Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В. 1.(24) Коллектив как объект и субъект воспитания. Теория коллектива (А.С. Макаренко). Виды коллектива. Структура коллектива. Группа детей дошкольного возраста как коллектив.



2019-12-29 468 Обсуждений (0)
В. 1.(24) Коллектив как объект и субъект воспитания. Теория коллектива (А.С. Макаренко). Виды коллектива. Структура коллектива. Группа детей дошкольного возраста как коллектив. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Коллектив - объединение воспитанников (учеников), отличающееся следующими признаками: общей социально значимой целью; совместной деятельностью; отношениями ответственной зависимости; наличием выборных руководящих органов. Основной категорией педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов - воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогов, родителей). По отношению к педагогическому коллективу детский коллектив выступает в качестве цели, объекта и инструмента воспитания, по отношению к детям он - среда их обитания, личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации. Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская. А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности. Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее. Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм. А. С. Макаренко впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников. Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Наукой выделены виды и структура коллективов. Первичный коллектив – это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте (класс, кружок). Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы (в системе образования это коллективы школ, лагерей отдыха). Групповые процессы в коллективе иерархизованы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром которой является деятельность совместная, обусловленная социально значимыми целями: 1) первый уровень (страта) структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность; 2) второй уровень - отношения межличностные, опосредованные деятельностью совместной; 3) третий уровень - отношения межличностные, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с деятельностью совместной. В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода: 1) в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников; 2) деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.


Билет 2.

В.1. (25)Педагогика в системе наук о человеке. Предмет, задачи, основные понятия и функции дошкольной педагогики.

Современная педагогика это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Воспитание в педагогическом смысле это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Педагогическая наука развивалась, бережно сохраняя, учитывая все, что было создано педагогической мыслью прошлого. Источником педагогики является педагогическая практика. Современная педагогика становится экспериментальной наукой т.е. многие научные знания она добывает благодаря специальным экспериментальным исследованиям. По мере роста запаса новых знаний распространение педагогической мысли на разные области реальной жизни появляются новые отрасли педагогики. Дошкольная педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей первых 7 лет жизни. Родоначальник Я.А.Коменский. В его работе "Материнская школа" впервые была представлена система дошкольного воспитания. Предмет: 1. процесс воспитание и обучения. 2. влияние воспитательного процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Объект — ребенок от рождения до 7 лет. Дошкольная педагогика изучает тенденции и перспективы развития, организации воспитания. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания детей в условиях семьи и ДОУ, исследуются особенности образовательного процесса в ДОУ различных видов. Задачи дошкольной педагогики: 1. охрана и укрепление здоровья детей, 2. реализация целей и принципов образовательной работы с детьми. 3. обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка. 4 задачи реабилитации и коррекции. Основная задача дошкольной педагогики разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования. В дошкольной педагогике используются следующие методы. Методы воспитания – специально организованные взаимодействия воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведения воспитуемых. 1. чтение художественной литературы, беседы и т.д. 2. методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования. 3. исследовательские методы – методы с помощью которых осуществляется изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование,(наблюдение, эксперимент, изучение детских работ и т. д.). Дошкольная педагогика ориентируется на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Функции осуществление процесса воспитания и обучения, изучение влияния этого процесса на развитие ребенка и формирование его личности. Прикладная функция занимается разработкой новых программ и методов воспитания и обучения.


Билет 25.



2019-12-29 468 Обсуждений (0)
В. 1.(24) Коллектив как объект и субъект воспитания. Теория коллектива (А.С. Макаренко). Виды коллектива. Структура коллектива. Группа детей дошкольного возраста как коллектив. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В. 1.(24) Коллектив как объект и субъект воспитания. Теория коллектива (А.С. Макаренко). Виды коллектива. Структура коллектива. Группа детей дошкольного возраста как коллектив.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)