Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семья как причина трудновоспитуемости.



2019-12-29 458 Обсуждений (0)
Семья как причина трудновоспитуемости. 0.00 из 5.00 0 оценок




   

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.

    Ответственность родителей за свой труд велика. Перед будущим и настоящим, перед обществом, перед своей совестью отвечает родитель за то, кем и какими станут его дети. Ко­нечно, не только от родителей зави­сят судьбы подрастающего поколе­ния. Кроме родителей воспитанием занимаются школа и общество.[15]

    Каковы же особенности семей, способствующих возникновению трудностей в поведении школьников? Существуют различные классификации неблагополучных семей [16]

    Л.С. Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная семьи. Г.П. Бочкарева выделяет семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители подавляют волю детей; семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, родители безразличны к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений; семьи с нездоровой нравственной атмосферой.

    А.Е. Личко выделяет 4 стиля воспитания, способствующие появлению трудных детей:

1) гиперопека различных степеней;

2) гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;

3) создание кумира семьи;

4) ситуация, создающая «золушек» в семье.

Б.Н. Алмазов выделяет следующие типы неблагополучных семей:

1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семья с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей;

2) конфликтные семьи: а) где родители не стремятся исправить недостатки своего характера; б) где один родитель нетерпим к манере поведения другого;

3) нравственно неблагополучные семьи;

4) педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития.

Можно говорить о пяти особенностях отношений трудновоспитуемых и взрослых:

· о непонятном для родителей поведении ребенка;

· об их взаимном отчуждении;

· о демонстративном непослушании;

· о преднамеренном нарушении требований взрослых;

· о том, что при попытках родителей исправить положение, возникает обратный эффект: ребенок ведет себя еще хуже.

Можно выделить такие формы проявления невосприимчивости к воспитательным влияниям: отказ, протест, равнодушие, неповиновение, демонстрация враждебности как выражение отношения к родителям или педагогам. По сравнению с другими детьми у трудных такие формы поведения всегда окрашены грубостью, т. к. являются следствием спонтанной реакций, которая опережает способность анализировать и прогнозировать происходящее.

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению трудных детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и т.д. Дети усваивают не только положительные, не и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами.

Серьёзная причина появления трудновоспитуемых детей в нор­мальной семье - неправильные отно­шения между родителями и детьми. Формы этих отношений таковы[17]:

- чрезмерная вспыльчивость роди­телей, непродуманность действий и решений при воспитании ребёнка;

- неуважение личного достоинства ребёнка, пренебрежительное отно­шение к нему;

- излишняя уступчивость родите­лей в конфликтных ситуациях;

- эгоцентрическое положение ре­бёнка в семье (все о нём думают, все заботятся, а он ни о ком и пи о чём не беспокоится);

- невнимание к внутреннему миру ребенка, непонимание мотивов его действий и поступков.

 

Для профилактики или ликвидации «трудного» поведения у ребенка важно воспитывать дисциплинированность. Большую роль играет реагирование старших на хороший или плохой поступок ребенка. Родители трудных детей этого часто не понимают. Они редко хвалят за хорошее поведение, часто неправильно и непоследовательно ругают за плохое поведение, не понимая, что подчас отрицательное поведение вызвано желанием привлечь внимание родителей. Поэтому правильнее будет игнорировать плохое поведение и обращать внимание на ребенка в случае положительных действий, выказывая ему одобрение. Ребенку лучше привить немного согласованных правил поведения, чем много несогласованных, создать у него собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя вне зависимости от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей [18]

Форма невосприимчивости ребенка "к педагогическим воздействиям является показателем качества семейного воспитания и проявляется по самым разным поводам и в самых разных ситуациях, особенно если возникает барьер непонимания между родителями и детьми. Беда не только в том, что взрослые не понимают своего ребенка, но и в том, что он не понимает или не хочет понять своих родителей. Непонимание всегда ведет к отчуждению. И если оно усугубляется по каким-то причинам, появляется негативное отношение к воспитательным требованиям всех взрослых. Ребенок отрицает их право воспитывать себя. Можно считать, что в это время созрели предпосылки для отягощения трудновоспитуемости. Развитие ребенка приобретает отрицательную направленность. И там, где ошибки взрослых вызывают значительные негативные изменения в развитии, появляется невосприимчивость к педагогическим воздействиям. С этого момента трудновоспитуемость существует объективно, хотя и носит субъективный характер.

 



2019-12-29 458 Обсуждений (0)
Семья как причина трудновоспитуемости. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семья как причина трудновоспитуемости.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)