Разработка программы для работы школьного психолога с «трудным классом»
ПРОГРАММА РАБОТЫ С «ВНУТРЕННЕ КОНФЛИКТНЫМ», «НЕУПРАВЛЯЕМЫМ» И «НЕМОТИВИРОВАННЫМ» КЛАССОМ Описываемая программа была реализована в работе с учащимися 5г класса. Благодаря многочисленным переформирования после начальной школы этот класс представлял собой так называемый «класс коррекции». Словосочетание «класс коррекции» не случайно заключено в кавычки. Дело в том, что официального «коррекционного» статуса у этого класса не было. Просто для удобства учителей из четырех классов параллели отбирались самые отъявленные лодыри, хулиганы и двоечники и таким образом формировался новый класс — «класс коррекции». Надо сказать, что удобство, ради которого создавались подобные классы, зачастую оказывалось весьма сомнительным. Провести полноценный урок в таком классе было практически невозможно, потому что все время уходило на не слишком успешные попытки учителя поддержать хотя бы подобие учебной дисциплины. И тем не менее этот способ формирования классов, приносящий помимо прочего и ставочно-бюджетную выгоду, прочно закрепился в практике функционирования школы, и каждый год на свет появлялся новый «класс коррекции». Итак, последовал запрос к психологической службе от «инициативной группы» учителей: какими способами можно заинтересовать хоть чем-нибудь детей, которым ничего не интересно, у которых плохая дисциплина и которые не прислушиваются ни к кому, за исключением классного руководителя? Диагностика класса позволила в общих чертах отметить ряд его особенностей, дающих основания для разработки программы социально-психологического сопровождения. - Класс не является достаточно сплоченным, (результаты социометрии). - Преобладает игровая и коммуникативная школьная мотивация, (рисунок «Школа зверей»). - Пребывание в школе остается для учеников не комфортным, наибольшее эмоциональное напряжение характерно для сферы взаимодействия друг с другом и учителями (рисунок «Школа зверей», метод «Незаконченные предложения»). Стратегическая задача: создание условий для того, чтобы у детей появилась возможность относительно успешно учиться. Были сформулированы основные цели программы социально-психологической помощи классу. 1. В работе с учениками: создание условий для поддержания учебной мотивации школьников путем «заземления» школьных знаний в их жизненном опыте и для формирования благоприятного образа учителей, улучшить социально-психологический климат в классе, скорректировать самооценки учащихся, нормализовать групповую структуру класса. 2. В работе с учителями: создание условий для осознания педагогами (профессиональной) ответственности за разрешение сложившейся ситуации и для совместного поиска путей эффективного взаимодействия с классом на основе учета его сильных и слабых сторон. 3. В работе с родителями: совместный поиск способов эффективного взаимодействия с детьми по вопросам школьной жизни. В общем виде план работы (включая этап предварительной диагностики) выглядел следующим образом (табл. №). Таблица План работы с «трудным классом»
Более подробно рассмотрим школьную группу. Программа, которая подготовлена для учителей и родителей представлена в приложении №. Ниже представлены апробированные программы мероприятий, которые оказались эффективными в достижении поставленных стратегических целей. Они были созданы и реализованы в рамках гуманистической парадигмы психологической помощи. «Немотивированный» класс Как известно, специфика учебной мотивации заключается в том, что она формируется только в соответствующей деятельности (Талызина, 1998; Эльконин, 1989). Поэтому, согласно одному из основных постулатов педагогики, работа с «немотивированным» классом должна строиться именно вокруг формирования учебной деятельности. Однако этот подход применим только в начальной школе, где учебная деятельность, как известно, является ведущей. Именно в младшем школьном возрасте формируются собственно познавательные мотивы, которые в дальнейшем направляют человека к усвоению новых знаний, овладению новыми способами их получения, самообразованию (Маркова, 1990). Если этого по каким-то причинам не происходит, то надеяться на то, что познавательная мотивация у ребенка проснется позже, когда он повзрослеет, довольно сложно. Применительно к подростковым и юношеским классам адекватнее оказывается работа по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации, нахождению новых, привлекательных сторон учебной и, шире, школьной действительности. Учитывая происходящую к средней школе смену ведущего вида деятельности, важными мотиваторами представляются не только и не столько школьные знания как результат учебы, сколько новые элементы процесса их получения, а также разнообразные школьные события, выходящие за пределы учебной программы. Познавательная мотивация — очень хрупкий предмет, и разрушить ее намного легче, чем создать. Причинами ее утраты могут стать совершенно разные обстоятельства. Это не только изменения интересов самих учащихся, но и разнообразные социально-психологические факторы, например неадекватные педагогические или родительские ожидания и оценивания, низкий уровень методической грамотности или профессиональной заинтересованности педагога, низкий статус ценности образования в семейном рейтинге ценностей и др. Итак, необходимо отметить как минимум следующие задачи работы с «немотивированным» классом. В работе с самим классом: 1) создание условий для адекватного формирования структуры учебной деятельности; 2) стимулирование личностной активности учащихся по поиску новых смыслов учебы и посещения школы в целом; 3) разрядка отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью; 4) создание условий для повышения самооценки учащихся. В работе с педагогами: 1) создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу; 2) обучение педагогов приемам работы с опорой на интересы учащихся; 3) обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся, создания ситуаций успеха. В работе с родителями: 1) создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям; 2) обучение родителей способам психологической поддержки учащихся, создания ситуаций успеха. Перечисленные задачи во многом перекликаются с направлениями работы в «необучаемом» классе, поскольку и тот и другой тип «трудного класса» является результатом нарушения одной и той же структуры — группового шаблона учебной деятельности. «Неуправляемый» класс Под «неуправляемым» обычно подразумевается класс, не подчиняющийся требованиям дисциплины или подчиняющийся им с большим трудом. Особую распространенность явление «неуправляемого» класса приобретает в конце младшей и в средней школе, когда в соответствии с возрастными закономерностями развития на первый план выходит мотивация общения со сверстниками. В классах, в которых отсутствует четкая система нормативной регуляции поведения детей, она становится доминирующей, блокируя остальные виды активности, в том числе и учебной. Чаще всего это происходит в том случае, когда на этапе начальной школы дисциплина была сугубо внешней, авторитарно насаждаемой и строго контролируемой учителем, что не позволило ей стать органичной частью внутренних норм поведения класса. Ситуация усугубляется приклеиванием классу соответствующего негативного ярлыка, который в дальнейшем играет роль подкрепления недисциплинированного поведения, а также попытками учителей поддерживать дисциплину силовыми методами, что вызывает встречную волну непослушания. В целом задачи работы с «неуправляемым» классом могут включать следующие пункты. В работе с самим классом: 1) стимулирование личностной активности учащихся по поиску новых смыслов соблюдения правил поведения, закрепления их в системе групповых норм; 2) формирование навыков конструктивного общения с учителями; 3) разрядка отрицательных эмоций, связанных с негативными оценками поведения; 4) создание условий для повышения самооценки учащихся. В работе с педагогами: 1) создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу; 2) обучение педагогов дифференцированным способам реагирования на нарушения дисциплины (в зависимости от их причин); 3) обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся. В работе с родителями: 1) создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям; 2) обучение родителей способам психологической поддержки учащихся. Стоит отметить, что «неуправляемость» часто бывает возрастным, а следовательно, проходящим состоянием класса, что часто в кулуарах школы формулируется следующим образом: «Перебесятся и успокоятся». Это во многом справедливо, однако необходимо следить за тем, чтобы этот «побочный эффект» взросления не закрепился в шаблоне экспрессивной деятельности и системе групповых норм класса на все последующие годы школьного обучения. «Внутренне конфликтный» класс «Внутренне конфликтный» класс характеризуется, прежде всего, неблагоприятным эмоциональным фоном взаимоотношений, иногда граничащим с откровенной враждебностью. В нем существует жесткая групповая структура, за учениками закреплены те или иные роли, формирующие у них соответствующие поведенческие модели. Такое положение дел вполне может быть не только следствием специфического пути развития класса как группы, но и прямым отражением общешкольных процессов: принятого стиля коммуникации, типичных способов разрешения конфликтов. Основные задачи, которые необходимо решать психологу, работающему с «внутренне конфликтным» классом. В работе с самим классом: 1) стимулирование личностной активности учащихся по поиску новых моделей поведения, расширению ролевого репертуара; 2) создание условий для нормализации групповой структуры; 3) создание условий для сплочения коллектива; 4) формирование навыков конструктивного общения друг с другом; 5) разрядка отрицательных эмоций, связанных с неблагоприятным эмоциональным фоном в классе; 6) создание условий для повышения самооценки учащихся. В работе с педагогами: 1) создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу; 2) обучение педагогов дифференцированным способам реагирования на нарушения дисциплины (в зависимости от их причин); 3) обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся. В работе с родителями: 1) создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям; 2) обучение родителей способам психологической поддержки учащихся. МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ Представим приемы, несущие основную смысловую нагрузку в каждом занятии. Возможность модификации упражнений очень важна, поскольку крайне желательно выстраивать работу группы таким образом, чтобы прослеживалась четкая содержательная и логическая связь между занятиями, а также внутри каждого занятия. Эффективность использования любого из них напрямую связана с организацией круга рефлексии после завершения каждого из них; во время этого круга происходит вербализация, то есть, по сути, осознание полученного опыта.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |