в результате победы в отечественной войне 1812 года, значительно расширяется сеть музеев, в том числе и военно-исторических. В память об Отечественной войне 1812 года в 1826 году рядом с гербовым залом Зимнего дворца по проекту зодчего Карла Ивановича Росси была построена военная галерея, где размещалось 332 портрета генералов — участников Отечественной войны 1812—1814 гг. Над выполнением портретов в течение десяти лет работал приглашенный в Россию известный английский художник Джордж Доу. Ему помогали русские живописцы А.В. Поляков и В.А. Голике. Лишь три больших конных портрета были написаны другими мастерами: портреты Александра I и его союзника прусского короля Фридриха-Вильгельма III — немецким художником Францем Крюгером, создателем идеализированных, холодных и официальных произведений. Портрет другого союзника, австрийского императора Франца I, был выполнен Петром Крафтом.

В центре галереи находился исполненный Дж. Доу большой портрет главнокомандующего русских войск фельдмаршала М.М. Кутузова, рядом с которым были помещены портреты самых известных генералов— П.И. Багратиона, Д.В. Давыдова, А.Н. Сеславина, А.П. Ермолова, а также большой портрет прославленного полководца М.Б. Барклая де Толли. Были в галерее и 13 пустых рам, на которых написаны только воинские звания и имена генералов. Эти генералы или погибли на поле боя, или не дожили до времени создания галереи, или не сохранились их изображения.

В первой половине XIX века в Российской империи довольно активно развивались специальные исторические дисциплины, в том числе археология и этнография. Проводились археологические экспедиции, изучался быт и нравы народов России.

Основанное в 1845 г. Русское географическое общество открыло отделение этнографии, которое развернуло сбор материалов по всей империи. Если на протяжении прошлого века сохранялось отношение к памятникам этнической культуры как к диковинкам, "куриозным" вещам, раритетам, то в 1-й половине XIX века происходило становление этнографии, как науки. Усиление в этот период интереса к этнографии (И.И. Срезневский, Н.И .Надеждин и др.), расширение фронта этнографических исследований, активизация работы 2-го отделения Петербургской Академии Наук (А.А. Шахматов, В.В. Стасов, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, А.Н. Пыпин, В.В. Ламанский и др.), публикация этнографических коллекций на выставках и в музеях научных обществ способствовали созданию ряда этнографических музеев, формированию этнографических коллекций в общеисторических и археологических музеях и организации в них этнографических отделов.

Создавались специализированные общества и комиссии по археологии и археографии. Были созданы общества истории и древностей при университетах Москвы, Харькова, Казани. Большинство из них вело активную деятельность по собиранию исторических памятников.

В этот период по инициативе научной общественности формируются музейные собрания на национальных территориях империи, в том числе в Украине, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, что свидетельствовало о подъеме национального самосознания населявших их этносов. Среди этих собраний следует выделить музей этнографического типа в дупле дуба Баублис в Жемайтии, созданный шляхтичем Дионизасом Пошкой (Пашкевичем) в поместье Биотай (1812), музей Рижского общества истории (1834), музей Общества истории и древностей Прибалтийских провинций в Риге (1834, переведен в 80-е гг. XIX в Домский собор), музей древностей при Киевском университете (1835), провинциальный музей Эстляндского литературного общества в Ревеле (Таллинне) (1842), Готическая галерея в Варшаве (1802) и др.

Появлялись новые музеи в основном по инициативе научной общественности и частных лиц. Первыми собственно историческими музеями в России были археологические музеи, созданные в начале XIX века на Юге России (Николаев, Феодосия, Одесса, Керчь). В 1-й половине XIX века образованы Петровский исторический музей (село Веськово Владимирской губернии, 1803), Исторический музей в Нижнем Новгороде (1827), Ремянцевский музей (1831, Петербург), общественный "музеум" древностей в Екатеринославе (1849).

Процесс дифференциации наук, который происходил на основе возрастания фактического материала и его теоретического осмысления, требовал специализации исследований. Последнее обусловило возникновение такого специализированного исторического собрания, как Азиатский музей в Санкт-Петербурге, сформированный на основе восточных коллекций Кунсткамеры.

В конце 50-х гг. ХIХ века из Азиатского музея были изъяты этнографические предметы и переданы вновь образованному этнографическому музею. Кроме Азиатского музея из Кунсткамеры примерно в то же время выделился Египетский музей, в котором экспонировались статуи, барельефы и мумии.

К этому периоду относится возникновение археологических музеев в Причерноморье. Их появление отражало интерес к выявленным в Таврии в ходе археологических раскопок античным памятникам. Лучшие таврические археологические находки отправлялись в Эрмитаж, однако многое оставалось на юге России. Созданию музеев в этом регионе способствовало правительственное распоряжение об охране исторических памятников Крыма (1805).

Недалеко от мест раскопок появлялись археологические собрания на Украине: в Николаеве при Черноморском гидрографическом депо (начальник И.И. Траверсе, 1806), Музей древностей в Феодосии, созданный С.И. Броневским (1811), в Одессе (1825), Керчи, созданный И.А. Стемпковским, Херсоне (конец 20-х гг. XIX века).

В первой четверти XIX века в России возникает проект создания Национального исторического музея. К сожалению, проект, авторами которого были члены Румянцевского кружка Ф. Аделунг и Б. Вихман, не привлек к себе внимания властей.

То есть ситуацию, сложившуюся в музейной деятельности рассматриваемого периода можно охарактеризовать следующим образом. Ни в XVIII, ни в первой половине XIX века про музеи нельзя было сказать, что они занимают важное место в культурной жизни страны. Они начали служить ученым. Художникам и ученым в музеях было хорошо. Но для широкой публики музеи оставались собранием диковин, не понятных для неподготовленной публики.

 



2019-12-29 439 Обсуждений (0)
Природоведческие музеи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Природоведческие музеи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (439)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)