Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные методологические подходы отечественной социальной психологии. Методы социальной психологии и методические приемы исследования.



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Основные методологические подходы отечественной социальной психологии. Методы социальной психологии и методические приемы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




В развитии отечественной социальной психологии конца XIX века большая роль принадлежит Н. К. Михайловскому. Его заслуга - это постановка проблемы необходимости разработки особой науки, призванной исследовать массовую психологию, ее роль и место в социальных движениях. Одной из проблем рассматриваемых им была проблема соотношения толпы и лидера. В воспроизводстве определенных форм социального поведения значительное место принадлежит подражанию как механизму массового поведения. Михайловский различал внешние факторы подражания и внутренние. Г. В. Плеханов раскрыл ряд механизмов формирования социальной психологии, дал обобщенную характеристику психологических особенностей отдельных исторических периодов, настроений, времени и духа эпохи. В 20 - 30 гг. развитие отечественной социальной психологии сопровождалось разработкой теоретических проблем психологии в целом, основанной на перестройке ее философских оснований. В ходе дискуссии о предмете социальной психологии высказывались различные точки зрения об ее роли и задачах. Так, Г. И. Челпанов предложил разделить психологию на две части: социальную, которая должна разрабатываться в марксизме, и собственно психологию, которая должна оставаться экспериментальной наукой. К. Н. Корнилов напротив предлагал сохранить единство психологии, распространив на поведение человека в коллективе метод реактологии. При этом коллектив понимался как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии предлагалось считать измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций. П. П. Блонский одним из первых поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психики человека. «Социальность» им рассматривалась как особая деятельность^ людей, связанная с другими людьми. Под такое понимание социальности подходила и активность животных, поэтому предложение П. П. Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем. В. М. Бехтерев выступил с предложением создать особую науку рефлексологию -естественно-научное направление в психологии. По мнению Бехтерева, решением социальных проблем должна заниматься особая отрасль рефлексологии. Эту отрасль он назвал «коллективной рефлексологией», а предметом ее изучения - поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Социально-психологический подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии и социологии. В ряде своих исследований Бехтерев установил, что группа способствует более продуктивной деятельности, влияя на индивидуальную психику ее членов. В ходе дальнейшего развития отечественной психологии в качестве теоретических предпосылок формирования социальнотпсихологической практики выступили идеи о культурно-исторической ^детерминации 9. психики, опосредованности индивидуальной психики условиями пребывания в коллективе, единстве сознания и деятельности. В настоящее время особенностями отечественной социальной психологии является рассмотрение проблем личности, группы, общения на основе принципа деятельности, что означает исследование социально-психологических явлений в реальных социальных группах, объединенной совместной деятельностью, при условии, что указанная деятельность опосредствует всю систему внутригрупповых процессов.

Методы социальной психологии - это основные способы познания социально-психологических явлений и их закономерностей. Методика исследования - это система методов, нацеленная на совокупность внешних и внутренних показателей, которые в свою очередь раскрывают сущность изучаемого социально-психологического явления или процесса.

Выделяют следующие методы: 1. феноменологизация и . концептуализация: позволяют провести предварительную работу по вьщелению и категоризации интересующих социально-психологических проблем; 2. исследования и диагностики: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование; 3. обработки и интерпретации: использование статистических методов (среднее значение, отклонение от среднего, достоверность и т.д.); 4. коррекции и терапии: позволяют улучшить личностные и групповые характеристики, умения и навыки (выделяют группы телесной терапии, встреч, терапии искусством, гештальттерапии и т. д.); 5. мотивирования и управления: позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей; 6. обучения и развития: призваны реализовывать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия в процессе решения задач, повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений и навыков; 7. конструирования и творчества: позволяют задействовать потенциал группового а взаимодействуя для целей, алгоритмизированного или полностью спонтанного порождения чего-либо нового - решение конфликтной ситуации, методики обучения и т. п. 8. метод социометрии позволяет исследовать особенности группового взаимодействия между ее членами. 9. фе'номенолотизация и 4 концептуализация: позволяют провести предварительную работу по выделению и категоризации интересующих социально-психологических проблем; 10. исследования и диагностики: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование; 11. обработки и интерпретации: использование статистических методов (среднее значение, отклонение от среднего, достоверность и т.д.); 12. коррекции и терапии: позволяют улучшить личностные и групповые характеристики, умения и навыки (выделяют группы телесной терапии, встреч, терапии искусством, гештальттерапии и т. д.); 13. мотивирования и управления: позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей; 14. обучения и развития: призваны реализовывать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия в процессе решения задач, повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений и навыков; 15. конструирования и творчества: позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей, алгоритмизированного или полностью спонтанного порождения чего-либо нового - решение конфликтной ситуации, методики обучения и т. п. 16. метод социометрии позволяет исследовать особенности группового взаимодействия между ее членами.

 

 



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Основные методологические подходы отечественной социальной психологии. Методы социальной психологии и методические приемы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные методологические подходы отечественной социальной психологии. Методы социальной психологии и методические приемы исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)