Понятие процесса принятия группового решения, его особенности
Перед тем как ставить задачу изучения особенностей процесса принятия группового решения необходимо обратиться к определению данного понятия. Так, словарь психологических терминов дает следующее определение: «Принятие решения групповое -- осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура группового принятия решения предполагает обязательное результирующее согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая групповому принятию решения. В отдельных случаях групповое принятие решения используется в условиях ограниченного обмена информацией, когда члены группы могут только сообщить о своих первоначальных решениях. От группового принятия решения следует отличать переход от индивидуальных решений к групповым без взаимодействия участников». Необходимо обратиться к рассмотрению плюсов и минусов группового принятия решения. Американские психологи обнаружили, что групповое обсуждение порождает в два раза больше идей по сравнению с ситуациями, когда те же самые люди работают единолично. При этом решения, принятые группой, отличаются большей точностью, чем индивидуальные решения. Это объясняется тем, что группа в целом обладает большим количеством знаний, нежели один индивид. Причем эта информация является более разносторонней, что обеспечивает большее разнообразие подходов к решению проблемы. Однако группы обычно не способствуют проявлению творческих сил при принятии решений. Чаще всего группа подавляет творческие порывы отдельных ее членов. Принимая решение, группы могут следовать привычным образцам в течение долгого периода. С другой стороны, группы лучше отдельных индивидов могут оценить новаторскую идею. Таким образом, группу порой используют для того, чтобы вынести суждение о новизне и оригинальности той или иной идеи. При групповом принятии решений возрастает приемлемость принятых решений для всех членов группы. Известно, что многие решения не удается воплотить в жизнь, потому что люди не согласны с ними. Однако, если люди сами участвуют в принятии решений, они охотнее поддерживают их и побуждают других согласиться с ними. Участие в процессе принятия решений налагает на индивида соответствующие моральные обязательства и повышает уровень его мотивации, если ему предстоит выполнить эти решения. Важное достоинство групповых решений, принимаемых в какой-либо реальной организации, состоит в том, что такие решения могут восприниматься более легитимными по сравнению с решениями, принятыми единолично. Групповое давление Важно определить психологические механизмы взаимодействия личности и группы в процессе группового давления. Согласно справочной психологической литературе, группа давления – узкое общественное объединение, целенаправленно воздействующее на институты публичной власти для удовлетворения собственных интересов (лоббизм); явление либеральной общественно-политической системы, политического плюрализма. Группа давления оказывает воздействия на публичную власть через партийные объединения посредством контактов с отдельными законодателями, правительственными деятелями, путем формирования общественного мнения и других форм общественного влияния.Групповое давление(group pressure). Невозможно находиться в группе и быть свободным от ее влияния. Группа рассматривается как важнейший фактор в детерминации поведения ее отдельных членов. Как указывал У. Р. Байон, необходимым условием существования любой группы является служение определенной цели. Это подразумевает тесную взаимосвязь между единством цели внутри группы и ее успешностью в выполнении задач. Уорчел и Купер, подводя итоги исследований в этой области, делают вывод о том, что достижению групповых целей способствует высокая сплоченность. Томас Френч разраб. понятие "фокального конфликта", чтобы объяснить, каким образом люди в группе приходят к "сотрудничеству" для достижения общей цели. Ее члены, индивидуально или коллективно, могут оказывать давление на др. в данной группе с целью подчинения их задачам, требующим безотлагательного решения. Такие давления могут оказываться чрезвычайно эффективными, влияя не только на выбор индивидуумом задачи, но и на индивидуальные убеждения, аттитюды и даже на восприятие действительности. М. Шериф, используя "автокинетический феномен", показал, что на восприятие отдельными членами группы таких характеристик, как направление, расстояние и скорость "движения" светового пятна, могут в значительной степени влиять вербальные суждения и оценки др. ее членов. Соломон Аш продемонстрировал, что индивидуумы могут подвергаться существенному влиянию в отношении широкого спектра перцептивных суждений и оценок. Стремление к социальному одобрению настолько глубоко укоренилось у большинства людей, что они скорее с готовностью подчинятся ожиданиям других, чем рискнут вызвать их неодобрение. Потребность индивидуума в принятии других в группе может быть такой сильной, что будет распространяться на совершенно незнакомых людей. Угроза социцального отвержения или другого наказания может служить мощным подкреплением конформного поведения. Генри Израел пролил свет на механизмы, посредством которых индивидуумы оказывают давление на др. и в свою очередь сами подвергаются их влиянию. Индивидуумы устанавливают 3 основных вида отношений друг с другом, а именно: "требуемые" взаимоотношения, "избегаемые" и "катастрофические". В требуемых взаимоотношениях индивидуумы взаимодействуют способами, которые, как они полагают, отвечают ожиданиям др. В ответ на это каждый из них хочет, чтобы др. тоже отвечали его ожиданиям. Люди избегают вести себя способами, которые могли бы не отвечать ожиданиям других и в свою очередь оказывают на них давление. Требуемые взаимоотношения существуют как результат убеждения в том, что непосредственное выражение "избегаемых" мыслей или чувств могло бы повлечь за собой катастрофу. Такое мышление пронизывает групповые взаимодействия, благоприятствуя тайному сговору, а не подлинным взаимоотношениям сотрудничества и препятствуя честности и искренности в человеческих взаимодействиях
86Один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |