Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС 18. Понятие об ощущении и восприятии. Закономерности сенсорного развития детей д/в



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
ВОПРОС 18. Понятие об ощущении и восприятии. Закономерности сенсорного развития детей д/в 0.00 из 5.00 0 оценок




Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Выделяют 3 класса ощущений: 1) Экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) Интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущение голода, жажды, боли); 3) Проприорециптивные, расположенные в мышцах и сухожилиях, с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела. Свойства ощущений: - Качество – это основная особенность ощущения, отражает бесконечное многообразие форм движения материи. Интенсивность – является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность – это его временная характеристика, определяемая временем действия раздражителя и его интенсивностью. Пространственная локализация – анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущение, тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия. Разностная чувствительность, или чувствительность к различению, также находиться в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность. Порог различения – это различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений.

Восприятие – это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. Классификация. По модальности – зрительный, слуховой; По форме существования материи – восприятие пространства, движения или времени; По форме – отражение объектов реального мира в форме отдельных предметов.

Свойства восприятия. Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективизации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения, т.к. обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством. Целостность – складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предметов, восприятие дает целостный образ. С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем практически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течении некоторого времени. Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. Константность восприятия цвета - относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Константностью восприятия величины предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной удаленности. Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношении к линии взора наблюдателя. Осмысленность восприятия - сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Острота зрения. Начиная со старшего д/в и вплоть до 14 -15 лет острота зрения неуклонно повышается. Острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших и средних. Под влиянием воспитания острота зрения у младших дошкольников повышается на 15 -20%, а у средних и старших дошкольников на 25 -30%. Т. Ендовицкая измеряя наибольшее расстояние с которого дети разного д/в могли различить разрыв в кольце (диаметр 7мм, величина разрыва 1мм) установила: дети 4 -5 лет видят разрыв с расстояния 2м10см; дети 5 -6 лет -2м70см; дети 6 -7 лет -3м. Дистанция увеличивалась, когда от детей не требовали словесного описания. Цветоразличение. Чувствительность к различению цвета развивается параллельно с умением различать их. В 3–4 года дети довольно точно ощущают красный, синий, черный и белый цвета. В 5–6 лет точно ощущают желтый, зеленый, голубой, оранжевый и фиолетовый цвета. На 7-мом году начинают различать оттенки цветов. Кроме того, начиная с 5ти лет, все дети безошибочно отбирают, и группируют образцы не только основных, но и промежуточных тонов. Наличие точно установившейся связи между цветом и его наименованием в отношении основных тонов отмечается, начиная с 4х лет. С 5ти лет дети при группировке цветных образцов учитывают не только цветной тон, но и светлоту. Быстрое и точное выделение отношений светлоты и перенос отношений в несколько другие условия происходит тогда, когда эти отношения обозначаются обобщающим словом – «темное», «светлое». Острота слуха. Слуховая чувствительность у младших дошкольников не велика, но к концу д/в несколько увеличивается. Острота тонального слуха у детей до 13 лет понижена по сравнению с остротой слуха у взрослых людей на всех частотах, но в большей степени в области низких частот. Сопоставление порогов слышимости внутри д/в показало, что повышение остроты тонального слуха происходит неравномерно. У детей, по сравнению со взрослыми, понижена и острота речевого слуха, но с возрастом повышается острота слуха на речевые раздражители. В д/в понижение речевых порогов осуществляется более медленно, чем в последующие возрастные периоды. Уровень речевых порогов превышает у дошкольников уровень тональных порогов. Это означает, что дети д/в воспринимают слово только в том случае, если его звучание будет превышать ту громкость, при которой они воспринимают звучание простых слов. Музыкальный и фонематический слух. Речевой или фонематический слух начинает развиваться у ребенка рано (с конца 1го года – начала 2-го года жизни). Как правило, к началу д/в ребенок практически различает все звуки родного языка в соответствии с их фонематическими признаками – он понимает речь и сам ею активно пользуется. Несколько иначе обстоит дело с формированием в д/в музыкального слуха. Различение звуковысотных отношений для детей первой половины дошкольного детства (от 3 до 5 лет) представляет значительные трудности. Трудности в различении у детей среднего возраста появляются тогда, когда нужно установить направление звуковысотного движения. Дети старше 5ти лет могут дать словесную оценку звуковысотных отношений, сказать одинаковые или разные по высоте предъявляемые им два звука, а после специальных упражнений словесно указать, какой из двух звуков выше. Звуковысотный рисунок мелодии детьми от3х до 5ти лет не воспроизводится, для них характерно монотонное пение, пение «на удобном» звуке. Дети старшего дошкольного возраста при восприятии музыкального произведения преимущественно улавливают его динамическую сторону – ритм и темп; собственно звуковысотная сторона – мелодия и гармония – воспринимаются ими хуже. Кинестетическая и тактильная чувствительность. В дошкольном возрасте происходит развитие суставно-мышечных и тактильных ощущений, играющих большую роль в анализе многих свойств и качеств окружающего мира. Способность анализировать степень мышечного напряжения также увеличивается с возрастом. Ответы на звуковые сигналы (гудок, свисток) при речевом подкреплении «Нажми сильно», вырабатываются у детей 6 -7 лет значительно быстрее, чем у детей 4х лет. Кроме того, для детей 4х лет характерны колебания в силе нажатия, тогда как у детей 6-7 лет реакции более стабильны. Обонятельная чувствительность повышается в течение д/в. наиболее древний вид и менее всех изученный. Дети ощущают наличие 1 капли духов в помещении из 6 комнат.

Сенсорное развитие включает 2 взаимосвязанные стороны: - формирование сенсорных эталонов; - развитие действий восприятия (перцептивных действий). Венгер: формирование сенсорных эталонов – процесс динамичный, включает 3 этапа (уровня). 1 этап ранний возраст – ребенок не дифференцирует эталоны; происходит отождествление – шарик – мячик, зеленый овал – огурчик и т. д. 2 этап – младший д/в - ребенок дифференцирует эталоны и игрушки, но пытаясь определить эталон формы ребенок опирается на знакомый предмет (шар как мяч). 3 этап – средний и старший дошкольный возраст – сформировать предмет получить эталон, т. е. когда ребенок при воспроизведении нового предмета может сказать какой он формы. Переход от этапа к этапу происходит на основе обобщения основных свойств предмета. Динамика развития перцептивных действий. 1. В 3 – 4 года среднее время узнавания фигуры около 40 секунд. Движения глаз по фигуре незначительны, взгляд сконцентрирован в центр фигуры, река осуществляет похлопывание, а не ощущающие движения. 2. В 4года – ребенок выводит руку на контур предмета, но обследования не наблюдается. Ощупывающие действия касаются выступа, дырочки и т.д. Взглядом и рукой ребенок часто выходит за пределы контура, снова к нему возвращаясь. Ребенок как – бы пытается определить его положение в пространстве. Попытка ощупать контур осуществляется всей ладошкой, а не фалангами. 3. В 4 -5 лет время опознания предмета ровно 20 секундам, более частые выходы руки на контур предмета, ощупывает обеими руками, но использует не только ладони, но и фаланги пальцев. 4. В 5 – 6 лет – ребенок начинает ощупывать весь контур предмета кончиками пальцев, демонстрирует одномоментность восприятия, т. е. одним взглядом схватывает все особенности предмета. Движения руки по контуры менее выражены. (15 – 17 секунд). 5. В 6 – 7 лет время опознания предмета 7 - 9 секунд. Траектория движения практически свернута, достаточно пройти небольшой отрезок, чтобы опознать фигуру, т. е происходит постоянное свертывание внешних действий и переход их во внутренний план (интериоризации). Уровень развития перцептивных действий у детей. 3 – 5 лет – соответствует 1-му низшему уровню иерархорической системы признаков восприятия (первичные признаки восприятия, которые характеризуют лишь отдельные участки контура окружности). 5 – 7 лет соответствуют 2 и 3 уровню. 2 уровень составляют обобщения (вторичные признаки), характеризующие не отдельные участки контура, а весь контур в целом. 3 уровень составляют еще более обобщенные (третичные) признаки, характеризующие не сам контур воспринимаего, а его соотношения с контуром других вспомогательных окружностей, которые целиком формируются мысленно. 4 уровень – высший уровень – признаки сходства (похож, напоминает и т.д.) – когда речь идет об очень сложных фигурах, форму которых нельзя определить однозначно. Перцептивные действия наиболее свойственные детям (по Ананьеву). 1. действия идентификации на 1 этапе формирования сенсорных эталонов (мяч круглый). 2. действия отнесения к эталону – когда ребенок может игнорировать некоторые второстепенные признаки (яблоки как шар). 3. моделирующие – ребенок использует несколько эталонов для определения формы.

 



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
ВОПРОС 18. Понятие об ощущении и восприятии. Закономерности сенсорного развития детей д/в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС 18. Понятие об ощущении и восприятии. Закономерности сенсорного развития детей д/в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)