Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Общий уровень учебно-воспитательной работы в классе (вы­сокий, средний, низкий).

2. Характер межличностных отношений в классе — паспорт класса, социометрия.

3. Выявление детей, имеющих признаки педагогической запу­щенности — паспорт класса, группа риска.

4. Определение основных направлений преодоления педагогической запущенности — паспорт класса.

 5. Изучение положительных особенностей личности, призна­ков и проявлений педагогической запущенности, причин, их вы­бывающих — педагогическая карта динамики развития.

6. Постановка и реализация задач дифференцированного подхода к педагогически запущенным детям — индивидуальный план работы.

7. Характер отношения педагогов к этим воспитанникам '(АЛ — активно-положительный, ПП — пассивно-положительный, ПО — пассивно-отрицательный, АО — активно-отрицательный, (+, —) — неустойчивый, (?) — неопределенный.

 

Анализ особенностей развития ребенка

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье.

2. Особенности развития ребенка (до и после рождения). Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка.

 3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования. Наличие травм и операций, частота заболеваний. Случаи госпитализации и постановки на учет у специалистов. Особенности сна и питания.

 4. Воспитание ребенка. Где, кем воспитывался, кто ухаживал за ребенком, когда ребенок был помещен в детский сад, как привыкал, как складывались отношения, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, длительные, частые разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

5. Развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве. Особенности развития моторики, сроки основных сенсомоторных  реакций. Общий эмоциональный тон. Развитие речи. Отноше­ние к близким и чужим. Активность и любознательность. Опрят­ность и навыки самообслуживания. Трудность поведения. Лю­бимые игры и занятия.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия, игры. Любит ли рисовать? С какого возраста? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизор? Умеет ли читать? Как научился? Когда? Как развит физически? Какая рука ведущая? Имеет ли домашние обязанности? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты. Актуальные запреты. Особенности характеризующие страхи. Трудности. Жалобы.

7 Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте пошел в школу? Легко ли адаптировался? Тип посещаемого учебного заведения. Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена учителей, школы? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношение с одноклассниками. Отношение с учителями. Участие в жизни класса. Увлечения. Место игры в досуге ребенка. Обязанности по дому. Степень самостоятельности. Конфликты.

 

 

 

 

Приложение 2.

«Готовность педагога к работе с одаренными детьми»

теста американского психолога П.Торранса

Инструкция отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «-», что не нравиться.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. 0рганизованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело, коллективист.

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист)..

11. Быстро на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликта.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

 Вывод. Четные качества обычно характерны для одаренных детей, если у Вас больше «+», то работа с одаренными детыми для Вас. Эти же качества присущи и «трудному» ребенку.

 

 

Глоссарий

Адаптация социальная (от лат. Аоарю - приспособляю и 80С1ШП - общество) - активное приспособление к условиям социаль­ной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и сти­лей поведения, принятых в обществе. Процесс становления личности происходит главным образом под влиянием целенаправленных вос­питательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и т.д.). Адаптация аномальных детей существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых дефектом. Этим оп­ределяется особая значимость и специфика коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Аномальные дети (от греч. Апота1ок - неправильный) - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными и при­обретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специ­альных условиях обучения и воспитания.

Дети, чье физическое и психическое развитие не нарушено, не­смотря на наличие некоторого дефекта (например, потери зрения на один глаз), не относятся к категории аномальных. Развитие А.д., в принципе, подчиняется тем же закономерно­стям, что и развитие нормальных детей. В процессе аномального раз­вития проявляются не только негативные, но и положительные воз­можности ребенка: своеобразие А.д. обусловлено процессами естест­венной компенсации за счет использования сохранных функций. Но для того, чтобы развитие А.д. было максимально приближено к нор­мальному требуется система специальных педагогических воздейст­вий, имеющих коррекционную направленность и учитывающих спе­цифику дефекта. Необходимые для этого условия в наиболее адекват­ной форме создаются в специальных (коррекционных) образователь­ных учреждениях, в которых большинство А.д. получает образование, соответствующее объему неполной или полной средней общеобразо­вательной школы.В зависимости от аномалии выделяются следующие категории А.д. (подразделяемые на группы по степени выраженности и времени

Дефект (от лат. йегесшз - недостаток) - физический или психи­ческий недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие разработано в трудах Л.С. Выготского.

