Курсовая работа
Моделирование бизнес-процессов на примере компании-разработчика программного обеспечения
Содержание
Стратегический цель совершенствование компания
Введение
Стратегический анализ деятельности компании
Обоснование выбора организации
Организационно-штатная структура
Основные проблемы управления
Постановка стратегических целей
Анализ и выбор стратегии
Анализ и оптимизация бизнес-процессов
Описание бизнес-процессов «как есть»
Проблемы и задачи
2.3 Анализ типовых вариантов процессов разработки
Оптимизация процессов разработки и сопровождения
Результаты и рекомендации
Описание бизнес-процессов «как должно быть»
Изменения в организационно-штатной структуре
Регламентирование деятельности
Перспективные направления автоматизации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Образцы внутренних документов
Приложение
Регламент оперативного мониторинга и информационной поддержки хода исполнения контрактных обязательств
Приложение
Регламент разработки программного обеспечения и выпуска дистрибутивов
Приложение
Регламент исполнения заявок на обслуживание и сопровождение
Приложение
Типовая должностная инструкция специалиста-стажера Управления разработки прикладных систем
Приложение
Типовые квалификационные требования к сотрудникам Управления разработки прикладных систем
Введение
Данная аттестационная работа направлена на описание и оптимизацию бизнес-процессов компании-разработчика программного обеспечения (далее – ПО).
В настоящее время отрасль информационных технологий в России вообще, и разработки ПО в частности, развивается высокими темпами. При этом на основании богатого зарубежного и отечественного опыта уже выработан ряд стандартов, подходов и методов для организации процесса, направленного в первую очередь на высокое качество получаемого конечного продукта – программного обеспечения.
Рассматриваемая в данной работе компания-разработчик ПО прошла стандартный путь от разработки небольших приложений малыми ресурсами до систем промышленного масштаба, и сейчас она находится в стадии активного роста. Однако большинство бизнес-процессов компании практически не претерпели видоизменений за последние несколько лет. Вследствие этого серьезно страдает производительность работы, качество получаемого результата, доходы и прочие ключевые показатели деятельности компании.
Целью данной работы является выработка стандартов работы компании и оптимизация существующих бизнес-процессов. В работе необходимо выполнить следующие задачи:
- стратегический анализ деятельности компании;
- описание текущего положения и штатной структуры компании;
- описание существующих бизнес-процессов;
- анализ и оптимизация бизнес-процессов, выработка рекомендаций по их изменению, регламентирование деятельности;
- оптимизация штатной структуры компании;
- анализ проблем и выработка решений по управленческим и кадровым проблемам компании;
- создание образцов типовых документов;
- определение перспективных направлений автоматизации деятельности.
Стратегический анализ деятельности компании
Обоснование выбора организации
В качестве исследуемой организации выбрана ООО «Кварта».
Основными направлениями деятельности компании являются:
- разработка программного обеспечения (ПО);
- внедрение и сопровождение программного обеспечения;
- поставка аппаратного обеспечения;
- техническая поддержка.
При этом разработка ПО ведется в двух направлениях – ПО сферы бухгалтерского учета разрабатывается на одной платформе, а ПО остальных направлений – на другой (т.н. ИИС).
Одной из значительных проблем компании является хаотичное распределение ролей и функций, приводящее к дублированию различных функций в разных подразделениях, а также отсутствию четко определенных зон ответственности за ту или иную функцию.
Организационно-штатная структура компании еще больше усугубляет вышеуказанные проблемы.
В данный момент в компании начинается процесс реорганизации. Также начинают внедряться корпоративные системы управления, что также приведёт к изменениям в системе управления компанией. В работе будут использоваться реальные данные и, возможно, полученные результаты будут впоследствии использованы с целью улучшения деятельности.
Описание организации приведено в Таблице 1.
Таблица 1.Описание организации как объекта управления
Параметр описания
| Характеристика
|
Название, местонахождение
| ООО «Кварта», г. Москва
|
Назначение
| Оказание услуг автоматизации для федеральных и территориальных органов государственной власти, бюджетных учреждений, а также для малых и средних предприятий (разработчик и поставщик услуг по внедрению и сопровождению автоматизированных информационных систем (АИС), системная интеграция)
|
Отраслевая принадлежность
| Отрасли третичного цикла
Частная фирма
Информационные технологии
|
Правовая форма и вид собственности
| Коммерческое предприятие, общество с ограниченной ответственностью, частное
|
Историческая справка
| Образовалась в 1993 году. Первый заказчик Управление делами Президента РФ Начало создания финансово-бухгалтерской системы, организация ЛВС. Постепенно в компании образовался ряд направлений деятельности, которые впоследствии переросли в отдельные компании («Кварта-технологии», «Кварта-сети», «Кварта-консалтинг», Кадровое агентство «Кварта», «Сенсорные системы» и др.). Непосредственно сама компания занялась разработкой интегрированных информационных систем управления предприятием (ИИС), а также комплексной автоматизацией организаций и предприятий. Основным направлением деятельности были выбраны федеральные органы законодательной и исполнительной власти РФ. На данный момент заказчиками услуг компании являются Аппарат Правительства, Государственная Дума, Совет Федерации, Счётная палата, УД Президента РФ и большая часть Министерств, федеральных служб и агентств, включая подведомственные организации и загранучреждения, а также коммерческие организации различных форм собственности.
Список предоставляемых услуг постоянно растёт, появляются новые продукты. В планах компании расширить влияние в секторе муниципальных образований и продвижение в регионы. Также компания постепенно расширяет деятельность в секторе коммерческих предприятий.
|
Организационная структура
| См. ниже (Модель «Цепочки ценностей»)
|
Структура управления
| В данный момент компания использует вертикальную систему управления от генерального директора к руководителям структурных подразделений (департаментов), часть из которых выполняет функции заместителей, далее к начальникам отделов и групп. Подразделения поделены по функциональному признаку. В последнее время в связи с большим количеством разнородных проектов, требующих специалистов разных направлений, постепенно вводится практика назначения руководителей проектов (как правило руководители отделов) и планируется серьёзная структурная реорганизация.
|
Параметр описания
| Характеристика
|
Ресурсы
| Основной ресурс – сотрудники. Поощрение инициативных сотрудников, дружеская атмосфера в коллективе. Большое внимание уделяется обучению.
Репутация в секторе разработки ПО для федеральных органов, рекомендации клиентов.
Накопленный опыт, знание до тонкостей специфики работы в данном секторе.
Многолетний опыт работы и большое количество завершенных проектов, что позволяет участвовать и выигрывать конкурсы.
Технические ресурсы: помещения, коммуникации (телефония, широкополосный доступ в Интернет), вычислительная техника, транспорт.
|
Культура
| Высокая мотивация сотрудников, преданность фирме, устоявшийся коллектив, дружественные отношения в коллективе, знание целей и перспектив.
|
Ключевые факторы внешней среды
| Законодательство: Изменчивое законодательство, постоянные нововведения, часто не подкреплённые методическими рекомендациями, ограниченное время на реализацию изменений.
Заказчики: Специфика данного рынка (федеральные органы власти) в том, что на процесс разработки / внедрения дается очень мало времени. Часто через несколько дней после подписания контракта система должна полностью функционировать и быть наполненной информацией. Многое делается по принципу «надо вчера». Как правило, отсутствие единых стандартов, руководство заказчиков часто дает противоречивые указания, диктует собственные условия, часто расходящиеся с реальностью. Ограниченное, часто запаздывающее финансирование. Как правило, платформы для приложений определены заранее, поэтому необходим большой арсенал версий под разные платформы.
Конкуренция: Конкуренция высокая, как правило, выигрывает не лучший продукт или предложение, а лучшая протекция со стороны заказчика. Каждый руководитель имеет свои устоявшиеся связи и поставщиков, поэтому часто борьба идет не за конкурентные преимущества, а за протекцию. Новые игроки как правило отсутствуют, конкурируют как правило компании с устоявшейся клиентской базой, по причине того, что в данном сегменте требуется большой опыт и специфическое отношение к заказчикам.
Технологии: сильная зависимость от тенденций развития технологий, необходимость следовать за тенденциями рынка, плюс необходимость поддержки большинства актуальных технологий.
|
Руководство
| Генеральный директор, он же собственник: оперативное управление деятельностью компании, консолидированная стратегия, участие в переговорах с ключевыми заказчиками.
Также в данный момент есть 3 заместителя, они же являются руководителями основных департаментов компании. Каждый ведет свой круг вопросов в рамках департамента, выработку стратегии своего направления, переговоры и пр. и осуществляет координацию с другими подразделениями.
|
Параметр описания
| Характеристика
|
Модель «Цепочки ценностей»
| Процессы основной деятельности:
Разработка: выпуск качественных и функциональных продуктов с максимальным функционалом, необходимым заказчику. Следование новым технологиям и поддержка большого количества платформ.
Интеграция: полный комплекс услуг, начиная с этапа сбора информации и проектирования, до сдачи в эксплуатации функционирующих в соответствии с требованиями заказчика программно-аппаратных комплексов
Сопровождение: ключевой особенностью является постоянная поддержка систем у заказчика. Компания никогда не оставляет заказчиков один на один с информационной системой. Как правило при необходимости у заказчика присутствуют сотрудники компании, часто выделяются постоянные представители. Это позволяет существенно улучшить быстроту и качество обслуживания.
Поставки: поставка любых аппаратно-программных продуктов различных производителей, настройка, адаптация, ввод в эксплуатацию. Широкие партнёрские отношения с производителями.
Предоставление услуг: также компания специализируется на предоставлении услуг по обслуживанию компаний, с уже работающей аппаратно-программной инфраструктурой, осуществляет, разрабатывает заказные продукты.
Поиск заказчиков: мониторинг проводимых конкурсов, выбор оптимальных предложений, подготовка конкурсной документации, участие в конкурсах, итоговая документация
Процессы вспомогательной деятельности:
Разработка систем для внутреннего пользования
Поддержка программно-аппаратной части компании
Управление персоналом (мотивация, обучение и пр.)
Снабжение
Внутренний финансово-бухгалтерский учёт
Технологические исследования
Делопроизводство
|