Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность индексов



2019-12-29 199 Обсуждений (0)
Понятие и сущность индексов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Индекс – относительная величина среднего изменения двух состояний одного и того же явления, состоящего из совокупности элементов (товаров, ресурсов, цен и т.д.), не поддающихся суммированию.

Сравнительная характеристика такого рода явлений во времени или в пространстве не может быть произведена путем сопоставления их абсолютных или средних уровней. Для этого требуется применение особых приемов индексного метода.

С такими явлениями статистика имеет дело, например, когда возникает необходимость дать сводную характеристику изменения объема продукции, цен или других аналогичных явлений.

Для решения этих задач исчисляются индексы объема производства, цен и т.д.

Отдельными элементами в индексах выступают конкретные продукты, которые непосредственно не поддаются суммированию потому, что они берутся в натурально-вещественной форме. Например, нельзя сложить тепловозы с молоком, также как сопоставить цены за килограмм мяса и литр бензина.

Чтобы просуммировать подобного рода непосредственно несоизмеримые элементы, необходимо найти для них общую единицу измерения.

Отчетные данные, оцениваемые с помощью индексных методов сопоставляются с базисными данными прошлого года, нормативами, данными по другой совокупности или территории.

В зависимости от степени охвата подвергаемых обобщению элементов изучаемой совокупности индексы подразделяются на индивидуальные и сводные (общие и групповые).

Индивидуальные индексы характеризуют изменения отдельных элементов статистической совокупности, например, цен на отдельные товары, и являются по существу простыми относительными величинами динамики:

 

,

 

где P1и Po - цены отдельных товаров за отчетный и базисный периоды.

Сводные (общие) индексы выражают сводные (обобщенные) результаты совместного изменения всех единиц. Образующих статистическую совокупность (например цен разных товаров).

 

 

где Р1 и Р0 – цены отдельных товаров за отчетный и базисный периоды - индексируемая величина,

Ql - объем продукции и услуг, вес индекса.

При этом для различных целей в качестве весов используются как показатели

предыдущего (базисного - QO) периода, так и отчетного (текущего - Q1) периода.

При проведении индексных расчетов в зависимости от целей проводимой работы переменными величинами могут, выступать как стоимостные, так и натуральные показатели.

Индекс, как относительное число получается в результате сравнения двух абсолютных уровней изучаемого явления.

Если исчисляются динамические индексы, то это будут уровни различных периодов. Тот период, уровень которого сравнивается, называется отчетным (или текущим) периодом. Тот же период, с уровнем которого производится сравнение, называется базисным.

Таким образом каждый индекс, как общий, так и индивидуальный характеризует уровень изучаемого явления в отчетном периоде по сравнению с базисным. Если этот уровень в отчетном периоде больше, чем в базисном, то индекс больше 1 (или больше 100%), если уровень отчетного периода меньше базисного, то индекс меньше единицы (или меньшей 100%).

В первом случае разность между индексом, выраженном в процентах и 100%, показывает, насколько процентов уровень отчетного периода выше или больше уровня базисного периода, а во втором случае - разность между 100% и индексом, выраженном в процентах, характеризует на сколько процентов уровень отчетного периода ниже или меньше базисного.

Из общих индексов выделяются групповые индексы (субиндексы), изучающие только группу единиц в изучаемой статистической совокупности. Общие индексы дают сравнительную характеристику сложных явлений в целом.

Особенностью сводных (общих индексов) является то, что они обладают синтетическими и аналитическими свойствами.

Синтетические свойства индексов состоят в том, что посредством индексного метода производится соединение (агрегирование) в целое разнородных единиц статистической совокупности.

Аналитические свойства индексов состоят в том, что посредством индексного метода определяется влияние факторов на изменение изучаемого показателя. Использование индексов в аналитических целях – один из важных аспектов экономических разработок.

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ) - характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.

Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров.

Индекс потребительских цен применяется при пересчёте макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Он исчисляется также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным субъектам Российской Федерации и Российской Федерации в целом.

 

Рис. 1 - Схема движения информационных потоков для расчета ИПЦ




2019-12-29 199 Обсуждений (0)
Понятие и сущность индексов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность индексов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)