Национального банка Республики Беларусь
Иностранные активы включают в себя запасы монетарного золота и иностранной валюты в Национальном банке, а также прочие виды размещения средств у нерезидентов Республики Беларусь в конвертируемой или неконвертируемой валюте. Иностранные пассивы — это все виды заимствований Национального банка у нерезидентов Республики Беларусь, в том числе суммы кредитов МВФ, полученные Правительством и Национальным банком Республики Беларусь. Сальдо этих позиций — чистые иностранные активы — составляют основу официальных резервных активов и других активов в иностранной валюте. (1, стр.359) Чистый внутренний кредит Национального банка отражает сумму кредитов органам государственного управления (за минусом их депозитов и других вложений в Национальном банке), требования к банкам-резидентам Республики Беларусь по представленным им кредитам, размещенным Национальным банком в банках депозитам и прочим видам размещения Национальным банком средств в коммерческих банках. Данная позиция в совокупности отражает кредитную деятельность Национального банка Республики Беларусь. Обязательства Национального банкавключают в себя следующие позиции: · наличные деньги в обороте, которые отражают сумму банкнот, выпущенных Национальным банком в обращение (т.е. находящиеся на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц; деньги в кассах банков и Национального банка не считаются деньгами в обращении); · обязательные резервы отчисляются банками от объема привлеченных ресурсов в фонд обязательных резервов Национального банка. Эта статья отражает выполнение Национальным банком в рамках реализации денежно-кредитной политики функции регулирования денежного предложения; · аналогичную функцию отражает и позиция «Избыточные резервы», в частности размещение денежных средств банками на депозитных счетах · покупку ценных бумаг Национального банка. Вышерассмотренные статьи имеют очень важное значение, поскольку отражают размер и структуру денежной базы - основы для роста и изменения качественных параметров денежной массы. Кроме того, они отражают выполнение Национальным банком своих функций и прежде всего реализацию денежно-кредитной политики. (1, стр.360) Основными функциями внутреннего аудита Национального банка, исходя из возложенных на него задач, являются: • проверка состояния внутреннего контроля и соблюдения исполнительной дисциплины на всех участках деятельности банка; • анализ работы подразделений банка по выявлению рисков, которым подвергается их деятельность, а также оценка и управление рисками; • проверка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, а также правильности проведения банковских операций; • проверки организационного, технического, программного, математического и информационного обеспечения информационных систем; • внедрение международных стандартов внутреннего аудита в систему банка; • осуществление последующего контроля за выполнением мероприятий по результатам аудиторских проверок. Национальный банк для достижения поставленных перед ним целей и исходя из своих функций имеет право осуществлять операции с белорусскими и иностранными банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и Правительством Республики Беларусь. Банковские операции — операции, направленные на решение задач и реализацию функций банков, то есть отражающие банковскую деятельность. Они связаны с движением специфического товара — денег, ценных бумаг и валютных ценностей, и поэтому отличаются от операций других субъектов хозяйствования, схема 2. (2, стр.322, 323) Банковские операции
Пассивные Активные Посреднические Другие
Национальный банк осуществляет банковские операции за плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными законодательными актами Республики Беларусь. (7, статья 52, стр.30,31). К операциям, осуществляемым Национальным банком, относятся: · кредитование банков в порядке рефинансирования; · расчетное и кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; · переучет векселей; · операции на рынке ценных бумаг; · инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей; · управление золотовалютными резервами в пределах своей компетенции, а также операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в любом виде и состоянии, в том числе их покупка, продажа, мена на территории Республики Беларусь и за ее пределами; · открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами; · передача драгоценных металлов в виде мерных слитков на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; · привлечение денежных средств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в депозиты; · продажа в Республике Беларусь и за ее пределами памятных и слитковых монет по цене не ниже номинальной; · выдача по решению Президента Республики Беларусь банковских гарантий и поручительств по инвестиционным проектам; · межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно- финансовыми организациями; · прием ценностей на хранение; · денежные переводы и иные расчетные операции; · покупка и продажа иностранной валюты, платежных инструкций в иностранной валюте и иные валютные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, в том числе документарные операции и операции по выдаче кредитов в иностранной валюте; · банковские услуги правительствам иностранных государств, НБ и финансовым органам этих государств, а также международным организациям; · посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по размещению государственных ценных бумаг; · операции по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь; · открытие и обслуживание карт-счетов своих работников; · кредитование своих работников. Национальный банк не вправе оказывать услуги по осуществлению банковских операций юридическим лицам, не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности, и физическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Операционная деятельность Национального банка является одной из наиболее значимых сфер его деятельности наряду с нормативным регулированием и контролем за развитием банковской и денежно-кредитной системы. Она осуществляется для достижения основных целей и реализации широкого состава функций, сформулированных в ст. 25 и 26 ВК. Национальный банк является активным субъектом на всех сегментах денежно-кредитного и валютного рынков, а также рынка ценных бумаг, взаимодействуя с банками Республики Беларусь и иностранных государств, Правительством и государственными органами Республики Беларусь, центральными банками и правительствами других государств. (3, статья 51, стр.238) Указанная черта свойственна центральным банкам значительного числа государств, хотя их функции, состав и содержание операций существенно разнятся. Последнее объективно обусловлено прежде всего различием экономических систем. Вместе с тем функции и операции центральных банков постоянно развиваются, что связано с процессами в экономике каждого государства и в сфере внешнеэкономических отношений. Так, введение общей валюты (евро) в ряде государств Европейского Сообщества привело к созданию общего Европейского центрального банка и, соответственно, к ограничению части функций и операций центральных банков указанных стран. В первую очередь это касается реализации денежно-кредитной политики, права эмиссии денег, регулирования расчетных и валютных отношений. Цель комментируемой статьи - системно отразить сгруппированные в пятнадцать видов операции Национального банка Республики Беларусь. Большинство операций Национального банка направлено на выполнение нескольких его функций. Для выполнения функций по проведению единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь, эмиссии денег, валютного регулирования, кредитора банков последней инстанции Национальный банк, прежде всего осуществляет регулирование предложения и цены денег в товарно-денежном обороте, а также ресурсов и активных операций банков - через свои операции, обеспечивающие, с одной стороны, увеличение количества денег, с другой стороны, изъятие последних - на основании Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь (ст. 4 и 27 БК). Определяющими для этого являются следующие пять операций: кредитование в порядке рефинансирования, переучет векселей и других денежных обязательств, операции на рынке ценных бумаг, межбанковские расчеты и валютные операции. Названная группа составляет базу для системы рефинансирования и механизма регулирования текущей ликвидности банков (см. ст. 32 и 52 БК). Вместе с тем все остальные из рассматриваемой статьи операции также изменяют в рой или иной мере денежную массу. (3, стр. 238) Четыре операции - расчетно-кассовое обслуживание Правительства и государственных органов, услуги в качестве финансового агента Правительства по распространению государственных ценных бумаг, учет средств государственных и общественных фондов, операции по обслуживанию государственного долга - обусловлены прошениями Национального банка с Правительством, которые зафиксированы в ст. 26, 36, 54, 56 БК. Вместе с тем данные операции не предусматривают кредитования Правительства, возможность которого установлена в ст. 52 БК - в случае отражения кредитов Национального банка на покрытие дефицита республиканского бюджета в законе о б4оджете на очередной 'од. Это связано с тем, что в настоящее время большинство центральных банков других государств с относительно стабильной экономикой не выдают кредитов на покрытие дефицита государственного бюджета, и к этой практике, в принципе, должны постепенно подойти в Республике Беларусь. Отношения Национального банка с Правительством закрепляются также ст. 123 БК, исходя из которой, кредиты Национального банка могут предоставляться на покрытие временных разрывов между доходами и расходами республиканского бюджета. Конкретный порядок проведения указанной группы операций определяется соглашениями Министерства финансов и Национального банка, а также нормативными документами последнего. Такая операция, как инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и других ценностей, обусловлена функцией Национального банка по организации данного процесса и его правами в области денежного обращения (ст. 26 и 31 БК). Содержание данной операции изложено в ст. 55 БК. Необходимость осуществления управления золотовалютными презервами, операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также покупка, продажа и мена драгоценных металлов и драгоценных камней определяются, прежде всего функциями Национального банка