Цели деятельности НБ, его задачи, функции и операции определены Банковским кодексом (статьи 25, 26 и 51).
Цели : - защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; - развитие и укрепление банковской системы страны; - обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Для достижения защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам НБ выполняет следующие задачи: · совместно с правительством проводит единую денежно-кредитную политику; · осуществляет валютное регулирование, организует и производит валютный контроль как самостоятельно, так и через уполномоченные на это банки; · принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Беларусь и его составлении. Для достижения развития и укрепления банковской системы страны НБ выполняет следующие задачи, возложенные на него законодательством: · осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковской деятельности; · регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и осуществляет надзор за этой деятельностью в целях ее безопасности и ликвидности; · является для банков кредитором последней инстанции, производит их рефинансирование; · устанавливает порядок осуществления банковских операций; · регистрирует ценные бумаги банковского сектора; · разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков. Для достижения обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Национальный банк выполняет следующие задачи: · определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в стране; · организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов; · осуществляет эмиссию денег, ценных бумаг НБ; · создает золотовалютные резервы и управляет ими; · регулирует денежное обращение, кредитные отношения .(4, стр.22, 23) В комментируемой статье определены основные цели деятельности Национального банка как центрального банка и органа управления денежно-кредитной системой. К ним относятся защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; обеспечение аффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. (3, стр. 137) Таким образом, БК Республики Беларусь вслед за Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нормы которого являлись примером при подготовке ст. 25 БК, несколько скорректировал приоритеты деятельности Национального банка но сравнению с ранее действовавшим законодательством, более приблизив их к основным законодательным целям деятельности центробанков развитых стран. Закон «О Национальном банке Республики Беларусь» 1990 г. подразделял цели деятельности последнего на главную и подчиненные ей. Главной целью политики Национального банка называлось обеспечение внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы, поддержание стабильных цен. К иным целям, подчиненным главной, относились обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надежности функционирования стабильной денежно-кредитной (банковской) системы и поддержка общей экономической политики Правительства. До недавнего времени в мире существовали две модели функционирования центральных банков, определяемые поставленными перед ними целями. Согласно первой центральный банк проводит денежно-кредитную политику, вытекающую из общей экономической политики правительства и рассматриваемую именно как инструмент достижения целого ряда социально-экономических задач правительства. В соответствии со второй моделью перед центральным банком ставится конкретная цель - поддерживать стабильность цен с помощью специально определенных для этого законодательством инструментов денежно-кредитной политики и устанавливаются гарантии его независимости от исполнительной власти. В свете современных мировых тенденций к усилению независимости центральных банков законодательство все чаще отдает приоритет именно второй модели, определяя поддержание стабильности цен в качестве основной цели деятельности центрального банка. С созданием Европейской системы центральных банков введение в законодательство подобной нормы стало общепринятым для всех стран - ее участниц. Среди центральных банков, принявших сходную формулу экономической политики, были банки Великобритании, Новой Зеландии, Мексики, Японии и т.д. Маастрихтский договор о создании Европейского союза оказал наиболее существенное влияние на пересмотр национальными законодательствами целей деятельности центральных банков, входящих в состав Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ). Договор определил условия, которым должны удовлетворять центральные банки - ее члены (в том числе идентичность основных целей их деятельности), однако он не потребовал от них отказаться от национальных особенностей и привести свое законодательство в полное соответствие с нормами, регулирующими деятельность Европейского центрального банка. Тем не менее многие центральные банки определили свою задачу в точном соответствии с терминами Маастрихтского договора, предусмотренными для ЕЦБ, именно как обеспечение стабильности цен. (3, стр. 138) Некоторые центральные банки (например, Федеральная резервная система США и Национальный банк Швейцарии), исторически пользующиеся наибольшей независимостью, функционируют при значительно менее строгом определении целей своей деятельности. В законе о Национальном банке Швейцарии сформулированы лишь общие задачи «проведения денежно-кредитной политики, отвечающей интересам страны в целом». Закон о ФРС США ставит перед ней потенциально противоречивые цели достижения «максимальной занятости, стабильности цен и сдерживания долгосрочных процентных ставок». Для некоторых центральных банков цели их, деятельности формулируются лишь в самом общем виде (например, «поддержание полной занятости» - для Резервного банка Австралии и «смягчение колебаний общего уровня производства» - для Банка Канады). О функциях и полномочиях Национального банка Республики Беларусь в рамках реализации закрепленных за ним целей - комментарии к ст. 26-34 БК. (3, стр. 139) Согласно ч. 2 ст. 25 БК извлечение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка. Данная норма указывает на некоммерческий характер деятельности центрального банка и играет важную роль в определении его правовой сущности. В соответствии с ч. 5 ст. 24 БК Национальный банк является юридическим лицом. В связи с этим возникает вопрос относительно его организационно-правовой формы. Выполнение Национальным банком ряда функций государственного управления и предоставление ему в связи с этим административных полномочий свидетельствуют о наличии в правовом положении Национального банка публично-правовых компонентов. Поэтому некоторые ученые предлагают рассматривать центральный банк как юридическое лицо публичного права. Однако в белорусском законодательстве отсутствует подобная категория, понятие «юридическое лицо» рассматривалось всегда как категория частного (гражданского) права. Еще одной стороной деятельности Национального банка является коммерческая деятельность: 'законодательство закрепляет за ним право совершения банковских операций, в которых он выступает уже как хозяйствующий субъект, т.е. субъект частного права. В этой связи вполне обоснованно пользоваться классификацией юридических лиц, установленной гл. 4 ГК. Данная глава содержит понятие и перечень организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих организаций. Согласно ст. 46 ГК юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями. Казалось бы, ч. 2 ст. 25, отрицая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности Национального банка, с неопровержимостью свидетельствует о том, что Национальный банк - некоммерческая организация, т.е. учреждение (являющееся одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций), однако это не так. Положениями п. 3 ст. 46 ГК некоммерческим организациям разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Цели деятельности Национального банка установлены ч. 1 ст. 25. (3, стр.140) Действительно, как справедливо отмечают многие исследователи (Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации. Юридический статус. Организация. Функции. Полномочия. М., 1997. С. 17-26; Тосунян Г.А., Никулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. М.: Юристъ, 1999), коммерческая деятельность центрального банка выступает как одна из форм реализации его основных целей и задач. Наряду с административно-правовыми методами гражданско-правовые сделки являются инструментами проводимой Национальным банком денежно-кредитной политики. Однако утверждать, что Национальный банк осуществляет банковские операции, извлекая при этом значительную прибыль, руководствуясь лишь целями своей деятельности, нельзя. Нормы БК и Устава Национального банка не предусматривают финансирования Национального банка из государственного бюджета (подробнее см. комментарий к ст. 43 БК), свои расходы он должен осуществлять исключительно за счет доходов от банковской деятельности. Согласно п. 45 Устава Национального банка доходы последнего образуются от осуществления им кредитной деятельности, операций с ценными бумагами, иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями и других операций. Ввиду отсутствия финансирования собственником - государством Национальный банк вынужден «самостоятельно зарабатывать средства к существованию» и, следовательно, не может не преследовать В рамках поставленных целей и задач существенная роль отводится политике государства, которая предусматривает проведение последовательных мер, направленных на укрепление и развитие банковской системы. Так, при принятии решений, направленных на финансирование отраслей экономики, отдельных проектов Правительства Республики Беларусь, выдаче гарантий должны учитываться как ликвидность каждого банка, так и банковской системы в целом. Будет совершенствоваться практика привлечения внешних государственных займов через банки-агенты. (3, стр.1140, 141) В целях содействия эффективности управления банками должны использоваться новые формы организации корпоративного управления с привлечением в советы директоров и наблюдательные советы банков высококвалифицированных менеджеров с безупречной деловой репутацией. Государство снизит свою долю участия в капитале банков путем поэтапного вывода государственных органов управления из числа участников, сохранив и повысив потенциал в АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбайк», ОАО «Белинвестбанк». Укрепление указанных банков будет осуществлено за счет внесения дополнительных вкладов в уставные фонды свободных денежных средств, размещения в банках финансовых средств как центральных, так и местных органов государственного управления, предоставления необходимых государственных гарантий, завершения разработки и реализации соответствующих долгосрочных программ развития. (1, стр. 394) Совершенствование структур банковского сектора будет направлено на дальнейшее развитие универсальных банков, предоставляющих комплексное обслуживание всего спектра клиентов с учетом развития банковских услуг, соответствующих уровню развитых стран. На снижение рисков банковского сектора повлияет создание кредитных бюро, инвестиционных агентств, развитие и укрепление сектора небанковских кредитно-финансовых организаций. В целях снижения уровня отдельных видов операционного риска путем передачи риска или его части третьей стороне возможно использование аутсорсинга. Структурное преобразование банков планируется за счет создания дочерних банков, иностранных банков или их участия в капитале белорусских банков. Это позволит привлечь иностранные инвестиции в банковский сектор. С целью совершенствования банковского законодательства будет осуществлено приведение его в соответствие с новой редакцией Банковского кодекса Республики Беларусь и международными стандартами. Будет осуществлен переход на международные стандарты финансовой отчетности путем внедрения национальных стандартов, соответствующих международным, совершенствования методологического обеспечения банковских операций на основе международных принципов бухгалтерского учета С одновременным усилением роли Национального банка в области методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью в байках Республики Беларусь. Одним из направлений развития банковского сектора является работа в области предотвращения отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма. С этой целью усиливается организация контроля за выполнением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями норм и требований актов законодательства; проводится организационно-методологическая работа, связанная с защитой, передачей информации; координируется взаимодействие с центральными банками иностранных государств и другими заинтересованными органами в Республики Беларусь и за рубежом. (1, стр. 395). Развитие банковской системы Республики Беларусь обусловлено пристальным вниманием к этому сектору кредитной системы государства и Национального банка Республики Беларусь. Для повышения благосостояния народа и приближения его к уровню развитых европейских государств необходимо в ближайшие десять лет (2001 - 2010 гг.) обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Для этого должны быть задействованы все сферы, секторы и отрасли экономики, инструменты и механизмы экономической политики. Как показывает опыт развитых стран, важная роль в экономической системе и в обеспечении экономического и социального развития государства принадлежит банковскому сектору. В этой связи стратегическими целями развития банковской системы Республики Беларусь должны стать: · укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональные и мировую банковскую и финансовые системы и исключающее возможность системных кризисов; · проведение эффективной единой государственной денежно-кредитной политики Республики Беларусь; · повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики. На достижение указанных целей развития банковского сектора будет направлено решение следующих основных задач: · совершенствование политики государства в развитии банковской системы; · создание эффективной институциональной и функциональной структур банковской системы; · увеличение ресурсной базы банков, обеспечение оптимизации структуры активов и пассивов банков; · расширение состава и качества банковских услуг и приближение их к уровню развитых европейских банков. Для приближения состава банковских услуг к европейскому уровню банкам Республики Беларусь необходимо увеличить перечень совершаемых ими операций за 2001 - 2005 гг. в 2-3 раза и 2006 - 2010 гг. - в 2 раза. Такие параметры увеличения банковских услуг и повышения их качества возможны без риска системного кризиса банков при доведении активов банковской системы к ВВП до 50-60 процентов, капитала банков - до 9-11 процентов; · создание действенного механизма аккумулирования денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты реальному сектору экономики; · повышение капитализации банков и увеличение их уставных фондов; · формирование среды добросовестной конкуренции в деятельности банков и т.д. (6, стр. 18). Исходя из основных задач Национального банка можно выделить следующие его функции: - единого эмиссионного центра, пользующегося монопольным правом денежной эмиссии на территории Республики Беларусь, создающего и управляющего золотовалютными резервами; - банка правительства, консультирующего, кредитующего и выполняющего функции финансового агента правительства, организующего расчетно-кассовое обслуживание ряда государственных органов, осуществляющего функции центрального депозитария государственных ценных бумаг; - банка банков, т.е. кредитора последней инстанции, осуществляющего рефинансирование банков в случае временного дефицита ликвидных средств; - органа банковского регулирования и надзора, осуществляющего государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, регулирование и надзор банковской деятельности; - органа стабильности национальной денежной системы, отвечающего за беспрепятственное осуществление внутреннего платежного оборота и антиинфляционной политики. Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров. Количественный состав Совета директоров определяется Правлением Национального банка. Руководителем Совета директоров Национального банка является Председатель Правления. Члены Совета директоров назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка. (1, стр.357) Функции Национального банка: · разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь; · осуществляет эмиссию денег; · регулирует денежное обращение; · регулирует кредитные отношения; · организует функционирование платежной системы Республики Беларусь; · является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование; · осуществляет валютное регулирование; · организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь; · выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; · осуществляет выпуск ценных бумаг Национального банка; · выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам; · дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; · осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; · осуществляет лицензирование банковской деятельности; · регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней; · устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций; · устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля; · согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций вслучаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; · регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; · устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка; · осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; · устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством Республики Беларусь; · разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности; · определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах; · осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка; · организует расчетное и кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; · организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке; · создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции; · формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции; · устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций; · устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами. Для целей настоящего Кодекса термин «резидент» имеет значение, определенное пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» (7); · устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций; · организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей; · осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях; · проводит анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка; · заключает соглашения с национальными банками и кредитными организациями иностранных государств; · выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь. (7, статья 26, стр.13). Комментируемая статья содержит перечень функций Национального банка. Он не является исчерпывающим – законодательными актами могут быть установлены и иные функции. В современной доктрине нет однозначного подхода к определению точного перечня функций центрального банка. В большинстве случаев исследователи подчеркивают, что основная функция центрального банка состоит в эмиссии денег и регулировании денежного обращения. Вместе с тем указывается, что значение функций эмиссионной монополии и расчетного центра существенно снизилось, а функция банковского надзора возлагается не на центральный банк, а на специально созданные органы, поэтому ключевая задача Центробанка на современном этапе - разработка и проведение денежно-кредитной политики. Доктринально перечень функций центрального банка включает: монополию денежной эмиссии; функции банка правительства (прежде всего исполнение бюджета и управление государственным долгом); функции банка банков (расчетного центра и кредитора в последней инстанции); функции проводника официальной денежно-кредитной и валютной политики; функции органа надзора за банками и финансовыми рынками.) Возлагаемые на Национальный банк ст. 25 БК цели деятельности предопределяют выделение двух групп выполняемых им функций. Первая группа связана с необходимостью поддержания Национальным банком стабильности национальной денежной единицы -белорусского рубля - на внутреннем и внешних финансовых рынках, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. В рамках реализации этой цели Национальный банк осуществляет эмиссию денег, регулирование денежного обращения, кредитных отношений, валютное регулирование и валютный контроль и т.п. В современных условиях центральные банки выполняют данные функции преимущественно с помощью рыночных методов, валютных интервенций, учетных ставок и операций на открытом рынке. Выполнение подобных операций возможно только в том случае, если центральный банк имеет статус банка. Вторая группа функций Национального банка предопределена необходимостью реализации микроэкономической цели его деятельности - развития и укрепления банковской системы Республики Беларусь. В этом качестве Национальный банк осуществляет функции регулирования и надзора деятельности банков, устанавливает порядок осуществления банковских операций и т.п., т.е. выступает в роли органа управления банковской системой, используя при этом преимущественно административные полномочия. (3, статья 26, стр.141-144) Основными функциями Национального банка РБ являются: денежно-кредитное регулирование; валютное регулирование; выполнение функций центрального депозитария; организация межбанковских расчетов и кассовое обслуживание коммерческих банков; консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Правительства и местных органов власти; организация совместно с Минфином кассового исполнения бюджета; выдача лицензий на совершение банковских операций; надзор за банками, филиалами, представительствами банков по соблюдению ими безопасности и ликвидною функционирования; регулирование внешнеэкономической банковской деятельности, обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики. Более подробно о содержании функций Национального банка см. в комментарии к ст. 28-34 БК. Свои функции Национальный банк реализует через осуществление активных и пассивных банковских операций, таблица 1.
Таблица 1. Агрегированное представление баланса
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |