Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Личностные образования, определяющие поведение



2019-12-29 316 Обсуждений (0)
Личностные образования, определяющие поведение 0.00 из 5.00 0 оценок




Теория установки детально разработана выдающимся грузинским психологом Д.Н. Узнадзе. Установка, по его мнению, это целостное динамическое состояние субъекта, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. В отличие сознательного побуждения (мотива), установка непроизвольна и не осознается самим субъектом. Но именно она определяет его отношение к объекту и сам способ его восприятия. В системе установок, незаметно для самого человека, аккумулируется его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды. Согласно диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически. В основе такого деления лежит схема Д.Н.Узнадзе, согласно которой установка возникает всегда при наличии определенной потребности, с одной стороны, иситуации удовлетворения этой потребности – с другой. В рамках данной концепции выделяется четыре уровня диспозиций: а) элементарные фиксированные установки; б) социальные фиксированные установки или аттитюды; в) базовые социальные установки; г) ценностные ориентации личности.

Понятие установки в понимании Д.Н.Узнадзе и понятие социальной установки не являются идентичными. Социальная установка (аттитюд) определяется как психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта, или как состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности. Социальная установка характеризуется более сложной структурой (аффективный, когнитивный, поведенческий компонент) и функциями (приспособительная; знания; выражения; защиты).

Социальная установка, как психологическое явление, представляет собой готовность воспринимать группы людей и другие социальные объекты определенным образом. Она придает когнитивному элементу социального стереотипа содержание и определяет его интенсивность, степень его эмоциональной насыщенности. Вначале у человека формируется установка, а затем стереотип наполняется соответственным этой установке содержанием. Поскольку стереотип выступает как проявление группового сознания, которое в свою очередь корректируется, то социальные установки или аттитюды, непосредственно влияют на восприятие и оценку реальности. Установка в социокультурной среде проявляется в обычаях. На основе усвоения обычаев и следования им формируется система стереотипного поведения. Таким образом, установка через существующие в данной социокультурной группе обычаи влияет на формирование шаблонов поведения, от трудовых приемов до этикета.

Направленность личности

Чтобы узнать человека, очень важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел еще добиться и каким образом достичь поставленной цели. Все это определяет направленность личности, т. е. ее интересы и склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения, являющиеся одновременно и мотивами деятельности. Все эти виды направленности в своей структуре всегда содержат потребности, установки и отношения. Характеризуя направленность личности в целом, нужно обращать внимание на следующие ее общие качества. Уровень — это общественная значимость направленности человека. Только общественно значимые цели, побуждающие его к деятельности, могут обеспечивать высокий уровень направленности его личности и тем положительно влиять на другие ее качества. Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений, через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности. Устойчивость направленности личности характеризуется ее протяженностью во времена. Это качество направленности личности в первую очередь связано с настойчивостью как проявлением воли. Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности. В основе направленности человека лежат его потребности. Биологические — отражающие нужду его организма в еде, воздухе, воде и тепле. Исторически сложившиеся в человеческом обществе материальные потребности: пища, одежда, жилье. И духовные: познавательные, моральные и эстетические, творческие. Потребности тесно связаны с эмоциями; так, слабо выраженные потребности связаны с влечениями. С них начинается иерархия форм направленности личности. Влечение — малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие четко понимаемой, осознанной цели. Желание — более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления. Интерес — еще более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию. Склонность — стремление к определенной деятельности. На основе интересов и склонностей формируются идеалы. Идеал — форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить. Мерилом и образцом для советских людей всегда служит образ великого Ленина. Мировоззрение — это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Мировоззрение каждого конкретного человека определяется, в конечном счете его общественным бытием, поэтому оценивать его надо прежде всего в сопоставлении с коммунистическим мировоззрением. В противоположность активному существует пассивное мировоззрение, называемое миросозерцанием. Сочетание мышления и воли в поступках человека приводит к переходу мировоззрения в убеждения как высшую форму направленности личности. Мировоззрение и убеждения учащегося определяют его моральные качества. Мораль — понятие, обобщающее отражения в общественном и индивидуальном сознании нравственных явлений. Совесть — нравственная самооценка человеком своих поступков. Спокойная совесть, угрызения совести — эти чувства возникают у человека при сравнении своих поступков с принятыми v им нравственными принципами и нормами поведения. Стыд — это моральное чувство, переживаемое как унижение, тягостное беспокойство, неудовлетворенность собой, сожаление о совершенном поступке и осуждение его. Стыд может возникнуть и при воспоминании о содеянном, причем как «за себя», так и «за других». Чувство стыда наиболее отчетливо проявляется в застенчивости как черте личности, определяемой повышенной стыдливостью, а отсутствие его — в бесстыдности.

Отношения личности

В основе понимания общества и его истории находится понятие производственных отношений как объективных, материальных и не зависящих от сознания людей отношений, складывающихся между людьми в процессе от производства до потребления материальных благ. Эти отношения определяют особенности всех других объективных общественных отношений, в которые вступают люди, в том числе и нравственных, на основе которых формируется моральный облик человека. Эти объективные отношения, отражаясь сознанием, принимают форму отношения как свойства сознания, как психического явления, входящего в структуру всех форм направленности. Отношения личности группируются в ряд форм, имеющих иерархию. Они более всего определяют характер, но могут быть и относительно мало выраженными свойствами личности, еще не ставшими чертами характера. По отношениям человека к другим людям, к коллективу, к обществу выделяют такие черты личности, как общительность, или широкая и поверхностная или избирательная, и противоположная ей замкнутость, могущая быть результатом безразличного отношения к людям или недоверия к ним, но, возможно, являющаяся и следствием глубокой внутренней сосредоточенности, откровенность и противоположная ей скрытность, а также чуткость, товарищество, и вежливость и коллективизм, обеспечивающий правильные взаимоотношения, как в учебе, так и в совместном выполнении производственных и общественных обязанностей. По отношениям человека к самому себе выделяют чувство собственного достоинства, правильно понимаемую гордость и связанную с ней самокритичность, скромность и противоположное ей самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость (иногда бывающую результатом большой скромности, а иногда большого самолюбия), эгоцентризм (склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания), эгоизм (склонность заботиться преимущественно о своем личном благе). По отношениям человека, к своему делу и труду выделяют, прежде всего, инициативность, настойчивость, трудолюбие (и противоположную ему лень), любовь к преодолению трудностей (и, наоборот, боязнь трудностей), добросовестность, аккуратность. Вся гамма отношений личности не остается у каждого «при себе», а, взаимодействуя с отношениями других личностей в группе, образует сложную систему межличностных отношений. Последние так и должны изучаться — через отношения личностей. Изучая направленность учащегося, его потребности, интересы, склонности, стремления, являющиеся мотивами его деятельности и отношений, следует, прежде всего, выявить положительные черты его личности. На фоне положительного лучше видны отрицательные психические свойства и состояния. К тому же устранять отрицательные черты можно только через развитие положительных личных качеств. Если направленность личности выражается в ее действиях и поступках, порождаемых мотивами, а мотивы обусловливаются потребностями, то формирование направленности следует начинать с формирования потребностей и мотивов поведения.

Личностные смыслы

Изменение личностных смыслов (по структуре, содержанию, взаимосвязи), которые начинают включать нравственно-значимые образования и гуманистические ориентации, называется гуманизацией личности. При этом целью процесса образования становятся формирование и развитие системы личностных смыслов учащихся, гуманистических, по сути, и адекватных их жизнедеятельности как «здесь и теперь», так и в более длительной временной перспективе.

Глубинные личностные смыслы являются структурными элементами направленности личности. Их формирование предполагает привлечение межмодальных, контекстуальных, системных методов воздействия, в том числе в целях развития и саморазвития. Это обусловлено тем, что непосредственное формирование личностных смыслов возможно лишь в кризисные периоды развития личности или в моменты состояний, соответствующих характеру внешних воздействий на нее.

 

66Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".



2019-12-29 316 Обсуждений (0)
Личностные образования, определяющие поведение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Личностные образования, определяющие поведение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)