Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС 20. Формирование сложных видов восприятия в дошкольном детстве



2019-12-29 259 Обсуждений (0)
ВОПРОС 20. Формирование сложных видов восприятия в дошкольном детстве 0.00 из 5.00 0 оценок




Восприятие величины

И.М. Сеченовым в работе «Физиология органов чувств» было показано, что периферическим механизмом восприятия размера предмета является закономерное взаимодействие размера изображения на сетчатке глаза и сокращения глазных мышц. Размер предмета воспринимается при соответствующей степени сведения зрительных осей под определенным углом зрения, а это сведение осей измеряется мышечным чувством. Изменение величины угла зрения является показателем того или иного размера предмета на сетчатой оболочке. Зрительное различение размера предмета возможно лишь с помощью установления корковой связи между частями зрительного анализатора — сетчаткой глаза и его двигательной частью — мышцами глаза, которые приспосабливают глаз к восприятию предмета на том или ином расстоянии. Таким образом, восприятие величины предметов (так же как и других пространственных признаков) совершается движущимся глазом. Поэтому мышечному чувству И.М. Сеченов отводит особую роль. Благодаря мышечному чувству глаз подобно руке «ощупывает» предмет. Он функционирует в качестве измерительного прибора. «Измерителями» служат ощущения, возникающие на основе движения. Восприятие величины складывается из нескольких составляющих: 1. Сетчатое изображение (близко – большой, далеко – маленький); 2. Проприорецепторы мышц глаз – они приспосабливают глаз видеть предмет на различном расстоянии, чем дальше предмет, тем меньше? напряжение мышц, чем ближе – меньше напряжение глаз. 3. Осязательно – проверенный размер предмета (измерение). 4. Слово – называние размера. Когда между всеми этими составляющими устанавливается связь в головном мозге, ребенок становится способным воспринимать размер объекта на глаз. Специфические особенности восприятия величины: а) глобальный характер восприятия в младшем и раннем возрасте. Для детей универсальными являются понятия «большой», «маленький». б) существует константность величины (постоянство) и носит локальный характер: т. е. усвоенный признак закрепляется за конкретным предметом, объектом. Из всех параметров величины дети сложнее усваивают высоту, и к 6 годам при наличии обучения дети достаточно хорошо ориентируются в параметрах и понятиях величины. В д/в дается только начальное представление величины и связано оно с созданием чувственной основы, для формирования в последующем научного понятия величина. Этапы становления ориентировки в пространстве. Восприятие пространства – это сложный вид, т. к. в этом процессе задействовано несколько анализаторных систем: кинестетической (движение),зрительной, слуховой – их соотношение зависит от возраста. Восприятие пространства возникает у ребенка уже в возрасте 4 – 5 недель, когда ребенок научается фиксировать взглядом находящийся рядом предмет. Источником развития ориентировки в пространстве является движение объекта, помогающее ребенку выделить его из окружающего пространства. Практическое освоение пространства активно начинается с овладения ходьбой, когда у ребенка появляются новые ощущения: - преодоление пространства; - ощущение равновесия; - ощущение ускорения и замедления движения. В раннем возрасте у ребенка начинает формироваться первая система отсчета, которую В. Мусейибова называет чувственной системой отсчета, пространственное соотношение соотносится с частями собственного тела. Позже на чувственную систему отсчета накладывается словесная – ребенок усваивает 3 парные группы основных пространственных направлений: 1. Фронтальное (вперед – назад); 2. Вертикальное (вверх – вниз); 3. Саггитальное (право – лево). Легче ребенку усвоить вертикальное направление, затем фронтальное и сложнее всего дается саггитальное. Каждый из пар пространственных обозначений ребенок первоначально осваивает одно направление и затем на основе сравнения противоположное. Мусейибова в развитии пространственных ориентировок выделяет 3 этапа. 1.этап – практического примеривания (примерка) младший дошкольный возраст. На этом этапе весь комплекс пространственно двигательных связей представлен развернуто, т.е. для того чтобы определить, где какой предмет находится, ребенок должен подойти к нему. 2. этап – средний дошкольный возраст, появляется зрительная оценка расположения объектов находящихся рядом. Деятельность двигательного анализатора сокращается, но полностью не исчезает. Движения к объекту заменяется поворотом корпуса, а позже просто указательным движением руки. 3. этап – старший дошкольный возраст, указания руки заменяются взглядом в сторону предмета. Первоначально площадь, на которой ориентируется ребенок очень ограничена, ориентировка идет на уровне себя. К 3м годам эти границы расширяются, но они вплотную примыкают к саггитально–фронтальным линиям. К 5ти годам растет уже степень удаленности объектов от ребенка, и он научиться воспринимать целостность объекта. Четко выделяет преимущественно 2 зоны – это либо право – лево, или другой вперед – назад. Причем каждая из этих зон выделяет по 2 участка, по сути дела делит все пространство на 4 участка. Ребенок допускает возможность взаимоперехода от одного участка к другому, т. е. понимает, что данные границы подвижны. Таким образом, абстрагирование пространственных отношений это длительный, сложный процесс и завершается он в школьный период. Восприятие времени. Время существует вне и независимо от нашего сознания, восприятие и познание времени это отражение в нашем сознании реально существующего времени. Особенности времени: 1. текучесть, т. е. любая единица времени не может быть одновременно воспринята в ее начале или конце; 2. необратимость, т.е. это невозможность вернуть в прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. 3. отсутствие наглядных форм, т. е. время не подлежит наглядному содержанию, воспринимается оно опосредованно, через движение или какую – либо деятельность, связанную с определенным временем или через чередование каких – то постоянных явлений. Основой восприятия времени является чувственное восприятие, и задействован целый комплекс анализаторов. Сеченов особую роль придавал слуховым и мышечным ощущением восприятия времени. Слух и мышечные чувства Сеченов называл «дробными анализаторами времени». Павлов отмечал, что отсчет времени свойственен каждому элементу нервной системы, каждой клеточке. По Павлову физиологической основой восприятия времени является сила процессов возбуждения и торможения. Точность определения временных интервалов связана с динамикой данных процессов. При относительном преобладании процесса возбуждения идет недооценка времени, при относительном преобладании процесса торможения идет переоценка. Дифференцировка временных интервалов является результатом выработки условного рефлекса на время. У человека ориентировка во времени имеет 2 уровня: 1 – непосредственное ощущение длительности, обусловленная внутренней чувствительностью; 2 – собственно восприятие времени, связанной со второй сигнальной системой. В раннем возрасте восприятие времени формируется на основе чувствительного опыта, без опоры на временные эталоны. Ориентировка идет по средствам удовлетворения биологических потребностей ребенка. Все процессы жизнедеятельности протекают со строгой периодичностью, и вот этот ритм жизни способствует выработке условного рефлекса на время. В раннем и младшем дошкольном возрасте в ориентировке во времени большую роль играют вневременные признаки, (утро – встает, умывается; ночь – ложиться спать). В 4–5 лет дети относительно четко ориентируются в небольших промежутках времени, о содержании которых имеют определенные представления на основе личного опыта. Большую роль в формировании временных представлений отдают слову, именно в нем абстрагируются и обобщаются различные временные отрезки.

 



2019-12-29 259 Обсуждений (0)
ВОПРОС 20. Формирование сложных видов восприятия в дошкольном детстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС 20. Формирование сложных видов восприятия в дошкольном детстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)