Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели деятельности НБ, его задачи, функции и операции определены Банковским кодексом (статьи 25, 26 и 51).



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Цели деятельности НБ, его задачи, функции и операции определены Банковским кодексом (статьи 25, 26 и 51). 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели :

- защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы страны;

- обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Для достижения защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам НБ выполняет следующие задачи:

· совместно с правительством проводит единую денежно-кредитную политику;

· осуществляет валютное регулирование, организует и про­изводит валютный контроль как самостоятельно, так и через уполномоченные на это банки;

· принимает участие в разработке прогноза платежного ба­ланса Республики Беларусь и его составлении.

Для достижения развития и укрепления банковской системы страны НБ выполняет следующие задачи, возложенные на него законодательст­вом:

· осуществляет государственную регистрацию банков и не­банковских кредитно-финансовых организаций, производит вы­дачу им лицензий на осуществление банковской деятельности;

· регулирует деятельность банков и небанковских кредит­но-финансовых организаций и осуществляет надзор за этой де­ятельностью в целях ее безопасности и ликвидности;

· является для банков кредитором последней инстанции, производит их рефинансирование;

· устанавливает порядок осуществления банковских опера­ций;

· регистрирует ценные бумаги банковского сектора;

· разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского уче­та и отчетности для банков.

Для достижения обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Национальный банк выполняет следующие задачи:

· определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в стране;

· организует эффективное, надежное и безопасное функци­онирование системы межбанковских расчетов;

· осуществляет эмиссию денег, ценных бумаг НБ;

· создает золотовалютные резервы и управляет ими;

· регулирует денежное обращение, кредитные отношения .(4, стр.22, 23)

В комментируемой статье определены основные цели деятель­ности Национального банка как центрального банка и органа управ­ления денежно-кредитной системой. К ним относятся защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его по­купательной способности и курса по отношению к иностранным ва­лютам; развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; обеспечение аффективного, надежного и безопасного фун­кционирования платежной системы. (3, стр. 137)

Таким образом, БК Республики Беларусь вслед за Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нор­мы которого являлись примером при подготовке ст. 25 БК, несколько скорректировал приоритеты деятельности Национального банка но сравнению с ранее действовавшим законодательством, более приблизив их к основным законодательным целям деятельности центробанков раз­витых стран. Закон «О Национальном банке Республики Беларусь» 1990 г. подразделял цели деятельности последнего на главную и подчиненные ей. Главной целью политики Национального банка на­зывалось обеспечение внутренней и внешней устойчивости официаль­ной денежной единицы, поддержание стабильных цен. К иным целям, подчиненным главной, относились обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надежности функционирования стабильной денежно-кредитной (банковской) системы и поддержка общей эконо­мической политики Правительства.

До недавнего времени в мире существовали две модели функци­онирования центральных банков, определяемые поставленными пе­ред ними целями. Согласно первой центральный банк проводит денежно-кредитную политику, вытекающую из общей экономичес­кой политики правительства и рассматриваемую именно как инстру­мент достижения целого ряда социально-экономических задач правительства. В соответствии со второй моделью перед централь­ным банком ставится конкретная цель - поддерживать стабильность цен с помощью специально определенных для этого законодатель­ством инструментов денежно-кредитной политики и устанавливаются гарантии его независимости от исполнительной власти.

В свете современных мировых тенденций к усилению независи­мости центральных банков законодательство все чаще отдает при­оритет именно второй модели, определяя поддержание стабильности цен в качестве основной цели деятельности центрального банка. С созданием Европейской системы центральных банков введение в законодательство подобной нормы стало общепринятым для всех стран - ее участниц. Среди центральных банков, принявших сход­ную формулу экономической политики, были банки Великобритании, Новой Зеландии, Мексики, Японии и т.д.

Маастрихтский договор о создании Европейского союза оказал наиболее существенное влияние на пересмотр национальными зако­нодательствами целей деятельности центральных банков, входящих в состав Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ). Договор определил условия, которым должны удовлетворять центральные банки - ее члены (в том числе идентичность основных целей их де­ятельности), однако он не потребовал от них отказаться от нацио­нальных особенностей и привести свое законодательство в полное соответствие с нормами, регулирующими деятельность Европейского центрального банка. Тем не менее многие центральные банки определили свою задачу в точном соответствии с терминами Маастрихт­ского договора, предусмотренными для ЕЦБ, именно как обеспечение стабильности цен. (3, стр. 138)

Некоторые центральные банки (например, Федеральная резерв­ная система США и Национальный банк Швейцарии), исторически пользующиеся наибольшей независимостью, функционируют при значительно менее строгом определении целей своей деятельности. В законе о Национальном банке Швейцарии сформулированы лишь общие задачи «проведения денежно-кредитной политики, отвечаю­щей интересам страны в целом». Закон о ФРС США ставит перед ней потенциально противоречивые цели достижения «максимальной за­нятости, стабильности цен и сдерживания долгосрочных процентных ставок». Для некоторых центральных банков цели их, деятельности формулируются лишь в самом общем виде (например, «поддержание полной занятости» - для Резервного банка Австралии и «смягчение колебаний общего уровня производства» - для Банка Канады).

О функциях и полномочиях Национального банка Республики Беларусь в рамках реализации закрепленных за ним целей - коммен­тарии к ст. 26-34 БК. (3, стр. 139)

Согласно ч. 2 ст. 25 БК извлечение прибыли не является ос­новной целью деятельности Национального банка. Данная норма ука­зывает на некоммерческий характер деятельности центрального банка и играет важную роль в определении его правовой сущности.

В соответствии с ч. 5 ст. 24 БК Национальный банк является юридическим лицом. В связи с этим возникает вопрос относительно его организационно-правовой формы.

Выполнение Национальным банком ряда функций государственно­го управления и предоставление ему в связи с этим административ­ных полномочий свидетельствуют о наличии в правовом положении Национального банка публично-правовых компонентов. Поэтому не­которые ученые предлагают рассматривать центральный банк как юридическое лицо публичного права. Однако в белорусском законодательстве отсутствует подобная категория, по­нятие «юридическое лицо» рассматривалось всегда как категория частного (гражданского) права. Еще одной стороной деятельности Национального банка является коммерческая деятельность: 'законо­дательство закрепляет за ним право совершения банковских опера­ций, в которых он выступает уже как хозяйствующий субъект, т.е. субъект частного права. В этой связи вполне обоснованно пользовать­ся классификацией юридических лиц, установленной гл. 4 ГК. Дан­ная глава содержит понятие и перечень организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ст. 46 ГК юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распре­деляющие полученную прибыль между участниками, являются не­коммерческими организациями. Казалось бы, ч. 2 ст. 25, отрицая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности Наци­онального банка, с неопровержимостью свидетельствует о том, что Национальный банк - некоммерческая организация, т.е. учреждение (являющееся одной из организационно-правовых форм некоммерчес­ких организаций), однако это не так.

Положениями п. 3 ст. 46 ГК некоммерческим организациям раз­решено осуществлять предпринимательскую деятельность лишь по­стольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Цели деятельно­сти Национального банка установлены ч. 1 ст. 25. (3, стр.140)

Действительно, как справедливо отмечают многие исследователи (Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации. Юриди­ческий статус. Организация. Функции. Полномочия. М., 1997. С. 17-26; Тосунян Г.А., Никулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. М.: Юристъ, 1999), ком­мерческая деятельность центрального банка выступает как одна из форм реализации его основных целей и задач. Наряду с администра­тивно-правовыми методами гражданско-правовые сделки являются ин­струментами проводимой Национальным банком денежно-кредитной политики. Однако утверждать, что Национальный банк осуществляет банковские операции, извлекая при этом значительную прибыль, руководствуясь лишь целями своей деятельности, нельзя.

Нормы БК и Устава Национального банка не предусматривают финансирования Национального банка из государственного бюдже­та (подробнее см. комментарий к ст. 43 БК), свои расходы он дол­жен осуществлять исключительно за счет доходов от банковской деятельности. Согласно п. 45 Устава Национального банка доходы последнего образуются от осуществления им кредитной деятельно­сти, операций с ценными бумагами, иностранной валютой, драгоцен­ными металлами и драгоценными камнями и других операций.

Ввиду отсутствия финансирования собственником - государством Национальный банк вынужден «самостоятельно зарабатывать сред­ства к существованию» и, следовательно, не может не преследовать

В рамках поставленных целей и задач существенная роль отводится политике государства, которая предусматривает про­ведение последовательных мер, направленных на укрепление и развитие банковской системы.

Так, при принятии решений, направленных на финансиро­вание отраслей экономики, отдельных проектов Правительства Республики Беларусь, выдаче гарантий должны учитываться как ликвидность каждого банка, так и банковской системы в целом. Будет совершенствоваться практика привлечения внеш­них государственных займов через банки-агенты. (3, стр.1140, 141)

В целях содействия эффективности управления банками должны использоваться новые формы организации корпора­тивного управления с привлечением в советы директоров и наб­людательные советы банков высококвалифицированных ме­неджеров с безупречной деловой репутацией.

Государство снизит свою долю участия в капитале банков путем поэтапного вывода государственных органов управления из числа участников, сохранив и повысив потенциал в АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбайк», ОАО «Белинвестбанк». Укрепление указанных банков будет осу­ществлено за счет внесения дополнительных вкладов в уставные фонды свободных денежных средств, размещения в банках фи­нансовых средств как центральных, так и местных органов госу­дарственного управления, предоставления необходимых госу­дарственных гарантий, завершения разработки и реализации со­ответствующих долгосрочных программ развития. (1, стр. 394)

Совершенствование структур банковского сектора будет на­правлено на дальнейшее развитие универсальных банков, предо­ставляющих комплексное обслуживание всего спектра клиен­тов с учетом развития банковских услуг, соответствующих уровню развитых стран.

На снижение рисков банковского сектора повлияет создание кредитных бюро, инвестиционных агентств, развитие и укреп­ление сектора небанковских кредитно-финансовых организа­ций. В целях снижения уровня отдельных видов операционно­го риска путем передачи риска или  его части третьей стороне возможно использование аутсорсинга.

Структурное преобразование банков планируется за счет создания дочерних банков, иностранных банков или их учас­тия в капитале белорусских банков. Это позволит привлечь иностранные инвестиции в банковский сектор.

С целью совершенствования банковского законодательства будет осуществлено приведение его в соответствие с новой ре­дакцией Банковского кодекса Республики Беларусь и между­народными стандартами. Будет осуществлен переход на между­народные стандарты финансовой отчетности путем внедрения национальных стандартов, соответствующих международным, совершенствования методологического обеспечения банковс­ких операций на основе международных принципов бухгалтер­ского учета С одновременным усилением роли Национального банка в области методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью в байках Республики Беларусь.

Одним из направлений развития банковского сектора явля­ется работа в области предотвращения отмывания доходов, по­лученных незаконным путем, и финансирования терроризма. С этой целью усиливается организация контроля за выполнением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организаци­ями норм и требований актов законодательства; проводится организационно-методологическая работа, связанная с защитой, передачей информации; координируется взаимодействие с центральными банками иностранных государств и другими заинтересованными органами в Республики Беларусь и за рубежом. (1, стр. 395).

Развитие банковской системы Республики Беларусь обусловлено пристальным вниманием к этому сектору кредитной системы государства и Национального банка Республики Беларусь. Для повышения благосостояния народа и приближения его к уровню развитых евро­пейских государств необходимо в ближайшие десять лет (2001 - 2010 гг.) обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Для этого должны быть задействованы все сферы, секторы и отрасли экономики, инструменты и механизмы экономической политики. Как показывает опыт развитых стран, важная роль в экономической системе и в обеспечении экономи­ческого и социального развития государства принадлежит банковскому сектору. В этой связи стратегическими целями развития банковской системы Республики Беларусь должны стать:

· укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональные и мировую банковскую и финансовые системы и исключающее возможность системных кризисов;

· проведение эффективной единой государственной денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

· повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики.

На достижение указанных целей развития банковского сектора будет направлено решение следующих основных задач:

· совершенствование политики государства в развитии банковской системы;

· создание эффективной институциональной и функциональной структур банковской системы;

· увеличение ресурсной базы банков, обеспечение оптимизации структуры активов и пассивов банков;

· расширение состава и качества банковских услуг и приближение их к уровню развитых европейских банков. Для приближения состава банковских услуг к европейскому уровню банкам Республики Беларусь необходимо увеличить перечень совершаемых ими операций за 2001 - 2005 гг. в 2-3 раза и 2006 - 2010 гг. - в 2 раза. Такие параметры увеличения банковских услуг и повышения их качества возможны без риска системного кризиса банков при доведении активов банковской системы к ВВП до 50-60 процентов, капитала банков - до 9-11 процентов;

· создание действенного механизма аккумулирования денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты реальному сектору экономики;

· повышение капитализации банков и увеличение их уставных фондов;

· формирование среды добросовестной конкуренции в деятельности банков и т.д. (6, стр. 18).

Исходя из основных задач Национального банка можно выде­лить следующие его функции:

- единого эмиссионного центра, пользующегося монопольным правом денежной эмиссии на территории Республики Беларусь, создающего и управляющего золотовалютными резервами;

- банка правительства, консультирующего, кредитующего и вы­полняющего функции финансового агента правительства, организу­ющего расчетно-кассовое обслуживание ряда государственных органов, осуществляющего функции центрального депозитария государственных ценных бумаг;

- банка банков, т.е. кредитора последней инстанции, осуществляющего рефинансирование банков в случае временного дефицита ликвидных средств;

- органа банковского регулирования и надзора, осуществляющего государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-фи­нансовых организаций и выдачу им лицензий на осуществление бан­ковских операций, регулирование и надзор банковской деятельности;

- органа стабильности национальной денежной системы, отвеча­ющего за беспрепятственное осуществление внутреннего платежного оборота и антиинфляционной политики.

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров. Количественный состав Сове­та директоров определяется Правлением Национального банка.

Руководителем Совета директоров Национального банка яв­ляется Председатель Правления. Члены Совета директоров наз­начаются Правлением Национального банка в порядке, уста­новленном Уставом Национального банка. (1, стр.357)

Функции Национального банка:

· разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

· осуществляет эмиссию денег;

· регулирует денежное обращение;

· регулирует кредитные отношения;

· организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

· является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

· осуществляет валютное регулирование;

· организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

· выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

· осуществляет выпуск ценных бумаг Национального банка;

· выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

· дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

· осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

· осуществляет лицензирование банковской деятельности;

· регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

· устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

· устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля;

· согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций вслучаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

· регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

· устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка;

· осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

· устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством Республики Беларусь;

· разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;

· определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

· осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

· организует расчетное и кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

· организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;

· создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;

· формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;

· устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

· устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами. Для целей настоящего Кодекса термин «резидент» имеет значение, определенное пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» (7);

· устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

· организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

· осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

· проводит анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка;

· заключает соглашения с национальными банками и кредитными организациями иностранных государств;

· выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь. (7, статья 26, стр.13).

Комментируемая статья содержит перечень функций Нацио­нального банка. Он не является исчерпывающим – законодательными актами могут быть установлены и иные функции.

В современной доктрине нет однозначного подхода к определе­нию точного перечня функций центрального банка. В большинстве случаев исследователи подчеркивают, что основная функция цент­рального банка состоит в эмиссии денег и регулировании денежно­го обращения. Вместе с тем указывается, что значение функций эмиссионной монополии и расчетного центра существенно снизилось, а функция банковского надзора возлагается не на центральный банк, а на специально созданные органы, поэтому ключевая задача Цент­робанка на современном этапе - разработка и проведение денежно-кредитной политики.

Доктринально перечень функций центрального банка включает: монополию денежной эмиссии; функции банка правительства (преж­де всего исполнение бюджета и управление государственным дол­гом); функции банка банков (расчетного центра и кредитора в последней инстанции); функции проводника официальной денежно-кредитной и валютной политики; функции органа надзора за банка­ми и финансовыми рынками.)

Возлагаемые на Национальный банк ст. 25 БК цели деятельно­сти предопределяют выделение двух групп выполняемых им функций.

Первая группа связана с необходимостью поддержания Нацио­нальным банком стабильности национальной денежной единицы -белорусского рубля - на внутреннем и внешних финансовых рынках, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. В рамках реализации этой цели Нацио­нальный банк осуществляет эмиссию денег, регулирование денеж­ного обращения, кредитных отношений, валютное регулирование и валютный контроль и т.п. В современных условиях центральные бан­ки выполняют данные функции преимущественно с помощью рыноч­ных методов, валютных интервенций, учетных ставок и операций на открытом рынке. Выполнение подобных операций возможно только в том случае, если центральный банк имеет статус банка.

Вторая группа функций Национального банка предопределена необходимостью реализации микроэкономической цели его деятель­ности - развития и укрепления банковской системы Республики Бе­ларусь. В этом качестве Национальный банк осуществляет функции регулирования и надзора деятельности банков, устанавливает поря­док осуществления банковских операций и т.п., т.е. выступает в роли органа управления банковской системой, используя при этом преимущественно административные полномочия. (3, статья 26, стр.141-144)

Основными функциями Национального банка РБ являются: де­нежно-кредитное регулирование; валютное регулирование; выполнение фун­кций цен­трального депозитария; организация межбанковских расчетов и кассовое обслужива­ние коммерческих банков; консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Правите­льства и местных органов власти; организация совместно с Минфином кассового исполнения бюджета; выдача лицензий на совершение бан­ков­ских операций; надзор за банками, филиалами, представительства­ми банков по со­блюдению ими безопасности и ликвидною функцио­нирования; регулирование внеш­неэкономической банковской деятель­ности, обеспечение единого порядка бухгалтер­ского учета и отчетно­сти в банковской системе республики.

Более подробно о содержании функций Национального банка см. в комментарии к ст. 28-34 БК. Свои функции Национальный банк реализует через осущес­твление активных и пассивных банковских операций, таблица 1.

 

 

Таблица 1. Агрегированное представление баланса



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Цели деятельности НБ, его задачи, функции и операции определены Банковским кодексом (статьи 25, 26 и 51). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели деятельности НБ, его задачи, функции и операции определены Банковским кодексом (статьи 25, 26 и 51).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)