Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Надёжность и валидность психодиагностических методик.



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Надёжность и валидность психодиагностических методик. 0.00 из 5.00 0 оценок




В традиционной тестологии термин «надёжность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов тста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Надёжность методики – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Степень надёжности методик зависит от многих причин. Среди негативных факторов наиболее часто называются слудующие:

1) нестабильность диагностируемого свойства;

2) несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечётко сформулированы указания по предъявлению методики испытуемым и т.д.);

3) меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещённость помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.);

4) различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);

5) колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом – утомление и т.д.);

6) элементы субъективности в способах оценки и итерпретации результатов (когда ведётся протоколирование ответов испытуемых, оценивают ответы по степени полноты, оригинальности и т.д.).

На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может, как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность, может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на которой определялась надёжность методики.

Разновидностей надёжности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний. Так как все виды надёжности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический приём, с помощью которого устанавливается надёжность методики, - это корреляции (по Пирсону или по Спирмену). Надёжность тем выше, чем больше полученный коеффициент корреляции приближается к единице, и наоборот.

К.М.Гуревич предложилтолковать надёжность как:

1) надёжность самого измерительного инструмента;

2) стабильность изучаемого признака;

3) контантность, т.е. относительную незамисимость результатов от личности экспериментатора.

Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть коэффицентом надёжности; показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства, - коэффицентом стабильности; а показатель оценки влияния личности экспериментатора – коэффициентом константности. Именно в таком порядке рекоменуется осуществлять проверку методики: целесообразно сначала проверить инструмент измерения. Если полученные данные удовлетворительны, то можно переходить к установлению меры стабильности измряемого свойства, а уже после этого при необходимости заняться критерием константности. ( Надёжность: ретестовая, параллельных форм, частей тела, по внутренней согласованности, факторно-дисперсионая).

Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А.Анастази). Валидность по своей сути – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика длоя измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность. По этой причине не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства.

Валидность в первом её понимании имеет отношение к самой методике, т.е. это валидность измерительного инструмента. Такая проверка называется теоретической валидизацией. При Т.В. исселдователя интересует само свойство, измеряемое методикой. Это, по существу, означает, что проводится собственно психологическая валидизация.

Валидность во втором понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели её использования. Это прагматическая валидизация. При П.В. суть предмета измерения (психологическог свойства) оказывается вне поля зрения. Главный акцент сделан на то, чтобы доказать, что «нечто», измеряемое методикой, имеет связь с определёнными областями практики (практическая эффективность, значимость, полезность).

Провести Т.В., в отличие от П., порой оказывается значительно труднее.

Виды валидности:

1.Валидность «по содержанию».

2.Валидность «по одновременности».

3.«Предстказывающая» валидность.

4.«Ретроспективная» валидность.

5.Дифференциальная.

6.Иллюзорная.

7.Инкрементная.

8.Консенсусная.

9.Конструктаня.

10.Критериальная.

11.Очевидная.

12.Валидность «по возрастной дифференциации».

13.Текущая.

14.Экологическая.

15.Эмпирическая.

 

Дискриминативность Одним из показателей качества заданий в тестах (для оценки остаточных знаний студентов и в итоговой и экзаменационной аттестации) является дискриминативность (информативность), то есть дифференцирующая способность теста в целом или отдельного тестового задания отделять испытуемых с высоким баллом от испытуемых с низким баллом.

Если все испытуемые дают на тестовые задания один и тот же ответ, это означает, что данное задание не обладает дискриминативностью, то есть d=0, где d — коэффициент дискриминативности.

Коэффициент дискриминативности определяется как разность между относительной численностью испытуемых, справившихся с заданием из высокопродуктивной и низкопродуктивной группы. Все его возможные значения принадлежат интервалу (-1,1).

Если d® 1, то задание хорошо разделяет испытуемых с высокими и низкими баллами по тесту.

Если d® -1, то это свидетельствует о непригодности задания.

Если d® 0, то задание некорректно сформулировано.

