Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Характеристика основных целей, задач, функций и операций Национального банка РБ



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Глава 1. Характеристика основных целей, задач, функций и операций Национального банка РБ 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: «Национальный банк РБ: цели, задачи, функции и операции.

Содержание

Введение 2

1 Характеристика основных целей, задач, функций и операций Национального банка РБ 9
1.1 Организационная структура Национального банка Беларуси 9
1.2 Цели и задачи деятельности Национально банка РБ. Функции и операции проводимые Национальным банком РБ 13

2 Анализ состояния и динамики функционирования банковской системы Национального банка РБ 28
2.1 Количественные и структурные характеристики банковской системы 28
2.2 Участие иностранного капитала в банковской системе 33
2.3 Структура активов и пассивов 36
2.4 Финансовые результаты 46
2.5 Структура доходов и расходов 48

3 Направления развития банковской системы Национального банка РБ 54
3.1 Развитие и укрепление банковской системы 54
3.2 Развитие платежной системы 61
3.3 Развитие финансового рынка 73
3.4 Валютное регулирование и валютный контроль 77
3.5 Международное сотрудничество 79

Заключение 85

Список использованных источников 86

 

 

Введение

Национальный банк - центральный банк и государственный орган Респуб­лики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Согласно ст. 25 БК основные цели его деятельности зак­лючаются в защите и обеспечении устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитии и укреплении банковской систе­мы Республики Беларусь; обеспечении эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

В силу специфики задач Национального банка его правовое по­ложение имеет двойственную природу. С одной стороны, для до­стижения целей, поставленных перед ним законодательством, Национальному банку предоставлен целый ряд властных полномо­чий. Это та сторона деятельности Национального банка, которая по­зволяет назвать его субъектом публичного права. Однако наряду с выполнением административных функций Национальный банк явля­ется банком - субъектом хозяйствования, наделенным правом совер­шать различные банковские операции с кредитно-финансовыми организациями, Правительством, иными клиентами, перечень кото­рых содержит Кодекс (3, стр.123, ст. 51).

Таким образом, Национальный банк одновременно выступает в качестве органа государственного управления специальной компетен­ции, не входя при этом в систему республиканских органов государ­ственного управления, возглавляемую Правительством (3, стр.123, ст. 24), и юридического лица, осуществляющего хозяйственную (предпринима­тельскую) деятельность. В последнем качестве Национальный банк является банком с ограниченными функциями вследствие того, что его хозяйственная (предпринимательская) деятельность подчиняет­ся ряду ограничений, касающихся видов осуществляемых им бан­ковских операций и возможности участия в уставных фондах иных юридических лиц.

Согласно ст. 5 БК банковская система Беларуси является двух­уровневой, включая в себя Национальный банк и иные банки. Раз­дел II БК определяет правовой статус, цели деятельности, функции, структуру и органы управления Национального банка Республики Беларусь - верхнего (первого) уровня банковской системы. (3, статья 5, стр.33)

Одноуровневая банковская система возможна либо в случае, ког­да в государстве еще нет центрального банка, либо когда есть толь­ко центральный банк, но отсутствует сеть коммерческих банков. Первый вариант затрагивает ранние этапы развития банковского дела, когда банки могли осуществлять любые принятые в то время операции вплоть до эмиссии собственных денег. Второй вариант имел место в СССР и других странах с жестко централизованной нерыноч­ной экономикой.(3, стр.114)

Двухуровневая банковская система сложилась и функционирует в настоящее время в подавляющем большинстве стран, как разви­тых, так и стран «третьего мира». Стандартная система такого типа предполагает наличие на первом уровне центрального банка в раз­личных странах оп может иметь разный статус и коммерческих - на втором уровне. Существуют также режимы, где центральный банк сосуществует с национализированными государством коммерчески­ми банками (т.е. и центральный банк, и коммерческие банки явля­ются государственной собственностью).

В современных западных странах двухуровневость банковских систем является завершающим этапом длительной эволюции цент­ральных банков. На протяжении нескольких веков функции и пра­вовой статус центральных банков значительно видоизменялись. Первые центральные банки возникли более трехсот лет назад. Ис­следователи считают, что старейшим из ныне существующих цент­ральных банков является шведский Риксбанк, основанный в 1668 г. Вторым по времени создания принято считать Банк Англии (1694 г.)

Время основания центральных банков является дискуссионным вопросом в литературе, что объясняется сложностью определения самого понятия «центральный банк»: поскольку на протяжении XVIII в. они функционировали как обычные коммерческие банки и только позднее были наделены функциями центробанков, то ни один из таких банков не являлся центральным в его современном понимании. В связи с особенностями финансовой системы XIX в., выразив­шимися в стихийности рынка и золотомонетном характере денежного обращения, функции таких банков сводились к простому посредни­честву в торговых операциях. Даже обслуживание нужд правитель­ства не давало оснований говорить о получении каким-либо банком статуса центрального. Возникновение центральных банков историчес­ки связано с распространением бумажных денег и с последующей концентрацией банковской эмиссии в руках наиболее надежных ком­мерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнить функцию всеобщего средства обращения.

В некоторых странах центральные банки создавались самим госу­дарством, которое сразу же закрепляло за ними монопольное право де­нежной эмиссии. Формированию центральных банков в таких случаях предшествовала крайне высокая инфляция, возникшая в на­чале XIX в. вследствие чрезмерного выпуска правительствами бу­мажных денег для покрытия своих военных расходов. Необходимость защиты денежного обращения от необоснованного вмешательства, осу­ществления контроля за состоянием финансов и восстановления общественного доверия к государственной валюте потребовала обра­зования независимой банковской организации. (3, стр.115)

В начале XIX в. были созданы: Банк Франции - в 1800 г., Банк Соединенных Штатов Америки и Банк Финляндии - в 1811, Банк Нидерландов - в 1814, Австрийский Национальный банк (позднее - Национальный банк Австро-Венгрии) - в 1816, Банк Норвегии - в 1817, Национальный банк Дании - в 1818 г. Все они получили не­зависимый статус и исключительное право денежной эмиссии.

Таким образом, создание центральных банков происходило дву­мя путями: 1) на базе крупнейших коммерческих банков, в которых с развитием денежно-кредитной системы происходила концентрация денежной эмиссии; 2) путем образования центрального эмиссионного банка непосредственно государством.

В течение всего XIX в. основной задачей центральных банков было поддержание стабильности цен, а единственное, что отличало их от обычных коммерческих банков, - исключительные полномочия на выпуск в обращение денежной массы и, вследствие этого, особые отношения с правительством. Центральные банки осуществляли бан­ковские операции, а их отношения с коммерческими банками были обычными конкурентными отношениями. В начале XX в. функции центральных банков претерпели значительные видоизменения, в ре­зультате чего они окончательно выделились из круга коммерческих банков.

Необходимость обеспечения стабильной работы банковской системы, связанная с чрезвычайной важностью для общества услуг кредитных организаций, побудила правительства возложить на центральные банки функции оказания финансовой помощи банкам, находящимся в затруднительном положении, получившие в законодательстве и научной литературе название «функции кредитора в последней инстанции». Результатом этого явились значительные изменения в статусе центральных банков. Приобретя функции «кредитора в последней инстанции», центральные банки получили и законодательное право определять правила и контролировать деятельность своих должников - коммерческих банков, т.е. право регулировать банковскую систему. Для того чтобы центральные банки действовали в отношении частных банков с необходимой объективностью, им следовало прекратить коммерческую деятельность, при осуществлении которой они неизбежно вступали в отношения конкуренции с подконтрольными кредитными организациями. Поэтому в начале XX в. начался процесс преобразования центральных банков из обычных коммерческих банков в публичные организации.

С расширением денежной сферы и возможностей коммерческих банков центральные банки стали выполнять другую существенную функцию - оказание банкам платежных услуг, аналогичных тем услугам, которые банки оказывают своим клиентам. При осуществлении платежей между банками центральные банки служат единственно возможными посредниками, выступая как представители банковской системы в целом. К концу 20-х гг. XX в. подобная струк­тура системы платежей и роль, отводимая в ней центральному бан­ку, прочно утвердились в промышленно развитых странах.

К началу XX в. европейские центральные банки оформились практически с тем набором функций, который большинство исследователей полагают классическим: монополия денежной эмиссии, функции банка правительства (прежде всего управление государ­ственным долгом), функции банка банков (расчетный центр, креди­тор в последней инстанции), функции регулирования деятельности кредитных учреждений.

Первая мировая война положила начало новому этапу в развитии центральных банков и привела к кардинальному изменению их ста­туса. Перемены в деятельности центральных банков были обуслов­лены изменениями в монетарной политике, и в первую очередь - подхода государства к вопросу регулирования экономики. Полагалось, что золо­той стандарт обеспечит саморегулирование денежной системы, а цен­тральный банк - бесперебойную работу золотого стандарта. На этом этапе роль центрального банка была более технической и сводилась в основном к поддержанию конвертируемости валюты в соответствии с золотым стандартом. Государство не вмешивалось в деятельность центральных банков, предоставляя им практически полную самосто­ятельность, чему способствовал и акционерный статус центральных банков. (3, стр.116)

Первая мировая война и последующая за ней экономическая деп­рессия значительно усилили роль центральных банков: их основной функцией стала борьба с инфляцией. В связи с этим возник потенциальный конфликт между правительствами и центральными банками: в большинстве стран правительства не соглашались на доминирующую роль центрального банка в определении экономической политики. Центральному банку отводилась роль управления денежно-кредит­ной системой в соответствии с экономическими целями правитель­ства, среди которых стабильность цен не была основной. Подчинение центрального банка правительству стало составной частью новой эко­номической политики, опиравшейся на идею необходимости установ­ления государственного контроля над деятельностью частных экономических субъектов и на положения экономической теории кейнсианства, принятой многими правительствами. Общий процесс усиления государственного вмешательства в экономику закономер­но привел сначала к установлению контроля над деятельностью цен­тральных банков, а затем - к их национализации.

До второй мировой войны все европейские центральные банки имели статус коммерческих организаций, облеченных в форму акци­онерного общества. Уставный капитал центральных банков принад­лежал частным лицам, государство практически не имело своего участия в нем. В 40-50-е гг. высшими законодательными актами го­сударств центральные банки были объявлены собственностью госу­дарства, а их акции - переданы в управление правительства (в 1945 г. национализирован Банк Франции, в 1946 г. - Банк Англии).

80-е гг. стали новым этапом в эволюции правового статуса цен­тральных банков. Мировой кризис управления повлек за собой ши­рокое распространение неоклассической экономической доктрины, провозгласившей необходимость сужения государственного вмешатель­ства в экономику. Следствием этого стало возобновление обсуждения проблемы независимости центральных банков. На практическом уровне отказ от кейнсианской модели и реализация новой доктрины породили широкую волну финансовой либерализации и дерегулиро­вания в 80-е гг. и усилили тенденцию к финансовой глобализации. Эти факторы сформировали политический климат, определивший обращение многих стран к независимости центрального банка в ка­честве хранителя долгосрочных общественных интересов и противо­веса угрозе экономического спада, который может быть вызван движением мировых капиталов. В качестве конкретного аргумента в пользу наделенного большими полномочиями центрального банка приводился тот довод, что независимость последнего приводит к ос­лаблению инфляционных процессов. В результате в большинстве европейских стран уже внесены изменения в законодательство о центральных банках, в первую очередь касающиеся объема их полномочий и вза­имоотношений с правительством. (3, стр.117)

Глобальные изменения в сфере финансовой деятельности способ­ствовали и появлению другой тенденции - росту координации дея­тельности центральных банков. Радикальное совершенствование банковских технологий на основе широкомасштабного внедрения автоматизированных систем обработки информации и средств даль­ней связи, во-первых, и снижение барьеров на экономических и по­литических границах, во-вторых, оказали существенное влияние на изменение управленческой структуры, частью которой являются _ центральные банки.

Процесс координации деятельности центральных банков проте­кает на нескольких уровнях. На глобальном уровне стандарты уста­навливает Банк международных расчетов (город Базель), называемый некоторыми специалистами «центральным банком центральных бан­ков», правовые нормы которого все чаще принимаются национальны­ми банковскими законодательствами. На региональном уровне страны «семерки» создали в Базеле международный банковский сек­ретариат, способствующий тесным рабочим отношениям между цен­тральными банками. Основное региональное сотрудничество развивается в рамках Европейского союза и Европейского централь­ного банка.

Таким образом, можно выделить пять этапов в развитии цент­ральных банков (данные выводы касаются центральных банков Европы и Соединенных Штатов Америки; большинство центральных банков развивающихся стран были основаны после второй мировой войны):

· XVII—XVIII вв. - этап зарождения коммерческих банков — пред­шественников центральных банков;

· XIX - 30-е гг. XX вв. - этап юридического оформления цент­ральных банков как банков правительства, наделение центральных банков исключительным правом денежной эмиссии, функциями кре­дитора последней инстанции и регулирования деятельности кредит­ных учреждений. Появление самого понятия «центральный банк». Этап характеризовался частным статусом центральных банков и практически полной независимостью от правительства. Центральные банки все еще выполняют функции обычных коммерческих банков;

· 30-70-е гг. XX в. - этап доминирования кейнсианской модели экономической политики и подчинения центральных банков прави­тельствам. Центральные банки национализированы и иным образом поставлены под контроль правительств. Происходит кардинальное изменение их функций - центральным банкам запрещено заниматься банковскими операциями, их коммерческая деятельность ограничена;

· 80-е гг. XX в. - этап неоконсервативной монетарной политики. Характерные черты: либерализация государственного регулирования экономики, автоиомизация центральных банков от правительств. Несмотря на различия юридических механизмов взаимодействия центральных банков с правительствами, очевидна тенденция все боль­шей независимости центральных банков от исполнительной власти;

· с начала 90-х гг. - этап строительства наднациональных цент­ральных банков.

История возникновения и становления Национального банка Республики Беларусь как центрального банка Беларуси коренным образом отличается от истории создания и развития центральных банков развитых стран. Если центральные банки государств Запад­ной Европы прошли длительный путь эволюции, развиваясь из обыч­ных коммерческих банков, то Национальный банк Беларуси возник как самостоятельный эмиссионный банк и оформился с тем набором функций, которые характерны для центрального банка, в конце 1990 г. До этого времени на территории Беларуси, как и в иных советских республиках, действовала республиканская контора Государственного банка СССР (создана постановлением Совнаркома БССР от 3 декабря 1921 г.), которая не являлась и по определению не могла являться центральным банком в его классическом понимании, поскольку вы­полняла функции, далекие от функций последнего. (3, стр.118, 119)

Накануне реформ 80-х гг. в банковскую систему СССР входили Госбанк СССР, Всесоюзный банк финансирования капитальных вло­жений (Стройбанк СССР), Банк для внешней торговли СССР (Внеш­торгбанк СССР), Государственные трудовые сберегательные кассы СССР (Гострудсберкассы). Банковская система СССР в условиях го­сударственной монополии банковского дела представляла собой си­стему государственных учреждений. Банки являлись собственностью государства и находились в полной зависимости от органов государ­ственной власти. Возглавлял эту систему Госбанк СССР, который, как отмечается в литературе, по существу, функционировал как министерство банков, управляя банками в основном административ­ными методами и формально неся вместе с Правительством СССР, правительствами союзных республик, их центральными и местными органами ответственность по обязательствам всех подчиненных ему кредитных учреждений (Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. М.: Юристъ, 1999. С. 313).

Будучи по размерам своих общих активов самым крупным бан­ком мира и имея разветвленную систему территориальных учрежде­ний, Госбанк СССР представлял собой централизованную систему, непосредственно подчиненную Совету Министров СССР. Полное ого­сударствление экономики позволяло Госбанку быть единым эмисси­онным центром, единой кассой государства и всего народного хозяйства, концентрировать все свободные денежные средства в стране (как производственных предприятий, организаций и учреж­дений, так и всех банков) и свободно перераспределять их, выдавать наличные деньги предприятиям и организациям для выплаты зара­ботной платы и осуществления других платежей, контролируя при этом процесс расходования этих средств, осуществлять кассовое исполнение бюджета, функцию единого расчетного центра страны, монопольное на территории СССР совершение сделок по покупке золота, серебра и других драгоценных металлов в монетах, слитках, ломе и в сыром виде, а также сделок по купле и продаже иностран­ной валюты, выписанных в иностранной валюте платежных докумен­тов и иностранных ценных бумаг.

Обладая валютной монополией, Госбанк определял пределы ком­петенции, в рамках которых другие банки могли осуществлять ва­лютные операции. Кроме того, он концентрировал в своих руках все совокупное кредитование субъектов народного хозяйства, что, по существу, являлось лишь плановым перераспределением ресурсов единого государственного фонда оборотных средств. Главным же направлением деятельности Госбанка, как и всей банковской систе­мы, было осуществление контроля и надзора за выполнением пред­приятиями и организациями планов производства и сбыта товаров, финансовых производственных планов, соблюдением плановой и фи­нансовой дисциплины посредством вышеперечисленных финансовых инструментов.

Кардинальная реорганизация всей союзной банковской системы началась в 1987 г. Основанием для нее послужило Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. «О совершен­ствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики». Оно внесло значительные структурно-функциональные изменения в банковскую систему (со­здав, в частности, новую систему специализированных банков), про­возгласило новые цели денежно-кредитной политики, в том числе пересмотрело задачи и функции Госбанка, утвердило ряд новых форм и методов банковской деятельности. Новыми задачами Госбанка, рас­пространявшимися и на его республиканские конторы, провозглаша­лись: централизованное управление денежно-кредитной системой страны, проведение единой кредитной политики, координация дея­тельности банков СССР и организация расчетов между ними, орга­низация денежного обращения, кассовое исполнение бюджета.

Постановление предоставило Госбанку СССР право совместно с другими союзными банками определять на единой методологической основе обязательные для всех банков СССР состав объектов креди­тования, условия выдачи и погашения кредитов, льготы при креди­товании, устанавливать правила расчетов и ведения кассовых операций в народном хозяйстве, порядок ведения учета и отчетнос­ти в банках, а также по согласованию с Госпланом СССР и Минфи­ном СССР - процентные ставки за пользование кредитами. За Госбанком СССР было сохранено уже имевшееся у него право установления офи­циальных курсов иностранных валют к советскому рублю.

С 1 января 1988 г. Белорусская республиканская контора Гос­банка была ликвидирована и на ее основе создан Белорусский рес­публиканский Госбанк СССР. (3, стр.120, 121)

Новый Устав Госбанка СССР (утв. постановлением Совета Мини­стров СССР от 1 сентября 1988 г. № 1061) конкретизировал задачи, касавшиеся республиканских банков. Они должны были обеспечивать проведение единой политики государства в области денежного обра­щения, кредитования, расчетов, кассовых операций, осуществлять координацию и контролировать деятельность банков и других кре­дитных учреждений республики. Регистрация создаваемых в это

время в республике коммерческих банков и утверждение их руковод­ства осуществлялись по-прежнему Госбанком СССР. За Госбанком остались также обязанности по координации деятельности республи­канских банков, осуществлявших разработку и выпуск совместно с ним всех основных документов, регламентирующих вопросы кредит­ной и процентной политики, денежного обращения и расчетов.

После провозглашения Декларации о государственном суверени­тете Постановлением Верховного Совета БССР от 21 декабря 1990 г. Белорусский республиканский банк Госбанка СССР со всей подве­домственной ему сетью учреждений и организаций был объявлен собственностью БССР. Тем же актом Верховный Совет постановил создать на базе обращенных в собственность БССР Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских специа­лизированных банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР Национальный банк БССР (позднее - Респуб­лики Беларусь).

С 1 января 1991 г. были введены в действие законы Республики Беларусь «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь»; Постановлени­ем Верховного Совета Республики Беларусь от 13 февраля 1991 г. ут­вержден Устав Национального банка. Президиум Верховного Совета Республики Беларусь 6 марта 1991 г. принял Постановление «О ме­рах по выполнению Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. «О Национальном банке Республи­ки Беларусь и банках на территории республики», которым утвер­дил структуру Национального банка и его руководящих органов. Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Бела­русь от 3 апреля 1991 г. была решена проблема имущественной базы Национального банка: ему были переданы все денежные средства и имущество Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских специализированных банков. (3, стр.121, 122)

Становление Национального банка Республики Беларусь как центрального банка — первого уровня отечественной бан­ковской системы — связано с принятием в декабре 1990 г. За­конов «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О бан­ках и банковской деятельности в Республике Беларусь». В ре­зультате на базе Белорусского республиканского банка Госбан­ка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусь, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Кон­ституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, зако­нами Республики Беларусь, правовыми актами Президента Республики Беларусь, а также Уставом Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь действует исключительно в интересах Республики Беларусь и подотчетен только Президенту Республики Беларусь. Он является юридическим ли­цом и состоит из центрального аппарата, а также структурных подразделений и организаций, находящихся как на территории республики, так и за ее пределами.

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

· утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

· назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

· определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка;

· утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения Национального банка - город Минск.

Цели и принципы деятельности Национального банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Органами управления Национального банка являются Прав­ление Национального банка и Совет директоров Национального банка. Высший орган управления — Правление Национально­го банка — определяет основные направления деятельности Национального банка, осуществляет общее руководство им на основе принципа коллегиальности. Количественный состав Прав­ления определяется Президентом Республики Беларусь и на­значается Президентом Республики Беларусь при согласовании с Советом Республики Национального собрания Республики Бе­ларусь сроком на 5 лет. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреп­лено за Национальным банком на праве оперативного управле­ния: владения, пользования и распоряжения имуществом в соот­ветствии с целями деятельности, Уставом Национального банка и банковским законодательством Республики Беларусь. (1, стр. 356, 357)

Национальный банк занимает первый, или верхний, уровень банковской системы. Рассматриваемая статья наряду со ст. 24 БК определяет Национальный банк как центральный банк страны. Тем самым подчеркивается централизованный характер национальной банковской системы. Статус Национального банка как центрального банка проявляется в том, что он:

1) является единственным и монопольным эмиссионным банком страны, таким образом, денежная система страны во многом зависит от Национального банка;

2) осуществляет регистрацию всех остальных банков;

3) осуществляет надзор и контроль за всеми остальными банками;

4)  предоставляет банковские услуги Правительству;

5) является банком банков - все белорусские банки имеют в На­циональном банке корреспондентские счета в белорусских рублях, а также хранят в Национальном банке часть своих денежных средств в виде резервов и в иных формах;

6) выступает в качестве кредитора последней инстанции, осуществляя рефинансирование банков.

В банковских правоотношениях Национальный банк выступа­ет, во-первых, как орган государственного управления, обладая соответствующими функциями в сфере денежно-кредитного регулирования (гл. 4), и, во-вторых, как банк, осуществляя банковские операции (гл. 6). Однако, поскольку деятельность Национального банка » банка подчинена его деятельности как государственного органа, рассматриваемая статья дает понятие Национального банка именно как государственного органа, выполняющего возложенные на него функции. В статье перечисляются основные функции Национально­го банка, закрепленные также ст. 136 Конституции.

Наряду с БК статус Национального банка определяется так­же Уставом Национального банка Республики Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320). (3, статья 7, стр.36,37. Стр.122)

Перечисленные нормативные акты создали правовую основу для функционирования Национального банка, определив его статус, организационную структуру, задачи и функции.

 

 

Глава 1. Характеристика основных целей, задач, функций и операций Национального банка РБ

1.1 Организационная структура Национального банка Беларуси

Центральный банк Республики именуется Национальным банком. Он был создан в 1991 г. Становление и развитие Национального банка осуществлялось на институциональной основе законов ”О Национальном банке Республики Беларусь”, ”О банках и банковской деятельности в Республики Беларусь”, постановления Верховного Совета Белорусской ССР ”О Национальном банке Белорусской ССР и банках территории республики”, которые были приняты Верховным Советом республики в декабре 1990 г. Национальный банк изначально не обладал стату­сом государственного органа, равноправного Совету Минис­тров страны.

Конституцией Республики Беларусь определено: "Нацио­нальный банк регулирует кредитные отношения, денежное об­ращение, определяет порядок расчетов и обладает исключи­тельным правом эмиссии денег". Осенью 1996 г. на республи­канском референдуме были приняты изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, согласно которым Прези­дент Республики Беларусь получил право назначать на дол­жность Председателя и членов Правления Национального бан­ка с согласия Совета Республики и освобождать их с уведомле­нием Совета Республики.

С 2001 г. правоотношения, возникающие при осуществле­нии банковской деятельности, строятся на основе Банковского кодекса Республики Беларусь, закрепившего независимость деятельности Национального банка. Государственные органы не имеют права вмешиваться в его работу, осуществляемую в границах его полномочий. Председатель Правления Нацио­нального банка является членом Правительства нашего госу­дарства.

Статус Национального банка, его функции, компетенция органов управления, организация деятельности, размер устав­ного фонда и порядок распределения прибыли определены Ус­тавом Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк — это единая централизованная орга­низация. В ее состав входят центральный аппарат, структур­ные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Работа структурных подразделений и организаций Националь­ного банка осуществляется на основании уставов, утверждаемых в порядке, установленном Уставом Националь­ного банка. Для выполнения приходно-расходных кассовых операций во всех учреждениях эмиссионного банка организу­ются оборотные кассы.

По согласованию с Президентом Национальный банк может создавать организации, необходимые для обеспечения своей де­ятельности. Им управляют два органа: Правление и Совет ди­ректоров. (2, стр. 375-377)

 

Схема 1. Организационная структура Национального банка Республики Беларусь:

 

 


Правление является высшим органом управления эмисси­онным банком. Это коллегиальный орган, определяющий ос­новные направления деятельности Национального банка, руко­водящий и управляющий им. Правлением рассматриваются и представляются совместно с Правительством Президенту Рес­публики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, устанавлива­ется размер участия иностранного капитала в банковской систе­ме страны, утверждается годовой отчет о работе Национального банка. Правлением принимаются решения о регулировании деятельности, кредитных и валютных отношений, об определении порядка расчетов, о государственной регистра­ции кредитной организации, ее реорганизации и ликвидации, о выдаче либо отзыве лицензий, о применении к банкам мер воз­действия и др. Свои решения Правление принимает в форме постановлений.

Правление состоит из Председателя и десяти членов. Они назначаются на пять лет. Уставом Национального банка опре­деляется компетенция Правления и порядок созыва его заседа­ний, которые проводятся по мере необходимости, но не реже од­ного раза в месяц. Общая организация работы Правления строится в соответствии с регламентом. Банковским кодексом вве­ден ряд ограничений для членов Правления. Так, они не могут состоять в политических партиях, занимать другие государ­ственные должности (если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами страны).

Президент вправе освобождать их от должности с уведомле­нием Совета Республики в случаях: истечения срока полномо­чий; неспособности исполнять служебные обязанности по состо­янию здоровья, констатированной заключением медицинской комиссии; отставки; ухода на пенсию; несоблюдения Конститу­ции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента и иных обязательных для Национального банка актов законода­тельства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей; разглашения сведений, составляющих государ­ственную или служебную тайну; признания виновным в совер­шении преступления по приговору суда; в иных случаях, пред­усмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления не более двух сроков подряд.

Правление Национального банка принимает решения про­стым большинством голосов при условии присутствия на его за­седании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого оп­ределяются Уставом Национального банка.

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров. Он организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Респуб­лики Беларусь; определяет структуру Национального банка; устанавливает условия найма и увольнения, другие права и обязанности служащих Национального банка. В функции Сове­та директоров входит утверждение порядка проведения отдель­ных операций Национального банка, принятие решений о вы­пуске в обращение банкнот и монет, об изменении процентных ставок по операциям Национального банка, об установлении нормативов обязательных резервов, депонированных в Нацио­нальном банке, и др.

Руководит Советом директоров Председатель Правления. Совет директоров состоит из девяти членов, включая руководи­теля Совета. Порядок его созыва и компетенция определяются Уставом Национального банка. Работа Совета директоров орга­низована согласно регламенту.

Члены Совета директоров назначаются Правлением в соответствии с установленным Уставом порядком. Уставом определяется и компетенци



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Глава 1. Характеристика основных целей, задач, функций и операций Национального банка РБ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Характеристика основных целей, задач, функций и операций Национального банка РБ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)