Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Системы межбанковских расчетов за 2004—2005 годы



2019-12-29 166 Обсуждений (0)
Системы межбанковских расчетов за 2004—2005 годы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Показатели

Г.

Г.

Отклонение

Сумма (К3-К2) То же в %
1 2 3 4 5
1. Проведено платежей 1.1. По количеству — всего, тыс. единиц в том числе: в системе BISS в процентах к общему количеству в клиринговой системе в процентах к общему количеству 1.2. По сумме — всего, млрд. рублей в том числе: в системе BISS в процентах к общей сумме в клиринговой системе в процентах к общей сумме         39612,4   3682,4 9,3   35930,0 90,7   241400,2   223330,2 92,5   18070,0   7,5       43 762,9   4 337,8 9,9   39 425,1 90,1   325 532,6   303 492,3 93,2   22 040,3   6,8       4150,5   655,4     3495,1     84132,4   80162,1     3970,3       110,5   117,8     109,7     134,9   135,9     122,0  
2. Среднедневной оборот 2.1. По количеству — всего, тыс. единиц в том числе: в системе BISS в клиринговой системе 2.2. По сумме — всего, млрд. рублей в том числе: в системе BISS в клиринговой системе       152,9     14,2 138,7   932,0 862,3 69,8         171,6     17,0 154,6   1 276,6 1 190,2 86,4     18,7     2,8 15,9   344,6 327,9 16,6       112,2     119,7 111,5   137,0 138,0 123,8  
3. Средний размер платежа, тыс. рублей в системе BISS в клиринговой системе   60648 502,9   69964,6 559   9316,6 56,1   115,4 111,2
4. Аннулировано платежей 4.1. По количеству — всего, тыс. единиц в процентах к общему количеству отправленных платежей 4.2. По сумме — всего, млрд. рублей в процентах к общей сумме отправленных платежей     1,9   0,0   205,6   0,1       0,3   0,0   14,5   0,0         - 1,6   -191,1       15,8   7,1    
5. Коэффициент доступности, %   99,8   99,8    

 

Пока не решена проблема полного перехода на электронный документооборот. Платежи, проведенные электронным способом в клиринговой системе, по-прежнему сопровождаются бумажным платежным документом, пересылаемым по почте. Обусловлено это тем, что сдерживается внедрение безбумажной технологии осуществления платежей через клиринговую систему на базе внедрения полноформатного электронного платежного документа. Выполнение этой задачи позволило бы реализовать принцип сквозной обработки платежей на основе электронного документооборота от плательщика до получателя средств.

Сдерживающими факторами здесь являются: медленное внедрение системы класса “Клиент—банк”, лазерного сканирования платежных документов. Пока только 7 банков имеют сертифицированные системы класса “Клиент—банк”.

В 2006 году Главным управлением платежной системы совместно с Расчетным центром и Управлением безопасности и защиты информации Национального банка будет продолжена работа по выполнению Плана работ по развитию программно-технической инфраструктуры АС МБР, включая обновление центрального вычислительного комплекса.

Предусматривается разработать и ввести в эксплуатацию вторую очередь системы передачи финансовой информации, которая предполагает обеспечение доставки электронных документов рынка ценных бумаг, отчетности банков в Национальный банк, использование ее для обмена информацией с государственными органами и другими небанковскими учреждениями, а также для передачи информации между подразделениями банка. (19, стр.9)

С целью совершенствования программно-технической инфраструктуры платежной системы надо разработать:

· Концепцию построения программно-технической инфраструктуры АС МБР и обновления центрального вычислительного комплекса;

· Концепцию модернизации центрального архива межбанковских расчетов;

· технический проект второй очереди системы управления программно-техническим комплексом АС МБР.

Предусматривается внедрить вторую очередь телекоммуникационной сети разнесенного программно-технического комплекса автоматизированной системы межбанковских расчетов, модернизировать систему бесперебойного электропитания Резервного вычислительного центра.

Будет продолжена работа по реализации безбумажной технологии осуществления платежей через клиринговую систему на базе внедрения полноформатного электронного платежного документа, подготовке технических и программных средств АС МБР и банковских автоматизированных систем. Одной из составляющих данных работ является расширение применения в банковской системе для работы с клиентами системы класса “Клиент—банк”.

Принятие Закона Республики Беларусь “Об электронном документе” дало возможность активно расширять сферу применения электронных документов в банковской деятельности и тем самым разнообразить и улучшать качество банковских услуг.

В целом по банковской системе в последние год-два наметилась устойчивая тенденция к внедрению все большего количества электронных продуктов, основанных на самых прогрессивных IT-разработках и технологиях. Среди таких программных продуктов следует отметить и систему класса “Клиент—банк”. Однако есть ряд проблем, сдерживающих качественное развитие новых видов услуг. В первую очередь к ним относятся существующая несовместимость средств криптографической защиты информации и отсутствие общего удостоверяющего центра электронной цифровой подписи, а также высокая стоимость оборудования. В целях решения этой проблемы Национальный банк уже начал проведение работ по созданию единого удостоверяющего центра для банковской системы Беларуси.

Удостоверяющий центр должен выполнять функции по формированию общего в банковской системе нормативно-правового и организационного обеспечения электронного документооборота, электронной цифровой подписи и формирования копий электронного

документа на бумаге. (19, стр.9)

Учитывая государственное значение банковской информации и сохранение банковской тайны в соответствии с Банковским кодексом, необходимо обеспечить полную целостность и достоверность платежных документов. Участники электронного документооборота должны быть уверены в своей правовой защищенности. Гарантии по выполнению перечисленных требований могут быть обеспечены только при использовании

государственной инфраструктуры удостоверяющего центра. Создание подобного центра позволит придать юридическую значимость электронному документу, обеспечит применение единых форматов электронных платежных документов и экономическую доступность электронной цифровой подписи, что расширит сферу применения систем класса “Клиент—банк”.

Национальным банком совместно с банками, Государственным центром безопасности информации при Президенте Республики Беларусь и Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров одновременно проводятся работы по обязательному введению электронного документооборота в системах “Клиент—банк”. На сегодняшний день разработан руководящий документ, устанавливающий требования к платежным инструкциям клиента и правила формирования, обработки и внешнего представления электронных документов.

Развитие национальной платежной системы в 2006 году осуществлялись по следующим важнейшим направлениям:

· обеспечение надежного и безопасного функционирования платежной системы государства;

· повышение ее эффективности в результате реализации таких мероприятий, как:

· дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы национальной платежной системы;

· продолжение работ по совершенствованию программно-технической инфраструктуры АС МБР в соответствии с мировыми тенденциями использования современных информационных технологий;

· продолжение реализации мероприятий по повышению экономической и эксплуатационной эффективности системы межбанковских расчетов при минимизации всех видов рисков;

· поддержание соответствия используемого в АС МБР программно-технического комплекса требованиям руководящих документов и стандартов Республики Беларусь и требованиям по недопущению несанкционированного доступа к АС МБР в целях хищения денежных средств;

· поддержание параметра доступности клиентов к АС МБР не ниже 99 процентов;

· продолжение работ по внедрению электронного документооборота и сокращению использования платежных инструкций на бумажном носителе;

· разработка и внедрение форматов расчетных документов в целях обеспечения их автоматической обработки.

Разработка мероприятий по достижению полного соответствия национальной платежной системы Ключевым принципам для системно значимых платежных систем, разработанным Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (Базель, Швейцария), в соответствии с рекомендациями Всемирного банка и Международного валютного фонда (далее – МВФ).

Развитие системы безналичных расчетов по розничным платежам на основе электронных платежных инструментов и увеличение доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте за счет:

· достижения согласованных темпов роста эмиссии электронных платежных инструментов, в том числе банковских пластиковых карточек, и развития технической инфраструктуры их применения;

· выработки и проведения согласованной и экономически обоснованной процентной и тарифной политики, направленной на обеспечение сбалансированности экономических интересов всех участников в сфере безналичных расчетов по розничным платежам;

· осуществления мероприятий по развитию национальной системы расчетов по розничным платежам.

Продолжатся работы по интегрированию платежной системы Республики Беларусь с платежной системой Российской Федерации. (15, стр.25,26)

По состоянию на 01.01.2006 в обращении находилось 3,2 миллиона карточек международных и внутренних систем расчетов. Количество функционирующих банкоматов составило 1253. Число предприятий торговли (сервиса), принимающих карточки при оплате за реализуемые товары (услуги), — 4595. По сравнению с 2004 годом эмиссия увеличилась в 1,5 раза, число банкоматов — в 1,4 раза, число предприятий торговли — в 1,6 раза.

В настоящее время в среднем каждый третий гражданин республики имеет карт-счет в банке и возможность распоряжаться им с использованием карточки. В расчете на 1000 жителей приходится 318 карточек. Количество банкоматов в целом соответствует имеющемуся уровню эмиссии. На 1 банкомат приходится 2539 карточек (норматив — 2600).

Вместе с тем держатели карточек все еще не обеспечены надлежащей инфраструктурой обслуживания в части проведения безналичных платежей на предприятиях торговли и сервиса. На один платежный терминал приходится 570 карточек, что почти в 3,5 раза превышает норматив, сложившийся в международной практике (160 карточек). Это говорит о необходимости увеличения сети платежных терминалов как минимум в 3 раза.

Решение проблемы оснащения предприятий торговли платежными терминалами в короткий срок представляется возможным осуществить в рамках специально разработанной в этих целях Государственной программы, предусмотрев участие в ней всех заинтересованных субъектов хозяйствования.

Не получили распространения “электронные деньги”, хотя ниша для них есть достаточно обширная. Речь идет об использовании их в качестве платежного средства за проезд в метро, маршрутных такси, за парковку автомобилей и др.

В течение января – сентября 2006 г. продолжилось дальнейшее развитие национальной платежной системы в части повышения эффективности, надежности и безопасности ее функционирования. Проведено 35,3 млн. платежей на 330,9 трлн. рублей, что на 11,1 процента по количеству и на 44,1 процента по сумме выше аналогичного периода 2005 года.

Эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы в январе – сентябре 2006 г. характеризуется следующим:

· программно-технический комплекс автоматизированной системы межбанковских расчетов (далее – АС МБР) соответствует требованиям руководящих документов и стандартов Республики Беларусь по обеспечению технической возможности проведения межбанковских расчетов;

· случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено;

· параметр доступности клиентов к АС МБР (нарастающим итогом с начала 2006 года) на 1 октября 2006 г. составил 99,98 процента дневного фонда рабочего времени (при нормативе не ниже 99 процентов).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 817/11 утверждена Государственная программа развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек, на 2006 – 2010 годы. (18)

Данная программа направлена на увеличение объема безналичных расчетов в структуре розничного товарооборота до 30 процентов за счет широкого использования программно-технических средств и комплексов отечественного производства, отвечающих международным стандартам, и предоставления населению возможности оплаты товаров на современном высокотехнологичном уровне.

В 2006—2010 годах будут продолжены работы по дальнейшему развитию и совершенствованию платежной системы, в первую очередь направленные на обеспечение

надежного, безопасного и эффективного функционирования АС МБР:

· реализация мероприятий по повышению производительности центрального вычислительного комплекса;

· модернизация и развитие центрального архива межбанковских расчетов;

· внедрение комплексной системы информационной безопасности АС МБР;

· модернизация и развитие СПФИ;

· модернизация и развитие системы нормативно-справочной информации;

· модернизация и развитие телекоммуникационной сети программно-технического комплекса АС МБР;

· модернизация систем жизнеобеспечения резервного и основного вычислительных центров;

· модернизация и развитие системы управления программно-техническим комплексом АС МБР;

· создание полномасштабной системы резервного копирования и архивирования АС МБР.

 До конца 2006 года продолжится осуществление мероприятий по обеспечению надежного и безопасного функционирования, а также повышения эффективности платежной системы государства с учетом необходимости достижения полного ее соответствия Ключевым принципам для системно значимых платежных систем, разработанным Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (Базель, Швейцария) (далее – Ключевые принципы для системно значимых платежных систем).

Кроме того, будет продолжено развитие программно-технической инфраструктуры обслуживания карточек, способствующее увеличению доли безналичных платежей. (16, стр.12)

В январе – сентябре 2007 г. обеспечено эффективное, бесперебойное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы.

В автоматизированной системе межбанковских расчетов (далее – АС МБР) в отчетном периоде проведено 38 млн. платежей на сумму 369 трлн. рублей, что на 8,4 процента и 11,5 процента соответственно превышает аналогичные показатели за январь – сентябрь 2006 г.

В функционировании платежной системы в январе – сентябре 2007 г. достигнуты следующие результаты:

· программно-технический комплекс АС МБР соответствует требованиям руководящих документов и стандартов Республики Беларусь по обеспечению технической возможности проведения межбанковских расчетов;

· случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено;

· параметр доступности клиентов к АС МБР на 1 октября 2007 г. составил 99,7 процента дневного фонда рабочего времени (при нормативе не ниже 99,5 процента).

Несвоевременно исполненные (аннулированные) платежи отсутствовали. В указанном периоде продолжались работы по модернизации центрального вычислительного комплекса АС МБР. Разработаны технические требования и объявлен открытый конкурс по выбору организации – исполнителя работ по модернизации Центрального архива межбанковских расчетов Национального банка.

Для повышения экономической и эксплуатационной эффективности системы межбанковских расчетов при минимизации всех видов рисков начато внедрение технического проекта второй очереди системы управления программно-техническим комплексом АС МБР. (17, стр. 11,12)

В 2008 г. важнейшими целевыми ориентирами развития национальной платежной системы стали обеспечения ее эффективного, надежного и безопасного функционирования, поддержание параметра доступности банков к АС МБР на уровне не ниже 99,5 процента дневного фонда рабочего времени и приведение платежной системы в соответствие с Ключевыми принципами для системно значимых платежных систем, а также дальнейшее развитие национальной системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте.

Для достижения этих ориентиров намечено реализовать следующие мероприятия:

· совершенствование нормативно-правовой базы национальной платежной системы и системы безналичных расчетов;

· поэтапное снижение суммы денежного перевода, подлежащего обработке в клиринговой системе прочих платежей, и обеспечение к концу 2008 года перевода всех межбанковских платежей на обработку с использованием полноформатных электронных платежных документов;

· совершенствование ценовой политики на расчетные услуги АС МБР с учетом обеспечения равномерной почасовой нагрузки на центральный вычислительный комплекс АС МБР в течение операционного дня и покрытия издержек на функционирование АС МБР;

· организация Национальным банком надзора за платежной системой;

· повышение эксплуатационной эффективности инфраструктуры платежной системы, производительности и пропускной способности функциональных компонентов АС МБР при минимизации операционного риска;

· углубление анализа и мониторинга состояния АС МБР и выявление на этой основе резервов ее дальнейшего развития;

· повышение уровня надежности технических комплексов и безопасности функционирования платежной системы;

· продолжение работ по совершенствованию и модернизации программно-технической инфраструктуры АС МБР в соответствии с мировыми тенденциями использования современных информационных технологий;

· расширение сферы применения электронного документооборота в платежной системе на базе реализации мероприятий по стандартизации и унификации форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов;

· достижение согласованных темпов роста эмиссии электронных платежных инструментов (банковских пластиковых карточек, электронных денег и других) и развития технической инфраструктуры их применения, а также равномерности распределения объектов инфраструктуры на территории республики и обеспечения равных условий доступа к электронным платежным инструментам по всей стране;

· проведение согласованной и экономически обоснованной процентной и тарифной политики, направленной на обеспечение сбалансированности экономических интересов участников систем расчетов по розничным платежам. (17, стр.22,23)

 

3.3 Развитие финансового рынка

 

Развитие финансового рынка в 2004 году будет определяться процессами, происходящими в экономике, интегрированием денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации, расширением и углублением взаимодействия с другими странами и международными финансовыми организациями.

Задачи Национального банка на финансовом рынке в 2004 году будут подчинены достижению целей денежно–кредитной политики, а также необходимости повышения эффективности этого рынка. В этой связи целесообразно сконцентрировать усилия для создания условий, обеспечивающих участникам рынка возможность использования инструментов, положительно зарекомендовавших себя в мировой финансовой практике.

Повышение эффективности отечественного финансового рынка может быть достигнуто путем:

· расширения спектра финансовых инструментов, используемых для привлечения инвестиционного капитала в банковскую систему. Это в первую очередь касается эмиссии банками облигаций и производных финансовых инструментов;

· повышения прозрачности и имиджа финансового рынка, обеспечения защищенности его участников;

· координации деятельности Правительства Республики Беларусь и Национального банка при выработке направлений дальнейшего развития финансового рынка, включая и фондовый;

· проведения согласованной политики по размещению и обращению государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка. (13, стр.28,29)

Развитие финансового рынка в 2005 году будет определяться процессами, происходящими в экономике, а также расширением и углублением взаимодействия с другими странами и международными финансовыми организациями.

Реализация комплекса мер по повышению эффективности финансового рынка Республики Беларусь в 2005 году позволит:

· сформировать отлаженную инфраструктуру рынка ценных бумаг, в том числе завершить построение эффективного механизма биржевой торговли, унифицировать депозитарный учет всех ценных бумаг;

· повысить координацию действий заинтересованных государственных органов на рынке государственных ценных бумаг в целях увеличения его ликвидности;
создать условия для развития системы институциональных инвесторов;
полноценно развиваться новым финансовым инструментам (корпоративные облигации, производные ценные бумаги т.д.);

· повысить уровень информационного и аналитического обслуживания участников финансового рынка;

· привлечь денежные средства физических лиц на рынок ценных бумаг.

Сотрудничество с зарубежными странами и международными финансовыми организациями будет осуществляться в целях использования мирового опыта для выработки оптимальных путей развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. При этом особое внимание Национальным банком будет уделено:

· совершенствованию технологии торговой системы по ценным бумагам;

· повышению защиты интересов инвесторов;

· созданию благоприятных условий для привлечения международных инвесторов на рынок ценных бумаг Республики Беларусь.

Осуществление намеченных мероприятий будет способствовать более полному использованию потенциала рынка ценных бумаг для финансирования дефицита республиканского бюджета и развития экономики Республики Беларусь. (14, стр.20,21)

Развитие финансового рынка в 2006 году будет направлено на повышение эффективности и надежности его функционирования за счет:

· расширения спектра выпускаемых финансовых инструментов (в первую очередь облигаций банков и производных финансовых инструментов);

· повышения прозрачности деятельности участников финансового рынка и обеспечения защиты интересов инвесторов;

· совершенствования инфраструктуры финансового рынка;

· координации деятельности Правительства и Национального банка при выработке направлений дальнейшего развития финансового рынка, включая фондовый.

В 2006 году продолжится совершенствование финансового рынка при активном участии государства. Главная задача состоит в повышении эффективности и надежности механизма перераспределения средств, который предоставит возможность различным категориям заемщиков (как государству, так и реальному сектору экономики) получать необходимые денежные ресурсы, а инвесторам – ликвидные финансовые инструменты.

Основным сегментом финансового рынка Республики Беларусь в 2006 году останется рынок государственных ценных бумаг, имеющий развитую законодательную базу и организационную инфраструктуру, которые в совокупности с льготным налогообложением позволяют бюджету привлекать необходимые объемы денежных средств от различных категорий инвесторов.

Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг будет определяться потребностью бюджета в заемных средствах, а также оптимизацией структуры государственного долга в соответствии с рыночными условиями.

При этом банки за счет покупки государственных ценных бумаг смогут профинансировать дефицит республиканского бюджета на сумму 0,35 – 0,45 трлн. рублей.

Национальный банк в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь продолжит осуществлять операции по обслуживанию государственного долга и при необходимости может выступать организатором первичного размещения государственных ценных бумаг и выполнять другие операции.

В целях обеспечения слаженности действий органов бюджетной и денежно-кредитной политики продолжится обмен информацией между Национальным банком и Министерством финансов о ситуации на финансовом рынке, совершаемых и планируемых операциях.

Интенсивный рост экономики требует значительного увеличения объемов и существенного улучшения качественных характеристик, дифференциации каналов финансирования.

В этой связи важнейшим направлением государственной политики в 2006 году должно стать создание условий для развития наряду с рынком государственного долга рынка корпоративных ценных бумаг.

Наибольший потенциал имеет широкое использование субъектами хозяйствования, в том числе и банками, облигационных займов. Решение вопросов, связанных с выпуском и обращением корпоративных облигаций, прежде всего в области налогообложения, способно значительно повысить мобильность финансовых ресурсов, снизить риск и на этой основе удешевить заимствование, а также увеличить его сроки. Особую значимость это имеет для наращивания инвестиционных программ в производственной сфере и кредитовании жилищного строительства. (15, стр.26,27)

Развитие рынка ценных бумаг в 2007 году должно способствовать активизации инвестиционных процессов в стране, повышению действенности инструмента процентных ставок и эффективности реализации денежно-кредитной политики. Повысится роль финансового рынка в процессах перераспределения финансовых ресурсов, их аккумуляции для решения приоритетных задач социально-экономического развития, снижении рисков в банковском секторе.

Объем и другие параметры рынка государственных ценных бумаг будут определяться потребностью бюджета в заемных средствах при соблюдении принципа обеспечения экономической безопасности государства.

При этом банки продолжат участие в финансировании дефицита республиканского бюджета.

В целях улучшения структуры государственного долга, повышения его ликвидности продолжится работа по переоформлению задолженности Правительства перед Национальным банком в государственные ценные бумаги.

Это позволит Национальному банку проводить на открытом рынке операции с их использованием для регулирования ликвидности, что уменьшит потребность в выпуске своих краткосрочных облигаций. При этом размещение краткосрочных облигаций Национального банка, как одного из инструментов монетарной политики, намечено осуществлять на аукционной основе.

Решение возрастающих задач по инвестированию в производственную и социальную сферы, увеличению жилищного строительства требует развития рынка корпоративных ценных бумаг.

Учитывая роль банков в финансовом обеспечении инвестиций и строительства жилья, важным является создание благоприятных условий для выпуска и обращения облигаций банков. Это позволит банкам расширить ресурсную базу за счет внутренних и внешних источников, оптимизировать структуру баланса, совершенствовать систему управления рисками.

В целях повышения эффективности проводимой денежно-кредитной политики предполагается совершенствование инфраструктуры финансового рынка.

Национальный банк и другие банки республики будут способствовать формированию финансовых институтов, аккумулирующих долгосрочные денежные ресурсы, созданию законодательной базы ипотечного кредитования, развитию рынка срочных финансовых инструментов и расширению их спектра.

Для повышения качества управления ликвидностью и эффективности применения инструментов денежно-кредитной политики Правительство и Национальный банк усилят координацию денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, в частности в области обмена информацией о проводимых операциях на финансовом рынке. (16, стр.21,22)

Развитие рынка ценных бумаг в 2008 году будет способствовать активизации инвестиционных процессов в стране, повышению действенности инструмента процентных ставок и эффективности реализации денежно-кредитной политики. Повысится роль финансового рынка в процессах перераспределения финансовых ресурсов, их аккумуляции для решения приоритетных задач, снижении рисков.

Основой рынка ценных бумаг останется рынок государственных ценных бумаг. Его объем и другие параметры определятся потребностью бюджета в заемных средствах при соблюдении принципа обеспечения экономической безопасности государства. Сохранится активная роль банков в качестве инвесторов на рынке государственных облигаций.

В целях улучшения структуры государственного долга, повышения его ликвидности продолжится работа по переоформлению задолженности Правительства перед Национальным банком в государственные ценные бумаги.

Национальный банк для регулирования ликвидности банковской системы осуществит выпуск на аукционной основе своих краткосрочных облигаций и проведение на открытом рынке операций с государственными ценными бумагами.

Расширится практика выпуска банками собственных облигаций. Условия налогообложения на отдельных сегментах рынка облигаций позволят банкам активнее расширять ресурсную базу и совершенствовать ее структуру для увеличения потенциала долгосрочного кредитования, в том числе на жилищное строительство.

В 2008 году по мере развития финансового рынка предполагается уделить значительное внимание расширению рынка срочных финансовых инструментов (фьючерсов, форвардов и опционов). Данные инструменты страхования рисков изменения обменных курсов и процентных ставок повысят стабильность финансового рынка, что позволит вовлечь на рынок

новых участников.

Национальный банк в 2008 году намеревается осуществить комплекс мероприятий, направленных на дальнейшую либерализацию валютного законодательства.

В области валютного регулирования Национальный банк перейдет от разрешительного к регистрационному порядку проведения валютных операций, связанных с движением капитала, в части получения резидентами Республики Беларусь кредитов от нерезидентов Республики Беларусь на срок более 180 дней.

В отношении открытия счетов за пределами Республики Беларусь Национальный банк перейдет от разрешительного к регистрационному порядку открытия резидентами Республики Беларусь счетов в банках государств – членов ЕврАзЭС в национальной валюте того государства, на территории которого открывается счет.

Национальный банк осуществит мероприятия по совершенствованию валютного контроля путем внедрения прогрессивных методов его проведения на базе современных коммуникативных технологий.

Продолжится совершенствование законодательства по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности. (17, стр.20,21)

 

3.4 Валютное регулирование и валютный контроль

 

В 2005 году продолжится совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля. Национальным банком будут предприняты шаги по дальнейшему совершенствованию и либерализации валютных операций, в частности валютно-обменных операций, на различных сегментах внутреннего валютного рынка и порядка открытия счетов резидентами в иностранных банках.

В целях повышения привлекательности рубля Российской Федерации как валюты двусторонних расчетов Национальный банк намерен рассмотреть вопрос о поэтапном снижении и возможной отмене нормы обязательной продажи российских рублей, поступающих от экспорта товаров, работ, услуг.

В целях унификации условий функционирования валютных рынков Республики Беларусь и Российской Федерации, повышения скорости расчетов Национальный банк рассмотрит вопрос о разрешении осуществления части обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг на межбанковском валютном рынке.

Совместно с ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" будет продолжена работа по становлению срочного валютного рынка, что позволит расширить возможности субъектов хозяйствования в управлении валютными рисками.

Совершенствование валютного контроля в 2005 году будет направлено на совершенствование методологии контрольной деятельности, усиление взаимодействия с другими органами валютного контроля, в том числе путем совершенствования деятельности по взаимному обмену информацией для принятия своевременных мер реагирования. (14, стр.21,22)

В 2006 году продолжится совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с экономическими условиями, международной практикой и стандартами.

В целях оптимизации режима валютного регулирования и валютного контроля и создания предпосылок для постепенной либерализации порядка осуществления валютных операций Национальный банк предпримет комплекс мер, направленных на:

· повышение эффективности валютного регулирования и валютного контроля за наиболее значимыми валютными операциями, совершенствование системы учета и мониторинга валютных операций, связанных с движением капитала, для исключения возможностей невыполнения норм действующего в республике валютного законодательства;

· упрощение административных процедур в области регистрации и лицензирования валютных операций;

· конкретизацию функций банков как агентов валютного контроля, что будет способствовать повышению качества контроля за проводимыми валютными операциями, снижению затрат по его осуществлению;

· совершенствование методики сбора статистической информации о валютных операциях в целях исключения дублирования поступающих данных.

В 2006 году продолжится работа по выработке единых принципов валютного регулирования и валютного контроля, направлений интеграции и унификации национальных валютных законодательств при подготовке соответствующих соглашений в рамках интеграционных процессов с Российской Федерацией, государствами – участниками Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства. (15, стр.27,28)

В январе – сентябре 2006 г. проведены два заседания Межбанковского валютного совета Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации, на которых приняты конкретные решения по дальнейшей унификации основных принципов, механизмов, инструментов денежно-кредитной политики и законодательной базы Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации.

В феврале и июне 2006 г. состоялись заседания Совета руководителей национальных банков государств – участников Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), на которых обсуждены и намечены дальнейшие шаги по гармонизации валютного регулирования и валютного контроля, платежно-расчетных систем государств – участников ЕврАзЭС. Принято решение о присоединении Центрального банка Республики Узбекистан к Совету руководителей национальных банков государств – участников ЕврАзЭС. Утверждены Перечень единых показателей состояния финансовых рынков стран ЕврАзЭС и План мероприятий национальных банков государств – участников ЕврАзЭС по реализации Основных направлений сотрудничества по вопросам производства денежных знаков, развития нумизматического рынка, выпуска памятных и коллекционных монет, борьбы с фальшивомонетничеством.

Активно проводилась работа по подготовке соглашений в <

2019-12-29 166 Обсуждений (0)
Системы межбанковских расчетов за 2004—2005 годы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Системы межбанковских расчетов за 2004—2005 годы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)