по валютному регулированию, созданию золотовалютных резервов и управлению ими, а также по установлению цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при проведении банковских операций. Указанные функции взаимосвязаны как между собой, так и с другими функциями, и прежде всего с проведением единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь и эмиссией денег (ст. 26 БК). Основной целью названных операций является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Для достижения этой цели и реализации выделенных функций используются также уже отмеченные выше в первой группе валютные операции. Содержание указанных операций изложено в ст. 53 БК. (3, статья 51, стр.239) Операция по приему ценностей на хранение предназначена для реализации функций Национального банка по созданию золотовалютных резервов и управлению ими, а также по регулированию денежного обращения, поэтому ее описание дается в ст. 53 и 55 БК. Денежные переводы и иные расчетные операции вместе с отмеченными выше в первой группе межбанковскими расчетами связаны с необходимостью осуществления Национальным банком различного рода безналичных расчетов, обусловленных его деятельностью для реализации значительного круга функций (ст. 26 БК). Порядок их проведения отражен в гл. 24 БК. Банковские услуги правительствам иностранных государств, центральным (национальным) банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям обеспечивают реализацию межгосударственных отношений и отношений с международными организациями в соответствии со ст. 26, 49 и 50 БК. Конкретный вид и порядок проведения данных операций определяются межгосударственными соглашениями, а также соглашениями Национального банка Республики Беларусь с центральными банками иностранных государств. Рассматриваемая статья содержит также норму, определяющую платность операций Национального банка, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Это логически вытекает прежде всего из ст. 24, 36, 43 и 48 БК, которые устанавливают финансовую самостоятельность Национального банка, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами или обязательствами Национального банка. Платность операций Национального банка имеет экономическую природу. Как уже отмечалось выше, его операции в значительной мере направлены на регулирование денежной массы. При этом влияние данных операций реализуется не только через их объемы, но и стоимость - процентные ставки, тарифы и т.п. Например, поднимая процентные ставки по операциям рефинансирования, Национальный банк понижает спрос банков на свои ресурсы и тем самым сдерживает денежную эмиссию, ограничивая соответственно рост денежной массы. Понижение процентных ставок приводит к обратному результату. (3, статья 51, стр.240) Национальный банк в области кредитной деятельности: · осуществляет рефинансирование банков под залог государственных ценных бумаг или другое обеспечение, определяемое Правлением Национального банка; · предоставляет своим работникам кредиты в порядке, устанавливаемом Советом директоров Национального банка, а льготные кредиты - в порядке, устанавливаемом Советом директоров Национального банка в соответствии с условиями, определенными законодательными актами Республики Беларусь для льготного кредитования граждан Республики Беларусь. Национальный банк имеет право на удовлетворение своих требований по кредиту и получение процентов за пользование им при наступлении срока платежа путем бесспорного списания денежных средств с корреспондентского счета соответствующего банка на основании распоряжения Председателя Правления Национального банка. Национальный банк не вправе предоставлять кредиты Правительству Республики Беларусь для финансирования дефицита республиканского бюджета и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год и Президентом Республики Беларусь. (7, статья 53, стр.31). Национальный банк вправе осуществлять на территории Республики Беларусь и за ее пределами покупку и продажу иностранной валюты, а также платежных инструкций в иностранной валюте, мену, размещение, привлечение, хранение иностранной валюты и иные валютные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. Национальный банк для пополнения и регулирования размеров золотовалютных резервов осуществляет следующие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями: · открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами; · покупку, продажу, мену, доверительное управление, размещение и привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, драгоценных камней, а также их залог. Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, указанные в части второй настоящей статьи, осуществляются Национальным банком без наличия специального разрешения на осуществление деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями. (7, статья 54, стр.31, 32). Национальный банк при осуществлении денежно-кредитного регулирования выпускает ценные бумаги, устанавливает технические требования к их изготовлению, а также осуществляет операции с ценными бумагами. Национальный банк оказывает посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, участвует в их обращении. (7, статья 55, стр.32). Национальный банк вправе осуществлять хранение, инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, физических и юридических лиц в установленном им порядке. (7, статья 56, стр.32). Национальный банк в соответствии с законодательством Республики Беларусь выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь. (7, статья 57, стр.32). Центральный банк представляет государство в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции. Для выполнения своих функций центральный банк может открывать представительства в других государствах. Коммерческие операции центральных банков законодательно ограничены и подчиняются целям и задачам государственной денежно-кредитной политики; они не должны подрывать конкуренцию в сфере кредитных отношений. Как правило, центральный банк не имеет права заниматься торговой и промышленной деятельностью, операциями с недвижимостью, приобретать доли хозяйствующих субъектов. К примеру, Национальный банк Республики Беларусь не может быть участником хозяйственных обществ и иных юридических лиц, за исключением отдельных банков, организаций, работающих на рынке ценных бумаг, производящих межбанковские расчеты, финансирующих, осуществляющих разработку и внедрение банковских технологий; международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной и банковской сферах. Порядок участия Национального банка в указанных организациях определяется Президентом Республики Беларусь. Из совокупности операций центрального банка подробно остановимся на шести наиболее значительных. Кредитная деятельность Национального банка включает в себя рефинансирование банков; кредитование Правительства в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год; предоставление кредитов своим работникам в порядке, установленном Советом директоров Национального банка. (2, стр.353, 354) Проведение кредитных операций Национальным банком регламентируется Банковским кодексом, соответствующими положениями Национального банка и другими нормативными актами. Для решения задач денежно-кредитного регулирования Национальный банк использует операции рефинансирования, то есть кредитования банков на конкурентной и индивидуальной основе. Целью рефинансирования является кредитная поддержка государственных программ, отдельных отраслей, предприятий, сглаживание текущих колебаний уровня ликвидности банковской системы. Кредиты предоставляются на договорной основе с уплатой процентов. В большинстве стран мира при рефинансировании используются инструменты открытых тендеров. Кредитные организации, которые соблюдают требования центрального банка, имеют равные возможности в получении кредита эмиссионного банка. В отдельных странах действуют дополнительные поддерживающие правила для мелких и средних банков. Национальный банк Республики Беларусь предоставляет кредиты республиканским органам управления, в том числе Министерству финансов — на покрытие государственного долга и дефицита республиканского бюджета; республиканским и местным органам управления — в текущую деятельность и на инвестиции. Операции кредитования на покрытие государственного долга основываются на Законе Республики Беларусь "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь", которым регламентируется порядок образования, обслуживания внутреннего государственного долга страны, его состав, порядок управления и сроки погашения. Законом "О бюджете Республики Беларусь" определяются суммы отнесения на внутренний государственный долг кредитов под дефицит Республиканского бюджета и процентная ставка по ним. Национальный банк может кредитовать специфические предприятия, организации и учреждения и осуществлять их кредитно-расчетное обслуживание. Заемщиками Национального банка могут выступать иностранные государства, банки, предприятия (по межправительственным соглашениям). Физическим лицам — служащим Национального банка — запрещено получать потребительские кредиты во всех банках, кроме Национального. Национальный банк может осуществлять кассовые, вкладные и кредитно-расчетные операции по счетам воинских частей, предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел Республики Беларусь. В этих целях в Национальном банке и в главных (специализированном) его управлениях открываются расчетные счета и субсчета. Кроме того банк ведет счета клиентов, финансируемых за счет средств бюджета, временно финансируемых за счет средств бюджета, средств клиентов, полученных ими из внебюджетных фондов; текущие счета физических лиц; текущие счета клиентов по доверительным операциям. В ходе совершения кассовых операций центральным банком осуществляются прием и выдача наличных денег, оформление кассовых документов, хранение денег, ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины. Выделяют кредитные, депозитные операции и соответствующие операции с ценными бумагами. Пассивные кредитные операции объединяют средства, полученные центральным банком в виде кредитов от иностранных банков, международных организаций, средства, полученные Правительством по соглашениям с МВФ, иностранными государствами, банками, предприятиями и другими международными организациями. Данные кредиты являются дополнительным источником валютных поступлений и используются для ускорения общественно-экономического развития государства. Сумма и валюта иностранного