Методы изучения объёма внимания
Для изучения объема внимания используются две группы методов: 1. основанные на тахистоскопическом предъявлении букв, цифр, фигур; 2. основанные на отыскании чисел. В первом случае для предъявления стимульного материала необходимы электронный тахистоскоп, экран и набор диапозитивов. Для обеспечения четкости восприятия материала необходимо соблюдать следующие правила: высота букв (цифр) должна быть 9-10 мм, толщина штрихов – 1,5 мм, длина ряда знаков – 60 мм, расстояние от экрана до испытуемого 0,75-1,5 м, скорость экспозиции 0,07+0,02с. Показателем объема внимания служит количество объектов, воспроизведенных после их предъявления. (Пример, методика «Расстановка чисел»).
Методы изучения избирательности внимания Методика Мюнстерберга Цель методики: выявление уровня избирательности, концентрации внимания, помехоустойчивости. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости. Материал и оборудование: бланк теста Мюнстерберга, карандаш и секундомер. Бланк теста Мюнстерберга Испытуемый: ________________________________________________________________ Дата: _______________________________________________________________________ Экспериментатор: ____________________________________________________________ Время _______ Стимульный материал бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч Ключ бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч Инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте». Пример: рюклбюсрадостьуфркнп. Время выполнения задания - 2 мин. Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Во время выполнения задания экспериментатором включается метроном. Оценка результатов: Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов. Всего в тесте содержится 25 слов. Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу. Таблица 1 Шкала оценок
Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведение к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание проходить психодиагностическое обследование и пр. В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого. Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данной методике для её улучшения. Очень высокий уровень избирательности внимания указывает на феноменальную психическую активность. Методы изучения устойчивости внимания Корректурная проба Бурдона Цель проведения методики: исследование особенностей активного внимания, его переключаемости и истощаемости. Позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики нет. Материал и оборудование: для проведения необходимо иметь специальный бланк и секундомер. На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Бланк корректурной пробы Бурдона Испытуемый: ________________________________________________ Дата: _______________________________________________________ Экспериментатор: ____________________________________________ Время _______ Стимульный материал
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |