Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Переосмысление привычных сторон школьной действительности



2019-12-29 278 Обсуждений (0)
Переосмысление привычных сторон школьной действительности 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные методические приемы, создающие условия для переосмысления учащимися привычной школьной действительности (в частности, целей учебы, ценностей учебы и дисциплины), основаны на следующих двух моментах:

- на создании условий для переосмысления собственной системы целей и ценностей с позиции настоящего;

- на создании условий для переосмысления собственной системы целей и ценностей с позиции будущего.

Переосмысление действительности с позиции настоящего с необходимостью требует анализа существующей в классе системы представлений «в реальности», а также в необычных, непривычных ситуациях.

Анализ существующей системы целей и ценностей всегда предполагает процедуру их ранжирования по значимости, оформленную в ту или иную игровую оболочку. Одна из таких оболочек представлена в упражнении И. В. Вачкова «Мои ценности» (Бачков, 2001).

«Мои ценности». Ведущий предлагает группе задание следующего содержания: «Представьте себе, что вы находитесь в сокровищнице. Но здесь в сундуках хранятся не золото и не драгоценные камни. Сюда каждый может положить то, что ему особенно дорого в жизни. Дорогим может быть, например, новый плейер, дружба с каким-нибудь парнем или девушкой, мамина любовь, помощь всем нуждающимся и все, что угодно. Запишите на карточках все, что вам дорого, и распределите их по сундукам своей сокровищницы. Самый большой сундук — для самого дорогого. Сундуки размером поменьше — для вещей менее дорогих». Для работы необходимо заранее подготовить плакат с кармашками в соответствии с инструкцией. В эти кармашки участники могут поместить карточки с написанными ценностями. Упражнение обязательно заканчивается обсуждением получившегося в общем кругу.

Классическим способом изменения стереотипных взглядов на тот или иной фрагмент действительности являются игровые сюжеты, основанные на идеях робинзонады или, например, встречи с пришельцами, сказочными героями и другими не существующими в жизненном опыте ребят персонажами. Подобные формы работы могут быть выстроены прямолинейно (например: «Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Как там вам пригодятся школьные знания?») или косвенно («На Землю прилетели инопланетяне, которые никогда не учились в школе. С какими трудностями они столкнутся в той или иной ситуации?»). Работа над поставленными вопросами, как правило, осуществляется в малых группах с последующим обсуждением полученных результатов на общем кругу.

«Достойная эпитафия» (Пряжникова, Пряжников, 2002). Участники рассаживаются в круг, и ведущий «загадочным голосом» рассказывает такую притчу: «Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить такие надписи: „Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года", „Нугзар Гаприн-дашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет"».

Далее ведущий задает следующие вопросы: «Как вы думаете, может быть, на Кавказе не умеют считать? Или, может быть, эти приписки на могильных плитах делались с каким-либо смыслом?» После обсуждения ведущий разъясняет учащимся, что смысл приписок состоит в следующем: таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни человека.

Далее ведущий дает учащимся инструкцию: «Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о неком человеке, который в наше время (например, в 2006 году) закончил школу. Представьте, что он проживет ровно 75 лет. Каждый участник должен по очереди назвать важное событие, произошедшее в жизни данного человека, — из этих-то событий и сложится его жизнь». Стоит обратить особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями. Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и др.).

Ведущий называет первое событие: «Наш герой окончил среднюю школу с двумя тройками». Далее остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал очередному участнику и не мешал ему. В конце этого этапа игры каждый попробует оценить, насколько главному герою удалась жизнь, насколько она оказалась интересной и ценной — каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя: сколько же лет он прожил по-настоящему. При «неудачном сценарии» жизни игра по желанию группы может быть повторена с новым главным героем.

Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь. При наличии достаточного количества времени игра может быть завершена индивидуальной работой над основным вопросом, проводящейся в письменной форме.

Вопросы, которые необходимо обсудить по завершении подобных упражнений, можно сформулировать следующим образом: «Как вы чувствовали себя во время упражнения?», «Что оказалось неожиданным?».



2019-12-29 278 Обсуждений (0)
Переосмысление привычных сторон школьной действительности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Переосмысление привычных сторон школьной действительности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)