Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и методики исследования



2019-12-29 277 Обсуждений (0)
Методы и методики исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Из имеющейся методической литературы и в соответствии с целью работы выделены следующие методы – проективный рисуночный метод, метод незаконченных предложений, метод диагностики социально-психологического климата - социометрическая методика.

Проективные рисуночные методы применяются для диагностики различных свойств и состояния личности. В контексте работы с «трудным классом» использовать методику «Школа зверей» (Панченко, 2000; Микляева, 2003) с целью изучения социально-психологического климата в классе, школьной мотивации и групповой идентичности. Это очень объемный метод диагностики, дающий разноплановую информацию. Методика «Школа зверей» позволяет увидеть и мотивацию посещения школы, и образ собственного класса в школьной жизни каждого учащегося, и психологическую атмосферу в классе глазами каждого школьника.

Процедура проведения допускает как индивидуальную диагностику, так и обследование в групповой форме. Для проведения диагностики необходима бумага формата А4, простые и цветные карандаши, стирательные резинки.

Диагностика с помощью этой методики предваряет следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, картинку на такую тему: что было бы, если бы наша школа превратилась в школу для зверей, а не для детей?» следует учитывать, что, в силу широкого простора для творчества учащихся, предоставляемого этой инструкцией, некоторые рисунки могут не содержать информации о школьном классе, к которому принадлежит их автор. Это бывает, прежде всего, тогда, когда ребенок не интегрирован в класс, игнорируется им, существует «сам по себе» или же его отношения с классом характеризуются высокой эмоциональной напряженностью.

Если школьники высказывают сомнение в том, что им удастся нарисовать хорошие рисунки, что бывает довольно часто, необходимо пояснить, что качество рисунков оцениваться не будет. Важно отразить «авторский взгляд» на заданную тему.

В пострисуночном опросе необходимо уточнить:

- Чем заняты сейчас персонажи рисунка?

- Какое у них настроение?

- Кем из нарисованных персонажей мог бы быть сам автор рисунка?

- Где сейчас сам автор, если на рисунке его нет?

Анализ полученных результатов предполагает качественную обработку данных. Для интерпретации рисунков используются различные уровни их анализа (Алан, 1998; Романова, 2001):

- формально-графический (характер линии, нажим, стирания);

- цветовой (предпочитаемые и игнорируемые цвета, используемые в рисунке);

- уровень общепринятых интерпретаций (значение отдельных деталей рисунка, качество их прорисовки);

- уровень интегрированности рисунка (расположение рисунка на листе, его элементов относительно друг друга);

- символический (интерпретация символов, использованных в рисунке);

- сюжетный (интерпретация сюжета рисунка).

Самые обобщенные признаки, указывающие на характер школьной мотивации, социально-психологического климата в классе и групповой идентичности, представлены в таблице №

 

Таблица Качественная обработка проективных рисунков

Параметры Критерии оценки Признаки в рисунке

Школьная мотивация

Учебная Изображен учебный процесс и его атрибуты (парты, доска, ученики, учитель и т.д.)
Коммуникативная Изображено внеурочное взаимодействие учащихся
Игровая Изображен процесс игры (самостоятельной или с одноклассниками)
Неопределенная Нет признаков, которые позволили бы определить тип школьной мотивации

Социально-

психологический климат

Благоприятный Изображение одноклассников, их прорисовка. Отсутствие штриховки, нормальный нажим, минимум стираний и зачеркиваний. Предпочтение ярких, светлых «цветов». Изображение очевидно приятных или нейтральных ситуаций взаимодействия с одноклассниками, персонажей в позитивном эмоциональном состоянии. Композиционная ценность изображения
Неблагприятный Отсутствие изображения одноклассников или их неадекватная прорисовка (схематизирование или чрезмерно тщательная прорисовка, по сравнению с собственным изображением или изображением других элементов рисунка). Негативное эмоциональное состояние персонажей. Выраженная штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания и зачеркивание. Предпочтение «мрачных» цветов, дисгармоничная цветовая гамма. Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с одноклассниками. Изображение различных барьеров между одноклассниками. Нарушение целостности изображения

Групповая

идентичность

Сформированная Наличие изображений одноклассников, включенных в общую деятельность. Наличие символов, обозначающих групповое единство (например, название класса). Равенство изображенных фигур (по размеру, цвету, нажиму, штриховке и др.). Упоминание в пострисуночном опросе категории «Мы»
Несформированная Отсутствие изображения одноклассников в процессе совместной деятельности. Противопоставление некоторых фигур фигурам остальных одноклассников с помощью различных выразительных средств (нажима, штриховки, размера, цвета и т.д.)

 

Метод незаконченных предложений позволяет проанализировать эмоциональное отношение учеников к основным компонентам образовательной среды. Он представляет собой опосредственный метод установления семантических связей (Петренко, 1988), позволяющий в свободной форме выявить основные представления испытуемого о компонентах образовательной среды и эмоциональные отношения к ним.

Цель методики. Методика позволяет выявить особенности эмоционального отношения школьника к различным компонентам образовательной среды.

Возрастные ограничения. Методика может использоваться на любом этапе школьного обучения.

Процедура диагностики. Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит задания – предложения, которые испытуемому необходимо закончить.

Инструкция.

Для письменной формы диагностики: «Закончи, пожалуйста, следующие предложения. В этом задании нет «правильных» и «неправильных» ответов, поэтому пиши первое, что приходит в голову.

Тест методики. Незаконченные предложения могут быть модифицированы для конкретных диагностических целей. В частности, для изучения взаимоотношений в классе и групповой идентичности можно использовать следующий набор предложений:

1. Мне кажется, что наш класс…

2. Меня радует, когда мы, одноклассники…

3. Больше всего в моих одноклассниках меня раздражает то…

4. По сравнению с другими наш класс…

5. Мне бы очень хотелось, чтобы мои одноклассники…

6. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками…

7. Я мечтаю, чтобы наш класс…

8. Большинство девочек в нашем классе…

9. Большинство мальчиков в нашем классе…

10. Наверное, учителя, работающие с нашим классом …

Обработка результатов. При обработке результатов оценивается, прежде всего, «эмоциональное благополучие» каждого ответа ребенка. К «эмоционально-благополучным» ответам относятся те, которые указывают на позитивное или нейтральное отношение к заданным в незаконченных предложениях ситуациям. Ответы, указывают на переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицательных эмоций, можно рассматривать как «эмоционально неблагополучные». Помимо оценки эмоционального фона можно осуществить процедуру подсчета вариантов завершения каждого из предложений для получения представления о когнитивной составляющей образа класса и взаимоотношений с одноклассниками. Этот материал может быть обсужден во время консультации с ребенком или в процессе групповой работы с детьми.

В качестве отдельного момента интерпретации необходимо рассматривать случаи, в которых испытуемый затрудняется ответить на вопрос методики («отказ»). «Отказы» интерпретируются как результат работы психологических защит (Петренко, 1983) или как сознательное стремление испытуемого к защите личностных границ (что, впрочем, также предполагает неосознанные элементы психологических защит).

Социометрическая методика применяется для изучения взаимоотношений в малых группах. По определению американского психолога Дж. Морено, социометрия имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнить с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки (Морено, 1958). Это метод был создан исключительно для нужд психологической практики и поэтому, при его грамотном использовании может дать важнейшие сведения, необходимые для планирования коррекционно-развивающей работы с классом.

Цель. Основной целью социометрического метода является изучение неформальной структуры межличностных отношений в малой группе и ее социально-психологического климата.

Среди требований к проведению социометрии необходимо отметить как минимум следующее:

- все учащиеся должны знать друг друга;

- при проведении социометрического опроса должны присутствовать все учащиеся, иначе полученная картина будет неполной;

- социометрический опрос должен проводить человек, имеющий эмоциональный контакт с классом и пользующийся в нем определенным доверием, поскольку эта процедура, как правило, личностно значима для большинства учеников и провоцирует «страх самораскрытия»;

- специалист, проводящий социометрию, должен гарантировать конфиденциальность полученных сведений.

Процедура проведения социометрического обследования класса включает два этапа.

Первым этапом является вступительное слово психолога. В нем необходимо осведомить следующие моменты:

- цель исследования;

- гарантии анонимности;

- гарантии обратной связи;

- правило выполнения работы (работу нужно обязательно подписать, в процессе работы не надо ни с кем советоваться и заглядывать в чужие листочки, учитывать всех одноклассников и т. д.).

Второй этап обследования представляет собой выполнение учащимися социометрического задания.

Процедура предполагает снабдить всех учащихся социометрическими карточками.

Обработка полученных результатов начинается с составления социометрической матрицы (Приложение №).

Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются имена и фамилии учеников в одном и том же порядке. В строках социометрической матрице отмечаются выборы соответствующего ученика. Дворец – 1, квартира – 2, изба – 3, шалаш – 4. Соответствующие цифры проставляются в клетках пересечения строки данного испытуемого со столбцом, где указана имя и фамилия выбираемого человека. Поскольку по инструкции испытуемые при ответе на вопрос социометрического критерия не могут выбирать сами себя, соответствующие клетки социометрической матрицы, представляющие собой диагональ, исключаются из дальнейшей работы.

Крайние правые столбцы социометрической матрице являются итоговыми социометрического статуса – проставляем результат, который просчитываем по формуле:

 

4 В1 + 3 В2 + 2 В3 + 1 В4 ,

К – 1

 

где К – количество учащихся

 




2019-12-29 277 Обсуждений (0)
Методы и методики исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и методики исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)