кредита, порядок его получения, использования и погашения, условия установления и погашения процентов определяются индивидуальным кредитным соглашением. Пассивные депозитные операции представляют собой операции по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и срочные. В группу депозитов до востребования входят средства на корреспондентских счетах банков и счетах для расчетов банковскими пластиковыми карточками (для внутригосударственных расчетов и расчетов в иностранной валюте), счетах обязательных резервов и других счетах до востребования. Срочные депозиты объединяют средства банков, органов государственного управления, клиентов. (2, стр. 354-356) В совокупности пассивных операций центрального банка следует выделить операции, при которых он выступает эмитентом векселей, депозитных сертификатов, облигаций и прочих долговых обязательств. Поддержание доверия к национальным деньгам, создание и сохранение среды привлекательности для внешних кредиторов и инвесторов, соблюдение обязательств страны по соглашениям с международными финансовыми организациями — все эти цели обеспечиваются путем формирования, сохранения и приумножения резервов иностранной валюты центральным банком. Кроме этого, резервы необходимы для валютных интервенций, международных расчетов, прироста накоплений государства. Резервы иностранной валюты могут размещаться в зарубежных кредитных учреждениях. К этим резервам относятся иностранные высоколиквидные финансовые активы центрального банка в свободно и в ограниченно конвертируемых валютах, которые предназначены для проведения денежно-кредитной политики, поддержания обменных курсов и своевременных расчетов страны по иностранным сделкам. Свои резервы центральные банки распределяют на операционный и инвестиционный портфели. Операционный портфель включает краткосрочные депозиты, операции РЕПО, казначейские векселя и другие легко реализуемые ценные бумаги. Он предназначен для обеспечения ликвидности эмиссионного банка по текущим операциям с резервами. Для обеспечения повышенной доходности от размещения резервов формируется инвестиционный портфель из средне- и долгосрочных ценных бумаг. Для пополнения и регулирования размеров золотовалютных резервов центральный банк проводит следующие операции: открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории страны и за ее пределами; покупку, продажу, мену, доверительное управление, размещение и привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней; залоговые операции; операции СВОП. Центральный банк осуществляет широкий круг операций с ценными бумагами. Например, приобретает ценные бумаги, включая выпущенные третьими лицами, на биржевом и внебиржевом рынках, выпускает собственные долговые ценные бумаги. Центральный банк выступает посредником министерства финансов при размещении государственных ценных бумаг. (2, стр. 357) Национальный банк Республики Беларусь с 1995 г. начал выпускать собственные ценные бумаги. Он осуществляет выпуск, размещение и погашение облигаций на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Национальный банк обязуется возвратить номинальную стоимость облигаций, выплатить по ним процентный доход в свободно конвертируемой валюте, в которой номинированы эти ценные бумаги. Размещение и погашение облигаций осуществляется через главные управления (отделения) Национального банка страны. При наличии соответствующей лицензии на проведение валютных операций и заключенного с Национальным банком договора поручения данные операции могут осуществлять и уполномоченные банки. Инвесторами в эти ценные бумаги выступают физические лица. Операции по покупке-продаже облигаций на вторичном рынке не допускаются. Национальным банком выпускаются простые векселя, номинированные в иностранной валюте. Цель эмиссии — формирование золотовалютных резервов Национального банка. Их первыми векселедержателями могут быть только банки. На вторичном рынке ценных бумаг их вправе приобрести любые юридические лица (резиденты и нерезиденты). Активные депозитные операции. Это операции по размещению в других банках и кредитных организациях временно свободных средств, которыми распоряжается центральный банк. В их числе выделяют депозиты до востребования (средства на корреспондентских счетах банков, карт-счетах и других счетах до востребования) и срочные депозиты. Центральные банки также осуществляют операции инкассации и перевозки денежной наличности, валютных и других ценностей; межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями, — переучет векселей и других денежных обязательств; прием ценностей на хранение; денежные переводы и иные расчетные операции; валютные операции; банковские услуги, оказываемые и получаемые от таких контрагентов центрального банка, как правительства иностранных государств, центральные банки и финансовые органы этих государств, а также международные организации; посреднические услуги в качестве финансового агента правительства страны по распространению государственных ценных бумаг; учет средств государственных и общественных фондов, определенных законодательством страны; операции по обслуживанию государственного долга (в Республике Беларусь) и др. (2, стр. 357, 358)
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |