Глава 1. Характеристика основных целей, задач, функций и операций Национального банка РБ
Тема: «Национальный банк РБ: цели, задачи, функции и операции. Содержание Введение 2 1 Характеристика основных целей, задач, функций и операций Национального банка РБ 9 2 Анализ состояния и динамики функционирования банковской системы Национального банка РБ 28 3 Направления развития банковской системы Национального банка РБ 54 Заключение 85 Список использованных источников 86
Введение Национальный банк - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Согласно ст. 25 БК основные цели его деятельности заключаются в защите и обеспечении устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитии и укреплении банковской системы Республики Беларусь; обеспечении эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. В силу специфики задач Национального банка его правовое положение имеет двойственную природу. С одной стороны, для достижения целей, поставленных перед ним законодательством, Национальному банку предоставлен целый ряд властных полномочий. Это та сторона деятельности Национального банка, которая позволяет назвать его субъектом публичного права. Однако наряду с выполнением административных функций Национальный банк является банком - субъектом хозяйствования, наделенным правом совершать различные банковские операции с кредитно-финансовыми организациями, Правительством, иными клиентами, перечень которых содержит Кодекс (3, стр.123, ст. 51). Таким образом, Национальный банк одновременно выступает в качестве органа государственного управления специальной компетенции, не входя при этом в систему республиканских органов государственного управления, возглавляемую Правительством (3, стр.123, ст. 24), и юридического лица, осуществляющего хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. В последнем качестве Национальный банк является банком с ограниченными функциями вследствие того, что его хозяйственная (предпринимательская) деятельность подчиняется ряду ограничений, касающихся видов осуществляемых им банковских операций и возможности участия в уставных фондах иных юридических лиц. Согласно ст. 5 БК банковская система Беларуси является двухуровневой, включая в себя Национальный банк и иные банки. Раздел II БК определяет правовой статус, цели деятельности, функции, структуру и органы управления Национального банка Республики Беларусь - верхнего (первого) уровня банковской системы. (3, статья 5, стр.33) Одноуровневая банковская система возможна либо в случае, когда в государстве еще нет центрального банка, либо когда есть только центральный банк, но отсутствует сеть коммерческих банков. Первый вариант затрагивает ранние этапы развития банковского дела, когда банки могли осуществлять любые принятые в то время операции вплоть до эмиссии собственных денег. Второй вариант имел место в СССР и других странах с жестко централизованной нерыночной экономикой.(3, стр.114) Двухуровневая банковская система сложилась и функционирует в настоящее время в подавляющем большинстве стран, как развитых, так и стран «третьего мира». Стандартная система такого типа предполагает наличие на первом уровне центрального банка в различных странах оп может иметь разный статус и коммерческих - на втором уровне. Существуют также режимы, где центральный банк сосуществует с национализированными государством коммерческими банками (т.е. и центральный банк, и коммерческие банки являются государственной собственностью). В современных западных странах двухуровневость банковских систем является завершающим этапом длительной эволюции центральных банков. На протяжении нескольких веков функции и правовой статус центральных банков значительно видоизменялись. Первые центральные банки возникли более трехсот лет назад. Исследователи считают, что старейшим из ныне существующих центральных банков является шведский Риксбанк, основанный в 1668 г. Вторым по времени создания принято считать Банк Англии (1694 г.) Время основания центральных банков является дискуссионным вопросом в литературе, что объясняется сложностью определения самого понятия «центральный банк»: поскольку на протяжении XVIII в. они функционировали как обычные коммерческие банки и только позднее были наделены функциями центробанков, то ни один из таких банков не являлся центральным в его современном понимании. В связи с особенностями финансовой системы XIX в., выразившимися в стихийности рынка и золотомонетном характере денежного обращения, функции таких банков сводились к простому посредничеству в торговых операциях. Даже обслуживание нужд правительства не давало оснований говорить о получении каким-либо банком статуса центрального. Возникновение центральных банков исторически связано с распространением бумажных денег и с последующей концентрацией банковской эмиссии в руках наиболее надежных коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнить функцию всеобщего средства обращения. В некоторых странах центральные банки создавались самим государством, которое сразу же закрепляло за ними монопольное право денежной эмиссии. Формированию центральных банков в таких случаях предшествовала крайне высокая инфляция, возникшая в начале XIX в. вследствие чрезмерного выпуска правительствами бумажных денег для покрытия своих военных расходов. Необходимость защиты денежного обращения от необоснованного вмешательства, осуществления контроля за состоянием финансов и восстановления общественного доверия к государственной валюте потребовала образования независимой банковской организации. (3, стр.115) В начале XIX в. были созданы: Банк Франции - в 1800 г., Банк Соединенных Штатов Америки и Банк Финляндии - в 1811, Банк Нидерландов - в 1814, Австрийский Национальный банк (позднее - Национальный банк Австро-Венгрии) - в 1816, Банк Норвегии - в 1817, Национальный банк Дании - в 1818 г. Все они получили независимый статус и исключительное право денежной эмиссии. Таким образом, создание центральных банков происходило двумя путями: 1) на базе крупнейших коммерческих банков, в которых с развитием денежно-кредитной системы происходила концентрация денежной эмиссии; 2) путем образования центрального эмиссионного банка непосредственно государством. В течение всего XIX в. основной задачей центральных банков было поддержание стабильности цен, а единственное, что отличало их от обычных коммерческих банков, - исключительные полномочия на выпуск в обращение денежной массы и, вследствие этого, особые отношения с правительством. Центральные банки осуществляли банковские операции, а их отношения с коммерческими банками были обычными конкурентными отношениями. В начале XX в. функции центральных банков претерпели значительные видоизменения, в результате чего они окончательно выделились из круга коммерческих банков. Необходимость обеспечения стабильной работы банковской системы, связанная с чрезвычайной важностью для общества услуг кредитных организаций, побудила правительства возложить на центральные банки функции оказания финансовой помощи банкам, находящимся в затруднительном положении, получившие в законодательстве и научной литературе название «функции кредитора в последней инстанции». Результатом этого явились значительные изменения в статусе центральных банков. Приобретя функции «кредитора в последней инстанции», центральные банки получили и законодательное право определять правила и контролировать деятельность своих должников - коммерческих банков, т.е. право регулировать банковскую систему. Для того чтобы центральные банки действовали в отношении частных банков с необходимой объективностью, им следовало прекратить коммерческую деятельность, при осуществлении которой они неизбежно вступали в отношения конкуренции с подконтрольными кредитными организациями. Поэтому в начале XX в. начался процесс преобразования центральных банков из обычных коммерческих банков в публичные организации. С расширением денежной сферы и возможностей коммерческих банков центральные банки стали выполнять другую существенную функцию - оказание банкам платежных услуг, аналогичных тем услугам, которые банки оказывают своим клиентам. При осуществлении платежей между банками центральные банки служат единственно возможными посредниками, выступая как представители банковской системы в целом. К концу 20-х гг. XX в. подобная структура системы платежей и роль, отводимая в ней центральному банку, прочно утвердились в промышленно развитых странах. К началу XX в. европейские центральные банки оформились практически с тем набором функций, который большинство исследователей полагают классическим: монополия денежной эмиссии, функции банка правительства (прежде всего управление государственным долгом), функции банка банков (расчетный центр, кредитор в последней инстанции), функции регулирования деятельности кредитных учреждений. Первая мировая война положила начало новому этапу в развитии центральных банков и привела к кардинальному изменению их статуса. Перемены в деятельности центральных банков были обусловлены изменениями в монетарной политике, и в первую очередь - подхода государства к вопросу регулирования экономики. Полагалось, что золотой стандарт обеспечит саморегулирование денежной системы, а центральный банк - бесперебойную работу золотого стандарта. На этом этапе роль центрального банка была более технической и сводилась в основном к поддержанию конвертируемости валюты в соответствии с золотым стандартом. Государство не вмешивалось в деятельность центральных банков, предоставляя им практически полную самостоятельность, чему способствовал и акционерный статус центральных банков. (3, стр.116) Первая мировая война и последующая за ней экономическая депрессия значительно усилили роль центральных банков: их основной функцией стала борьба с инфляцией. В связи с этим возник потенциальный конфликт между правительствами и центральными банками: в большинстве стран правительства не соглашались на доминирующую роль центрального банка в определении экономической политики. Центральному банку отводилась роль управления денежно-кредитной системой в соответствии с экономическими целями правительства, среди которых стабильность цен не была основной. Подчинение центрального банка правительству стало составной частью новой экономической политики, опиравшейся на идею необходимости установления государственного контроля над деятельностью частных экономических субъектов и на положения экономической теории кейнсианства, принятой многими правительствами. Общий процесс усиления государственного вмешательства в экономику закономерно привел сначала к установлению контроля над деятельностью центральных банков, а затем - к их национализации. До второй мировой войны все европейские центральные банки имели статус коммерческих организаций, облеченных в форму акционерного общества. Уставный капитал центральных банков принадлежал частным лицам, государство практически не имело своего участия в нем. В 40-50-е гг. высшими законодательными актами государств центральные банки были объявлены собственностью государства, а их акции - переданы в управление правительства (в 1945 г. национализирован Банк Франции, в 1946 г. - Банк Англии). 80-е гг. стали новым этапом в эволюции правового статуса центральных банков. Мировой кризис управления повлек за собой широкое распространение неоклассической экономической доктрины, провозгласившей необходимость сужения государственного вмешательства в экономику. Следствием этого стало возобновление обсуждения проблемы независимости центральных банков. На практическом уровне отказ от кейнсианской модели и реализация новой доктрины породили широкую волну финансовой либерализации и дерегулирования в 80-е гг. и усилили тенденцию к финансовой глобализации. Эти факторы сформировали политический климат, определивший обращение многих стран к независимости центрального банка в качестве хранителя долгосрочных общественных интересов и противовеса угрозе экономического спада, который может быть вызван движением мировых капиталов. В качестве конкретного аргумента в пользу наделенного большими полномочиями центрального банка приводился тот довод, что независимость последнего приводит к ослаблению инфляционных процессов. В результате в большинстве европейских стран уже внесены изменения в законодательство о центральных банках, в первую очередь касающиеся объема их полномочий и взаимоотношений с правительством. (3, стр.117) Глобальные изменения в сфере финансовой деятельности способствовали и появлению другой тенденции - росту координации деятельности центральных банков. Радикальное совершенствование банковских технологий на основе широкомасштабного внедрения автоматизированных систем обработки информации и средств дальней связи, во-первых, и снижение барьеров на экономических и политических границах, во-вторых, оказали существенное влияние на изменение управленческой структуры, частью которой являются _ центральные банки. Процесс координации деятельности центральных банков протекает на нескольких уровнях. На глобальном уровне стандарты устанавливает Банк международных расчетов (город Базель), называемый некоторыми специалистами «центральным банком центральных банков», правовые нормы которого все чаще принимаются национальными банковскими законодательствами. На региональном уровне страны «семерки» создали в Базеле международный банковский секретариат, способствующий тесным рабочим отношениям между центральными банками. Основное региональное сотрудничество развивается в рамках Европейского союза и Европейского центрального банка. Таким образом, можно выделить пять этапов в развитии центральных банков (данные выводы касаются центральных банков Европы и Соединенных Штатов Америки; большинство центральных банков развивающихся стран были основаны после второй мировой войны): · XVII—XVIII вв. - этап зарождения коммерческих банков — предшественников центральных банков; · XIX - 30-е гг. XX вв. - этап юридического оформления центральных банков как банков правительства, наделение центральных банков исключительным правом денежной эмиссии, функциями кредитора последней инстанции и регулирования деятельности кредитных учреждений. Появление самого понятия «центральный банк». Этап характеризовался частным статусом центральных банков и практически полной независимостью от правительства. Центральные банки все еще выполняют функции обычных коммерческих банков; · 30-70-е гг. XX в. - этап доминирования кейнсианской модели экономической политики и подчинения центральных банков правительствам. Центральные банки национализированы и иным образом поставлены под контроль правительств. Происходит кардинальное изменение их функций - центральным банкам запрещено заниматься банковскими операциями, их коммерческая деятельность ограничена; · 80-е гг. XX в. - этап неоконсервативной монетарной политики. Характерные черты: либерализация государственного регулирования экономики, автоиомизация центральных банков от правительств. Несмотря на различия юридических механизмов взаимодействия центральных банков с правительствами, очевидна тенденция все большей независимости центральных банков от исполнительной власти; · с начала 90-х гг. - этап строительства наднациональных центральных банков. История возникновения и становления Национального банка Республики Беларусь как центрального банка Беларуси коренным образом отличается от истории создания и развития центральных банков развитых стран. Если центральные банки государств Западной Европы прошли длительный путь эволюции, развиваясь из обычных коммерческих банков, то Национальный банк Беларуси возник как самостоятельный эмиссионный банк и оформился с тем набором функций, которые характерны для центрального банка, в конце 1990 г. До этого времени на территории Беларуси, как и в иных советских республиках, действовала республиканская контора Государственного банка СССР (создана постановлением Совнаркома БССР от 3 декабря 1921 г.), которая не являлась и по определению не могла являться центральным банком в его классическом понимании, поскольку выполняла функции, далекие от функций последнего. (3, стр.118, 119) Накануне реформ 80-х гг. в банковскую систему СССР входили Госбанк СССР, Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР), Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР), Государственные трудовые сберегательные кассы СССР (Гострудсберкассы). Банковская система СССР в условиях государственной монополии банковского дела представляла собой систему государственных учреждений. Банки являлись собственностью государства и находились в полной зависимости от органов государственной власти. Возглавлял эту систему Госбанк СССР, который, как отмечается в литературе, по существу, функционировал как министерство банков, управляя банками в основном административными методами и формально неся вместе с Правительством СССР, правительствами союзных республик, их центральными и местными органами ответственность по обязательствам всех подчиненных ему кредитных учреждений (Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. М.: Юристъ, 1999. С. 313). Будучи по размерам своих общих активов самым крупным банком мира и имея разветвленную систему территориальных учреждений, Госбанк СССР представлял собой централизованную систему, непосредственно подчиненную Совету Министров СССР. Полное огосударствление экономики позволяло Госбанку быть единым эмиссионным центром, единой кассой государства и всего народного хозяйства, концентрировать все свободные денежные средства в стране (как производственных предприятий, организаций и учреждений, так и всех банков) и свободно перераспределять их, выдавать наличные деньги предприятиям и организациям для выплаты заработной платы и осуществления других платежей, контролируя при этом процесс расходования этих средств, осуществлять кассовое исполнение бюджета, функцию единого расчетного центра страны, монопольное на территории СССР совершение сделок по покупке золота, серебра и других драгоценных металлов в монетах, слитках, ломе и в сыром виде, а также сделок по купле и продаже иностранной валюты, выписанных в иностранной валюте платежных документов и иностранных ценных бумаг. Обладая валютной монополией, Госбанк определял пределы компетенции, в рамках которых другие банки могли осуществлять валютные операции. Кроме того, он концентрировал в своих руках все совокупное кредитование субъектов народного хозяйства, что, по существу, являлось лишь плановым перераспределением ресурсов единого государственного фонда оборотных средств. Главным же направлением деятельности Госбанка, как и всей банковской системы, было осуществление контроля и надзора за выполнением предприятиями и организациями планов производства и сбыта товаров, финансовых производственных планов, соблюдением плановой и финансовой дисциплины посредством вышеперечисленных финансовых инструментов. Кардинальная реорганизация всей союзной банковской системы началась в 1987 г. Основанием для нее послужило Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики». Оно внесло значительные структурно-функциональные изменения в банковскую систему (создав, в частности, новую систему специализированных банков), провозгласило новые цели денежно-кредитной политики, в том числе пересмотрело задачи и функции Госбанка, утвердило ряд новых форм и методов банковской деятельности. Новыми задачами Госбанка, распространявшимися и на его республиканские конторы, провозглашались: централизованное управление денежно-кредитной системой страны, проведение единой кредитной политики, координация деятельности банков СССР и организация расчетов между ними, организация денежного обращения, кассовое исполнение бюджета. Постановление предоставило Госбанку СССР право совместно с другими союзными банками определять на единой методологической основе обязательные для всех банков СССР состав объектов кредитования, условия выдачи и погашения кредитов, льготы при кредитовании, устанавливать правила расчетов и ведения кассовых операций в народном хозяйстве, порядок ведения учета и отчетности в банках, а также по согласованию с Госпланом СССР и Минфином СССР - процентные ставки за пользование кредитами. За Госбанком СССР было сохранено уже имевшееся у него право установления официальных курсов иностранных валют к советскому рублю. С 1 января 1988 г. Белорусская республиканская контора Госбанка была ликвидирована и на ее основе создан Белорусский республиканский Госбанк СССР. (3, стр.120, 121) Новый Устав Госбанка СССР (утв. постановлением Совета Министров СССР от 1 сентября 1988 г. № 1061) конкретизировал задачи, касавшиеся республиканских банков. Они должны были обеспечивать проведение единой политики государства в области денежного обращения, кредитования, расчетов, кассовых операций, осуществлять координацию и контролировать деятельность банков и других кредитных учреждений республики. Регистрация создаваемых в это время в республике коммерческих банков и утверждение их руководства осуществлялись по-прежнему Госбанком СССР. За Госбанком остались также обязанности по координации деятельности республиканских банков, осуществлявших разработку и выпуск совместно с ним всех основных документов, регламентирующих вопросы кредитной и процентной политики, денежного обращения и расчетов. После провозглашения Декларации о государственном суверенитете Постановлением Верховного Совета БССР от 21 декабря 1990 г. Белорусский республиканский банк Госбанка СССР со всей подведомственной ему сетью учреждений и организаций был объявлен собственностью БССР. Тем же актом Верховный Совет постановил создать на базе обращенных в собственность БССР Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских специализированных банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР Национальный банк БССР (позднее - Республики Беларусь). С 1 января 1991 г. были введены в действие законы Республики Беларусь «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь»; Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 13 февраля 1991 г. утвержден Устав Национального банка. Президиум Верховного Совета Республики Беларусь 6 марта 1991 г. принял Постановление «О мерах по выполнению Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. «О Национальном банке Республики Беларусь и банках на территории республики», которым утвердил структуру Национального банка и его руководящих органов. Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 3 апреля 1991 г. была решена проблема имущественной базы Национального банка: ему были переданы все денежные средства и имущество Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских специализированных банков. (3, стр.121, 122) Становление Национального банка Республики Беларусь как центрального банка — первого уровня отечественной банковской системы — связано с принятием в декабре 1990 г. Законов «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». В результате на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусь, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, законами Республики Беларусь, правовыми актами Президента Республики Беларусь, а также Уставом Национального банка Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь действует исключительно в интересах Республики Беларусь и подотчетен только Президенту Республики Беларусь. Он является юридическим лицом и состоит из центрального аппарата, а также структурных подразделений и организаций, находящихся как на территории республики, так и за ее пределами. Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает: · утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него; · назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; · определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка; · утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка. Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения Национального банка - город Минск. Цели и принципы деятельности Национального банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка. Высший орган управления — Правление Национального банка — определяет основные направления деятельности Национального банка, осуществляет общее руководство им на основе принципа коллегиальности. Количественный состав Правления определяется Президентом Республики Беларусь и назначается Президентом Республики Беларусь при согласовании с Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на 5 лет. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за Национальным банком на праве оперативного управления: владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с целями деятельности, Уставом Национального банка и банковским законодательством Республики Беларусь. (1, стр. 356, 357) Национальный банк занимает первый, или верхний, уровень банковской системы. Рассматриваемая статья наряду со ст. 24 БК определяет Национальный банк как центральный банк страны. Тем самым подчеркивается централизованный характер национальной банковской системы. Статус Национального банка как центрального банка проявляется в том, что он: 1) является единственным и монопольным эмиссионным банком страны, таким образом, денежная система страны во многом зависит от Национального банка; 2) осуществляет регистрацию всех остальных банков; 3) осуществляет надзор и контроль за всеми остальными банками; 4) предоставляет банковские услуги Правительству; 5) является банком банков - все белорусские банки имеют в Национальном банке корреспондентские счета в белорусских рублях, а также хранят в Национальном банке часть своих денежных средств в виде резервов и в иных формах; 6) выступает в качестве кредитора последней инстанции, осуществляя рефинансирование банков. В банковских правоотношениях Национальный банк выступает, во-первых, как орган государственного управления, обладая соответствующими функциями в сфере денежно-кредитного регулирования (гл. 4), и, во-вторых, как банк, осуществляя банковские операции (гл. 6). Однако, поскольку деятельность Национального банка » банка подчинена его деятельности как государственного органа, рассматриваемая статья дает понятие Национального банка именно как государственного органа, выполняющего возложенные на него функции. В статье перечисляются основные функции Национального банка, закрепленные также ст. 136 Конституции. Наряду с БК статус Национального банка определяется также Уставом Национального банка Республики Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320). (3, статья 7, стр.36,37. Стр.122) Перечисленные нормативные акты создали правовую основу для функционирования Национального банка, определив его статус, организационную структуру, задачи и функции.
Глава 1. Характеристика основных целей, задач, функций и операций Национального банка РБ 1.1 Организационная структура Национального банка Беларуси Центральный банк Республики именуется Национальным банком. Он был создан в 1991 г. Становление и развитие Национального банка осуществлялось на институциональной основе законов ”О Национальном банке Республики Беларусь”, ”О банках и банковской деятельности в Республики Беларусь”, постановления Верховного Совета Белорусской ССР ”О Национальном банке Белорусской ССР и банках территории республики”, которые были приняты Верховным Советом республики в декабре 1990 г. Национальный банк изначально не обладал статусом государственного органа, равноправного Совету Министров страны. Конституцией Республики Беларусь определено: "Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег". Осенью 1996 г. на республиканском референдуме были приняты изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, согласно которым Президент Республики Беларусь получил право назначать на должность Председателя и членов Правления Национального банка с согласия Совета Республики и освобождать их с уведомлением Совета Республики. С 2001 г. правоотношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, строятся на основе Банковского кодекса Республики Беларусь, закрепившего независимость деятельности Национального банка. Государственные органы не имеют права вмешиваться в его работу, осуществляемую в границах его полномочий. Председатель Правления Национального банка является членом Правительства нашего государства. Статус Национального банка, его функции, компетенция органов управления, организация деятельности, размер уставного фонда и порядок распределения прибыли определены Уставом Национального банка Республики Беларусь. Национальный банк — это единая централизованная организация. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Работа структурных подразделений и организаций Национального банка осуществляется на основании уставов, утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка. Для выполнения приходно-расходных кассовых операций во всех учреждениях эмиссионного банка организуются оборотные кассы. По согласованию с Президентом Национальный банк может создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности. Им управляют два органа: Правление и Совет директоров. (2, стр. 375-377)
Схема 1. Организационная структура Национального банка Республики Беларусь:
Правление является высшим органом управления эмиссионным банком. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка, руководящий и управляющий им. Правлением рассматриваются и представляются совместно с Правительством Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, устанавливается размер участия иностранного капитала в банковской системе страны, утверждается годовой отчет о работе Национального банка. Правлением принимаются решения о регулировании деятельности, кредитных и валютных отношений, об определении порядка расчетов, о государственной регистрации кредитной организации, ее реорганизации и ликвидации, о выдаче либо отзыве лицензий, о применении к банкам мер воздействия и др. Свои решения Правление принимает в форме постановлений. Правление состоит из Председателя и десяти членов. Они назначаются на пять лет. Уставом Национального банка определяется компетенция Правления и порядок созыва его заседаний, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Общая организация работы Правления строится в соответствии с регламентом. Банковским кодексом введен ряд ограничений для членов Правления. Так, они не могут состоять в политических партиях, занимать другие государственные должности (если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами страны). Президент вправе освобождать их от должности с уведомлением Совета Республики в случаях: истечения срока полномочий; неспособности исполнять служебные обязанности по состоянию здоровья, констатированной заключением медицинской комиссии; отставки; ухода на пенсию; несоблюдения Конституции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента и иных обязательных для Национального банка актов законодательства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей; разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну; признания виновным в совершении преступления по приговору суда; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления не более двух сроков подряд. Правление Национального банка принимает решения простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого определяются Уставом Национального банка. Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров. Он организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь; определяет структуру Национального банка; устанавливает условия найма и увольнения, другие права и обязанности служащих Национального банка. В функции Совета директоров входит утверждение порядка проведения отдельных операций Национального банка, принятие решений о выпуске в обращение банкнот и монет, об изменении процентных ставок по операциям Национального банка, об установлении нормативов обязательных резервов, депонированных в Национальном банке, и др. Руководит Советом директоров Председатель Правления. Совет директоров состоит из девяти членов, включая руководителя Совета. Порядок его созыва и компетенция определяются Уставом Национального банка. Работа Совета директоров организована согласно регламенту. Члены Совета директоров назначаются Правлением в соответствии с установленным Уставом порядком. Уставом определяется и компетенци
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |