Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие группы и их классификация в социальной психологии. Основные признаки социальной группы



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Понятие группы и их классификация в социальной психологии. Основные признаки социальной группы 0.00 из 5.00 0 оценок




Малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения и развития группы как целого.

Социометрическая структура малой группы - это система предпочтений, симпатий и отвержений.

Виды социометрического статуса; звезды, высоко-, низко- и среднестатусные, изолированные, пренебрегаемые, изгои. Важной характеристикой является взаимность выборов. На величину социометрического статуса влияют: внешность, успех в деятельности, общение, ум и другое. Коммуникативная структура группы - позиция членов группы в информационных потоках. Как правило, существует «коммуникативный лидер». Чем выше статус члена группы, тем более доброжелательный характер имеет передаваемая информация.

Варианты передачи информации:

1. Централизованный - обмен информацией между коммуникативным лидером и членами группы.

2. Радиальный - информация вдет от лидера к членам группы.

3. Иерархический - лидер сообщает информацию посредникам, а посредники - членам группы.

4. Цепной - информация идет по цепочке.

Структура социальной власти - система расположения членов группы в зависимости от способности оказывать влияние.

Руководство - влияние зафиксированное формально. Лидерство - спонтанное психологическое влияние. Лидер - тот, чьи установки являются эталонами для других. Инструментальные лидеры - направляют усилия на выполнение целей, ради которых создана группа (лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит); Экспрессивные лидеры - направляют усилия на сплочение группы (лидер эмоционального напряжения).

Структура психологии большой социальной группы включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека.

Выделяют две составные части в ее содержании:

1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т п.);

2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения).

Третья проблема — соотношение психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности. По отношению к каждому отдельному “сознанию” групповая психология выступает как некая социальная реальность, выходящая за пределы сознания отдельного индивида и воздействующая на него вместе с другими объективными условиями жизни.

Под стихийными группами понимаются кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая “группа” может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но, тем не менее, может быть весьма активной. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику.

Основные типы стихийных групп:

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий, а основными механизмами ее формирования считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение) и слухи. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Однако такие элементы очень нестабильны, стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

Выделяются следующие виды толпы:

1) окказиональная — толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию;

2) конвенциональная — связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению и готовая (временно) следовать достаточно диффузным нормам поведения;

3) экспрессивная — совместно выражающая общее отношение, к какому- либо событию (ее крайнюю форму представляет экстатическая толпа, достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза);

4) действующая толпа: агрессивная — объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту; паническая — стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности; стяжательная — вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в транспорте и т.п.); повстанческая — объединенная в связи с общим возмущением действиями властей; такая толпа нередко составляет атрибут революционных потрясений.

Отсутствие ясных целей, диффузность структуры легко превращают один вид толпы в другой.

Масса — относительно стабильное и организованное образование с довольно нечеткими границами (манифестации, демонстрации, митинги). В действиях массы более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика — кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Элемент стихийности здесь выражен слабее, чем в толпе. В более замкнутых помещениях (лекционных залах) публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, она более управляема, в большей степени соблюдает нормы. Однако в публике также действуют законы массы, достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источников: официальные сообщения СМИ, различного рода слухи и сплетни. В результате взаимного дополнения информации, полученной из различных источников, образуется особый сплав суждений и утверждений, который играет роль побудителя к действиям. Возникает особый эффект доверия именно к этой информации, которая получена “здесь и теперь” без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия.

 



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Понятие группы и их классификация в социальной психологии. Основные признаки социальной группы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие группы и их классификация в социальной психологии. Основные признаки социальной группы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)