Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индексы потребительских цен по Российской Федерации и Центральному Федеральному округу



2019-12-29 273 Обсуждений (0)
Индексы потребительских цен по Российской Федерации и Центральному Федеральному округу 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Таблица 8 - Индексы потребительских цен по Российской Федерации и регионам Центрального федерального округа декабрь к декабрю предыдущего года, в %

 

2007 г.

Справочно индексы цен:

индекс цен рейтинг 2005 г. 2006 г.
Российская Федерация 111.9   110,9 109,0
Центральный федеральный округ 112,2   110,5 109,0
Белгородская 112.3 16 112,6 109,3
Брянская 114.4 6 111,9 109,8
Владимирская 113.3 11 110,9 109,4
Воронежская 114.2 7 109,7 108,6
Ивановская 114.8 4 108,7 111,5
Калужская 113.5 9 111,2 109,5
Костромская 113.1 13 109,2 108,5
Курская 115.9 2 109,4 111,7
Липецкая 113.6 8 110,9 109,7
г. Москва 110,2 18 110,4 109,0
Московская 113,3 12 111,3 108,3
Орловская 111.3 17 109,5 107,6
Рязанская 116.5 1 110,1 108,6
Смоленская 114.4 5 111,9 109,5
Тамбовская 112.4 15 109,8 109,4
Тверская 112.7 14 110,9 107,7
Тульская 115.8 3 110,8 108,2
Ярославская 113.5 10 112,3 110,5

 

Из приведенных данных следует, что в 2007 г. 18 регионов Центрального федерального округа по уровню индексов потребительских цен распределились следующим образом: 16 регионов имели индекс выше среднего по ЦФО и 2 – ниже.

Дифференциация регионов Центрального Федерального округа в 2007 г. по уровню индексов потребительских цен значительна: относительный размах вариации (соотношение между максимальным и минимальным значением) на индекс потребительских цен составляет 105,7%, абсолютный – 6,3 процентного пункта. Самый высокий индекс потребительских цен наблюдался в Рязанской области (116,5%), а самый низкий (110,2%) в городе Москва.

Тамбовская область занимает среди регионов Центрального федерального округа по уровню индексов потребительских цен пятнадцатое место (выше среднероссийского на 0,5 процентного пункта и выше индекса потребительских цен по Центральному федеральному округу на 0,2%). Анализ данных свидетельствует, что увеличение индекса потребительских цен негативно характеризует уровень жизни населения области.


Заключение

 

Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей для целей разработки экономической политики. Поскольку индекс потребительских цен дает возможность получить оперативную информацию об уровне инфляции, его применяют для целей;

- индексации заработной платы, пенсий и пособий по социальному обеспечению;

- индексации других платежей, таких как выплата процентов или арендной платы, или цен облигаций;

- в качестве замещающего показателя общего уровня инфляции;

- используются некоторыми органами государственного управления или центральными банками для определения инфляционных целей денежно-кредитной политики;

- используются для составления других индексов, таких как индексы цен, применяемые для дефлятирования расходов домашних хозяйств на потребление в национальных счетах, или паритеты покупательной способности, применяемые для сопоставления реальных уровней потребления в различных странах.

Несмотря на то, что правительство в 2007 г. активизировало свои усилия по борьбе с инфляцией, по итогам года инфляция в области была выше, чем в 2006 г. на 3,0 процентных пункта и составила 112,4%. По Российской Федерации цены за 2007 г. выросли на 11,9% (в 2006 г. – на 9.0%). Отличительной особенностью потребительского рынка области в 2007 г. является значительный прирост цен продовольственные товары (17,3%), который превысил прирост цен на платные услуги населению на 5,7%, и на непродовольственные товары – на 9,1%.

Рост цен в области в отдельных секторах экономики остается еще достаточно высоким. Рост цен в секторе производителей сельскохозяйственной продукции составил 28,1%, а рост цен производителей промышленных товаров опережал рост цен в потребительском секторе на 2,2%.

Уровень инфляции в области в 2007 г. превысил прогнозируемый уровень инфляции правительством (12,4% против 8-9%).

Анализ данных позволяет назвать факторы, способствующие инфляции:

- рекордный в 2007 г. приток капитала в страну (82 млрд. долларов одних только частных инвестиций). Он был переведен в рубли. А затем «выброшен» на рынок;

- рост цен на мировом рынке;

- увеличение государственных расходов (бюджета), но не на социалку, а на госкорпорации, оборонку;

- производительность труда в последние пять лет в нашей стране растет почти в два раза медленнее, чем заработная плата;

- незапланированное увеличение выпуска денег в стране;

- 40 процентов товаров завозим из-за рубежа. Около половины импортных товаров Россия закупает за евро, а евро в последние годы по отношению к рублю только рос. Поэтому продукты с пометкой «сделано в ЕС» постоянно дорожают;

- прирост инвестиций в экономику (прирост спроса увеличивает инфляцию).

Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительство проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям. Например, может развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход - на первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

Прежде всего, от инфляции страдает основная масса населения, то есть рабочие, служащие и т.д., тех, кто получает относительно фиксированные денежные доходы и "субсидирует" тех, чьи денежные доходы меняются. Непредвиденная инфляция наказывает владельцев сбережений. Она приносит выгоды получателям займов за счет кредиторов. Некоторые семьи, владеющие недвижимостью или держащие какие-то финансовые активы, могут и выиграть и проиграть при инфляции, т.к. при инфляции финансовые активы могут обесцениваться, а недвижимость обязательно растет в цене.

Из проведенного анализа вытекает, что рост цен обусловлен целым набором причин и решаться эта проблема должна соответствующими мерами государственной экономической политики:

- выработка принципов и концепции политики цен и ценообразования;

- законодательное и нормативно-правовое обеспечение ценовой политики;

- проведение гибкой монетарной политики с целью преодоления инфляции и стабилизации цен в сфере кредитно-денежных отношений;

- проведение эффективной бюджетной политики, содействующей стабилизации цен и ее социальной направленности;

- регулирование валютного курса и режима обращения иностранной валюты на территории России в сфере взаимодействия внутреннего и внешнего ценообразования;

- формирование и поддержание конкурентного ценообразования, ограничение монополизации цен на конкретные товары, группы товаров сферы производства и потребления;

- формирование, содействие и защита договорно-контрактного ценообразования;

- регулирование цен во внешнеэкономическом обороте применительно к отдельным товарным группам экспорта-импорта;

- развитие системы страхования предпринимательского риска, правовое регулирование сделок государственными организациями;

- субсидирование цен на конкретные группы или виды товаров;

- применение акцизного налогообложения на конкретные виды товаров;

- целенаправленная социальная защита малообеспеченных слоев населения и социальные гарантии;

- индексация цен (в ограниченной области, четко определенной законодательно или постановлением правительства).

Все эти перечисленные предложения позволят управлять инфляционным процессом в интересах подъема национального производства, экономической безопасности народа, что весьма важно в современных экономических условиях.


Список использованной литературы

 

1. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 29 декабря 2006 г. №258-ФЗ.

2. «Об официальном статистическом учёте в системе государственной статистике в Российской Федерации» от 29 ноября 2007г. №282-ФЗ.

3. «Методологические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и субъектах Российской Федерации» от 17 февраля 1999г. №192.

4. «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» от 26 февраля 2004г. №109.

5. «О соглашении между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» от 10 ноября 2007г. №769.

6. Постановление «О торговой надбавке к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)» от 11 апреля 2005 г. №247.

7. Постановление «О торговых надбавках к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 30 мая 2005г. №440.

8. Постановление «О предельном уровне розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд» от 19 декабря 2007г. № 1405.

Научные публикации

9. Бабашкина А.М. Государственное регулирование экономики, - М.: Финансы и статистика, 2003.

10. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа, - М.: Финансы и статистика, 2002 – с. 288.

11. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента.- М.: Финансы и статистика, 2001 – с.383.

12. Баликоев В.В. Общая экономическая теория,- М.: Омега – Л, 2007.

13. Барбаумов В.Е. Финансовые инвестиции. М.: Финансы и статистика, 2003 – с.208.

14. Белявский И.К. Маркетинговое исследование. – М.: Финансы и статистика, 2001, с.153.

15. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - Киев, 2000 – с. 528.

16. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001.

17. Гутман Г.В., Мироедов А.А. Управление региональной экономикой. - М.: Финансы и статистика, 2001.

18. Дубров А.М. Комплексный анализ и эффективность в экономике. – М.: Финансы и статистика. 2002.

19. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики, - М.: Финансы и статистика. 2001.

20. Емельянова А.М. Финансы, налоги и кредит, - М.: РАГС, 2001.

21. Иванов Ю. FOREX: учебное пособие, - М.: Омега-Л, 2005.

22. Козырев В.М. Основы современной экономики. – М.: Экономика, 2003, с.322.

23. Костров А.В. Основы менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2001.

24. Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России, - М.: Финансы и статистика. 2000.

25. Макконнэлл К., Брю С., Экономикс, т.1.,- М., Наука, 1993, с.238.

26. Методические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен №110, - М.: Росстат. 2006.

27. Микульский К.В. Социально-экономические модели в современном мире. Экономика, 2003, с.94.

28. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. – М.: Финансы и статистика, 2002, с.158.

29. Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики. – М.: Финстатинформ. 2002. с. 743.

30. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Владос. 2000.

31. Орусов Д.В. Факторный анализ причин инфляционного процесса в Российской экономике. – М.: Ж. «Финансы и кредит» №3. 2000.

32. Рекомендации по организации работ по статистике потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги в 2007 г. – М.: Росстат. 2007 №13-1-7/9, с.3

33. Сезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. М.: ЮНИТИ, 2001.

34. Суринов А.Е. Статистика. – М.: РАГС. 2005.

35. Статистический ежегодник, 2006г.: Стат. сб./ Тамбовский облкомстат - Т. 2006.

36. Тактаров Г.А. Ценообразование. - М.: Финансы и статистика, 2005.

37. Цены и индексы цен в Тамбовской области. Статистические бюллетени за 2005-2007 гг.- Тамбов, Тамбовоблкомстат, 2005 – 2007 .

38.Цены в Тамбовской области. Статсборник. – Тамбов, Тамбовский облкомстат, 2007.

39. Цены в России. Стат. сборник, - М.: Госкомстат РФ, 2007.


Приложение 1

инфляция цена уровень товар



2019-12-29 273 Обсуждений (0)
Индексы потребительских цен по Российской Федерации и Центральному Федеральному округу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индексы потребительских цен по Российской Федерации и Центральному Федеральному округу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)