Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы воспитания в работе с «трудными» школьниками.



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Методы воспитания в работе с «трудными» школьниками. 0.00 из 5.00 0 оценок




Искусство воспитания име­ет ту особенность, как писал Ушинский, «что почти всем оно кажется делом знакомым и приятным, и иным даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее че­ловек с ним знаком».

       Задача перевоспитания на любом этапе - остановить отрицательные проявления личности, восстановить её способность к естественному развитию положительных человеческих качеств.

Процесс преодоления трудново­спитуемоести и нормализации взаимоотношений «трудно­го» ре­бёнка с окружа­ющими людьми принято называть перевос­питани­ем. Перевоспитание с точки зрения психо­логической - это процесс, в котором устраняются внутренние причины, мешающие нормальному развитию психики. Перевоспитание с точки зрения педагогической - это систе­ма воспитательных воздействий пе­дагога, направленная на переделку, «перековку» неправильно сформи­ровавшейся личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек, черт, которые противоречат нормам и требованиям общества. Перевоспитание - не только борьба с недостатками, оно призвано помочь «трудному » ребёнку самому изменять самосознание и поведение, вызывать желание стать лучше. В перевоспи­тании решающая роль принадлежит усилению обществен­ных влия­ний. Нуж­но помочь преодолеть ощущение ущербно­сти, угне­тённости, импуль­сивности, враждебно­сти, которое испытыва­ет обычно «трудный» подросток. Коллектив является своеобразным гимнастическим залом, в котором тренируются и развиваются положи­тельные качества ребёнка. А пере­воспитание невозможно без воспита­ния положительных качеств - основной базы борьбы с недостатками. Коллектив своей жизнью заставляет личность становиться лучше. Вос­питание личности через коллектив начинается с семьи, а семья рассматривается как малый коллектив.

Средств воспитания бесчисленное множество: это и слова, жесты, мимика, действия и поступки учителей (воспитателей), тон, способ выражения того или иного требования, отношение к ребенку, собственное поведение и т.п. И все это необходимо тщательно анализировать, чтобы не допустить ошибки, найти верные способы воздействия на детей.

    Изменить негативное поведение ребенка – это, значит, устранить комплекс причин, его порождающих; изменить отношение к нему, отрицательную установку на него, создать условия для достижения успеха в познавательной деятельности, для реализации его потребностей в самостоятельности и самоутверждении.

    Самый важный метод работы с «трудными» школьниками – это индивидуальный подход. Он заключается, прежде всего, в нахождении ПРИЧИНЫ, вызвавшей осложненное (недисциплинированное) поведение данного ученика, а затем в разработке мер педагогического воздействия, направленных на устранение именно этой причины и на преодоление тем самым «трудного» поведения.

    Индивидуальный подход решает следующие педагогические и психологические задачи:

- уничтожение у школьников аффектов и неприятных эмоциональных переживаний;

- перевоспитание и искоренение создавшихся у этих школьников неправильных привычных форм поведения;

- повышение успеваемости у «трудных» школьников.

Создание СИТУАЦИИ УСПЕХА также немаловажно в работе с «трудными» школьниками. Ее схему наглядно показал Волков Б.С.[25]

 

СИТУАЦИЯ УСПЕХА И ЕЕ СОЗДАНИЕ:

 

 
  СОСТОЯНИЕ СТРАХА


                                                                      «Ничего страшного…

                                                                 Бывает, что люди боятся…

 
СКРЫТАЯ ИНСТРУКЦИЯ


                                                                      «Ты же помнишь, что…»

 
  АВАНСИРОВАНИЕ


                                                                      «У тебя получиться…»

 
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ


                                                                      «Только у тебя и может

                                                                      получиться…»

 
УСИЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ


                                                                      «Нам это нужно, для…»

 
ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА ДЕТАЛИ  


                                                                      «Вот эта часть у тебя

                                                                      замечательна!»

 

 

    В последнее время многие педагоги предлагают свои подходы в воспитании. Так, например, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО Степанов П.В. предлагает воспитывать детей «в духе толерантности»[26] Он предлагает «рассматривать толерантность в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

ПРИЗНАНИЕ - это способность видеть в другом именно другого, как носителя ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных. ПРИНЯТИЕ – это положительное безусловное отношение к таким отличиям. ПОНИМАНИЕ – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

    Решающим фактором воспитания в школьнике толерантности могут являться встречи подростка с иными культурами в специально педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него.

    Наиболее плодотворным будет использование в практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых во внешкольной среде, во время туристко- краеведческих экспедиций.

    Организовать встречи школьников с иными культурами можно и заочно, опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.

    Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Педагогу необходимо пробудить его сомнение в адекватности своего понимания»…

    Кроме того, существуют различные приемы педагогического воздействия.

    При использовании приемов педагогического воздействия необходимо учитывать два обстоятельства:

- наличие подходящей ситуации;

- гамму мыслей и чувств, которые возникают у учащегося в этой ситуации.

Один и тот же прием в одной и той же ситуации на разных учащихся может оказать различное действие.

По характеру приемы педагогического воздействия можно разделить на две категории: созидающие и тормозящие.

Созидающиеприемы способствуют развитию у учащихся положительных качеств, тормозящие – преодолению отрицательных. Один из приемов – ВЗРЫВ – не относится ни к одной из этих групп. В различных обстоятельствах явление взрыва может создать возможность применения как созидающего, так и тормозящего воздействия на воспитанника. Вот некоторые примеры приемов педагогического воздействия Созидающие приемы

- УБЕЖДЕНИЕ – это разъяснение или доказательство правильности или неправильности определенного поведения либо недопустимости какого-либо поступка. Убеждение применяется в тех случаях, когда необходимо дать правильную оценку событиям, выработать нужное отношение воспитанника к окружающему миру и самому себе.

- ПООЩРЕНИЕ. Этот прием имеет двоякое значение – с одной стороны, поощрение способствует закреплению положительных качеств у воспитанника, по отношению к которому он применяется, с другой стороны, поощряемый служит эталоном поведения для окружающих. При поощрении следует соблюдать меру. Слишком частое поощрение одних и тех же учащихся может привести к развитию у них эгоизма и зазнайства.

- ПРОСЬБА – это обращение к некоторому лицу за помощью, которая должна быть оказана добровольно. Человек, к которому обращаются с просьбой, зачастую выполнит ее с большей охотой, чем, если по тому же самому вопросу обратиться к нему в принудительном порядке. Иногда, даже незначительная просьба оказывает хорошее дисциплинирующее действие.

- ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Этот прием основан на пробуждении интересов воспитанника к делу, которое его ранее не привлекало. Прием используется, прежде всего, в тех случаях, когда у учащегося не сформированы качества, необходимые для осуществления любого вида деятельности. Отсутствие собранности, настойчивости, самоконтроля и многих других качеств приводят к отставанию в учебе, потере веры в собственные силы. Для формирования этих качеств нужна реальная деятельность.

Для применения приема важно определить склонности учащегося, проявляющиеся хотя бы в незначительной мере. Это можно сделать путем наблюдения, бесед с самим учащимся, его товарищами и родными.

Всего (по Натансону) 16 созидающих приемов. Это (кроме названных):

- доброта, внимание, забота;

- обходное движение;

- показ изменений и превосходства преподавателя;

- активизация сокровенных чувств;

- опосредование;

- фланговый подход;

- пробуждение гуманных чувств;

- проявление огорчения;

- моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы;

- организация успеха в учении;

- доверие;

- нравственное упражнение.

Рассмотрим тормозящие приемы:

- ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. Суть приема состоит в воздействии на учащегося через посредство коллектива. В этом случае педагог для преодоления того или иного недостатка учащегося обращается к нему не непосредственно, а адресуя, например, наказание всему коллективу. Коллектив выражает свое недовольство, что вызывает у нарушителя желание исправиться.

Использование этого прием требует определенной зрелости коллектива, в котором интересы всех сочетаются с интересами каждого. Для этого необходима систематическая работа по организации ученического коллектива.

- ПРИКАЗАНИЕ. Приказ – это категорическое требование воспитателя, четко формулированное и произнесенное повелительным тоном. При этом педагог должен рассчитывать на то, что приказ будет выполнен.

Однако следует помнить, что одними приказаниями воспитывать человека нельзя. В некоторых случаях чрезмерное их употребление может привести к отрицательным последствиям.

- НАМЕК. При использовании этого приема воспитатель прямо не обсуждает поведение учащегося, а создает обстановку, при которой тот сам может оценить свои действия и выработать правильное отношение к ним.

Этот прием целесообразно применять в тех случаях, когда поступки не носят явно выраженного антиобщественного характера, незначительны, открытому осуждению и наказанию не подлежат, однако свидетельствуют о появлении недостойных черт характера: эгоизма, жадности и других подобных качеств.

- ИРОНИЯ. Заключается в добродушном высмеивании провинившегося, без оскорбления его личности. Ирония поучительна и для коллектива учащихся, предостерегая многих от совершения недостойных поступков.

Всего Натансоном описано 13 тормозящих приемов. Это (кроме названных):

- ласковый упрек;

- мнимое безразличие;

- развенчание;

- мнимое недоверие;

- проявление возмущения;

- осуждение;

- наказание;

- предупреждение;

- возбуждение тревоги о предстоящем наказании.

Очень важно родителям, учителям, социальным педагогам обратить внимание на формирование личности и социальной компетентности к«трудных» подростков, коррекцию их негативных поведенческих явлений. Важно начинать с развивать у них позитивного «Я- образа», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели, принимать ответственные решения. Следует обучить подростка владению эмоциями, выработать усчивость к стрессам, тревожности, конфликтам, негативным способам реагирования на критику, самозащите, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально позитивными средствами[27].

2.2 Работа психолога с « трудными» школьниками.

    Одним из самых сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст. Именно в этот период идет активный процесс становления индивидуальных особенностей, привычек, потребностей, влечений, побуждений, интересов, волеизъявления, способов поведения и взаимоотношения с окружающей средой- все то , что создает неповторимость личности. Л.С.Выготский охарактеризовал этот период как переломный момент в жизни человека, когда происходит резкое изменение его « ситуации социального развития», вызывающее реконструкцию уже имеющегося механизма адаптации к окружающему миру.

    Современный подросток поставлен в более жесткие условия социализации, связанные с темпом технологических, социально-экономических, экологических изменений происходящих в нашем обществе. Эти изменения оказывают губительное влияние на семью , которая уже не может , как раньше, дать ребенку чувство комфортности и психологической защищенности, оказывая поддержку в сложном процессе адаптации к взрослой жизни. Все это создают условия для развития девиантного поведения в подростковой среде, увеличивается число «трудных».

    Сегодня наблюдается значительный рост числа подростков нуждающихся в помощи педагогов и психологов, для того, чтобы суметь раскрыть свой потенциал, научиться реализовывать способности, справляться с жизненными трудностями.

    Им необходима помощь школьных психологов, система мер психологической коррекции и социальной адаптации.

    Психологическая деятельность в работе с «трудными» подростками включает три этапа:

1 этап –диагностика

2 этап –психологическая коррекция

3 этап- анализ результатов и выработка рекомендаций для продолжения процесса коррекции и адаптации.

    В соответствии с содержанием работы на каждом этапе определяются методы и формы.

    Так, на первом этапе диагностируются особенности развития личности, аффективно -эмоциональная сфера подростка. Можно использовать методики: «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Кинетический рисунок семьи», «Общепсихологическая типология личности» (по Юнгу), «Типическое реагирование на конфликтные ситуации» (К.Томас), «Сигналы личности» Люшера, «Акцентуация характера» Е.А. Личко, опросник Басса-Дарки, шкала депрессии, шкала оценки тревожности (Тейлор, Спилберг, Кондаш). При помощи социометрии изучаются свойства микрогруппового взаимодействия.

     На втором этапе идет коррекционная работа, которая носит как групповой, так и индивидуальный характер. Используются следующие техники и методики: арт-терепия, НЛП, гештальттерапия, психоанализ, группы встреч. Следует отметить, что более эффективным при работе с трудными подростками оказываются проективные методики, арт-терапия, и тренинги личностного роста.

    Психологи знают, что подростки, которых обычно называют «трудными», часто не могут самостоятельно преодолеть данный этап своего психосоциального развития и выработать новый адаптационный механизм к меняющимся условиям жизни. Зачастую отклоняющееся поведение выступает для окружающих сигналом этой неспособности; фактором риска являются физическая ослабленность, эмоциональная незрелость, акцентуация характера, неблагоприятное внешнее социальное окружение, отсутствие коммуникативных навыков.

    Психокоррекционную работу необходимо проводить с детьми в летний период в летних оздоровительных лагерях, а так же по месту жительства в течении всего года привлекая для этого школьных психологов, социальных педагогов, специалистов служб социально психологической помощи. 

Для психологического консультирования вопрос консультирования «трудных» детей и их родителей — один из самых сложных. Статистика психологического консультирования говорит, что количество случаев обращения за психологической помощью резко увеличивается. Причем соответственно резко расширяется диапазон запросов клиентов (то есть — родителей): от проблем первой, чаще неразделенной любви их дочерей и сыновей и до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дисморфоманий и до нежелания ходить в школу. Иногда сам подросток впервые становится клиентом: он становится субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей.

Выделить наиболее отчетливые ориентиры психологического консультирования.

Во- первых, возрастной психолог-консультант всегда в свой деятельности исходит из психологических нормативных задач возраста. Например, психологические задачи подростков. Это прежде всего задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей детей этого возраста: физиологической потребности, запускающей физическую и сексуальную активность подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я.

Во — вторых, возрастной психолог-консультант в случае консультирования родителей детей любого возраста, а тем более подростков, должен суметь посмотреть на предъявляемую ему ситуацию глазами ребенка. Эти особенность возрастно-психологического консультирования основывается на известном положении теоретической возрастной психологии: объективная социальная ситуация развития ребенка детерминирует его психическое развитие и определяет его психическое здоровье не сама по себе, не автоматически, а только будучи преломленной в субъективных переживаниях ребенка, опосредованная позицией ребенка (подростка) в этой социальной ситуации.

Этот важный принцип работы психолога-консультанта заметно усложняет его деятельность. Детей до 6 класса включительно родители совершенно, спокойно приводят в консультацию, и дети полно и содержательно отвечают на вопросы психолога, чувствуя себя скорее испытуемыми, нежели равноправными субъектами, то подростки в условиях консультирования, инициатива которого исходила от их родителей, чувствуют себя «не у дел». Разговорить такого подростка , как правило, весьма трудно, достоверность выполнения им психодиагностических процедур оставляла желать лучшего.

В общем, кратковременное психологическое консультирование (два-четыре сеанса) родителей детей подросткового возраста не дает психологам-консультантам возможности взглянуть на заявленные проблемы глазами самих подростков, а это было и остается одной из ценностей именно возрастно-психологического консультирования родителей и их детей.

Один из возможных выходов из такого рода ситуации — создание доверительного контакта с подростком в процессе групповой психологической работы.

В-третьих, при консультировании диады «родитель — «трудный» подросток» вступают в действие многие рекомендации и особенности, характерные и для консультирования супружеской пары.

— Преимущества работы с двумя супругами:

— высокая диагностичность беседы, наглядность проблем;

— работа с парой позволяет уже в ходе консультирования непосредственно апеллировать к паттернам их отношений «здесь и теперь», в условиях консультации, что всегда более убедительно, чем анализ того, что происхдит за пределами консультации;

— работа с парой позволяет использовать некоторые техники консультирования и психологической интервенции, которые просто невозможны при работе с одним клиентом (техники психодрамы, семейной скульптуры, организации совместной деятельности и пр.) и т.д.

В-четвертых, при консультировании родителей и «трудных» детей срабатывает принцип возрастно-психологического консультирования, как анализ случаев через призму целостного жизненного пути личности.

В-пятых с детьми подросткового возраста психологу приходиться себя вести как нарождающимися мужчиной и женщиной. 

                                                                                                                               

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ребенка воспитывает все — люди, природа, искусство, наука, спорт. Но все внешние влияния он воспринимает опосредованно, через духовный мир своих родителей. Нелегко дается родителям педагогическая мудрость, и на помощь должен придти педагог или психолог.

 Не всегда наука может ответить на все вопросы в воспитании, тем более перевоспитании. Но есть правила, которые помогают найти творческое решение любой психолого-педагогической задачи. Напомним важнейшие из них.

· Нельзя ничего исправить в психике ребенка, если не изменить атмосферу семейной жизни, стиль супружеских отношений. Перевоспитание ребенка начинается с перестройки отношений в семье, пересмотра взрослыми собственных установок и взглядов на семью, супружество, ребенка, воспитание.

· Прежде чем исправлять ребенка, нужно изучить его, разобраться в причинах его проступков, посоветоваться с врачом, психологом, педагогом. Только тогда можно разрабатывать методику его перевоспитания, согласовывать свои действия со школой.

Исправлять недостатки — это прежде всего предоставлять ребенку возможность проявлять активность в полезной деятельности. Когда, прибегая к педагогике запретов, пытаются исправить отрицательное в духовном мире ребенка, то загоняют это отрицательное вглубь. Нужно дать разумное направление детской активности. Пусть ребенок творит доброе, добрые дела

сформируют положительные качества. Если ребенок постоянно будет занят полезной деятельностью, вредные привычки и отрицательные качества отомрут сами по себе. Помочь найти интересное и полезное дело, добиться успехов в добром начинании — основа педагогики и психологии оптимизма. Без развития добрых начал в жизни ребенка, без упражнения его в доброте нельзя исправить недостатки и отрицательные качества.

Особенность детского и юношеского возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие фундамен­тальные качества, которые затем транслируются в его бу­дущую жизнь. Их проекцию на жизненном пути можно проследить. Знаменитый совет Н. В. Гоголя — забирать из детства все лучшее, так как не появится оно потом, — верен и с точки зрения современных научных данных. Конечно, изменения в мировосприятии и мироощущении человека происходят всю жизнь. В этом основа возмож­ности перевоспитания. Но, все же именно в детско-юно­шеском возрасте человек своей генетической природой открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется. В зрелом возрасте изменения наступают значительно медленнее, требуют более интенсивных и разнообразных, а главное, более продолжительных воздействий.[28]

 

Приложение 1

Работа с трудными школьниками.[29]

 



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Методы воспитания в работе с «трудными» школьниками. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы воспитания в работе с «трудными» школьниками.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)