Для быстроты и наглядности анализа дискриминативности авторами была использована программа, написанная ими в среде MatLab. Она позволяет вычислять коэффициент дискриминативности d по всем вопросам теста в любой группе испытуемых и, с помощью таблиц (для d) и гистограмм, быстро выделять низкодискриминативные задания и принимать решение об изменении формулировки задания в целом или удалении его из базы вопросов и ответов.

Среди причин низкого коэффициента дискриминативности d могут быть:

1. сложность формулировки вопроса,

2. очевидность ответа,

3. неоднозначность ответа,

4. абсурдность ответа,

5. зависимость результатов от памяти тестируемых, а не от уровня развития тех умений и навыков, для оценки которых разрабатывался тест,

6. наличие двух и более правильных ответов, заранее не оговоренное в условии задачи.

Важно, чтобы задание отбраковывалось не потому, что у него низкий коэффициент дискриминативности d, а потому что этот коэффициент указывает на наличие недостатков, которые невозможно или нецелесообразно изменять. Использование коэффициента дискриминативности позволяет судить как о качестве подготовки теста в целом, так и отдельных вопросов.

 

 

51В наиболее обобщенном виде стиль семейного воспитания определяется как авторитарный, демократический или либеральный с достаточно широким спектром промежуточных вариантов.

· Для авторитарного стиля воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, контролировать их поведение, интересы и даже желания. Ему присуща строгость и безаппеляционность суждений родителей. Угроза с целью принуждения выступает его главным средством. Коммуникация направлена преимущественно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей психологическое отчуждение от внешнего мира и враждебность по отношению к окружающим его людям

· Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, поощрять их инициативу и самостоятельность. Взрослые не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля над ними от авторитарного стиля, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия в воспитании определяется не только старшими, но и младшими, которые часто выступают его инициаторами.

· Либеральный стиль предполагает всепрощенчество и нерациональную терпимость в отношениях с детьми. Его источником преимущественно является чрезмерная родительская любовь или отрешенность от воспитания детей. При реализации данного стиля семейного воспитания дети зачастую растут неорганизованными, недисциплинированными и безответственными.

- индифферентный (попустительский)Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенным .Свои проблемы ребенку приходится решать самому.Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

Каждый период семейного цикла отличается специфическими требованиями к родителям. Можно выделить 6 стадий родительства:

1. Стадия формирования образа длятся от зачатия до рождения ребенка. Супруги пытаются представить себе какими родителями они будут оценивая свои ожидаемые действия в соответствии с собственными идеальными стандартными родительского поведения.

2. стадия выкармливания длится примерно 2-3-года с того момента когда ребенок начинает говорить нет. У родителей формируется чувство привязанности к ребенку, они научатся соизмерять эмоциональное участие и время которое они отдают супругу, друзьям , работе и т.д. с потребностями малыша.

3. Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком примерно 5 лет. Родители оценивают всое соответствие родительской роли. На этой стадии они должны осознать что и они , и их дети не всегда соответствуют созданному ими идеальному образу.(2-5 лет)

4. интерпретативная стадия водительства приходит на период младшего школьного возраста. Родители вынуждены перепроверять и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.(5-11 лет)

5.стадия взаимозависимости приходится на подростковый возраст детей . Задачей родителей является перестроить свои властные отношения с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратится в товарищеские .

6. Стадия расставания приходится на время когда выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и критически осмыслить то, какими родителями они были.

 Родители, имеющие проблемы взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии могут вполне успешно взаимодействовать с ними на другой стадии. Например, родители , испытавшие массу трудностей с младенцем могут прекрасно справляться с воспитанием подростка и наоборот.

Тип родительских отношений: 1. Диструктивные роли (козел отпущения)2. Любимчик (между родителями могут быть холодные отношения)3. Бейби\ребенок отдается роль малыша , от которого ничего не зависит не впускают в пару. 4. Примеритель( ребенок регулирует и управляет супружескими конфликтами)

 

 

 65 причины нарушения процесса социолизацииСоциальная дипрессия –это вид социального расстройства и снижение тонуса общественного настроения людей. Формальный диагноз С.Д. требует наличия 5 симптомов :- Всеобщая печаль и угнетенное душевное состояние многих людей в обществе -потеря у большинства людей интереса к обычным вещам и смыслу жизни-резкие перемены на уровне бытовой и политической активности всего населения-негативная самооценка людьми и различными группами социальной ситуации в государстве-замедленное мышление которое царит во всеобщем маштабе\Делинквентное поведениелат. delinquens — «проступок, провинность». Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.Делинквентная личность (делинквент) - личность, проявляющая противозаконное поведение.Деликты - противозаконные действия.Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества. Особенности делинквентного поведения:1) Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности.Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.2) Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами. 3) Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку. 4) Поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы. 5) Противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами. Понятие депривации в специальной психологии означает определенное состояние человека, при котором у этого человека или группы людей появляется чувство одиночества, обде-ленности вниманием и непонимания окружающим обществом. Существует два вида депри-вации.Первый вид депривации описывает состояние людей, которые понимают и осознают причины создавшейся ситуации.Второй вид депривации подразумевает неосознанное состояние людей, которые не понимают и не осознают причины своего одиночества.Оба вида депривации сопровождаются сильным стремлением преодолеть состояние изолированности.Состояние депривации является противоестественным, однако существуют исключения, например кастовая принадлежность в Индии. Всего существует пять видов депривации, в том числе социальная депривация.Понятие «социальная депривация» раскрывает стремление любого общества разграничить и оценить способности каждого человека или определенных общественных групп. Принадлежность к определенной социальной группе позволяет решать многие вопросы, связанные с деятельности человека. Кроме того, данное понятие может ограничивать свободу или права людей при определенных условиях.Социальная депривация выражается в разного рода поощрениях, должностях, престиже, статусе, возможности продвижения по социальной лестнице вверх, других преимуществах в обществе.Чаще всего принципы определения социальной депривации являются непреложным неписаным законом общества.Так, права и желания молодых людей ценятся более высоко, чем пожилых, при общепринятом равноправии мужчин и женщин мужчины все-таки обладают большими правами и полномочиями, чем женщины.Более одаренные люди имеют более широкие права и привилегии по сравнению с обычными людьми.Социальная депривация является дополнением к остальным четырем типам депривации, например к экономической депривации.С. Беличева под социальной дезадаптацией понимала социальнопсихологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниям, умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной деятельности, Т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с окружающим миром [5]Причины социальной дезадаптации подростков.С.А Беличева считает, что причинами социальной дезадаптации могут быть: 1. ошибки семейного воспитания:а) недостаток внимания либо его бессодержательность со стороны близких людей;б) отрицательное влияние на детей поведения родителей;в) противоречивое отношение родителей к детям;г) неполный состав семьи;д) неправильная организация деятельности детей;е) привитие противоречащих моральным нормам взглядов и убеждений;2. недостатки и просчеты учебно-воспитательной работы в школе:а) непосильность предъявляемых к учащимся требований;б) перегрузка учащихся;в) устойчиво негативная оценка результатов их деятельности;г) негативный подход к воспитанию;д) создание атмосферы нетерпимости и обструкции;е) невнимательное отношение к детям и несоблюдение дифференцированного подхода в учебно-воспитательной работе.3. негативное влияние среды, деформация социальных связей и соответственно референтных и ценностных ориентаций:а) влияние референтных групп с асоциальной ориентацией;б) расхождение норм группы с общепринятыми моральными нормами;в) низкая сформированность структуры общения. [5]

 

 

44 психологический эксперимент квазиэксперимент.

Эксперимент- (проба, опыт)-это научно поставленный опыт , наблюдение исследуемого явления, в точно учитываемых условиях. Позволяет экспериментатору активно вмешиваться в ситуацию. Планомерно манипулировать несколькими переменными. Регистрировать изменения в поведении объекта и повторять этот эксперимент.

Виды эксперимента :

лабораторный(искусственно созданных условиях),полевой(в естественных условиях), включенный. Традиционный(с изменением одной переменной), факторный( фиксация изменений нескольких переменных), пилотажный( изучаемая область не известна система гипотез отсутствует), решающий( выбор из двух конкурирующих гипотез), контрольный( проверка)обучающий формирующий(при изучения форм обучения воспитания)

 Квазиэксперимент- это план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными. В виду его не осуществимости по объективным причинам. Любой реальный эксперимент можно считать квазиэкспериментам. Тк он откланяется от идеального. Реальное исследование не может да и не должно полностью соответствовать идеальному. Отклонение от идеального исследования, который в процессе деятельности психолога возникает неизбежно , порождены особенностями мира в котором мы живем. Нельзя добиться полного соответствия идеала и реальности, даже в хоте научных изысканий. Другое дело что научный метод должен давать результат максимально приближенный к идеалу.

Переменные .Это параметры реальности который может изменяться или изменяется в экспериментальном исследовании. Возможность регистрации и изменения переменных которые составляют содержание эксперимента, есть условия примения экспериментального метода.

Виды переменных: независимые(изменяемые экспериментатором), зависимые (изменяемые под влиянием изменений независимой), побочные (внешние, т е не доступные управлению но влияющие на зависимую, источник погрешности), дополнетельные( учитываемые в эксперименте внешние перененные), латентные (недоступные непосредственному измерению, фиксируется путем анализа совместной вариации зависимых переменных).

Контроль переменных- это совакупность стратегий организаций, палнирования и проведения эксперимента применяемых для максимализации его внутренний (соответсвие конктретного исследования идеальному) и внешней (соответсвие конкретного исследования прородной реальности ии другим подобным исследованиям) валидности . в зависимости от того активный или пассивный метод исследования проводился , выделят 2 вида контроля переменных: 1. Активное варьирование независимой переменной 2. Управление внешними переменными эксперимента: а) элиминация внешних перименных( эксперимент конструирует так чтобы исключить внешние переменные)б)константность условий (устранить внешние переменные нет возможности, тагда из делают неизменными) в)балансировка (если не возможна константность то применение контрольной группы)г)контрбалансировка ( применяется когда испытуемый подвергается ипытаниям несколько раз причем с последующим изменением эфекта от испытания примет для разных групп испытуемых предъявления задания в разном парядке)д)рандомизация ( стратегия случайного отбора или расспределение испытуемых при которой все субъекты имею равные шансы попасть в группу .применяемтся при отборе членов популяции в экспериментальную выборку, а так же при расспределении испытуемых по экспериментальным и контрольным группам.обеспечивает внутреннюю валидность , контролирует эффект смещения.)

Особенности эксперимента в социальной психологии :особенно дискуссионным для соц психологии является вопроос о лабораторном эксперименте. Данная проблема связана. С экологической валидностью т.е. возможностью расспространения полученных данных на реальную жизнь.и опасностью смещения данных в связи с особым подбором испытуемых. Как более принципеальный методологический выдвигается вопрос о том неутрачивается ли в лабороторном эксперименте реальная ткань общественных отношений, то самое социальное которое и составляет важнейший контекст в соц-псих исследовании .Эксперимент в соц психологии это метод исследования в процессе которого экспериментатор создает ситуации для изучения того или иного соц псих исследования.

 

45. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ.ИЗМЕРЕНИЕ, ТЕСТИРОВАНИЕ ТЕСТОВЫЕ НОРМЫ .АНАЛИЗ. ИНТЕРПРИТАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 Психологическое исследование это способ постижения истины , основанный на научном методе. Условно различают эмпирическое и теоретическое .любое исследование осуществляется не изолированно а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления. По характеру исследования подразделяются на фундаментальные , монодисцеплинарные и междисциплинарные , аналитические и комплексные и тд. По цели проведения исследования делится на :поисковые(малоисследованные области). Критические(опровержения),уточняющие(установление границ)воспроизводящие(точное повторение).

