Основные принципы организации статистического наблюдения за ценами
Одними из основных показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике России, являются индексы цен. Проблема отображения движения цен на продукцию, товары и услуги, как в потребительском, так и в производственном секторах экономики в статистической практике решается в комплексном варианте. В этих условиях Госкомстат России за последние несколько лет (а именно с момента либерализации цен в январе 1992 года) решает задачу построения логической системы показателей статистики цен, характеризующих как уровень, так и динамику цен (тарифов). Такая система позволяет в достаточной степени осуществлять комплексный анализ ценовых процессов не только внутри конкретной отрасли или сектора, но и экономики в целом. Основные принципы организации статистического наблюдения за ценами базируются на единых методологических основах, соответствующих мировой практике, Вместе с тем российская статистика цен во многом адаптировала международный опыт отслеживания ценовых процессов с учетом особенностей экономики переходного периода. Ключевыми направлениями при построении системы индексов цен (тарифов), отражающих инфляционные процессы в секторах экономики, были определены такие, как создание единых методологических подходов при расчете как средних цен, так и индексов цен. Эти методологические подходы были сформулированы в Методических положениях по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен следующим образом: • отбор базовых организаций для наблюдения за ценами (тарифами) на товары (услуги); • формирование наборов товаров (услуг) - представителей с учетом максимального сближения номенклатурных позиций (формирование сквозной номенклатуры для всех секторов экономики); • организация наблюдения за ценами (тарифами) по выборочной совокупности базовых организаций; • единые временные параметры регистрации цен (тарифов) на товары и услуги (в конце отчетного месяца); • единые принципы формирования базисных весов с ежегодным их пересмотром; • расчет индивидуальных, групповых, отраслевых, региональных индексов цен и тарифов; • общая для всей системы индексов цен (тарифов) формула расчета; • построение всей системы индексов цен (тарифов) в разрезе субъектов Российской Федерации. Для регистрации цен и тарифов на товары и услуги во всех секторах экономики отобраны в каждом субъекте Российской Федерации крупные, средние и малые организации. В сферу наблюдения за ценами (тарифами) репрезентативно включаются организации всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные и т.д.). Важной особенностью наблюдения за ценами (тарифами) является принцип репрезентативности выборки групп товаров и услуг для всех субъектов Российской Федерации. Такой набор товаров и услуг для расчета каждого из всей системы индексов цен формируется на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (как правило, не менее года). На региональном уровне специалисты отбирают для наблюдения по каждой позиции набора товаров-представителей несколько видов товаров с конкретными потребительскими свойствами, которые занимают значительный удельный вес либо в их объеме производства либо на потребительском рынке данного региона и предположительно будут либо производиться, либо предлагаться к продаже в течение продолжительного времени. Территориальным органам Госкомстата России также предоставлено право расширять перечень товаров и услуг для регистрации цен. При этом зарегистрированная ценовая информация на товары (услуги), не включенные в установленный обязательный перечень, участвует в расчетах индексов цен только на региональном уровне. Такой метод позволяет сохранить представительность регионального уровня в расчете индексов цен по важнейшим товарам и услугам, а также сводных индексов цен (тарифов) в целом по региону, и в то же время существенно уменьшить вероятность искажения этого показателя в связи с многочисленными досчетами недостающей информации при нестабильном производстве или предложении товаров. В условиях продолжающегося роста цен ежемесячная их регистрация на товары (услуги) - представители проводится в конце отчетного месяца (с 20 по 25 число). По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, регистрация может проводиться в более ранние сроки, но не более чем на один-два дня до установленного времени. Такой метод сбора информации в конце месяца позволяет более полно оценить рост цен в целом за месяц. В условиях замедляющихся темпов роста цен повышаются требования к качеству собираемой ценовой информации, в связи с этим становятся более жесткими правила сбора информации об уровне цен и тарифов, а также требования по замене товаров в организациях, где регистрируются цены на наблюдаемый перечень товаров. Расчет системы индексов цен в большинстве случаев производится с месячной периодичностью, реже с квартальной и годовой периодичностью. Ежемесячно рассчитывается вся система индексов цен к предыдущему месяцу, к декабрю предыдущего года, к соответствующему месяцу предыдущего года, нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года. Расчет базисных индексов цен (тарифов) за квартал, полугодие, период с начала года, как правило, производится "цепным" методом, т.е. путем перемножения месячных индексов цен (тарифов).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |