Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы изучения механической пямяти



2019-12-29 512 Обсуждений (0)
Методы изучения механической пямяти 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод попарного воспроизведения . Метод парных ассоциаций (И.Мюллер). Под этим названием объединяются два типа экспериментов.

1. Элементы заучивания парами так, что при предъявлении первого элемента пары надо ответить вторым элементом. Подсчитывается количество правильных ответов. Возможно одно или несколько предъявлений материала, но количество их должно быть недостаточным для 100-процентного воспроизведения. Например:

толпа-темнота

зонтик-перспектива

кедр-капитан

хозяин-крутизна

сера-шум

больше-обещание

дом-рассвет

компьютер-отражение

цветок-наводнение

кошка-оттепель.

2. Экспериментатор читает подряд около 24 слогов так, что первый, третий и т.д. произносятся с ударением. При тестировании экспериментатор произносит в беспорядке ударные слоги, а испытуемый должен вспомнить соответствующие неударные: тек-чук, как-жик, вар-тон, нин-гил, ляп-дун, рут-нек, тир-чан, Кен-рин, лат-тик, дик-нор, вин-тор, сом-дон.

Метод напряжения памяти (Джекобсон).

Цель использования методики: определение объема непосредственной памяти.

Материал и оборудование: бланк теста, карандаш и секундомер.

Бланк теста

Испытуемый: ________________________________________________

Дата: _______________________________________________________

Экспериментатор: ____________________________________________

Количество баллов: _______

Процедура исследования. Испытуемому предъявляют три объекта и просят их воспроизвести, затем предъявляют четыре объекта и т.д. В результате узнают, сколько объектов испытуемый может вспомнить при однократном предъявлении.

Стимульный материал

Ряда предъявляемых объектов

Тел Маб лир Пак Зуб Рал ден Тел Чук Канн Жик мун Зик Нек Чил Ляп Дун Тад

 

Во избежание случайностей необходимо давать испытуемому больше одного ряда каждой длины и продолжать опыт после того как испытуемый сделал ошибку.

Оценка результатов. Методика подсчета может быть различной. За показатель объема памяти принимается:

1) наиболее длинный ряд, который испытуемый всегда повторяет правильно;

2) наиболее длинный ряд, который испытуемый иногда повторяет правильно;

3) средний объем можно высчитать, давая, например, три ряда каждой длины и добавляя одну треть при каждом следующем правильном повторении.

Допустим, испытуемый правильно повторил все ряды, включая шестизначные. Общая оценка – 6. Если при этом он дважды повторил семизначный, ни разу – восьмизначный, один раз – девятизначный и ничего больше, то общая величина его объема памяти равна: 6+(1/3+1/3+1/3)=7

4) когда испытуемый воспроизводит правильно все ряды с элементами, но не может воспроизвести ни одного ряда с (h+1) элементами, то за показатель объема памяти следует взять (h+0,5).

2. Методики исследования логической памяти.

В отечественной психологии проблема осмысленности запоминания тесно связана с проблемой активности субъекта. В работах А.Н. Леонтьева и Л.В. Занкова проблема осмысленности запоминания была поставлена как проблема способов запоминания.

Первым из отечественных психологов исследование осмысленного запоминания провел Н.А. Рыбников. Его опыты показали, что осмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического. Широкое изучение мыслительной переработки информации в процессе запоминания было проведено в исследованиях А.А. Смирнова. Им были выделены три вида мыслительных процессов при запоминании: смысловая группировка, смысловые опорные пункты (заголовки, тезисы – «нечто краткое, сжатое», служащее заменой широкого содержания); процессы соотнесения, под которыми понимается установление связи запоминаемого с чем-либо ранее известным.

При исследовании логической памяти наибольшее расстояние получили метод дополнения, метод парных мыслей, метод рассказа, метод опосредствованного запоминания. Эти методы направлены на выявление способности субъекта устанавливать связи в процессе запоминания, воспроизведения и сохранения материала.

Метод опосредствованного запоминания ( по А.Н. Леонтьеву).

Цель: изучение показателей непосредственного и опосредствованного запоминания.

Материалы и оборудование: бланк теста, карандаш.

Бланк теста

Испытуемый: ________________________________________________

Дата: _______________________________________________________

Экспериментатор: ____________________________________________

Количество баллов: _______

 

Способ запоминания Показатели
Непосредственное запоминание  
Опосредствованное запоминание  

 

Перечень слов: дождь, собрание, пожар, день, драка, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд, небо (15 слов).

Перечень картинок: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка, землянка, ручка для перьев, самолет, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, лодка, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка (30 картинок).

Процедура исследования. Испытуемому читают в слух ряд слов и предлагают для лучшего их запоминания воспользоваться картинками, которые расположены перед ним на столе во время опыта. К каждому слову следует выбрать картинку, наиболее подходящую по содержанию или по каким-либо другим признакам, и отложить её в сторону. Например, к слову «дом» можно отложить картинку с изображением еды, к слову «лето» - купающихся и т.д. При воспроизведении испытуемому предлагают по каждой из отложенных им картинок назвать соответствующее слово.

Обработка результатов. Количество правильно воспроизведенных слов является показателем способности к установлению осмысленных связей в процессе запоминания и использования при этом инструментальных приемов. Этот тип памяти рассматривается как переходный от механического запечатления к логической памяти. При подборе слов и картинок экспериментаторам надо избегать прямых внешних или смысловых ассоциаций. Однако не следует увлекаться и слишком отдаленными возможными связями типа знания-сапоги. При подборе слов и картинок нужно сохранять одинаковыми все формальные их свойства: соотношение конкретного и абстрактного, однородность грамматических и изобразительных признаков, количество деталей и т.п.

Данный метод можно использовать для исследования как памяти, так и мышления, например, выяснить способность к установлению дальних логических связей. Метод несет в себе и черты проективного метода – если изучить характер ассоциаций.



2019-12-29 512 Обсуждений (0)
Методы изучения механической пямяти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы изучения механической пямяти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)