Индексный метод в изучении динамики цен
Коренные изменения в экономике России, связанные с переходом на рыночные основы хозяйствования, привели к радикальной смене прежнего механизма управления, в том числе и ценообразования. Эти изменения определили необходимость реформирования статистики цен. Основы современной методологии статистики цен, соответствующей новым условиям экономического развития России и международным стандартам, были заложены к концу 1991 года (накануне либерализации цен в январе 1992 года). Внедрение этой методологии осуществлялось постепенно, по мере накопления опыта работы и изучения потребностей управления экономикой. В этих условиях за последние несколько лет (а именно с момента либерализации цен в январе 1992 года) решается задача построения системы показателей статистики цен, характеризующих как уровень, так и динамику цен (тарифов) во всех секторах экономики. Такая система позволяет в достаточной степени осуществлять комплексный анализ ценовых процессов не только внутри конкретной отрасли или сектора, но и экономики в целом. Основные принципы организации статистического наблюдения за ценами базируются на единых методологических основах, соответствующих мировой практике. Вместе с тем российская статистика цен во многом адаптировала международный опыт отслеживания ценовых процессов с учетом особенностей экономики переходного периода. Ключевыми направлениями при построении системы индексов цен (тарифов), отражающих инфляционные процессы в секторах экономики, были определены такие, как создание единых методологических подходов при расчете как средних цен, так и индексов цен. Единые подходы при расчете системы индексов цен (тарифов) позволяют максимально точно сопоставлять их динамику на товары (услуги) во всех секторах экономики. Статистика цен продолжает развиваться в направлении применения международных стандартов построения системы индексов и уровней цен, расширяя сферу наблюдения за их динамикой в различных секторах экономики и продолжая перевод отдельных ее показателей на единые методологические принципы. Такая потребность в уточнении и совершенствовании методов наблюдения за динамикой цен во всех секторах экономики была во многом обусловлена существенным замедлением темпов роста цен и тарифов на товары и услуги во всех секторах экономики, что предъявляет дополнительные требования к повышению точности рассчитываемых индексов цен. Сложившаяся к настоящему времени система статистического наблюдения за уровнем и динамикой цен явилась результатом реализации основной из задач, стоящих перед этим направлением статистики. Была создана логически стройная и внутренне непротиворечивая система индексов и уровней цен, разрабатываемых по единым основным методологическим принципам, во всех секторах экономики.
Задачи статистики цен
Статистика цен входит составной частью в социально-экономическую статистику, она изучает всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений. Цена является важнейшим стоимостным измерителем. Цену как объект изучения статистики цен, следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики. С позиций макроэкономики на цену воздействуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т.д. С микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль. Цены формируются как в процессе производства, так и в процессе обмена товаров. Значение цен в экономическом механизме велико. Коренные изменения в экономике России и ее государственном устройстве, связанные с переходом на рыночные основы хозяйствования, привели к радикальной ломке прежнего механизма управления, в том числе и в ценообразовании. В условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно. Система цен строилась по цепочке, последовательно переходя от продукции добывающих и сырьевых отраслей к продукции передельного цикла и товарам народного потребления. Плановые цены отличались относительной устойчивостью, стабильностью. Но чем дольше они действовали, тем больше формировался отрыв конкретных цен от реальной величины затрат, тем больше цены превращались в «кривое зеркало», что приводило к еще большим ошибкам в планировании экономики. Эти противоречия решались, в основном, путем периодических пересмотров цен - общих (например, сметных норм и цен в строительстве в 1969 и в 1984 гг.), либо частичных - по отдельным прейскурантам или их группе (например, пересмотр оптовых цен на продукцию машиностроения и легкой промышленности в 1973 году). Пересмотры прейскурантных цен в СССР были осуществлены в 1936, 1949, 1956, 1967, 1973, 1982, 1990, 1991 годах. Проводимые централизованно пересмотры цен охватывали все виды (артикул, сорт, марка) продукции, включенной в прейскуранты, подвергавшиеся пересмотру. В период между пересмотрами системы цен соблюдался принцип обеспечения их стабильности. С переходом на рыночные основы хозяйствования доминирующее положение заняли свободные цены. В рыночной экономике цена широко реализует свою балансирующую функцию. Она заключается в том, что с помощью цен достигается баланс между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента товаров с учетом спроса. Сущность цены проявляется не только в ее балансирующей функции. Государством широко используется распределительная функция цены, которая предполагает возможность распределения и перераспределения произведенной стоимости между отдельными отраслями и секторами экономики, между различными регионами, отдельными социальными группами населения и т.д. Именно через эту функцию цены государство в значительной мере решает социальные проблемы общества. Цена выполняет также критериальную функцию, поскольку является соизмерителем, с одной стороны, затрат, с другой - результатов труда. Соотношение между результатом и затратами характеризует эффективность затрат. Не рассматривая подробно все функции цены в рыночном механизме хозяйствования, отметим лишь то, что они действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии и взаимосвязи. В тесной взаимосвязи действуют в сфере экономических отношений и различные виды цен, составляющие единую систему цен, которые можно классифицировать. Так, например, с учетом сферы товарного обращения выделяются цены производителей и потребительские цены. Кроме того, цены можно классифицировать в зависимости от отраслевого признака, от назначения товаров и услуг, от уровня регулирования цен и т.д. Статистика изучает всю систему цен. Общеэкономические условия и роль цен в условиях становления рыночного хозяйственного механизма предопределили роль статистики в общей информационной системе. Для получения объективной информации о ценовых процессах потребовалось решить две проблемы: - разработать принципиально новую систему сбора информации о ценах; - совершенствовать систему показателей и методологию их расчета с учетом адаптации к международным стандартам. Основы совершенствования методологии статистики цен были заложены к концу 1991 года (накануне либерализации цен в январе 1992 года). Внедрение этой методологии осуществлялось постепенно, по мере накопления опыта работы и изучения потребностей управления экономикой. С момента либерализации цен (в январе 1992 года) решалась задача построения логической системы показателей статистики цен, которая реализует построение по единым методологическим принципам систему наблюдения за уровнем и изменением цен во всех секторах экономики. Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны формирования и движения цен. Она должна быть достаточно устойчива, но в период становления рыночных отношений необходимы ее динамичность и непрерывное совершенствование. В этот период расширяется предложение, действует большое количество цен, что затрудняет получение информации о ценах на конкретные виды товаров, поэтому в системе показателей особое место занимают индексы цен, которые отражают изменение цен по обобщенным потокам товаров и услуг. В связи с этим в системе показателей особое место занимают индексы цен на товары и услуги. В анализе движения цен наряду с индексами используются и динамические ряды средних цен, позволяющие изучить соотношения цен на разные виды товаров. Важную роль в анализе ценовой информации играют пространственные ряды цен, на основании которых проводятся межрегиональные сопоставления уровней цен на одни и те же группы товаров, сопоставление уровней цен по различным каналам реализации товаров и т.д. При статистическом изучении требуются разработка и анализ структуры цен определенных товаров. Они позволяют выявить сложившиеся условия производства и обращения, связи между производителями по технологической цепочке, распределительные отношения, реализуемые через цены в условиях свободного ценообразования. Система показателей статистики цен используется не только для изучения ценовых процессов, но и при расчетах большинства стоимостных показателей отраслевого и макроэкономического уровней. При построении системы показателей статистики цен предусматривается и определенная ее согласованность с показателями других направлений статистики (например, статистики промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, торговли) и статистики, изучающей функциональные аспекты (например, потребление, уровень жизни, финансы). Проблемы разработки системы показателей, методологии сбора, обработки и анализа ценовой информации довольно сложны, и одним из перспективных направлений их решения является подготовка методической концепции статистики цен с учетом дифференциации экономических показателей в системе национальных счетов (СНС). Задачи статистики цен на современном этапе можно сгруппировать исходя из следующих целей: • изучение конъюнктуры рынка; • выявление средней динамики цен (тарифов) на произведенные продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики; • выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся на потребительском рынке; • определение стоимости набора основных продуктов питания и фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения; • элиминирование стоимостных макропоказателей от изменения цен (дефляция), например, ВВП и показателей CHCД; • определение паритета покупательной способности валют для международных сопоставлений национального продукта.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |