Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Порядок проведения занятия и методические советы



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Порядок проведения занятия и методические советы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для обеспечения эффективности данного занятия инструктор заранее предлагает курсантам повторить: план местности, визирование, определение азимута.

    Вводная часть – 5 мин.

    1-й учебный вопрос – 15 мин. Излагая этот вопрос, инструктор дает объяснение понятия «азимут», при этом указывает, что направление на предмет (цель) определяется величиной горизонтального угла или магнитным азимутом. В качестве примера можно практически определить направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет – ориентир и сообщить курсантам соответствующие магнитные азимуты.

    Магнитный азимут – это горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его значения могут быть от 00 до 3600. Если измерение ведется относительно истинного (географического) меридиана, то получается истинный азимут.

    При определении магнитного азимута по компасу следует встать лицом к наблюдаемому предмету, отпустить тормоз стрелки и, вращая компас, добиться положения, когда стрелка в неподвижном состоянии будет направлена северным концом точно на нулевое деление шкалы (букву С). Затем, удерживая компас в этом положении, надо повернуть крышку компаса так, чтобы визирная линия, проходящая через прорезь и мушку, была направлена на предмет (мушкой в сторону предмета). Отсчет на шкале против указателя у мушки и будет магнитным азимутом направления на заданный предмет.

    После практического показа следует предложить каждому курсанту самостоятельно определить магнитные азимуты на заранее выбранные, хорошо видимые местные предметы (ориентиры). После этого проверить правильность действий курсантов, указать на допущенные ошибки и в случае необходимости повторить объяснение и практические действия.

    Определяя направления на местные предметы, целесообразно дать курсантам некоторые навыки в определении расстояний глазомерно и другими способами для подготовки в последующем к движению по азимутам. Наиболее простым и доступным способом является определение расстояний шагами. Счет шагов ведется, как правило, парами. При переводе измеренного шагами в метры принимают длину одной пары шагов, равной полтора метра. Более точный отсчет шагов может выполняться с помощью специального прибора – шагомера.

    Целесообразно рекомендовать курсантам нанести заданные ориентиры (местные предметы) и определенные с помощью компаса направление на них – азимуты на планшет с учетом расстояний, измеренных глазомерно.

    2-й учебный вопрос – 20 мин. При выполнении тренировочных упражнений целесообразно подготовить несколько учебных мест и распределить курсантов на группы, по 3-4 человека. Для каждой из групп рекомендуется разработать определенное упражнение и чередовать переход групп с одного учебного места на другое.

    В качестве учебных мест и вопросов, отрабатываемых на них, могут быть рекомендованы следующие.

    Учебное место №1. Определение сторон горизонта по солнцу. Учащиеся должны определить направления на стороны горизонта по положению солнца в данный момент времени, объяснить порядок своих действий и указать ориентиры.

    Учебное место №2. Определение направления на стороныгоризонта по солнцу и часам. Используя часы, а также макеты часов со стрелками, учащиеся определяют стороны горизонта. Целесообразно сравнить результаты с данными, полученными на первом учебном месте, и дать курсантам возможность сделать вывод о преимуществе в точности определения направлений на стороны горизонта вторым способом.

    Учебное место №3. Определение сторон горизонта покомпасу. Курсанты с помощью компаса определяют направления на стороны горизонта, выбирают и называют ориентиры, определяют, на каких направлениях расположены выбранные ориентиры относительно сторон горизонта, и примерное расстояние до них. Используя полученные данные, курсанты должны подготовить доклад о своем местонахождении.

    Учебное место №4. Определение сторон горизонта попризнакам местных предметов. Курсанты, осматривая окружающую местность, находят местные предметы, имеющие признаки, позволяющие определить направления стороны горизонта. Пользуясь этими признаками, ориентируются на местности и докладывают о своем месте нахождения. Целесообразно рекомендовать курсантам тренироваться в определении сторон горизонта по признакам местных предметов во время походов, экскурсий и других мероприятий, связанных с выходом на местность.

    Учебное место №5. Тренировка в определении азимутов назаданные местные предметы (ориентиры). Курсантам задают хорошо видимые удаленные местные предметы и ставят задачу с помощью компаса определить направления на них – магнитные азимуты, а также примерные расстояния. Нанести найденные направления на схему, пользуясь планшетом. Выполнить обратную задачу – по заданному азимуту, найти направление на какой либо местный предмет (ориентир) на схему.

    Содержание вопросов, отрабатываемых на учебных местах, может изменяться в зависимости от выбранного участка местности, наличия пособий и приборов, подготовленности учащихся, времени проведения занятий.

    Заключительная часть – 5 мин.

    В заключительной части занятия инструктор дает оценку действиям курсантов на учебных местах, выявляет вопросы, усвоенные слабее, и разъясняет их повторно.

 

5.2. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ БЕЗ КАРТЫ. ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ.

Цель. Закрепить знания и навыки, полученные курсантами на предыдущих занятиях. Обучить самостоятельному движению по заданным азимутам. Воспитывать находчивость, инициативу, способность принимать самостоятельные решения в сложной и незнакомой обстановке.

    Учебные вопросы. Ориентирование на местности без карты. Движение по азимутам.

    Время. 90 мин.

    Место. Поле.

    Метод. Тренировка.

    Материальное обеспечение. Компасы, планшеты со схемой маршрута, шагомеры.

    Занятие по военной топографии проводится в период полевых занятий.

    Участок местности для проведения занятия выбирается и изучается инструктором заранее. Особое внимание обращается на предварительную проверку выбранных маршрутов движения по азимутам, определение промежуточных и поворотных ориентиров и составление схемы маршрутов движения.

    Курсанты обеспечиваются компасами и планшетами со схемой маршрута, желательно шагомерами.

    Вводная часть – 5-7 мин. Во вводной части занятия инструктор проводит опрос.

    Учебные вопросы – 80 мин.

    Перед началом движения по азимутам курсанты делятся на подгруппы, в каждой подгруппе назначается старший из числа наиболее подготовленных курсантов. Инструктор дает задание старшим групп ориентироваться по исходной точке маршрута и доложить результаты ориентирования. Проверив правильность ориентирования, следует повторить, что целью движения по азимутам служит выдерживание на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных схемой маршрута. Направление движения выдерживают с помощью компаса, расстояния измеряют шагами (подсчетом пар шагов) или шагомером.

    Для начала движения заданный азимут устанавливают по компасу (как это сделать, было объяснено учащимся на занятии). При этом линия, проходящая через прорезь и мушку компаса, указывает направление движения.

    На этом направлении целесообразно путем визирования через прорезь и мушку компаса выбрать, какой либо промежуточный ориентир. Перед началом движения на выбранный ориентир стрелку компаса ставят на тормоз.

    Двигаясь в направлении выбранного промежуточного ориентира, необходимо вести измерение расстояния, считая шаги парами под левую ногу. Выйдя на первый промежуточный ориентир, следует повести визирование по тому же азимуту и выбрать новый промежуточный ориентир, если еще не видна вторая (после исходной) точка маршрута.

    Продолжая движение, выходят на вторую (поворотную) точку маршрута, где устанавливают по компасу следующий азимут согласно схеме.

    Таким образом, движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому до выхода на конечную (заданную) точку схемы маршрута.

    Кроме промежуточных ориентиров, придвижении по азимутам часто используют вспомогательные – солнце, луну, яркие звезды. Однако при ориентировании по ним следует через каждые 15 мин. движения проверят азимут, т. к. небесные светила перемещаются по небосводу (полярная звезда своего положения не меняет).

    Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, возможных ошибок в определении направлений по компасу и в измерении расстояний. Обычно отклонения от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния. Поэтому в случае отклонения от заданного схемой маршрута ориентира на поворотной точке его можно обнаружить в пределах радиуса в 1/10 пройденного расстояния.

    Могут быть случаи, когда по условиям характера местности трудно найти местные предметы, которые служили бы промежуточными ориентирами на поворотных точках маршрута, или их не видно, например, при движении в темное время суток, в густом лесу и т. п. В таких случаях компас необходимо все время держать перед собой так, чтобы северный конец стрелки был обращен в сторону нулевого деления шкалы (буквы С), и двигаться по направлению визирной линии, проходящей через прорезь и мушку крышки компаса. При этом указатель мушки должен быть установлен на отсчет, равный заданному азимуту направления движения.

    При объяснении порядка движения по азимуту важно дать курсантам указание, как действовать при обходе встречающихся на маршруте препятствий (как естественных, так и искусственных), не допус5кая потери ориентировки (направления движения), а также провести краткий инструктаж о соблюдении мер по предотвращению травматизма.

    Закончив объяснение и инструктаж, инструктор дает указание о начале движения по азимутам. При этом может быть принят вариант движения курсантов по подгруппам сразу с исходной точки маршрута под руководством старших групп по своим схемам маршрутов.

    Однако для большей уверенности в правильности последующих самостоятельных действий курсантов движение по первому участку маршрута (до первой поворотной точки) может быть общим для всех курсантов. В этом случае инструктор сообщает курсантам азимут и длину первого участка маршрута, предлагает установить этот азимут на своих компасах и найти в направлении установленного на компасе азимута промежуточный ориентир. После проверки правильности выполнения указанных действий курсантов вся группа под руководством инструктора начинает движение к этому ориентиру, а каждый курсант ведет измерение пройденного расстояния шагами (шагомером).

    Выйдя на промежуточный ориентир, инструктор делает остановку, проверяет правильность измерения пройденного расстояния и дает оценку действиям курсантов на пройденном отрезке маршрута. Затем курсантам предлагается выбрать новый промежуточный ориентир по тому же азимуту и продолжать движение всей группой до первого поворотного пункта маршрута, где каждой подгруппе выдается своя схема маршрута. Отсюда курсанты начинают движение по подгруппам самостоятельно под руководством назначенных старших. Во время следования по маршрутам старшие подгрупп назначают ведущих, сменяя их после прохождения каждого участка между промежуточными ориентирами.

    После отправки всех подгрупп инструктор кратчайшим путем выходит на конечную точку маршрута, куда должны выйти все подгруппы, встречает их, дает оценку точности выхода и определяет время, затраченное на движение. В случае необходимости принимает меры по выводу на маршрут курсантов, потерявших ориентировку.

    Заключительная часть – 3-5 мин.

    В заключительной части занятия инструктор подводит итоги и оценивает действия курсантов в движении по азимутам.

    При практическом обучении движению по азимутам могут быть выбраны и другие варианты с большей степенью сложности в зависимости от подготовленности курсантов и условий местности.

 

 



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Порядок проведения занятия и методические советы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Порядок проведения занятия и методические советы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)