Дефектология (от лат. дегесШз - недостаток и греч. 1о§05 -наука) - наука о психофизиологических особенностях развития ано­мальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефек­тологию входят ряд разделов специальной педагогики: сурдопедаго­гика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Для аномальных детей особенно болезненным является акцентирование внимания на их дефекте. Д. выражается в повышен­ном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.д., отрицательно сказывается на деятельности учащихся, за­трудняет общение. В основе возникновения Д. лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики Д. и неврозов у детей. Нередко встречается перерастание Д. в невроз.

Трудновоспитуемость детей и подростков обусловливается рядом причин. К ним относятся: кризисные периоды развития, характерологичес­кие и личностные особенности детей и подростков (упрямство, безответ­ственность, несговорчивость, често­любие, тщеславие, своеволие, непослу­шание), педагогическая запущенность (невоспитанность, неприлежность, не­исполнительность, недобросовестность, неорганизованность, лень), состояние здоровья, устойчивый психологический дискомфорт как следствие систематических неуспехов в учении и связанных с ними неприятностей в школе и дома, развивающиеся на этой основе конф­ликтность, агрессивность и т. д. Все эти факторы и обстоятельства могут выступать самостоятельно и в сочетании друг с другом. Т. в этом слу­чае проявляется по-разному: в виде не­восприимчивости к воспитательным воздействиям, открытого или демон­стративного сопротивления им либо просто в низкой эффективности, без­результатности воспитательной работы. В таких случаях говорят, что ребенок (подросток) не поддается воспитатель­ным воздействиям, сопротивляется им; или что воспитательная работа с ним трудна, неэффективна, не приносит ожидаемых результатов, он трудный, трудновоспитуемый.

Т., сопротивление воспитательным действиям, может быть вызвана и дру­гими причинами: педагогической бес­тактностью, грубостью, нечуткостью родителей и педагогов, непосильностью, противоречивостью и несправедли­востью их требований; неблагополу­чием или конфликтностью взаимоотно­шений родителей между собой, между родителями и детьми, неблагоприят­ными условиями жизни, конфликтными взаимоотношениями между ребенком и учителями, коллективом класса и т. д. В этом случае она может носить вре­менный, ситуативный характер. С уст­ранением неблагоприятных условий она исчезает сама по себе, и ребенок выравнивается. Т. может также возни­кать в условиях гиперопеки, включаю­щей в себя вседозволенность.

Если Т. вызвана педагогической за­пущенностью, невоспитанностью ре­бенка, неумением вести себя правильно или его испорченностью неправильным воспитанием и отрицательным влия­нием, то тогда для своего преодоления она требует длительной и настойчивой воспитательно-коррекцпонной работы или перевоспитания в специальных учреждениях. Если Т. обусловлена не­здоровьем ребенка (психическими за­болеваниями или пограничными состоя­ниями), то необходима консультатив­ная помощь врача-психоневролога, амбулаторное или стационарное лече­ние, специальные методы воздействия. Временная Т. может быть вызвана воз­растными кризами развития. В этом случае требуется индивидуальный подход, такт и особая деликатность в отно­шениях с детьми, скорректированная система воспитательных воздействий, терпение и время. Во всех случаях для преодоления Т. детей и подростков необходимо устранение причин, ее выз­вавших, и постепенное снятие ее пос­ледствий[30].

См. также: Гиперопека; Дезадапта­ция психическая; Запущенность педа­гогическая; Избалованные дети.

Задержка психического развития особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении темпа психического развития ребенка.

Может быть вызвана различными причинами. Различают несколько видов ЗПР:

• ЗПР конституционального происхождения (гармонический инфантилизм).

• ЗПР соматогенного происхождения, возникающая при дли­тельной соматической недостаточности, например, при хронических инфекциях, аллергических состояниях, пороках и т.д.

• ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятны­ми условиями воспитания, препятствующими правильному формиро­ванию личности ребенка.

• ЗПР церебрально-органического характера - стойкий диагноз, возникающий на основе негрубой органической недостаточности нервной системы.

Общими чертами для ЗПР различной этимологии являются: низ­кая работоспособность, незрелость эмоций и воли, ограниченный за­пас общих сведений и представлений, обедненный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, не­полная сформированность игровой деятельности. Частыми сопровож­дающими диагнозами, как следствие, бывают дислексия, дискалькулия, дисграфия.

Запущенность педагогическая - устойчивое отклонение в соз­нании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания. Школьная неуспеваемость, обусловленная педагогической запущенностью, не имеет в основе нару­шений интеллекта и других аномалий развития.

Зона ближайшего развития расхождение между уровнем ак­туального развития определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достичь, решая задачи под руководством взрослого). Понятие было введено известным педагогом и психоло­гом Л.С. Выготским. Определение зоны ближайшего развития играет решающую роль в разграничении ЗПР и олигофрении.

Исключительные дети - термин, которым в зарубежной педа­гогике (в основном англоязычной) в научной литературе обозначается широкая категория детей, развитие которых по тем или иным показа­телям отклоняется от среднестатистических норм. Наряду с теми детьми, которые в отечественной дефектологии обозначаются как аномальные, к этой категории относят также одаренных детей. Дан­ного термина придерживался известный отечественный врач и педа­гог В.П. Кащенко (1870 1943), который является одним из основате­лей коррекционной педагогики.

Коррекционно-восиитательная работа - система специальных  мероприятий, направленных на преодоление и ослабление недостат­ков развития аномальных детей. Термин употребляется с конца XIX века (появился в работах М. Монтессори и О. Декроли). На современ­ном этапе развития коррекционной педагогики коррекционно-воспитательная работа направлена не только на исправление отдель­ных нарушений, но и на развитие позитивных сторон личности в це­лом. Она проводится педагогами не только специализированных, но и массовых общеобразовательных школ.

Кризисы возрастные (от греч. «слаш» - поворотный пункт) -условное наименование переходных этапов от одного возрастного пе­риода к другому. Например, кризис 3-х лет, кризис подросткового пе­риода и др. Негативные проявления кризиса не являются неизбеж­ными и могут быть смягчены правильно организованными условиями воспитания.

Реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамичная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает ас­пекты профилактики и коррекции отклонений.

Сензитивный возраст (от лат. «зепзйэийаз» - чувствительный) -этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования каких-либо психических функций. Понятие введено М. Монтессори, затем рас­ширено и конкретизировано Л.С. Выготским.

 

 

 ЛИТЕРАТУРА

1.  Верцинская Н.Н. Трудный ребенок Минск, 1989 с.198
2. Волков Б.С., Волкова Н.Б. Детская психология в задачах и ответах. М., 1996. с.324
3. Вундеркинд. Одаренность: условия выживания. М.Данилова // Мир школы №2, 2002 год.-стр.61.
4.  Голикова М.И., Кирсанова О.А. Организация работы с трудными детьми. // «Классный руководитель» № 1, 1999.
5. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: издательский центр «Академия», 2003.- 256с
6.  Натансон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972.- с.122
7.  Одаренные дети. Перевод с английского М. 1991.-244с.
8.  Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
9.  Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога:учеб.пособие:В2 кн. –М.6 Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2004.- КН.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- стр.148
10.  Самоненко Ю.А. Психология и педагогика. М., 2001 с.38
11.  Семейное воспитание.Краткий словарь / Сост.: и.в.Гребенников, Л.В. Ковинько.- М.: политиздат, 1990.-319 с.
12.  Славина Л.С. Трудные дети. М-Воронеж, 1998.
13. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001.с. 312
14. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001с. 324
15.  Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности. Журнал «Классный руководитель», № 2 2002, с. 18-20.
16.  Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. М., 1996.с.140
17. Титова Г.Ю. Социальная педагогика. Учебное пособие. Томск, 2000. с. 87-88.
18. Трудный «подросток. М.Сергеева. // «До 16 и…» (окружной журнал для семейного чтения) №2 июнь 2007г.
19. Трудные судьбы подростков -кто виноват?-М.:Юрид.лит.,1991

 


[1] Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога:учеб.пособие:В2 кн. –М.6 Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2004.- КН.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- стр.148

[2] Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. М., 1996. с 140.

 

[3] Вундеркинд. Одаренность:условия выживания. М.Данилова // Мир школы №2, 2002 год.-стр.61.

[4] Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога:учеб.пособие:В2 кн. –М.6 Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2004.- КН.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- стр.149

 

[5] Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога:учеб.пособие:В2 кн. –М.6 Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2004.- КН.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- стр.149

 

[6] «Трудный «подросток». М.Сергеева. // «До 16 и…» (окружной журнал для семейного чтения) №2 июнь 2007. стр.55

[7] «Трудный «подросток». М.Сергеева. // «До 16 и…» (окружной журнал для семейного чтения) №2 июнь 2007 стр.55

 

[8] «Трудный «подросток». М.Сергеева. // «До 16 и…» (окружной журнал для семейного чтения) №2 июнь 2007. стр.55

 

[9] «Трудный «подросток». М.Сергеева. // «До 16 и…» (окружной журнал для семейного чтения) №2 июнь 2007 стр.54

 

[10]  Самоненко Ю.А. Психология и педагогика. М., 2001 с.38

 

[11] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. с. 164

 

[12] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. с. 176

 

[13] Отчет о результатах социологического исследования по проблемам курения, алкоголизации и наркомании среди подростков и старшеклассников школ г.Ханты-Мансийска. ОАО « информационно-издательский центр»г.Ханты-Мансийск 2005 год.

[14] Трудные судьбы подростков-кто виноват?-М.:Юрид.лит.,1991.-с 6

 

[15] «Трудный «подросток». М.Сергеева. // «До 16 и…» (окружной журнал для семейного чтения) №2 июнь 2007 стр.55

 

[16] Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001. с. 234 – 235

[17] «Трудный «подросток». М.Сергеева. // «До 16 и…» (окружной журнал для семейного чтения) №2 июнь 2007 стр.56

 

 

[18] . Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001.с. 237-238

 

[19] Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001. с. 245.

 

[20] Голикова М.И., Кирсанова О.А. Организация работы с трудными детьми. Журнал. «Классный руководитель» № 1, 1999 с. 29)

 

[21] Славина Л.С. Трудные дети. М-Воронеж, 1998. с. 34

 

[22] Голикова М.И., Кирсанова О.А. Организация работы с трудными детьми. Журнал. «Классный руководитель» № 1, 1999 с.36-37).

 

[23]Титова Г.Ю. Социальная педагогика. Учебное пособие. Томск, 2000. с. 87-88.

 

[24] Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001с. 324)

 

[25] Волков Б.С., Волкова Н.Б. Детская психология в задачах и ответах. М., 1996. с.151)

 

[26] Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности. Журнал. «Классный руководитель», № 2 2002, с. 19-20).

[27] «Трудный «подросток». М.Сергеева. // «До 16 и…» (окружной журнал для семейного чтения) №2 июнь 2007 стр.56

 

[28] Трудные судьбы подростков-кто виноват?-М.:Юрид.лит.,1991.-с 6

 

[29] Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога:учеб.пособие:В2 кн. –М.6 Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2004.- КН.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- стр.150

 

 

[30] Семейное воспитание.Краткий словарь / Сост.: и.в.Гребенников, Л.В. Ковинько.- М.: Политиздат, 1990.-стр.263.



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)