Основные этапы псих исследования.1.изучение состояния проблемы(литературный обзор), постановка проблемы, объекта предмета И. 2. Разработка, уточнение общей и сходной исследовательской концепции(выдвижение гипотез)3. Планирование исследования (определение целей и задач, выбор методов и методик)4. Сбор данных и их актуальное описание.) 5. Обработка данных в том числе и их математическая статистическое представление. 6. Оценивание результатов (проверка гипотез интерпретация результатов в рамках исходной концепции) 7. Соотношение результатов соответствующими концепциями и теориями, формирование выборов и оценка перспектив дальнейшей разработки этой проблемы. Выводы должны коррелировать с целью гипотезой и задачами.

Измерения –это процедура установления взаимно-однозначного соответствия между множеством объектов(состояний)и множеством символов(чисел) в более узком значении это вид эмпирического исследования в ходе которого исследователь выявляет качественные и количественные характеристики объекта с помощью внешних средств(приборов тестов и проч.). на основе теории измерения строится псих тесты .

Тестирование –является разновидностью процедуры измерения свойств объекта . свойства это философская категория выражающая такую сторону предмета которая обуславливает его различия и общность и другими предметами и обнаруживается в его отношении в ним.

Тест –это сокращенное по времени и упрощена процедура псих измерения , применяемая для решения практических иногда исследовательских задач. Тест позволяет измерить свойства количественно.

Нормы теста (немов) это усредненная оценка по данному тесту большой группы нормальных здоровых людей определенного возраста и культуры. С нормой теста сравниваются показатели отдельных людей полученные путем их обследования по данному тесту , и на основе такого сравнения делается вывод о том находятся ли они выше или ниже нормы , обладая соответственно повышенным или пониженным уровнем псих развития. Нормальный закон распределении я это кривая гауса (те колокол). Понятия норма теста тесно связанно с понятием репрезентативности т.е. это св-во выборочной совокупности представлять характеристики ген. совокупности . для анализа результатов псих исследования применяют методы мат статистики и методы качественной обработки полученных данных . различают 2 основные формы представления результатов это :квалификационная(курсовая диплом…)и научно-исследовательская ( устное изложение публикации)

 

Проблема периодизации психического развития (психоаналитическая, когнитивная и психосоциальная ориентация). Критические и сензитивные периоды в развитии и их роль в становлении личности.

 

Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию

Возрастная периодизация Л.С. Выготского                

1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду.

2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).

3. Кризис одного года - имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.

4. Раннее детство (1год–3года).

5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.

6. Дошкольный возраст (3-7 лет).

7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и

т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

8. Школьный возраст (8-12лет).

9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.

10. Пубертатный возраст (14-18 лет).

11. Кризис 17 лет.

       Периодизация развития индивида по критерию ведущей      

                  деятельности Д.Б. Эльконина                      

В настоящее время периодизация психического развития в детском возрасте принадлежит Д. Б. Эльконину. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности, Эльконин предлагает следующую схему периодизации. Схема периодизации описывает психическое развитие, а не развитие личности.

                                                           Таблица 1

         Стадии психического развития по Д.Б. Эльконину             

    

Возраст Ведущая деятельность Тип деятельности
1 2 3
Младенчество Эмоциональное общение с матерью Социальная
Младший дошкольный (1-3 года) Предметно-манипулятивная (освоение предметов культуры) Культурная
Старший дошкольный Ролевая игра Социальная
Младший школьный Учебная Культурная
Средний школьный Интимно-личностная Социальная
Старший школьный Учебно-профессиональная Культурная
17- 30 лет Освоение социальных позиций – профессиональная группа и семья Социальная
30-40 Самореализация и творчество Культурная
Больше 40 Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых Социальная

 

Каждая из сторон подготавливает развитие другой стороны. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии. Гипотеза Д.Б. Эльконина: по закону периодичности в детском развитии, по-новому объясняется содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

         2. Периодизация психического развития         

психоаналитического направления (Э. Эриксон, З. Фрейд)     

  Эпигенетическая периодизация развития личности Э. Эриксона.      

Человек, по мнению Э.Эриксона, в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как

следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативный компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и

автономию), то это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем.

Все 8 стадий

в психологической теории Эриксона представлены в следующей таблице:

                                                            

     Восемь стадий психосоциального развития по Э Эриксону         

    

Возраст Психосоциальный кризис Сильная сторона
1. Рождение- 1 год Базальное доверие – базальное недоверие Надежда
2. 1-3 год Автономия - стыд Сила воли
3. 3-6 лет Инициативность - вина Цель
4. 6-12 лет Трудолюбие - неполноценность Компетентность
5. 12-19 лет Становление индивидуальности – ролевое смешение Верность
6. 20-25 лет Интимность - одиночество Любовь
7. 26-64 года Продуктивность - застой Забота
8. 65 лет - смерть Умиротворение - отчаяние Мудрость

 

Согласно теории швейцарского психолога Ж.Пиаже (1896 – 1980) в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 - до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) и стадию формальных операций (от 11-12 - до 14-15). Интеллектуальное развитие обеспечивает, по мнению Пиаже, адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной.

Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет). Это стадия, на которой ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия. Шаг за шагом ребенок постигает свойства окружающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлением самому себе). Это принципиально важный шаг для когнитивного развития, так как он знаменует появление внутреннего плана окружающей среды. Это позволяет прейти на новую стадию интеллектуального развития.

Стадия дооперационального мышления (2-7 лет). На этой стадии сначала происходит развитие символических функций у детей 2- 4 лет: символической игры, где один предмет может заменять другой (кубик может быть машиной, паровозиком и т.п.), ребенок может действовать понарошку (как бы), происходит развитие речи как символической функции, где слово, заменяет отсутствующие объекты, события, действия. Подобное развитие символических функций позволяет ребенку перейти к действиям в уме, что необходимо для построения рассуждений. Дети 5-7 летнего возраста уже способны строить умозаключения, но они отличаются от логики взрослого человека, в силу центральной особенности мышления ребенка данного возраста - эгоцентризма. Ребенок не способен учитывать различные аспекты ситуации, он центрирован на одной стороне задачи, не может встать на другую точку зрения. Представления ребенка синкретичны, то есть признаки объектов и явлений рядоположены, не выделяются существенные и второстепенные признаки, не вскрыты правила, связывающие эти признаки. Отсюда своеобразие детских суждений на данной стадии развития. На вопрос: “Почему Солнце не падает?”, ребенок отвечает: “Потому что жарко, оно держится”- “Как?”- “Потому что оно желтое”. То есть ребенок объясняет причину явления, опираясь на синкретичность представлений о Солнце, и одним признаком, объясняя другой.

Стадия конкретных операций (7 - 11 лет) способен к логическим умозаключениям, однако при условии конкретности условий задачи. Например, ребенок правильно может решить логическую задачу типа: «Миша выше Маши, Маша выше Коли. Кто выше всех?», если условия будет даны в конкретном варианте, а не отвлеченно.

Стадия формальных операций (11-15 лет). На этой стадии дети способные совершать мыслительные операции без какой - либо конкретной опоры, Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции.

Периодизация Пиаже исключительно посвящена когнитивному развитию, которое автор абсолютизировал и считал основой всей психической жизни человека. Он оставлял в тени вопрос о связи между познанием и аффективной (эмоциональной) сферой. Ребенок в концепции Пиаже приходит к социуму долгим путем, расставаясь со своим эгоцентризмом.

 

 

Ранние социально-психологические теории : психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), психология масс (Г. Тард, Г. Лебон, С. Сигеле), теория инстинктов социального действия (У. Макдугалл).

 1 ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ

Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного нами критерия, психология народов предлагала "коллективистическое" решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование "сверхиндивидуальной души", подчиненной "сверхиндивидуальной целостности", каковой является народ (нация). Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М.Лацарус (1824-1903) и <



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Надёжность и валидность психодиагностических методик. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Надёжность и валидность психодиагностических методик.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)