Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индексы потребительских цен на продовольственные товары



2019-12-29 225 Обсуждений (0)
Индексы потребительских цен на продовольственные товары 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Таблица 1 - Индексы цен и тарифов в Тамбовской области декабрь к декабрю предыдущего года, в %

  2005 г. 2006 г. 2007 г.
Индекс потребительских цен 109,8 109,4 112,4
Индекс цен производителей промышленных товаров 108,1 111,3 114,6
Сводный индекс цен строительной продукции 110,5 109,9 112,4
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции 102,5 106,7 128,1
Индекс тарифов на грузовые перевозки 110,0 100,0 112,8
Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц 102,1 103,3 100,5

 

Одним из важнейших факторов, создающих условия для удорожания потребительских товаров и услуг является всё ещё остающийся на высоком уровне рост цен в отдельных секторах экономики. Вместе с тем, при сохранении общей тенденции к росту цен, динамика изменения цен по секторам экономики была различной (рис. 2).


Рис. 2 - Индексы цен и тарифов в декабре в 2006 - 2007 гг. в Тамбовской области

 

Рост цен и тарифов в потребительском секторе области наблюдался на протяжении всего анализируемого периода. В 2007 г. максимальный индекс цен по области был зафиксирован в секторе производителей сельскохозяйственной продукции (128,1 %).

Экономическая ситуация на потребительском рынке области характеризовалась увеличением темпов инфляции. Рост цен и тарифов в потребительском секторе области наблюдался на протяжении анализируемых трех лет (данные таблицы 2) и повторял общероссийские тенденции (данные таблицы 8). По итогам 2007 г. прирост цен на товары и платные услуги составил 12,4%, что на 3 процентных пункта выше, чем в 2006 г. Небольшое замедление темпов роста цен наблюдалось по группе платных услуг населению – на 0,3 процентного пункта. Прирост цен на непродовольственные товары по сравнению с 2006 г. увеличился на 0,4 процентного пункта и составил 8,2%. Опережающими темпами в 2007 г. дорожали продовольственные товары, их прирост составил 17,3%, что на 8,3 процентного пункта выше, чем в 2006 г.


Таблица 2 - Сводные индексы потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги в Тамбовской области декабрь к декабрю предыдущего года, в %

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.
 Все товары и платные услуги

109.83

109.38

112,44
 Все товары

108.56

108.48

112,73
 Продовольственные товары

109.84

109.00

117,28
 Непродовольственные товары

106.69

107.80

108,15
 Платные услуги

115.02

111.97

111,64

 

Тенденция изменения динамики потребительских цен на товары и платные услуги в 2003-2007 гг. имела следующий вид:

 

Рис. 3 - Темпы роста потребительских цен на товары и платные услуги в Тамбовской области

 

Преобладающее влияние в 2007 г. на общий рост потребительских цен оказало удорожание продовольственных товаров, - «вклад» в инфляцию этой группы товаров с учетом ее доли в потребительских расходах населения (29.8% ) оставался максимальным. В 2007 г. в области темп прироста цен на продовольственные товары были выше общего увеличения цен на товары и услуги (17,3% против 12,4%), в том числе продукты питания подорожали на 18,9%, алкогольные напитки – на 10,0% (в 2006 г. рост цен на продовольственные товары составил 9,0%, продукты питания - 8,3 %, алкогольные напитки – 12,4%).

 

Таблица 3 - Индексы потребительских цен на группы продовольственных товаров в Тамбовской области декабрь к декабрю предыдущего года, в %

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.
Продовольственные товары

109.84

109.00 117,28
 Мясопродукты

118.82

103.93 110,65
Мясо и птица

120.62

101.97 110,71
Мясо

118.97

106.35 108,39
Мясо птицы

124.97

90.47 117,48
Колбасные изделия и копчености

116.23

106.53 110,67
Колбасы вареные

116.16

106.00 113,18
Говядина, свинина тушеная консервированная, 350 г

117.44

105.28 104,23
Рыбопродукты

116.59

106.68 103,27
Рыба и морепродукты пищевые

114.56

109.06 103,79
Сельдь соленая, кг

126.64

99.39 97,95
Консервы рыбные

113.86

104.54 108,85
Масло и жиры

105.34

103.55 138,73
Молоко и молочная продукция

113.25

108.54 129,43
Сыр

112.61

101.28 161,88
Консервы овощные

110.41

104.44 116,87
Консервы фруктово-ягодные

97.35

105.84 110,83
Яйца куриные, 10 шт.

85.37

115.26 128,56
Сахар-песок, кг

96.95

119.79 94,17
Кондитерские изделия

106.35

112.21 111,42
Варенье, джем, повидло, мед

95.72

112.62 101,54
Чай, кофе

109.33

105.21 105,57
Соль, соус, специи, концентраты

105.15

106.33 131,11
 Мука

90.94

112.67 146,34
Хлеб и хлебобулочные изделия

104.25

109.84 141,35
Макаронные и крупяные изделия

96.42

112.85 129,13
Крупа и бобовые

94.43

123.46 129,58
 

2005 г.

2006 г.

2007 г.
Макаронные изделия

98.59

100.64 128,56
Плодоовощная продукция, включая картофель

114.26

113.85 119,36
Фрукты и цитрусовые

115.57

115.75 112,80
Алкогольные напитки

106.39

112.39 110,01
Водка

107.49

112.54 105,22
Вина виноградные

103.33

124.76 120,84
Коньяк

97.57

120.13 115,90
Шампанское

107.34

105.90 104,73
Пиво

106.38

107.12 112,60
 Напитки безалкогольные

112.47

109.15 111,34
Мороженое сливочное, кг

118.71

112.79 112,05
Общественное питание

118.09

117.22 115,45

 

Вследствие опережающего роста цен в 2007 г. на муку пшеничную (на 46,3%), в области ускоряются темпы прироста цен на хлеб и хлебобулочные изделия – на 41,4%. Вместе с тем, наблюдалось существенное отличие темпов роста цен в зависимости от сорта хлеба и булочных изделий. Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сорта подорожал на 68,0%, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта – на 56,5%, булочные изделия сдобные из муки высшего сорта – на 45,8%, хлеб ржаной и ржано-пшеничный – на 26,5% (приложение 1). Наиболее наглядно это видно на рисунке 4:


Рис. 4 - Динамика индексов потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия за 2007 г. в Тамбовской области

 

Макаронные и крупяные изделия подорожали на 29,1%. Цены на горох выросли на 76,0%, пшено – на 43,5%, крупу манную, рис, вермишель – на 30,5-35,5%.

Соль, соус, специи, концентраты подорожали на 31,1%, в том числе соль поваренная пищевая подорожала на 33,4%.

Цены на молоко и молочную продукцию в течение 2007 г. росли неравномерно. Наибольший их рост приходился на начало года и конец года. Если цена на молоко цельное пастеризованное увеличилась на 40,4 %, то молоко цельное разливное подорожало меньше – на 30,7 %, что показано на рисунке 5.


Рис. 5 - Динамика индексов потребительских цен на молоко за 2003-2006 гг. в Тамбовской области

 

В целом за год максимально выросли цены на сыры сычужные твердые и мягкие, сыры плавленые – на 61,5-63,1%, масло подсолнечное – на 56,9%, кисломолочные продукты, творог – на 30,1-34,1%, масло сливочное, сырки творожные – на 27,1-29,7%.

Следует отметить, что произошел значительный рост цен на яйца – на 28,6%.

Консервы овощные подорожали на 16,9%, из них овощи натуральные консервированные - на 23,5%, консервы томатные – на 17,7%.

Из группы кондитерских изделий наибольшее подорожание произошло на кексы, рулеты – на 19,0%, печенье – на 14,3%, торты – на 13,0%.

Прирост цен на мясо и птицу составил 10,7%. Более всего из этой группы подорожали куриные окорочка – на 22,2%, пельмени – на 16,0%. Колбасные изделия и копчености подорожали на 10,7%, в том числе колбаса вареная 1 сорта подорожала на 17,7%, сосиски, сардельки, колбаса вареная высшего сорта – на 11,1-11,2%.

Ниже среднеобластного уровня сложился рост цен на рыбопродукты и составил 3,3%; икра лососевых рыб подорожала на 38,0%, сельдь соленая подешевела на 2.0%, рыба соленая – на 1,3%.

Рост цен на плодоовощную продукцию, включая картофель, сложился выше среднеобластного и составил 19,4%. Из наблюдаемых видов плодоовощной продукции, включая картофель, за 2007 г. более всего подорожала капуста свежая – в 2,0 раза, свекла столовая, морковь, чеснок, картофель – на 21,7-29,4%. Фрукты и цитрусовые подорожали на 12,8%, заметнее всего подорожали лимоны – в 2,1 раза, груши – на 29,1%.

Цены на алкогольные напитки за 2007 г. в области увеличились на 10,0%, при росте цен на продовольственные товары без алкогольных напитков на 18,9%. Вина виноградные крепленые подорожали на 30,4%, коньяк отечественный – на 19,4%, вино виноградное столовое – на 17,5%. Пиво за год возросло в цене на 12,6% (отечественное – на 13,2%, импортное – на 7,0%).

Сахар-песок в области за 2007 г. подешевел на 5,8%.

Во исполнение пункта 5 Постановления Правительства РФ от 10 ноября 2007 г. N769 «О соглашении между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» в Тамбовской области заключено Соглашение между Управлением по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области и Ассоциациями, Союзами и объединениями, представляющие интересы организаций, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, организациями, осуществляющие оптовую и розничную торговлю продовольственными товарами, о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости с 20 ноября 2007 г. по 1 мая 2008 года. Товары, определенные Соглашением: хлеб пшеничный (батоны «Нарезной » и «Подмосковный»), хлеб ржано-пшеничный («Дарницкий» и «Тамбовский»), молоко жирностью 2,5% (три наименования), кефир жирностью 1%, масло сливочное жирностью 72,5% (два наименования), масло подсолнечное (два наименования), яйцо куриное С 2, сахар весовой, сыр жирностью 45%, сыр колбасный (мягкий).

Анализ данных позволяет сделать вывод, что по продовольственным товарам наблюдаются ярко выраженные сезонные колебания цен на отдельные виды плодоовощной продукции. При этом по данной группе продукции наблюдаются закономерности в цикличности сезонных, повторяющихся из года в год колебаний цен, что отражается на динамике индексов потребительских цен. Несмотря на принятие Правительством мер по сдерживанию цен на некоторые социально значимые продовольственные товары, цены на них продолжают расти.

Для анализа инфляционных процессов как в целом по России, так и в разрезе субъектов Российской Федерации, помимо индекса потребительских цен исчисляются показатели, позволяющие сопоставлять изменение цен в условиях одинаковой структуры потребления населением тех или иных потребительских товаров и услуг.

Исходя из информации о средних ценах на отдельные товары и услуги и нормах их потребления, определяется стоимость различных наборов товаров и услуг.

Общим принципом при исчислении этих показателей как по субъектам Российской Федерации, так и по России в целом является использование единых норм потребления (для каждого набора они свои) и средних цен по субъекту (России).

Стоимость минимального набора продуктов питания отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен на основные продукты питания.

Стоимость минимального набора продуктов питания определена на основе цен на продукты питания, входящих в него, и норм их потребления для мужчины трудоспособного возраста (приведены в Методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999г. № 192).

При исчислении стоимости минимального набора продуктов питания используются единые для всех субъектов Российской Федерации нормы потребления.

 

Таблица 4 - Расчет стоимости минимального набора продуктов питания, рассчитанного по среднероссийским нормам потребления по Тамбовской области в декабре 2007 года

Наименование товара (услуги)

Нормы потребления, в расчете на год

Средняя цена, рублей

Стоимость, рублей

А

1

2

3

Мука пшеничная, кг

20,00

16,69

27,82

Хлеб ржаной, ржано-пшеничный, кг

115,00

10,98

105,23

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, кг

75,00

25,62

160,13

Рис шлифованный, кг

5,00

28,96

12,07

Пшено, кг

6,00

18,80

9,40

Горох и фасоль, кг

7,30

17,45

10,62

Вермишель, кг

6,00

23,52

11,76

Картофель, кг

150,00

9,89

123,63


Капуста белокочанная свежая, кг

35,00

15,30

44,63

 

Лук репчатый, кг

20,00

15,24

25,40

 

Морковь, кг

35,00

13,33

38,88

 

Огурцы свежие, кг

1,80

69,95

10,49

 

Яблоки, кг

18,60

28,81

44,66

 

Сахар-песок, кг

20,00

18,01

30,02

 

Говядина (кроме бескостного мяса), кг

15,00

138,85

173,56

 

Свинина (кроме бескостного мяса), кг

4,00

161,58

53,86

 

Баранина (кроме бескостного мяса), кг

1,80

152,86

22,93

 

Куры (кроме куриных окорочков), кг

14,00

77,81

90,78

 

Рыба замороженная неразделанная, кг

14,00

62,91

73,39

 

Сельдь соленая, кг

0,70

66,48

3,88

 

Молоко цельное разливное непастеризованное, л

110,00

17,68

162,07

 

Сметана, кг

1,80

85,65

12,85

 

Масло сливочное, кг

1,80

124,05

18,61

 

Творог нежирный, кг

10,00

105,10

87,58

 

Сыры сычужные твердые и мягкие, кг

2,50

216,62

45,13

 

Яйца куриные, 10 шт.

18,00

32,38

48,57

 

Масло подсолнечное, кг

7,00

52,61

30,69

 

Маргарин, кг

6,00

41,13

20,57

 

Карамель, кг

0,70

65,10

3,80

 

Печенье, кг

0,70

48,44

2,83

 

Чай черный байховый, кг

0,50

232,54

9,69

 

Соль поваренная пищевая, кг

3,65

5,77

1,76

 

Перец черный (горошек), в пересчете за кг

0,73

327,43

19,92

 

Стоимость набора, в расчете на месяц

 

 

1537,15

 
               

 

Стоимость минимального набора продуктов питания, рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, в среднем по области в конце декабря 2007 г. составила 1537,15 рубля в расчете на месяц. По сравнению с концом декабря 2006 г. возросла на 22,1%.

Структура стоимости минимального набора продуктов питания в области в декабре 2007 г. по сравнению с декабрём 2006 г. претерпела ряд изменений. Вследствие опережающего роста цен на яйца; хлеб, крупы и макаронные изделия; плоды и овощи доля расходов на их покупку увеличилась, а на покупку мясопродуктов, рыбопродуктов доля расходов снизилась.

 

Таблица 5 - Стоимость минимального набора продуктов питания по Российской Федерации и регионам Центрального федерального округа в декабре 2006 г.

 Наименование региона Стоимость набора, рублей, в расчёте на месяц Изменение стоимость набора, в %, к декабрю предыдущего года
Российская Федерация 1801,95 122,3
Центральный федеральный округ 1804,71 122,6
Белгородская 1528,44 116,9
Брянская 1578,25 123,9
Владимирская 1787,36 129,8
Воронежская 1720,44 130,9
Ивановская 1637,98 128,6
Калужская 1678,94 120,7
Костромская 1713,22 130,9
Курская 1637,86 129,7
Липецкая 1578,85 128,7
г. Москва 2047,45 115,7
Московская 1823,30 124,9
Орловская 1608,82 127,9
Рязанская 1750,11 132,4
Смоленская 1751,85 119,8
Тамбовская 1537,15 122,1
Тверская 1723,86 122,1
Тульская 1827,99 128,8
Ярославская 1762,23 128,8

 

Анализ приведённых данных свидетельствует, что в декабре 2007 г. из 18 регионов Центрального федерального округа наибольшая стоимость минимального набора продуктов питания наблюдалось в г. Москва – 2047,45 рубля, что на 245,5 рубля выше, чем по Российской Федерации и выше ЦФО на 242,74 рубля. Наименьшая стоимость минимального набора продуктов питания зарегистрирована в Белгородской области – 1528,44 рубля, что ниже, чем по Российской Федерации на 273,51 рубль, а по сравнению с ЦФО ниже на 276,27 рублей. По величине стоимости минимального набора продуктов питания Тамбовская область находится среди областей ЦФО на 17 месте.

 



2019-12-29 225 Обсуждений (0)
Индексы потребительских цен на продовольственные товары 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индексы потребительских цен на продовольственные товары

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)