Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школа как причина трудновоспитуемости



2019-12-29 365 Обсуждений (0)
Школа как причина трудновоспитуемости 0.00 из 5.00 0 оценок




    Важное значение имеет для учащегося школа. «Отмечено, что многочисленные случаи плохого поведения учащихся чаще всего обусловлены двумя основными факторами: частотой сменяемости учителей и значительными изменениями состава учащихся класса. Особенно значим первый фактор. При этом большого значения не имеет, старая это школа или новая, большая или маленькая»[19]

    Для школы «трудные дети» – прежде всего неуспевающие дети, это школьная проблема номер один.

    Неуспевающие и «трудные» дети неравны по содержанию понятий, так как «трудные» дети не просто и не только неуспевающие.

    Работники школы обычно называют «трудными» тех учащихся, которые не только плохо учатся, но и при этом также грубо нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах.

    Чтобы вести работу с такими детьми, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении.

    Признаки отставания в общем, развитии школьника таковы:

- неумение выделять главное в разных ситуациях;

- неустойчивые познавательные интересы и нежелание учиться, что ведет к неуспеваемости;

- неуверенность в себе при выполнении домашних заданий, трудовых поручений учителей или родителей;

- нежелание преодолевать трудности;

- равнодушие к окружающим;

- низкая требовательность к себе при высокой требовательности к другим;

    Само по себе недостаточное общее развитие не обязательно приведет к трудновоспитуемости, но может стать ее источником.[20]

    Трудновоспитуемость – всегда следствие определенных причин и внутренних предпосылок (особенности развития психики). И, тем не менее, она подвластна совместным усилиям родителей, педагогов и медиков.

    Ребенок может стать «трудным» (непослушным, недисциплинированным, упрямым), если между ним и учителем возникает смысловой барьер. Этот термин был введен психологом Л.С. Славиной[21]

«Смысловым барьером мы называем такое явление, когда ребенок, хорошо понимая и умея выполнять то, что требует от него учитель, как бы не «принимает» это требование и упорно его не выполняет. В этих случаях те или иные педагогические меры не оказывают на него воздействия, хотя он хорошо понимает, на что именно они направлены и как ему следует на них реагировать».

    Она выявила три вида смыслового барьера.

    I вид возникает при своеобразном, отличном от взрослых понимании ребенком требований, предъявляемых ему воспитателем. (Например, педагог убеждает мальчика, что нельзя драться. Тот не возражает, но продолжает участвовать в драках, считая это проявлением смелости).

    II вид смыслового барьера может создаваться при неприятии учащимися формы выражения требований педагога.

    III вид возникает, если личность учителя по тем или иным причинам неприятна школьнику.

    Недисциплинированность проявляется, как результат нежелания выполнять требования, нормы, обязательные для всех. О таких детях В.А. Сухомлинский писал: «Эти дети приносят из семьи дикий, нелепый принцип «Я хочу так – и делаю, мне нравится – значит, можно». Такой ребенок, в душе которого живет уверенность в том, что его интересы самые важные, становится хамом, наглецом, хулиганом, если дать ему полную свободу самовыражения».

    Три личностных недостатка – эгоистичность, леность и лживость – создают в подростковом возрасте психологическую предпосылку трудновоспитуемости.

    Если ребенок привыкает, что родители или другие члены семьи обслуживают его, выполняют все его желания, это ведет к формированию иждивенчества, что крайне неблагоприятно влияет на дальнейшее развитие личности. Это качество проявляется в отказе от напряжения в труде – умственном и физическом.

    У «трудных» подростков возникают серьезные нарушения в сфере чувств. Они всегда озлоблены, черствы, жестоки, недоверчивы к людям. Как правило, у них отсутствует совестливость, чувство вины.

    «Трудные» дети, за редким исключением, лживы. Причины возникновения лживости у детей различны.

    Ложь как следствие боязни наказания, постоянной жизни в страхе наблюдается, когда к ребенку проявляют излишнюю требовательность, жестокость, недоверие, подозрительность. Ребенок умалчивает о том или ином проступке, полученной плохой отметке, конфликте, утерянной вещи и т.п. Иногда он пытается скрыть истину, придумав какую-либо версию, ссылаясь на злые намерения товарищей, придирчивость учителей. [22]

    Среди подростков 11-15 лет выделяют типы отклоняющегося поведения личности:

1. Малоусидчивый тип – для ребят такого типа характерны узость и неразвитость общественных связей, бедность форм личностной деятельности. На уроках и в играх невнимательны, часто получают замечания, допускают много ошибок, не готовят уроки, нарушают дисциплину.

    2. Импульсивный тип – это подростки с импульсивным характером, склонны к аффектным реакциям, сильная неустойчивость эмоциональных состояний; проявляют явно выраженный интерес к употреблению алкогольных напитков.

    3. Развязный тип – подростки с неуравновешенной волевой системой: нервозные, со склонностью к алкоголизму, со значительным снижением интереса к учебе.

    4. Агрессивный тип – с явно криминогенной патологией, характеризуется интенсивным применением алкоголя, упрямством, 70% этой категории не задумывались над правовой значимостью своих поступков [23] Среди этих четырех типов поведения подростков только первый относится к «трудным школьникам», остальные три типа явно отклоняющегося поведения относятся к детской криминологии.

    При объяснении причин трудновоспитуемости детей довольно часто устанавливают такие зависимости: в неблагополучной (конфликтной) семье – неблагополучные дети, в плохом школьном коллективе – плохо воспитанные ученики. Но наблюдается и другое: ребенок хорошо ведет себя дома и плохо в школе. Или: игнорирует школу и дом, а отдает предпочтение группе сверстников, праздно проводящих время.

    В работе с «трудными» детьми педагог должен обладать поистине ангельским терпением. Учитель (воспитатель) обязан оказывать безусловное уважение каждому ученику, независимо от того, как он к нему относится. Важно понять: бороться надо не против плохого, а за хорошее, то есть за человека, каким он должен быть в настоящем и будущем. И опираться в этом следует на то лучшее, что есть или что непременно будет, когда воспитатели перестанут смотреть на ребенка как на «трудного», «неисправимого».

    В воспитательной работе от противостояния надо переходить к сотрудничеству, взаимодействую с детьми.

    Силы истинного учителя велики. По словам апостола Павла, Бог поставил учителей на третье место, после апостолов и пророков. Сила современного учителя в любви к детям, желании им добра, признании и уважении личности воспитанника, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира. Всего этого трудно достичь, не овладев искусством индивидуального подхода к школьнику. А для этого надо знать и понимать личность ученика, владеть способами воспитательного воздействия на него и - что особенно важно - самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью. Ибо Личность воспитывается Личностью.[24]

«Трудные школьники» всегда были, есть и, конечно, будут. Но меняется подход к ним. Появляется множество различных методов влияния на «трудных» детей. Конкретные методы воспитания «трудных школьников» мы рассмотрим далее.

 



2019-12-29 365 Обсуждений (0)
Школа как причина трудновоспитуемости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Школа как причина трудновоспитуемости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)