Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей технологии



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей технологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильна организация учебной деятельности. Почему количество детей, пришедших в первый класс школы и имеющих физические недостатки или хронические заболевания (25-35%), увеличивается к концу обучения в школе? Почему только (8-10%) выпускников школ можно считать действительно здоровыми? Как так мы учим наших детей, что наши дети выходят из школы неполноценными членами общества? А сегодняшние больные дети- это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

В одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения, которые не отрицаются друг другом, а эволюционируют к более совершенным. В каждой из известных технологий можно назвать ряд преимуществ и недостатков. Наиболее распространенны в деятельности нашей  современной школе технологии:  традиционное и развивающее обучение.

Существенную особенность традиционного обучения составляет авторитарная педагогика, превращающая нашу школу в «школу знаний» что в немалой степени способствует возникновению глубокого переутомления у основной массы учащихся как в конце учебного дня, так и к концу учебного года.

В системе РО (технологии развивающего обучения) весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребёнка. Основные характеристики технологии РО, разработанной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, в отличии от традиционного обучения, отвечают принципам здоровьесберегающей технологии.

Игровые технологии,  протекающие в специально организованных условиях по определённым правилам, разворачиваясь на деятельной основе путями и средствами, адекватными возрасту учащихся, постепенно разовьются в учебную деятельность.

Общеизвестно, что мотивы познавательного характера, с которыми дети пришли в школу, имеют важное значение для организации учебного процесса, поскольку они помогают быстрее осваивать то, что ему интересно. К концу первого года обучения большинство детей начинают говорить о своём нежелании ходить в школу. Поэтому не случайно цель начальной школы звучит как развитие устойчивого интереса к «стране знаний». И здоровье учащихся играет не последнюю роль.

Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учётом работоспособности детей, использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т.д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики- сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся. Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требуют использованию в работе с младшими школьниками эффективных средств и методов, повышающих и удерживающих на должном уровне умственную работоспособность учащихся. В современной школе от детей ожидают не столько каких-либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной аналитеко-синтетической деятельности, большей работоспособности , чем прежде.

Под работоспособностью понимается свойство человека, определяемое состоянием высших психических функций и характеризующее его способность выполнять определённую деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени.

Умственная работоспособность- это возможность ребёнка продуктивно длительно выполнять определённую умственную деятельность, доступную его возрасту, при экономных нервно-физиологических затратах; это одно из важных условий успешного обучения в школе. Критериями умственной работоспособности служат такие показатели, как продуктивность , качество и точность (безошибочность работы или наличие ошибок, возникающих как следствие утомления). У младших школьников умственная работоспособность может достигать высоких пределов, особенно при обучении по инновационным программам. Однако что касается не всех детей. На практике мы отмечаем, что у части младших школьников быстро развивается утомление , в результате чего возникает предпосылки для их будущей учебной неуспеваемости.

Огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояния здоровья. Паспортный возраст ребёнка не всегда конгруэнтен уровню его биологического развития , физической подготовленности. При поступлении в школу в шестилетнем возрасте у 39% детей выявляется отставание биологического возраста от паспортного.6- и 7- летний возраст отнюдь не свидетельствует о психологической зрелости и готовности организма ребенка к обучению в школе. Этот говорит о необходимости более внимательного отношения к детям с различными отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии. 90% от общего числа детей со слабой работоспособностью пассивны на уроках: редко отвечают на вопросы, часто не справляются с различными заданиями, быстро устают. У них отсутствует интерес к учению, к конкретным заданиям, которые требуют умственного напряжению с целью повышения уровня учебно-воспитательно процесса необходимо постоянно изменять условия организации младших школьников на уроках, проводить физкультминутки, а в содержании учебного материала больше вносить игровых ситуаций.

На единство физического и умственного развития ребёнка указывал ещё П.Ф.Лесгафт. Однако добиться этого единства очень сложно , т.к. физическая и умственная работоспособность ребёнка зависит от целого ряда причин. Организованная двигательная деятельность ребёнка должна регулироваться с учётом возрастных особенностей и динамики физической подготовленности школьника, только тогда она будет способствовать его психическому и физическому развитию. С одной стороны, потребность в движении биосоциальная, с другой она должна быть социально сформированной. С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребёнка, укреплять его здоровье, добиваться физического совершенствования.

Особого внимания требуют дети, имеющие низкий уровень развития. Только путём ежедневной и индивидуальной работы можно добиться определённых успехов в развитии их умственной работоспособности. Увеличение ежедневной двигательной активности младших школьников посредством физических упражнений и подвижных игр положительно сказывается на предотвращении утомления и сохранении у них умственной работоспособности в течении всего учебного года. По сравнению с учащимися, работающими по обычному двигательному режиму , для таких школьников характерна тенденция к увеличению объёма выполняемой работы и повышению её качества.

В детском возрасте происходят временные изменения работоспособности. У одного т того же человека работоспособность может колебаться в зависимости от времени года, дня, недели, времени суток. В литературе имеются многочисленные данные о том, что построение правильного режима обучения, грамотный выбор педагогических средств являются одним из основных путей сохранения работоспособности и уменьшения утомляемости учащихся. Н.К. Верещагиным с сотрудниками разработана теория утомления и восстановительных процессов, которая в значительной степени основывается на взглядах Г.Ф. Фольберта . основной практический объект данной теории состоит в том, что впервые была глубоко обоснованна возможность направленного развития адаптации путём специальной тренировки, в результате чего неблагоприятные стороны воздействия статистических нагрузок на организм при овладении общеучебными умениями и навыками можно скорректировать.

Динамика работоспособности в течение дня показывает 2 типа повышенной работоспособности, совпадающие по времени с периодами высокого уровня действия физиологических функций.

· 8-12 часов;

· 16-18 часов;

К 12 часам обычно отмечается падение работоспособности. Более того, работоспособность детей не остаётся постоянной и в часы её оптимального состояния, с 9-12 часов. Она претерпевает различные изменения даже в процессе проведения одного урока.

Первый период, как только человек приступил к работе, называется фазой врабатывания. Работоспособность относительно невелика постепенно повышается. У детей, по сравнению со взрослыми, фаза вырабатывания несколько короче, что связанно с более высокой системы. Период вырабатывания в 80% случаев у младших школьников длиться от2 до 7 минут. Затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне. Через 20 минут работы она снижается. Вследствие этого, эффективно наиболее сложные элементы программы преподносить после 7 минут занятия. Имеются данные, что средняя продолжительность активного внимания у младших школьников равна 15-17 минутами (М.В.Антропова). вслед за фазой вырабатывания следует фаза оптимальной устойчивой работоспособности. Затем работоспособность начинает снижаться. Также отличается резкое повышения количества отвлечений и возбуждение детей после 15-20 минут у шестилеток и после 20-25 минут и 7-летних школьников. Последние 5-10 минут урока педагогически малопродуктивны. В ряде случаев, незадолго перед окончанием работы может поступить незначительно и кратковременное повышение работоспособности. Эта фаза получила название «конечного прорыва».

Вывод о зависимости длительности активной работы от методики проведения уроков отмечается во многих работах педагогов-исследователей.

Если проанализировать дневную динамику работоспособности, то можно сказать, что 1 урок не очень продуктивный, так как попадает на фазу врабатывания, 2 и 3-ий уроки- соответствуют периоду оптимальной устойчивости работоспособности, следовательно, максимально продуктивны. 4 урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. В дневной динамике работоспособности явления «конечного прорыва» в отношении последних уроков исследователями не наблюдалось.

Динамика изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели определяется физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статистического 4компонениов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов.



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей технологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей технологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)