Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возрастные особенности как причины трудновоспитуемости.



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Возрастные особенности как причины трудновоспитуемости. 0.00 из 5.00 0 оценок




Описание человека, как правило, начинается с указания его возраста. Возраст откладывает свой отпечаток не только на внешности. Со временем у человека происходят заметные изменения в психике. Основой для выделения возрастных периодов может быть господство в определенный временной отрезок жизни той или иной деятельности, с которой связывается развитие человека, освоение им социальных функций. Она называется ведущей деятельностью.

    «Периоды и стадии детского развития соответствуют освоению ребенком качественно новых для него социальных отношений. Каждая стадия завершается более или менее выраженным кризисом развития, являющимся началом последующей стадии. КРИЗИС означает вызревание новой потребности, которую в настоящий момент ребенок не может удовлетворить имеющимися у него средствами» [10]

    Во время обучения в школе таких кризисов у школьников три: кризис 7 лет, кризис 11 – 12 лет, кризис 15 лет (по Д.Б. Эльконину)  

    Возрастной кризис состоит в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразования предшествующего стабильного периода, т.е. превращение новообразования стабильного периода в субъектную способность индивида. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом – трудновоспитуемостью.

    Если предположить, что истоком кризиса является несоответствие старой системы воспитания и новых стремлений ребенка, то разумно заключить, что теоретически возможно построить такую систему, при которой таких несоответствий не будет. Но это только теоретически.

    «В критическом возрасте ребенка из носителя способности, новообразования превращается в субъект этой способности, новообразования. Для родителей и воспитателей эти периоды оказываются трудными, поскольку привычные воспитательные меры не оказывают своего действия, не достигают цели. Ребенок словно бы ускользает от них или даже отвечает неожиданной грубостью». [11]    

Причин возникновения трудностей может быть несколько:

– ребенок, используя новые возможности, еще не может предвидеть результаты своих действий;

– изменение действий ребенка в связи с необходимостью опробования новых способностей в новых ситуациях действования, и многое другое.

    Кризис 7 лет. Ведущей деятельностью становится учение. Все, что связано со школой имеет для младшего школьника личностный смысл. Поведение характеризуется различными формами негативизма, возникновением самостоятельных занятий и расширением сферы интересов. Трудности в поведении (негативизм) касаются домашней ситуации. В этот период для ребенка очень важна эмоциональная оценка его деятельности: поощрение, поддержка, помощь. Важно не убить у него интерес, познавательную мотивацию к учебе.

    Подростковый возраст (кризис 11-13 лет). К этому возрасту интеллектуальное развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Появляется потребность в самостоятельности, стремление к независимости.

    Подростковый возраст характеризуется особым интересом взрослеющего человека к себе, к своему внутреннему облику, происходит интенсивное самопознание.

    Ребенок все больше стремится выглядеть как взрослый, настаивает на новых правах, с разной степенью требовательности адресуясь к разным членам семьи.

    В этот период подросток нуждается в защите и помощи, так как новые формы поведения требуют от него огромного эмоционального напряжения. Взрослый должен приложить все усилия для того, чтобы подросток смог дифференцировать собственное отношение к разным жизненным ситуациям, обнаружить их разный смысл и различную эмоциональную окраску.

    «Ребенок склонен «переходить на личности»: указывать взрослому на мелкие промахи, недочеты в работе, частая тема – необъективность или несправедливость. Эти особенности не случайны, а также весьма характерны для периода особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, и учителей – не в последней степени.

    Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом – составить представление о себе через взгляд окружающих».[12]

У трудновоспитуемых подростков есть своя система оправдания поступков:

1. «Правила существуют для средних людей».

2. Игнорирование нравоучений.

В настоящее время много говорят об отклоняющемся поведении, под которым понимают действия и поступки отдель­ных людей или групп, противоречащие нормам и стандартам поведения. Социальные отклонения в поведении очень разнообразны, и считается, что наи­более подвержены ему подростки 13—14 лет. Ряд форм отклоняющегося поведения, такие, как курение, ненормативная лекси­ка, драки, подростки считают почти нор­мой, обычным явлением в жизни.

По данным мониторинга первичного анализа факторов риска (курение, алкоголизм, нарколизация) среди школьников г.Ханты-Мансийска в октябре-ноябре 2005 года.[13]

Курят

9 класс 10 класс 11 класс
Юноши –21% Девушки-18% 34% 27% 29% 22%

Пробовали наркотические и токсические вещества

9 класс 10 класс 11 класс
Юноши –5% Девушки-3% 7,2% 2,8% 7,1% 9,3%

 

 

    Юношеский возраст сопровождается достаточно сильными противоречивыми переживаниями. Кризис юношеского возраста достаточно затяжной. Если ранее стремление к самостоятельности приводило к кризису, начинавшему новый период жизни ребенка, где явное или скрытое руководство развитием продолжали осуществлять взрослые, то юношеский возраст – пора принятия истинно самостоятельных решений.

    В этом возрасте надо решить несколько жизненно важных вопросов: выбор профессии, интимные отношения (дружба, любовь). В этом возрасте преобладающими становятся: мотив деятельности, смыслообразующий мотив.

        Особенность юношеского возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие фундамен­тальные качества, которые затем транслируются в его бу­дущую жизнь. Их проекцию на жизненном пути можно проследить. Знаменитый совет Н. В. Гоголя — забирать из детства все лучшее, так как не появится оно потом, — верен и с точки зрения современных научных данных. Конечно, изменения в мировосприятии и мироощущении человека происходят всю жизнь. В этом основа возмож­ности перевоспитания. Но, все же именно в детско-юно­шеском возрасте человек своей генетической природой открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется. В зрелом возрасте изменения наступают значительно медленнее, требуют более интенсивных и разнообразных, а главное, более продолжительных воздействий.[14]

Коррекция трудновоспитуемости ребенка в кризисе проводится, если условия протекания кризиса не обеспечивают решение задач развития. Очень часто родительские (учительские) коррекции требуют ответы на вызывающее поведение детей. Одна из форм коррекции – вербализация – обсуждение с ребенком возникающих проблем.

 

 



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Возрастные особенности как причины трудновоспитуемости. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возрастные особенности как причины трудновоспитуемости.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)