Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы организации статистического наблюдения за ценами



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Основные принципы организации статистического наблюдения за ценами 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одними из основных показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике России, являются индексы цен. Проблема отображения движения цен на продукцию, товары и услуги, как в потребительском, так и в производственном секторах экономики в статистической практике решается в комплексном варианте.

В этих условиях Госкомстат России за последние несколько лет (а именно с момента либерализации цен в январе 1992 года) решает задачу построения логической системы показателей статистики цен, характеризующих как уровень, так и динамику цен (тарифов).

Такая система позволяет в достаточной степени осуществлять комплексный анализ ценовых процессов не только внутри конкретной отрасли или сектора, но и экономики в целом.

Основные принципы организации статистического наблюдения за ценами базируются на единых методологических основах, соответствующих мировой практике, Вместе с тем российская статистика цен во многом адаптировала международный опыт отслеживания ценовых процессов с учетом особенностей экономики переходного периода.

Ключевыми направлениями при построении системы индексов цен (тарифов), отражающих инфляционные процессы в секторах экономики, были определены такие, как создание единых методологических подходов при расчете как средних цен, так и индексов цен.

Эти методологические подходы были сформулированы в Методических положениях по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен следующим образом:

• отбор базовых организаций для наблюдения за ценами (тарифами) на товары (услуги);

• формирование наборов товаров (услуг) - представителей с учетом максимального сближения номенклатурных позиций (формирование сквозной номенклатуры для всех секторов экономики);

• организация наблюдения за ценами (тарифами) по выборочной совокупности базовых организаций;

• единые временные параметры регистрации цен (тарифов) на товары и услуги (в конце отчетного месяца);

• единые принципы формирования базисных весов с ежегодным их пересмотром;

• расчет индивидуальных, групповых, отраслевых, региональных индексов цен и тарифов;

• общая для всей системы индексов цен (тарифов) формула расчета;

• построение всей системы индексов цен (тарифов) в разрезе субъектов Российской Федерации.

Для регистрации цен и тарифов на товары и услуги во всех секторах экономики отобраны в каждом субъекте Российской Федерации крупные, средние и малые организации.

В сферу наблюдения за ценами (тарифами) репрезентативно включаются организации всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные и т.д.).

Важной особенностью наблюдения за ценами (тарифами) является принцип репрезентативности выборки групп товаров и услуг для всех субъектов Российской Федерации.

Такой набор товаров и услуг для расчета каждого из всей системы индексов цен формируется на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (как правило, не менее года).

На региональном уровне специалисты отбирают для наблюдения по

каждой позиции набора товаров-представителей несколько видов товаров с конкретными потребительскими свойствами, которые занимают значительный удельный вес либо в их объеме производства либо на потребительском рынке данного региона и предположительно будут либо производиться, либо предлагаться к продаже в течение продолжительного времени.

Территориальным органам Госкомстата России также предоставлено право расширять перечень товаров и услуг для регистрации цен. При этом зарегистрированная ценовая информация на товары (услуги), не включенные в установленный обязательный перечень, участвует в расчетах индексов цен только на региональном уровне.

Такой метод позволяет сохранить представительность регионального уровня в расчете индексов цен по важнейшим товарам и услугам, а также сводных индексов цен (тарифов) в целом по региону, и в то же время существенно уменьшить вероятность искажения этого показателя в связи с многочисленными досчетами недостающей информации при нестабильном производстве или предложении товаров.

В условиях продолжающегося роста цен ежемесячная их регистрация на товары (услуги) - представители проводится в конце отчетного месяца (с 20 по 25 число). По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, регистрация может проводиться в более ранние сроки, но не более чем на один-два дня до установленного времени. Такой метод сбора информации в конце месяца позволяет более полно оценить рост цен в целом за месяц.

В условиях замедляющихся темпов роста цен повышаются требования к качеству собираемой ценовой информации, в связи с этим становятся более жесткими правила сбора информации об уровне цен и тарифов, а также требования по замене товаров в организациях, где регистрируются цены на наблюдаемый перечень товаров.

Расчет системы индексов цен в большинстве случаев производится с месячной периодичностью, реже с квартальной и годовой периодичностью. Ежемесячно рассчитывается вся система индексов цен к предыдущему месяцу, к декабрю предыдущего года, к соответствующему месяцу предыдущего года, нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года.

Расчет базисных индексов цен (тарифов) за квартал, полугодие, период с начала года, как правило, производится "цепным" методом, т.е. путем перемножения месячных индексов цен (тарифов).

 



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Основные принципы организации статистического наблюдения за ценами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы организации статистического наблюдения за ценами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)